Главная страница
Навигация по странице:

  • "гармонии"

  • "Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики - всё это, вообще говоря, искусства подражательные"

  • "Подражание прирождено людям с детства, и они тем отличаются от прочих живых существ, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания".

  • Никоноров Артём Б-31. " Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые выдвинули их вперёд и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям."


    Скачать 1.92 Mb.
    Название" Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые выдвинули их вперёд и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям."
    Дата14.05.2022
    Размер1.92 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаНиконоров Артём Б-31.pptx
    ТипДокументы
    #528162

    Вклад Аристотеля в разработку вопросов музыкального образования
    "...Так называемые пифагорейцы, занявшись математическими науками, впервые выдвинули их вперёд и, воспитавшись на них, стали считать их начала началами всех вещей... Кроме того, они видели в числах свойства и отношения, присущие гармоническим сочетаниям." В противоположность числовой и формальной гармонии пифагорейцев он развивает содержательное понимание гармонии. Аристотель тесно сближает понятия "гармонии" и "порядка". В "Физике" он говорит, что эти понятия по сути дела одно и то же. "Безразлично, говорить ли о гармоническом устройстве, порядке или составе; очевидно, что рассуждение одно и то же. Но ведь подобным образом возникают и дом и статуя, и иное прочее; именно дом возникает из предметов, которые были не сложены, а разделены известным образом, а статуя и прочие оформленные предметы - из бесформенного состояния, и каждый из этих предметов представляет известный порядок или соединение". Аристотель разработал взгляд на музыку как на искусство подражания, мимесиса (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности. Следует отметить, что теория подражания Аристотеля коренным образом отличается от теории Платона. Если Платон учил о подражании "вечным идеям", то Аристотель выступал с критикой платоновского учения и говорил о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевал здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Согласно Аристотелю, все искусства по природе своей являются подражательными. В "Поэтике" он следующим образом развивает этот взгляд: "Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики - всё это, вообще говоря, искусства подражательные". Подражание же представляет собой познавательный процесс. "Подражание прирождено людям с детства, и они тем отличаются от прочих живых существ, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания". Аристотель разработал взгляд на музыку как на искусство подражания, мимесиса (др.-греч. μίμησις — подобие, воспроизведение, подражание) — один из основных принципов эстетики, в самом общем смысле — подражание искусства действительности. Следует отметить, что теория подражания Аристотеля коренным образом отличается от теории Платона. Если Платон учил о подражании "вечным идеям", то Аристотель выступал с критикой платоновского учения и говорил о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевал здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Согласно Аристотелю, все искусства по природе своей являются подражательными. В "Поэтике" он следующим образом развивает этот взгляд: "Эпическая и трагическая поэзия, а также комедия и поэзия дифирамбическая, большая часть авлетики и кифаристики - всё это, вообще говоря, искусства подражательные". Подражание же представляет собой познавательный процесс. "Подражание прирождено людям с детства, и они тем отличаются от прочих живых существ, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания". Наряду с учением о подражании (мимесисе), в эстетическом учении Аристотеля большое значение имеет учение и трагическом очищении - катарсисе (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).. Это учение Аристотель формулирует в "Поэтике", давая своё знаменитое определение трагедии. Трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису. Чрезвычайно важно, что Аристотель применил идею катарсиса не только к трагедии, но и к музыке, что свидетельствует о широком, общеэстетическом значении этой теории. Так же следует отметить, что Аристотель связывал катарсис с наслаждением, подчеркивая таким образом эстетический характер очищения посредством аффектов. Оба эти момента содержатся в "Политике", где Аристотель говорит о существе музыкального катарсиса. Наряду с учением о подражании (мимесисе), в эстетическом учении Аристотеля большое значение имеет учение и трагическом очищении - катарсисе (от др.-греч. κάθαρσις — возвышение, очищение, оздоровление).. Это учение Аристотель формулирует в "Поэтике", давая своё знаменитое определение трагедии. Трагедия, вызывая сострадание и страх, заставляет зрителя сопереживать, тем самым очищая его душу, возвышая и воспитывая его. Аристотель отмечал воспитательное и очистительное значение музыки, благодаря которой люди получают облегчение и очищаются от аффектов, переживая при этом «безвредную радость». Все люди подвержены ослабляющим аффектам, и, согласно учению Аристотеля, одной из задач искусства является безболезненное возбуждение этих аффектов, приводящее к катарсису. Чрезвычайно важно, что Аристотель применил идею катарсиса не только к трагедии, но и к музыке, что свидетельствует о широком, общеэстетическом значении этой теории. Так же следует отметить, что Аристотель связывал катарсис с наслаждением, подчеркивая таким образом эстетический характер очищения посредством аффектов. Оба эти момента содержатся в "Политике", где Аристотель говорит о существе музыкального катарсиса. Все роды искусства отличаются друг от друга по средствам подражания: музыка и пение используют гармонию и ритм, живопись и скульптура - краски и формы, искусство танца использует ритм без гармонии, поэтическое искусство использует метр и ритм. Высшим видом искусства Аристотель считал поэзию и музыку. Музыка обладает особыми достоинствами потому, что она, по мнению Аристотеля, способна непосредственно выражать этические качества. "Ритм и мелодия, - говорит Аристотель, - содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств". Эта близость музыки к нравственному миру человека объясняется, по мнению, Аристотеля, тем, что музыка способна непосредственно передавать движение и возбуждать энергию, которые лежат в основе нравственных движений души. "Почему, - спрашивает Аристотель, - только слышимое из чувственных восприятий имеет этическое свойство? Ведь даже и без слова мелодия всё равно имеет этическое свойство, но его не имеет ни краска, ни запах, ни вкус? А потому, что только она содержит движение <...> Движения эти - деятельны, а действия суть знаки этических свойств". Высшим видом искусства Аристотель считал поэзию и музыку. Музыка обладает особыми достоинствами потому, что она, по мнению Аристотеля, способна непосредственно выражать этические качества. "Ритм и мелодия, - говорит Аристотель, - содержат в себе ближе всего приближающиеся к реальной действительности отображения гнева и кротости, мужества и умеренности и всех противоположных им свойств, а также и прочих нравственных качеств". Эта близость музыки к нравственному миру человека объясняется, по мнению, Аристотеля, тем, что музыка способна непосредственно передавать движение и возбуждать энергию, которые лежат в основе нравственных движений души. "Почему, - спрашивает Аристотель, - только слышимое из чувственных восприятий имеет этическое свойство? Ведь даже и без слова мелодия всё равно имеет этическое свойство, но его не имеет ни краска, ни запах, ни вкус? А потому, что только она содержит движение <...> Движения эти - деятельны, а действия суть знаки этических свойств". В противоположность Платону, учение о музыке у Аристотеля более эмпирично, оно в большей степени подчинено практическим задачам. В центре его внимания стоят вопросы музыкального воспитания, которые он ясно и четко освещает в восьмой книге своей "Политики". В то же время Аристотель считает, что музыкальное воспитание не должно ограничиваться одним только слушанием музыки, оно предполагает и практическое знакомство с этим искусством, например, владение каким-нибудь музыкальным инструментом. Так же, как и Платон, Аристотель развивает учение о музыкальном этосе, он много говорит об этических свойствах тех или иных ладов или инструментов, считая наиболее подходящим для целей воспитания строгий и размеренный дорический лад. Природу звука Аристотель понимает механически, как определённое по силе движение воздуха. Поэтому удовольствие, которое мы получаем от музыки, это удовольствие от упорядоченного движения. Вообще, движение, по мнению Аристотеля, составляет природу музыки, от него зависит и ритм, и мелодия, и этические свойства музыки, её связь с психикой человека.


    написать администратору сайта