Чай и таро. Таро Кшатриев, Магия
Скачать 1.97 Mb.
|
www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 62 В классических колодах Шут на карте идёт слева направо, а Мудрец (IX карта) справа налево. И иногда бывает любопытно взглянуть на сочетание этих карт в раскладе — предстоит ли встреча или они уже разошлись. Намного реже наличие Шута указывает на возможность или даже необходимость вести себя по-детски. Иногда же карта Шута связана с детьми, иногда с пьянством, по Шуту могут проходить «все твари малые и неразумные». Шут — необычайно важная карта Старших Арканов. Я даже думаю, что он не принадлежит Старшим Арканам, настолько это самостоятельная карта. Шут с его двойной нумерацией — это фокусник, играющий в старинную игру тарок и лукаво улыбающийся то с карты, то с картины, то из-под театральной маски. Проходя по запутанным жизненным лабиринтам, человек в течение своей долгой (или недолгой) жизни примеряет на себя множество Ликов (как 0 карта) или Личин (как XXI карта) Шута. Проживая их, обучаясь разным социальным ролям, он восходит или нисходит, развивается или деградирует. А отражением Ликов или Личин Шута являются ПРИДВОРНЫЕ КАРТЫ. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 63 СООТВЕТСТВИЯ Соответствия 1 Природа — некий храм, где от живых колонн Обрывки смутных фраз исходят временами. Как в чаще символов мы бродим в этом храме, И взглядом родственным глядит на смертных он. Шарль Бодлер « Соответствия » У всех, изучающих Таро, рано или поздно возникает ощущение необычайно гармоничной структуры, внутренней связи между картинами Старших Арканов. Однако все попытки объяснения исходят из порядкового номера карты. Если же обратиться к значению карты, то связи, возникающие между картами, могут быть представлены в виде следующей схемы. В центре карта XXII — Вселенная. Её же можно рассмотреть и как сферу, внутри которой происходят превращения. Очень важный момент — объяснение принадлежности или даже соответствия той или иной карты, той или иной стихии. Ошибка заключается в том, что нельзя понимать эти соответствия буквально. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 64 Главное действующее лицо (в смысле действующее) — Маг (I). И здесь уместны следующие аналоги: действие, движение, масть Мечей, воздух, верх, север. Главное недействующее лицо — Императрица (III). Её атрибуты: пассивность, беременность, вынашивание, плод, материя, Земля, юг. Маг и Императрица не противопоставлены друг другу, не противоположны. Это как два полюса магнита. Магнит с одним полюсом не существует. Появляется возможность соотнести и некоторые другие карты Старших Арканов со стихиями, а, следовательно, уловить их связь с мастями. Если первая пара Маг и Императрица, то вторая такая же пара — Жрица (II) и Отшельник (IX). Посох и лампу в руках Отшельника можно рассматривать как прямое указание на его связь с нормами нравственности и нормами поведения, рациональностью поступков, стихией огня, мастью посохов, западом. Почему именно запад? Потому, что западному, а точнее европейскому способу мышления соответствует рациональное познание мира. Папесса же предполагает познание мира не рациональное, и я удержусь от слова интуитивное. Скорее это познание, идущее через ощущение, через чувства, через сопереживание процесса без вмешательства в его ход. Небольшая тавтология: восприятие чувственно и податливо воспринимает любой объект, подстраиваясь под его форму и не меняя сути, через эмоции и ощущения, то есть через кубок. Папесса оказывается на востоке. Есть ещё одна пара карт, внутренняя связь которых бросается в глаза — это — и VI карты. Иерофант (V) и Влюблённые (VI). Карты выборов: социального и нравственного. К какой масти и части света отнести социальный выбор, вопрос не встаёт — это Посох, это запад. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 65 Тогда как нравственный выбор — это процесс, идущий в тебе, выбор твоей души. Поэтому VI карта — карта кубковая, восток. Таким образом, — это выбор разумом, а VI — выбор сердцем. Но только ум и сердце связаны между собой тоненькими ниточками и, я полагаю, что на этих ниточках должны находиться карты времени. XIII и XIV карты — быстрое и медленное Время, мгновенная трансформация или же размеренное существование. Название этих карт Смерть и Умеренность, причём они не противопоставлены друг другу, а замкнуты в символ бесконечности. Существует негласная договорённость считать, что Сердце быстрее может повлиять на Ум, а Ум медленнее и с большим напряжением обуздать Сердце. Я имел возможность убедиться, что скорость реакции в абсолютном исчислении может быть одинаковой в любом направлении. Обратясь к содержанию рисунков, можно увидеть на IX карте одинокую фигуру Отшельника, на карте три фигуры: один Иерофант и двух Молящихся (то есть четыре фигуры в западной части схемы). Соответственно в восточной части тоже 4 фигуры: Жрица, Юноша, Порок и Добродетель. Эти человеческие фигуры наводят на размышление о возможном соотнесении с Придворными Картами. И, если эта догадка верна, то в северной части (действие, меч, воздух), я поместил бы кроме Мага, следующие карты: Императора (IV) и Силу (XI). Император — это человек, добившийся определённых результатов, олицетворяющий возможность их достижения. Такие же слова можно сказать и о женщине, изображённой на XI карте, но разница лишь в том, что она добивается тех же результатов не мечом, а силой своего духа и любви. Связь, которая усматривается между эмоциональной и социальной составляющими Универсума, не является исключительной, и аналогичные связи просматриваются во всех частях схемы. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 66 Достаточно часто XI карта Сила и VIII карта Правосудие созвучны друг другу в раскладах, не совпадая при этом. В то же время Меч, присущий VIII карте, не позволит отнести правосудие к социальной части. Именно правосудие обеспечивает связь Меча и Посоха, связь между действием и законом, внося при этом ясность. Но ясность как свет — образ XIX карты — Солнце. Правосудие, совершаемое в ночи, в темноте — не правосудие. Поэтому группа VIII и XIX карты — Правосудие и Солнце, образуют связь между севером и западом, между Мечом и Посохом. Эта связь получает название День. Дню противостоит Ночь. Точно также Солнцу — Луна и Звезды. Предрассветная Надежда и колебания полной Луны. XVIII карта Луна и XVII Звезда образуют связь между Пентаклями и Кубками, Землёй и Водой, Югом и Востоком. XV карту Дьявол и XVI карту Башню я расположил между действиями и эмоциями. И связь эту назвал Предродовые муки. Это карты Искушения и Большого Взрыва. Тот хвост, который тянется за нами и от нас в глубину времён, теряясь среди первых сине-зелёных водорослей. Это импульс, заставляющий нас действовать и рождающий в нас эмоции, дикие, спонтанные и необъяснимые. Это жизнь до жизни. До-жизнь сменяется после-жизнью, моментом перехода и подведением итогов. Переходное состояние зафиксировано в XII карте Повешенный, а Судьба подводит итоги в XX карте — Суд. Придворные карты масти Пентаклей, до сих пор скрытые в чреве беременной Императрицы, выходят в XX карте из-под земли. Члены твоего рода, твои друзья или же витязи из дружины справляют тризну, сохраняя память о тебе. Соответственно связь между материей и социумом, между югом и западом я назвал Тризной. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 67 Иногда наши надежды сбываются. Именно эти увенчавшиеся успехом надежды опускают тебя вниз, когда нагружённая трофеями конница (VII) несётся под обрыв. Тогда на ум приходит поговорка: «жадность фраера погубит». Груз удачи приземляет тебя, а материальный мир делает невозможным свободное движение. Но, освободившись от груза, ты получаешь возможность воспарить вверх. Если ты не связан ничем, то Колесо Судьбы (X) предоставляет тебе шанс. И эта единственная связь между стихиями, в которой указано направление движения: вверх или вниз. Во всех остальных случаях эта связь представляет собой бесконечные восьмёрки, такие же, как между Разумом и Сердцем. И у нас осталась одна карта, имеющая двойную нумерацию. Это карта Шута (0/XXI). Причём Шут «Нулевой» в данном случае сливается со Вселенной, являясь её отражением. Или наоборот — Вселенная является отражением Шута. А Шут XXI может оказаться в любом месте данной схемы. Этот Шут приходит в мир и проявляется потом в виде любой Придворной карты. И XVI Придворных карт являются ничем иным, как многообразными Ликами Шута. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 68 Соответствия 2 Карты Старших Арканов образуют определённые группы. 1 — группа. Космические карты ХVII — Звезда ХVIII — Луна ХIХ — Солнце ХХII — Вселенная 2 — группа. Карты персоналий I — Маг II — Жрица III — Хозяйка IV — Император Карты персоналий представляют, кроме всего прочего, обобщённые образы соответственно Рыцаря, Пажа, Дамы и Короля. В одном из первых известных списков-перечислений карт они были представлены в следующем порядке: www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 69 I — Маг II — Хозяйка III — Император IV — Жрица, что соответствует установленному нами следованию этих архетипов в первых 16 гексаграммах И-Цзин. Первая и вторая группы образованы по принципу сходства содержания карт. Вполне возможно, что космическая группа даёт ключ для астрологического понимания карт. Космические карты — влияние извне, карты персоналий — мой сознательный выбор определённой модели поведения, которое может быть и формой сопротивления внешнему, и возможностью гармонии с внешним. Обе группы однозначно указывают на Внешнее, видимое, лежащее на поверхности. 3 — группа. Внутренние качества ХI — Внутренняя сила VIII — Справедливость ХIV — Умеренность 4 — группа. Внешние испытания ХV — Дьявол ХVI — Башня ХIII — Смерть Каждой карте из 3 группы противопоставлена карта из 4. Собственно, они являются бинарными оппозициями. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 70 Внутренняя сила — Дьявол Дьявол — искушение. Внутренняя сила — способность противостоять искушению. Осознание своей неспособности противостоять искушению заставляет человека бормотать: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Внутренняя сила — нравственный стержень, определяющий степень гибкости нашей спины. «Спины не гнул, прямым ходил». Не умеющие сопротивляться искушениям превращаются в бесхребетных амёбоподобных существ, начисто лишённых не только воли, но даже тени от неё. Хотя в достижении желаний они могут быть весьма настойчивы. Справедливость — Башня Справедливость можно понимать, как соблюдение причинно- следственных связей. Башня — их нарушение. Но можно сказать и так: две восьмых — одна шестнадцатая. Столкновение двух мечей, двух взаимоисключающих справедливостей рождает удар молнии, уничтожающий всё вокруг и кажущийся одинаково несправедливым для обоих. Землетрясение не происходит ради одного человека. Но оно может произойти из-за одного нажавшего на кнопку сейсмического оружия. Справедливо ли, что вымерли динозавры? Умеренность — Смерть Противостояние ХIII и ХIV карт можно определить и как количественные и качественные изменения, и как следование ритму и нарушение его. Под суточный солнечный ритм организм человека подстраивался десятки тысяч лет, но в обществе абсурда дважды в год переводом часов на летнее и зимнее времени нас в принудительном и стрессовом порядке подвергают сбою этого ритма. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 71 5 — группа. Выборы V — Иерофант VI — Влюблённые. 6 — группа. Приобретения и потери VII — Колесница ХII — Повешенный Карты социального (V) и нравственного (VI) выборов определяют Путь или Дао. Как ты будешь выбирать, что ты будешь выбирать — зависит и от социальных условий, норм и законов, и от осознания тобой твоих внутренних желаний. Умение согласовывать и противопоставлять социальное и индивидуальное — вот что определяет жизненный путь, и вот что представляют Иерофант и Влюблённые. Также как умение приобретать (VII) и расставаться с накопленным (ХII). «Нашел — не радуйся, потерял — не плачь». 7 — группа. Оценки IХ — Отшельник Х — Колесо Фортуны ХХ — Страшный Суд В конце человек подводит итоги, а после его смерти итоги подводят другие. А колесо крутится, и то, что вчера казалось важным и значительным, сегодня представляется пустым и никчёмным. 8 — группа. Я 0/ХХI — Шут www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 72 Мир — это во мне, и я являюсь осью этого мира. Это как ХХI карта. А как нулевая, я трансформируюсь в любую карту, в любое состояние. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 73 ПРИДВОРНЫЕ КАРТЫ Для многих начинающих толкователей Таро Придворные карты являются наибольшим камнем преткновения. Обучив не один десяток человек чтению карт Таро, я неоднократно слышал, что они просто не понимают, как читать Придворные карты. Меня поражает та лёгкость, с которой Придворные карты объясняются в различных толкованиях и книгах по Таро. Чтение этих карт включает в себя несколько компонентов или аспектов. Во-первых, это может быть указание на конкретного человека — в таком случае при описании карты вопрошающий узнает в ней родственника, начальника, любовницу или кого-нибудь другого. Во-вторых, Придворная карта может указывать на наиболее выигрышный стиль поведения. В-третьих, Придворная карта может указывать на отношения, в которые люди вступают между собой. И, в-четвертых, Придворная карта, как любая карта Младших Арканов, может указывать на некие обстоятельства дела. Карта Старших Арканов выступает как носитель философской идеи, карты Младших Арканов являются теми ориентирами, внешними обстоятельствами, которые легко фиксируются на бытовом уровне. Шут (0/XXI), карта с двойной нумерацией, есть та гардеробная, та библиотека сценариев, откуда участники спектакля жизни — Придворные карты — черпают свои роли и костюмы, проживая и переживая развитие и крушение идей в череде повседневных событий. В то же время Придворные карты являются своеобразной типологией людей. Знание этой типологии помогает понять те проблемы, с которыми человек сталкивается каждый день и позволяет подобрать индивидуальный ключ к решению этих проблем. www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 74 Парадоксально то, что характеристики Придворных карт удивительно совпадают с типологией Майерс-Бриггс и соционическими портретами, которые, в свою очередь, восходят к работе К.Г. Юнга «Психологические типы», который был знаком с Таро, рассматривая его как собрание архетипов. Таким образом, Придворная карта есть архетип определённого поведения в обществе, обусловленный внутренним мироощущением. Этот архетип в свою очередь чётко фиксирует возможные отношения с другими носителями других моделей поведения. Рассматривая Придворную карту в качестве архетипа — то есть как нечто целостное, я ухожу от необходимости мучительного выбора определённого аспекта прочтения Придворной карты в раскладе. Придворные карты имеют 4 значения: Король, Дама, Рыцарь и Паж. Эти значения могут быть соотнесены со стихиями — Огонь, Вода, Воздух и Земля. Соответственно можно сделать запись: Король Кубков (К ) или Посох Кубков ( ). Каждая стихия в свою очередь состоит из четырёх элементов: есть огненная часть огня, водная часть огня, воздушная часть огня и земляная часть огня. Это даёт возможность двойной записи. Допустим, Дама Пентаклей (Д ) может быть записана как Кубок Пентаклей ( ) и в некоторых случаях вторая запись более информативна. Короли, Дамы, Рыцари и Пажи представлены в виде Квадрата Придворных карт (КПК), причём это расположение очень неслучайно. Все придворные карты находятся между собой в определённых отношениях. При описании Придворной карты мы будем указывать: • соционическое соответствие (псевдоним), • аналогию в типологии Майерс-Бриггс (буквенная аббревиатура), www.tarotman.ru © Таро Кшатриев, Магия реальности. Сергей Савченко, 2012 Вечерний чай при свечах и картах Таро 75 • тип отношения к миру и аналогию такого отношения в гексаграммах И-Цзин. Поскольку гексаграммы И-Цзин описывают срезы процесса познания — в том числе и познания самого себя, то при описании Придворных карт я буду придерживаться порядка следования гексаграмм. |