Главная страница
Навигация по странице:

  • «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» Реферат

  • Хабибуллина Олеся Геннадьевна

  • золотой век русской культуры. Золотой век русской культуры


    Скачать 23.41 Kb.
    НазваниеЗолотой век русской культуры
    Дата21.02.2021
    Размер23.41 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлазолотой век русской культуры.docx
    ТипРеферат
    #178227



    Частное профессиональное образовательное учреждение

    «ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    Реферат


    по

    Истории

    дисциплине


    Тема:

    Золотой век русской культуры
















    тема работы





    Выполнил(а) студент(ка)


    Хабибуллина Олеся Геннадьевна




    фамилия имя отчество

    Идентификационный номер:

    909-0501





































    Пермь 2019

    Оглавление

    Введение 3

    1.Достижения науки и техники. 4

    2.Литература и живопись первой половины ХIХ в. 7

    3.Русский театр и музыка первой половины ХIХ в. 9

    Заключение 12

    Список использованных источников 13




    Введение


    Развитие культуры неразрывно связано с жизнью страны. В первой половине ХIХ в., как, впрочем, и на всем его протяжении, развитие отечественной культуры во многом было обусловлено, с одной стороны, борьбой между старыми порядками и тем новым, что естественно вырастало из потребностей страны, а с другой – западным влиянием. Следует также отметить, что большое воздействие на рост национального самосознания, русскую культуру оказала Отечественная война 1812 года.

    Однако консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало широкому народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.

    Целью данной работы является рассмотрение развития русской культуры первой половины XIX века.

    Исходя из поставленной цели были сформированы следующие задачи:

    1. Выделить наиболее ярких представителей, развивающих отечественную науку и технику в первой половине XIX в.

    2. Перечислить наиболее ярких представителей литературы и живописи первой половины XIX в.

    3. Обозначить наиболее передовых представителей театра и музыки первой половины XIX в.

    Анализ современных источников литературы позволил выделить и использовать труды следующих авторов: д. философ.н., проф. Ледовских Н.П., как автора многочисленных научных и учебно-методических изданий; авторов-историков Барабанова В. В., Николаева И. М., Рожкова Б. Г.; историка и автора многочисленных трудов, посвященных русской культуры и истории Яковкина Н. И.

    1. Достижения науки и техники.


    Первая половина XIX в. – время бурного развития отечественной исторической науки. Было создано общество истории и древностей Российских при Московском Университете. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 г. было опубликовано найденное в конце XVIII в. «Слово о полку Игореве». Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические изыскания на территории России.

    Большую   известность   получили   работы   историков Н.А. Полевого, Т.Н. Грановского, М.П. Погодина.

    Откликаясь на запросы общественности, Александр I поручил Н.М. Карамзину написать историю России. Карамзин, писатель-сентименталист и публицист, не был профессиональным историком. Но он отнесся к поручению со всей ответственностью. Карамзин считал, что история человечества – это история борьбы разума с заблуждением, прогресса с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. Психологический анализ их действий был основным приемом объяснения исторических событий. Автор успел довести события до 1611 г. «История Государства Российского» имела огромный успех и неоднократно переиздавалась. Однако этот труд вызвал немало негативных откликов.

    Замечательные достижения принадлежали России в области естественных наук. Астрономической столицей мира, по отзыву иностранных ученых, становится открытая в 1839 г. Пулковская обсерватория с крупнейшим в то время телескопом. В Пулковской обсерватории трудился выдающийся астроном XIX в. В.Я.Струве. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

    Гениальный скачок в будущее математики совершил разработкой неевклидовой геометрии профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский. Не отставала Россия и в области химии и биологии. Н.Н. Зинин впервые получил анилиновую краску из бензола, до открытия это красящее вещество добывали из индиго, растущего в южных странах.

    В области физики важные открытия сделали В.В. Петров (исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения помещений и улиц, а также плавки металлов), Б.С. Якоби (провел исследования в области создания электрических машин, телеграфа, электрохимии, открыл метод гальванопластики) и Э.X. Ленц(изучил превращение тепловой энергии в электрическую).

    Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Н.И. Пирогова стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Еще в 1847 г. в Академии наук он сделал сообщение о своих операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

    Среди технических достижений России следует отметить первый в мире электромагнитный телеграф, разработанный с 1832 г. Шиллингом, а также спущенный в 1839 г. на Неву первый в мире электроход, созданный Б.С. Якоби. Чуть раньше появилась и первая русская железная дорога, построенная крепостными механиками отцом и сыном Черепановыми в 1834 г. на одном из уральских заводов. В 1837 г. Петербург был соединен с летней резиденцией царя – Царским Ceлoм железнодорожной линией в 25 км.

    Отечественные географы изучали острова Тихого океана, Китай, Японию, Сахалин и Камчатку, составили подробные карты исследованных мест. В 1803–1806 гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Ее возглавили адмирал И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Русские капитаны исследуют северные берега Тихого океана, полярные моря. В 1819 г. Ф.Ф. Беллингсгаузен и М.П. Лазарев на шлюпах «Восток» и «Мирный» открывают Антарктиду. Экспедиция выполнила обширные океанологические исследования, собрала богатые коллекции растений и животных.

    В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном В.М. Головниным обследовали Курильские острова и были захвачены в плен японцами. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в плену познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Г.И. Невельского [1].

    1. Литература и живопись первой половины ХIХ в.


    На рубеже XVIII—ХIХ вв. классицизм в литературе сменяется сентиментализмом.

    Основоположником сентиментального направления стал Н.М. Карамзин. Однако и сентиментальная литература, воздействуя на чувства читателей, мало затрагивала реальную жизнь. Разлад между идеалом и действительностью вскоре привел к тому, что на смену сентиментализму пришел романтизм в лице В.А. Жуковского, юного А.С. Пушкина. В романтических произведениях изображались сильные страсти, герои действовали в необычной обстановке, проявлялся интерес к национальному прошлому. Наиболее яркое представление о литературе русского романтизма дают стихотворения и поэмы М.Ю. Лермонтова.

    «Золотой век» в русской литературе начинается с А.С. Пушкина, основоположника русской классической литературы. Творчество Пушкина В.Г. Белинский определил как поэзию жизни, поэзию действительности. Вслед за Пушкиным традиции русской литературы в первой половине ХIХ в. развивали М.Ю. Лермонтов и Н.В. Гоголь. В творчестве Гоголя критический реализм достиг особой остроты.

    Последние годы дореформенной эпохи (1845–1855) были, пожалуй, самими тяжелыми для русской литературы ХIХ в. После революционных событий в Европе цензура обрушилась не только на передовой «Современник», произведения Пушкина, Гоголя, славянофилов, но даже на М.П. Погодина, Ф.В. Булгарина, любимца царской семьи В.А. Жуковского. Чуть позже власти признали деятельность цензуры в 1845–1855 гг. цензурным террором. Но именно в эти годы начинали свою творческую деятельность гениальные писатели второй половины ХIХ века – А.К. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Н.А. Некрасов, Л.Н. Толстой.

    В академической живописи второй половины XVIII в. считалось недостойным искусства писать то, что видишь вокруг. А.Г. Венецианов в начале ХIХ в. одним из первых русских художников пытался отобразить жизнь такой, какая она есть. Его картины «Гумно», «На пашне», «Жатва», хотя и идеализировали крестьянскую жизнь, все же положили начало развитию бытового жанра.

    В первой половине ХIХ в. господствующее положение по-прежнему занимала академическая живопись. Важным явлением не только в искусстве, но и в общественной жизни стала картина К.П. Брюллова «Последний день Помпеи» (1836), получившая широкую известность не только в России, но и в Европе. «И стал последний день Помпеи для русской кисти первый день», – написал Е.А. Баратынский. Однако Брюллов работал в отживающих формах, и его живопись позже утратила привлекательность для современников.

    Покончить со старым направлением, т. е. академическим классицизмом, внести в живопись жизнь и правду, по замыслу А.А. Иванова, должна была его грандиозная картина «Явление Христа народу». Но когда он ее закончил (а писал он ее более 20 лет), то все переменилось: время, люди и сам художник, который понял, что русскому обществу нужно что-то другое. Предвестником этого «другого», критического направления в русской живописи стал П.А. Федотов. В его картинах «Свежий кавалер», «Сватовство майора», «Анкор, еще анкор!», «Завтрак аристократа» отразилась неприкрытая действительность николаевской России [2].
    1. Русский театр и музыка первой половины ХIХ в.


    В XIX веке, наряду с потрясающим развитием литературы, наблюдается и ярчайшие взлеты музыкальной культуры России, причем музыка и литература находятся во взаимодействии, что обогащает тешили иные художественные образы. Если, например, А.С. Пушкин в своей поэме «Руслан и Людмила» дал органическое решение идеи национального патриотизма, найдя для ее воплощения соответствующие национальные формы, то М.И. Глинка обнаружил в волшебно-сказочном героическом сюжете Пушкина новые, потенциальные варианты и осовременил его.

    Значительное влияние на развитие музыкальной культуры России XIX века оказало творчество Н.В.Гоголя, неразрывно связанное с проблемой народности. Гоголевские сюжеты легли в основу опер «Майская ночь» и «Ночь перед Рождеством» Н. Римского-Корсакова, «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргского, «Кузнец Вакула» («Черевички») П. Чайковского и т.д. Римский-Корсаков создал целый «сказочный» мир опер: от «Майской ночи» и «Снегурочки» до «Садко», для которых общим является некий идеальный в своей гармоничности мир.

    Расцвету русской музыкальной культуры способствовало творчество П. И. Чайковского, написавшего немало прекрасных произведений и внесшего новое в эту область. Так, экспериментальный характер носила его опера «Евгений Онегин», предупредительно названная им не оперой, а «лирическими сценами».

    На рубеже XIX и XX веков в творчестве композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций, отход от социальной проблематики и возрастание интереса к внутреннему миру человека, к философско-этическим проблемам. «Знамением» времени было усиление лирического начала в музыкальной культуре. Н. Римский-Корсаков, выступавший тогда основным хранителем творческих идей знаменитой «могучей кучки» (в нее входили М. Балакирев, М. Мусоргский, П. Кюи, А. Бородин, Н. Римский-Корсаков), создал полную лиризма оперу «Царская невеста».

    Значительным явлением культурной жизни России первой половины XIX в. стал театр. Популярность театрального искусства росла. Крепостной театр сменялся «вольным» – государственным и частным.

    С большим успехом шли на сцене такие драматические произведения как «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Ревизор» Н.В.Гоголя и др. В начале 50-х годов XIX в. появились первые пьесы А.Н.Островского. В 20-40-е годы в Москве демонстрировал свое многогранное дарование выдающийся русский актер М.С.Щепкин, друг А.И.Герцена и Н.В.Гоголя.

    Большим успехом у публики пользовались и другие замечательные артисты – В.А.Каратыгин – премьер столичной сцены, П.С.Мочалов, царивший на сцене Московского драматического театра и др.

    Значительных успехов в первой половине XIX в. добился балетный театр, чья история в тот период во многом была связана с именами знаменитых французских постановщиков Дидло и Перро. В 1815 г. на сцене Большого театра Петербурга дебютировала замечательная русская танцовщица А.И.Истомина.

    «К концу 50-х – началу 60-х годов драматический театр вызывал живой интерес русского общества, оценивавшего его как один из важнейших духовных центров страны. В духе распространённых вольнолюбивых настроений театр виделся как некая “трибуна в защиту человека”».

    Большая роль в становлении реалистического русского театра отведена творчеству А. Н. Островского. Новаторские театральные идеи Островского находили свое воплощение в первую очередь в императорских Малом (Москва) и Александринском (Петербург) театрах, а с императорских сцен переходили в частные антрепризы, работавшие в провинции.

    Русский театр постепенно становится выразителем исключительно российских социально-общественных идей. Новые поколения драматургов, режиссеров, актеров уже целиком сосредотачиваются на истории и социальных явлениях России.

    Время конца XIX – начала XX столетий связано со становлением новых театральных эстетик, которые поначалу совпадали с революционными социальными преобразованиями.

    М. В. Лентовский видел театр в развитии традиций площадного искусства, идущего от скоморошества, как гала-представления, захватывающие зрителей и переходящие в массовые празднества.

    К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко в Московском Художественном театре стали основателями психологического театра, разрабатывая и дополняя каждый сценический образ невидимой зрителю предысторией, стимулирующей те или иные поступки персонажа.

    Эстетикой В. Э. Мейерхольда стала разработка театральных форм, в частности, сценического движения, он является автором системы театральной биомеханики.

    Драматические классические основы незыблемо хранил Малый театр, продолжая исторические традиции в новых социальных условиях [3].

    Заключение


    В XIX веке Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских художников. Завершился процесс формирования национальной культуры.

    В истории русской культуры конец XIX – начало XX в. получил название «серебряного века» русской культуры, который начинается «Миром искусства» и заканчивается акмеизмом.

    В начале XX в. возник «русский авангард». Его представители К.С. Малевич, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал и другие проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они были предшественниками абстракционизма и оказали огромное влияние на развитие мирового искусства.

    Впечатляющие успехи и достижения русской культуры и сегодня кажутся удивительными и невероятными. Но они действительно были и позволили России занять достойное место в ряду передовых стран мира.

    Список использованных источников


    1. Ледовских Н.П. История русской культуры: Учебное пособие. – Рязань, 1999.

    2. Барабанов В. В., Николаев И. М., Рожков Б. Г. История России с древнейших времен до конца XX века: учеб. пособие для абитуриентов вузов . — М.: АСТ: Астрель, 2007.

    3. Яковкина Н. И. История русской культуры: XIX век. – СПб, 2002.


    написать администратору сайта