Главная страница
Навигация по странице:

  • В звуковой характеристике

  • Образы : Казбек, небо

  • Лексика

  • Образы

  • «Крест на скале» «Монастырь на Казбеке»

  • презентация. 1 ур 1 курс конс през. Определите, какое стихотворение написано А. С. Пушкиным, какое М. Ю. Лермонтовым Монастырь на Казбеке


    Скачать 1 Mb.
    Название Определите, какое стихотворение написано А. С. Пушкиным, какое М. Ю. Лермонтовым Монастырь на Казбеке
    Анкорпрезентация
    Дата03.11.2021
    Размер1 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файла1 ур 1 курс конс през.pptx
    ТипПлан работы
    #262004

    Кавказ в творчестве А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова


    «Крест на скале»

    «Монастырь на Казбеке»

    ?? Определите, какое стихотворение написано А.С.Пушкиным, какое – М.Ю.Лермонтовым ??

    Монастырь на Казбеке

    Высоко над семьею гор,

    Казбек, твой царственный шатер

    Сияет вечными лучами.

    Твой монастырь за облаками,

    Как в небе реющий ковчег,

    Далекий, вожделенный брег!

    Туда б, сказав прости ущелью

    ,Подняться к вольной вышине!

    Туда б, в заоблачную келью,

    1829

    Крест на скале

    И каждая кверху подъята рука,

    И после я сбросил бы цепь бытия

    1830 г.

    План работы

    1. Найти общее в стихотворениях.

    2. Найти различия в стихотворениях.

    3. Проанализировать образы и средства их создания.

    4. Рассмотреть образ лирического героя.

    5. Выдвинуть гипотезу об авторстве.

    6. Обратиться к фактам биографии поэтов.

    Общее в стихотворениях

    Стихи о Кавказе.

    Композиция: в первой части описывается природа Кавказа, во второй – чувства лирического героя.

    В основе лежит романтическая антитеза, основанная на образах-символах – противопоставление земного мира («цепь бытия» - «ущелье») и высшего, небесного, горнего мира («скала», «крест», «молился» - «монастырь», «ковчег», «заоблачная келья», Бог).

    Эти образы придают космический масштаб картине (пространство и время).

    Лирические герои эмоционально показывают свое неудовлетворение земной жизнью и стремление расстаться с земным миром (пунктуация и употребление глаголов условного наклонения).

    Различия в стихотворениях

    Монастырь на Казбеке

    Высоко над семьею гор,

    Казбек, твой царственный шатер

    Сияет вечными лучами.

    Твой монастырь за облаками,

    Как в небе реющий ковчег,

    Далекий, вожделенный брег!

    Туда б, сказав прости ущелью

    ,Подняться к вольной вышине!

    Туда б, в заоблачную келью,

    1829

    В звуковой характеристике ощущается легкость за счет ассонансов.

    Синтаксис: восклицания и многоточие говорят о радостном стремлении к высоте, вечности, Богу.

    Лексика: важную роль играют светлые эпитеты («царственный», «вечными», «реющий», «вожделенный», «вольной», «заоблачную»), указывающие на стремление к свободе, которую можно обрести в вечности. Пространство: очень конкретно, «семья гор» (горная цепь), «шатер» Казбека (многогранная форма вершины, покрытая снегом), «монастырь» реет над облаками (облака опускаются ниже вершин и кажется, что монастырь действительно «реет»). Складывается впечатление, что автор видел все это на самом деле. Образы: Казбек, небо – образы высоты, монастырь, Бог – образы духовной высоты, Небо – романтический символ иного мира, монастырь, кельясимволы одиночества, отречения от мира, отшельничества, спокойствия.

    Различия в стихотворениях

    Крест на скале

    И каждая кверху подъята рука,

    И после я сбросил бы цепь бытия

    1830 г.

    В звуковой характеристике чувствуется напряжение за счет аллитерации.

    Синтаксис: междометие «О» и усилительные частицы «как», «и» и конечное восклицание говорят о душевном надрыве лирического героя, о его стремлении покинуть земной мир.

    Лексика: негативная («чернеет», «гниет и гнется», «схватить», «молился и плакал», «цепь», «бурею»), показывает тяжелую внутреннюю борьбу в душе героя.

    Пространство: неконкретно, может ли быть скала в теснине (т.е. в ущелье), может ли быть виден крест на скале, которая находится в ущелье, какие могут быть холмы среди Кавказских гор, орел в таком случае должен лететь вниз, а не вверх. Складывается впечатление, что автор видел картину гор давно, ему не важна конкретика, а важен романтический пейзаж. Образы: скала, облака (небо) – образы высоты, цепь бытия – образ земной жизни, молитва, слезы – образ Бога, гниющий крест, брат бури (скорее Демон, чем Бог), буря – образы не божественные, это символы духа противоречия и бунтарства.

    Лирический герой (гипотеза)


    Человек, хорошо знающий Кавказ и его природу, радостно стремящийся подняться к Богу, оставив земной мир.

    Мятежный романтик, на душе которого нет спокойствия, он ищет бури (как будто в буре есть покой?!), душа его рвется между Демоном и Богом.

    ?

    Факты биографии

    1829 – 29 лет, сватовство к Н.Гончаровой, отъезд на Кавказ (Тифлис, Арзрум), романтическое настроение, воспоминания о пребывании на Кавказе во время южной ссылки. Был в русской армии Паскевича, действовавшей против Турции, война с которой началась в 1828 г. В ходе войны русская армия захватила в северо-восточной части Турции значительную территорию, в том числе старинный армянский город-крепость Арзрум (Эрзерум). Во время путешествия Пушкин вел дорожные записки, легшие в основу очерков. Пушкин так описывает свое свидание с монастырем (старинной церковью Цминда Самеба) в книге «Путешествие в Арзрум», в 5 главе: «Утром, проезжая мимо Казбека, увидел я чудное зрелище. Белые оборванные тучи перетягивались через вершину горы, и уединенный монастырь, озаренный лучами солнца, казалось, плавал в воздухе, несомый облаками».

    Факты биографии

    1830г. – 16 лет, поступление в Московский университет, байроновские традиции романтической поэзии (исключительность главного героя, недосказанность сюжета, экзотический колорит).

    В 10 лет побывал с бабушкой на Кавказе, сильные впечатления: «Горы Кавказские для меня священны»

    Безответная любовь пятнадцатилетнего поэта к Катеньке Сушковой

    "Демон" (1829г.) - в центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет "грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как страдание.

    М.Ю.Лермонтов и Е.Сушкова

    (M-lle Souchkoff) В теснине Кавказа я знаю скалу, Туда долететь лишь степному орлу, Но крест деревянный чернеет над ней, Гниет он и гнется от бурь и дождей.

    И много уж лет протекло без следов С тех пор, как он виден с далеких холмов. И каждая кверху подъята рука, Как будто он хочет схватить облака.

    О, если б взойти удалось мне туда, Как я бы молился и плакал тогда; И после я сбросил бы цепь бытия, И с бурею братом назвался бы я!

    Прости, мой друг!., как призрак я лечу

    В далекий край: печали я ищу;

    Хочу грустить, но лишь не пред тобой.

    Ты можешь жить, не слыша голос мой;

    Из всех блаженств, отнятых у меня,

    Осталось мне одно: видать тебя,

    Тот взор, что небо жалостью зажгло.

    Все кончено! -- ни бледное чело,

    Ни пасмурный и недовольный взгляд

    Ничем, ничем его не омрачат!..

    Меня забыть прекрасной нет труда, --

    И я тебя забуду навсегда;

    Я мучусь, если мысль ко мне придет,

    Что и тебя несчастна убьет,

    Что некогда с ланит и с уст мечта

    Как дым слетит, завянет красота,

    Забьется сердце медленней – свинец

    Тоски на нем -- и что всему конец!..

    Однако ж я желал бы увидать

    Твой хладный труп, чтобы себе сказать:

    Чего еще! желанья отняты,

    Бедняк -- теперь совсем, совсем оставлен ты!»


    «Крест на скале»

    «Монастырь на Казбеке»


    написать администратору сайта