Конспекты. Вольность
Скачать 18.61 Kb.
|
1.Одна из важнейших тем его поэзии — тема дружбы, товарищества, всечеловеческой доброты. Друзья значили для Пушкина много. В лицейские годы это были студенты, охваченные как и сам будущий поэт, вольнолюбивыми настроениями. Среди них И. И. Пущин, В. К. Кюхельбекер, А. А. Дельвиг. Шесть лет друзья провели в Царском Селе, делились радостными впечатлениями от учебы, мечтали об обновленном будущем России, писали стихи. В более поздний период друзья для Пушкина — отвлечение от обыденности, повседневности, погружение в сладостные воспоминания о незабываемых годах учебы. Стихотворение «К Чаадаеву», написанное в форме дружеского послания, отражает те взгляды и политические настроения, которые объединяли Пушкина с его другом П. Я. Чаадаевым и со всеми передовыми людьми того времени. Поэтому-то стихотворение широко распространялось в списках, служило средством политической агитации. Вольнолюбивой лирике А.С.Пушкин придавал особое значение, потому что в таких его произведениях часто встречается тот момент, где он надеется «разбудить» и призвать народ к тому, чтобы он восстал против самодержавия и рабства. • «Вольность» Ода «Вольность» была написана в 1817 г., т.е. через 5 лет после Отечественной войны, победа в которой оказала не только большое воодушевление на весь русский народ, но вскоре и большой спад социальных настроений от того, что несмотря на победу, которая досталась народу с великим трудом, бывшие герои-ветераны, участники войны вновь возвращены в рабское положение. Многих просвещенных дворян возмутило такое положение русского народа, и они стали искать пути его освобождения. Так зародились декабристские идеи и настроения. Пушкин разделял революционные взгляды декабристов, и в своих стихотворениях демонстрирует их. • «Деревня». Это стихотворение было написано А.С.Пушкиным в 1819г. В этом произведении поэта также прослеживается тема крепостного права, свободы и самодержавия. Однако в этом нем есть особый момент, который позволяет читателю ярче и понятнее осознать всю несправедливость и жестокость крепостничества, а именно - приём противопоставления. Противопоставляются первая и вторая части стихотворения. В первой автор рассказывает о мирной , тихой жизни в деревне , а во второй повествует о нелегкой жизни угнетенных крепостниками крестьян в «руках» беззакония. 2. В 1820 году Александр Пушкин из-за вольнодумства и открытого призыва к свержению самодержавия был отправлен в южную ссылку. Поэту предписывалось поступить в распоряжение председателя попечительного Комитета об иностранных колонистах Южной России генерала Ивана Инзова, ставка которого располагалась в Кишиневе. Пыльная и провинциальная столица Бессарабии произвела на Пушкина настолько удручающее впечатление, что через два года, вопреки желанию генерал-губернатора Санкт-Петербурга, поэт добился перевода по службе в солнечную Одессу. Там Пушкин впервые увидел море и был поражен его мощью, красотой и великолепием. В 1824 году поэту было разрешено вернуться в Москву, однако накануне отъезда он набросал черновик стихотворения «К морю», работа над которым была завершена спустя несколько месяцев в Михайловском. Это произведение стало последним в цикле романтических стихов поэта, удивительно образных, волнующих и наполненных особым очарованием. Основная тема поэтического произведения «К морю» — тема взаимодействия личности и общества, свободны и угнетения, проблемы взаимоотношений человека и власти. Прощаясь с морем, поэт подчеркивает, что на протяжении многих месяцев в этом чужом и враждебном мире оно оставалось для него единственным другом. Автор восхищается морской стихией, которая никому неподвластна. И именно это вызывает у поэта чувство духовного родства с морскими просторами. Созерцание морского величия наводит Пушкина на мысль о двух серьёзных личностях. В них есть что-то общее. Это Байрон и Наполеон. Своим непокорным, грандиозным духом они в чём-то схожи и с морской стихией. «К морю» завершает южный, романтический, период в творчестве А.С.Пушкина. Стихотворение «К морю» характеризует Пушкина как певца свободы человека. 3. Стихотворение «Анчар», было написано в 1828 году. После возвращения из ссылки в 1826 году Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но царь и его слуги не оставляют поэта в покое. Тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. Стихотворение основано на древней легенде о «древе яда», растущем в пустыне. Но под пером великого поэта легенда перерастает в суровое обличение самодержавного деспотизма, царящего в России. Своеобразие стихотворения «Анчар» в том, что идея поэта выражена не от лица автора, а заключается в самом сюжете. В «Анчаре» как будто философски обобщена трагедия пушкинского современника. Произведение построено на антитезе: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, — из описания мира природы и описания человеческого общества. Композиционно его можно разделить на четыре части: 1ч - описание Анчара (1-5 строфа) 2ч - приказ владыки (1-2 строки 2 строфы) 3ч - описание судьбы раба (6-8 строфа) 4ч – о царе (9 строфа) В «Анчаре» Пушкин воплотил свои представления о добре и зле, о тирании и рабстве. Образ ядовитого древа из легенды расширяется у поэта до обобщенного символа вселенского зла. Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти для общества. С женой декабриста Муравьева, уезжавшей в 1827 году к мужу, сосланному в числе других в Сибирь, Пушкин отправил послание своим опальным друзьям. Этот поступок был проявлением высокого мужества поэта, так как после жестокой расправы царя с декабристами даже самые близкие родные и друзья старались не поддерживать с ними отношений. В послании “В Сибирь” Пушкин с огромной поэтической силой высказал мысль о великом историческом значении дела декабристов, призывал их к мужественному терпению и выражал надежду на близкую революцию, которая освободит сосланных на каторгу друзей. В том же 1827 году, отправив свое послание “В Сибирь”, Пушкин написал еще одно стихотворение, посвященное декабристам,- “Арион”. Так как оно предназначалось для печати, то поэт прибегнул к аллегорической (иносказательной) форме. Для выражения своих мыслей и чувств Пушкин использовал древнегреческую легенду о поэте и музыканте Арионе. |