Главная страница
Навигация по странице:

  • · Активная вулканическая деятельность · Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки · Изменение климата на Земле

  • Сознание

  • Самосознание

  • Бессознательное

  • философия. Активная вулканическая деятельность


    Скачать 22.25 Kb.
    Название Активная вулканическая деятельность
    Дата22.06.2022
    Размер22.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлафилософия.docx
    ТипДокументы
    #609603

    1. Сознание современного человека есть продукт всей всемирной истории, итог многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. И для того, чтобы понять его сущность, необходимо выяснить вопрос о том, как оно зародилось. Сознание имеет свою не только социальную историю, но и естественную предысторию - развитие биологических предпосылок в виде эволюции психики животных. Двадцать миллионов лет создавались условия для возникновения разумного человека. Без этой эволюции появление человеческого сознания было бы просто чудом. И важнейшей предпосылкой возникновения сознания является наличие свойства отражения у всей материи.

    Отражение - это всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении признаков, свойств и отношений отражаемого объекта. Способность к отражению, а также характер ее проявления зависят от уровня организации материи. Отражение во всем многообразии его форм, начиная от простейших механических следов и кончая человеческим разумом, происходит в процессе взаимодействия различных систем материального мира. Это взаимодействие имеет своим результатом взаимоотражение. Любое отражение включает информационный процесс: оно есть информационное взаимодействие, одно оставляет о себе память в другом.

    Для возникновения сознания необходимы были как биологические, так и социальные предпосылки, которые рассматриваются в эволюционических теориях происхождения человека. Наибольшим признанием используется трудовая теория антропогенеза, в которой труд рассматривается в единстве с природными факторами происхождения человека. В числе первых природных предпосылок антропогенеза называются:

    · Активная вулканическая деятельность

    · Сильный радиационный фон на прародине человека – юге Африки

    · Изменение климата на Земле

    · Космические воздействия, «пассеонарные» толчки

    Предполагается, что один из факторов или вся их совокупность стали причиной мутации, которые наряду с естественным отбором привели к появлению биологических человеческих признаков: тела, приспособленного для прямохождения; кисти, развитые для тонких манипуляций; мозга, сложного по структуре, развитого и по объему; голой кожи; развитой первой сигнальной системой; стадной формы обитания пра-людей;

    2. Автором теории предметной человеческой деятельности является Маркс. Суть теории: человек - живое природное существо, живущее в лоне природы и вынужденное подчиняться её законам. Главный закон природы для всех живых существ - борьба за существование, обеспечение себя жизненными средствами. СПОСОБЫ борьбы за существование животного и человека ПРИНЦИПИАЛЬНО РАЗЛИЧНЫ. Животное находит свои жизненные средства уже готовыми, созданными природой, и для их присвоения использует естественные особенности своей телесной, анатомической организации (зубы, когти, лапы, мимикрию и т. п.) В ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ всем животным человек САМ СОЗДАЁТ свои жизненные средства, причём использует для этого специальные приспособления - ОРУДИЯ, и что самое главное, орудия создаёт тоже сам. Человеческий способ борьбы за существование - ОРУДИЙНЫЙ. Он и является предметной деятельностью или трудом. Труд - не просто особенность, а РОДОВАЯ СУЩНОСТЬ человека. Иными словами, то существо является человеком, которое в своей жизнедеятельности действует орудийно. В процессе предметной деятельности человек РАСПРЕДМЕЧИВАЕТ вещь – распознаёт её закон и в соответствии с ним создаёт орудие для её производства. Закон вещи становится законом деятельности человека. Человек также и ОПРЕДМЕЧИВАЕТ свою сущность – создаёт «вторую природу», искусственную, рукотворную, в широком смысле слова – культуру. Маркс назвал промышленность, производство, искусственное создание вещей «раскрытой книгой человеческих сущностных сил». Труд – прерогатива человека. Животное не способно трудиться. Оно всего лишь инстинктивно совершает трудообразные, прирождённые ему действия. Человек действует осознанно. И пчела строит ячейку из воска, и архитектор строит дома. Но, говорит Маркс, «…и самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека». Речь идёт о том, что в процессе предметной деятельности как её момент возникает ИДЕАЛЬНОЕ (сознание, разум). Это не что иное, как форма предмета вне предмета, в человеческой голове, или же форма предмета, ставшая формой деятельности (закон вещи=закону деятельности). Происходит следующее: созданное человеком орудие=вещь для создания вещи, универсальная вещь, вызывает к жизни и орудие орудий, универсальное орудие=разум. Животное тождественно со своей жизнедеятельностью, обусловленной анатомическо-телесной организацией, не отличает себя от неё. Фактически оно – обыкновенная часть природы. Человек же противопоставляет себя всей природе, превосходя её и возвышаясь над ней. Формы человеческой деятельности не прирожденны человеку, не наследуются вместе с его анатомически-телесной организацией. Все формы деятельности (деятельные способности) передаются только через формы предметов, созданных ЧЕЛОВЕКОМ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА. Поэтому индивидуальное усвоение человечески-определенной формы деятельности, т. е. идеального образа ее предмета и продукта, превращается в особый процесс, не совпадающий с предметным формированием природы. Сама ФОРМА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА превращается для человека в ОСОБЫЙ ПРЕДМЕТ, в предмет особой деятельности. Это и есть ОЧЕЛОВЕЧИВАНИЕ, превращение зверя в орудийно действующего разумного человека.

    3.Сознание – способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.


    Структура сознания

    • Восприятие органами чувств окружающего мира и самого себя – получение первичных знаний.

    • Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе– возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

    • Эмоциональные компоненты – это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

    • Ценностно-смысловые компоненты – это сфера высших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

    Исследователи человеческого сознания обращают внимание на то, что оно не только сложное, но еще и системное, органически целостное, упорядоченное образование.

    Одно из важнейших свойств сознания человека – его активность.

    Проявления активности сознания: отражает мир целенаправленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира; служит основой преобразовательной деятельности человека.

    Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к формированию мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики – возникновение сознания человека – был обусловлен такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создание предметов культуры и возникновение на определенном уровне развития человека знаковых систем.

    Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя – он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

    Самосознание – осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.

    Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бессознательного.

    Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

    Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

    К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бессознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговорки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грезили сновидений.

    По мнению 3. Фрейда (1856–1939) – австрийского психолога и невропатолога, основателя психоанализа, – ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным.

    Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

    Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения:

    – когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

    – когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

    – когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптимальный выход;

    – когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

    4. Ещё Платон утверждал, что мир включает в себя два вида реальности: 1)мир вечных идей, который он считал основным;

    2)мир смертных вещей.

    Это представление сохранилось и в средневековье. Фома Аквинский утверждал, что человек, как и природа - есть единство духовного и телесного; божественного и греховного. Поэтому в античной и средневековой философии центре внимания находятся два вопроса:

    Что такое дух? Что такое идеальное бытие?

    Каково соотношение идеального и материального? Что первично, а что вторично?

    Демокрит считал, что человеческая душа, как и его тело, состоит из атомов, но они более легкие (в мире нет ничего кроме атомов и, следовательно, идеальное тождественно материальному). Идеальное вторично, производно от материального.

    По мнению Платона основой всего материального является идеальное. Эта критика продлилась и позднее. Годфрид Лейбниц говорил: «Если увеличить человеческий мозг до размеров ветряной мельницы. То и тогда все равно нигде нельзя будет увидеть идеального. Видны будут только отдельные части вещества, а атомы нет. Следовательно, идеальное не есть материальное.

    Идеальное бытие в отличие от материального воспринимается человеком не с помощью его чувств, а разумом. Хотя идеальное противоположно материальному, тем не менее, идеальное тесно связано с материальным. Существует рядом с ним. Природа существует вместе с созданной человеком её идеальной моделью. Все что создано людьми (современная цивилизация) все это результат именно активности бытия. Одновременно человек преображает и свой внутренний мир, душу, психику.

    Проблему материализм и идеализм всегда решали по-разному. Правда, и среди представителей идеализма нет полного единообразия в решении этой проблемы. Часть идеалистов, а вместе с ними и представители дуализма решают ее в форме психофизиологического параллелизма: психические и физиологические процессы протекают параллельно и независимо друг от друга и в то же время необъяснимым образом соответствуют друг другу.

    Второе решение выступает в виде идеи психофизиологического взаимодействия, хотя вопрос, как могут взаимодействовать идеальное, психическое и материальное, физиологические сторонники этой позиции оставляют открытым.

    Третьим, крайним вариантом является идея психофизиологического тождества, сведения физиологического к психическому, идея, свойственная субъективному идеализму. Махист Авенариус отрицал всякую связь сознания с мозгом. Мышление, по его мнению, не есть обитатель или повелитель, половина или сторона, но и не продукт и даже не физиологическая функция или состояние мозга. Однако и в материализме психофизиологическая проблема не нашла единого решения. Представители вульгарного материализма, отвергая идеализм, впали в другую крайность, отождествив сознание и материю, объявив и мысль материальной. Бюхнер, Фогт и Молешотт, выходцы из этой школы, считали, что мозг так же выделяет мысль, как печень- желчь.

    Материалистическое решение проблемы соотношения психического и физиологического состоит в признании психофизиологического единства, основу которого образует материальный, физиологический процесс, а психическое, идеальное составляет его внутреннюю сторону, сторону отражения. В конечном счете именно эта мысль просматривается в хорошо известном высказывании К. Маркса: «...Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в голову и переработанное в ней». Маркс К., Энгельс Ф. Соч.2-е изд. Т.23. С.21.

    5. От чувственного познания, от установления фактов, диалектический путь познания ведет к логическому мышлению. Мышление -- это целенаправленное, опосредованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей.

    Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление -- это активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Пытливость -- существенный признак мыслящего человека. Переход от ощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объекта познания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное и общее. Ведь построить здание научного и философского знания из одних чувственных ощущений и представлений и их комбинации нет никакой возможности: все чувственные восприятия, несмотря на их красочность и жизненную сочность, крайне бедны содержанием: они не проникают в суть дела.

    Специальное устройство наших органов чувств и их небольшое число потому и не ставят абсолютной границы нашему познанию, что к ним присоединяется деятельность теоретического мышления. «Око сидит далеко, а мысль еще дальше», -- гласит народное изречение. Наша мысль, преодолевая видимость явлений, их внешнее обличье, проникает в глубь объекта, в его суть. Исходя из данных чувственного и эмпирического опыта, мышление может активно соотносить показания органов чувств со всеми уже имеющимися знаниями индивида, более, того, со всем совокупным опытом, знаниями человечества, и в той мере, в какой они стали достоянием данного человека, и решать практические и теоретические проблемы, проникая через явления в сущность все более и более глубокого порядка.

    Логическое мышление - значит подчиненное правилам, принципам и законам, по которым мысль движется к истине, от одной истины к другой, более глубокой. Правила, законы мышления составляют содержание логики как науки. Эти правила и законы не есть нечто имманентно присущее самому мышлению. Логические законы -- это обобщенное отражение объективных отношений вещей на основе практики. Степень совершенства человеческого мышления определяется мерой соответствия его содержания содержанию объективной реальности. Наш разум дисциплинируется логикой вещей, воспроизведенной в логике практических действий и всей системой духовной культуры Спиркин А. Г. Основы современной философии: Учебник для вузов. - Спб.: Издательство «Лань», 1998. С. 386.. Реальный процесс мышления разворачивается не только в голове отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры. Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мере гарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великая


    написать администратору сайта