Главная страница
Навигация по странице:

  • Возникновение философии и становление ее предмета.

  • Основные функции философии.

  • Назначение философии.

  • Основные типы философии.

  • Специфика античной философии.

  • Философия Сократа и Платона.

  • Эпикурейство

  • Особенности философии Древнего Рима.

  • Философия Фаткуллина. 1. 1 Возникновение философии, ее понятие и основные функции


    Скачать 26.09 Kb.
    Название1. 1 Возникновение философии, ее понятие и основные функции
    Дата18.04.2022
    Размер26.09 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаФилософия Фаткуллина.docx
    ТипДокументы
    #482022

    1. 1

    Возникновение философии, ее понятие и основные функции

    Возникновение философии и становление ее предмета. Слово «философия» имеет древнегреческое происхождение. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» («люблю») и «софия» («мудрость»), что означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580–500 гг. до н. э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27-347 гг. до н. э.). Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире — в Древней Греции и Древнем Риме. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности, отделение умственного труда от физического. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была так называемая натурфилософия, а первые философы были натурфилософами. Происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения.

    Предмет философии. Существует множество определений предмета «философия». Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти. Аристотель назвал философию наукой «о наиболее общем». Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «мир-человек» или как отношение человека — субъекта познания — к миру, объекту, материи. Определяя предмет философии как «мир — человек», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Таким образом, философия — это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

    Основные функции философии. Функции философии — основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначения.

    1. Мировоззренческая функция состоит в том, что философия способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципах взаимодействия с окружающим миром.

    2. Методологическая заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

    3. Мыслительно-теоретическая состоит в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать.

    4. Гносеологическая — это познавательная функция философии.

    5. Критическая состоит в том, что философия учит подвергать сомнению окружающий мир и существующие знания, искать их новые черты, качества, вскрывать их новые противоречия. Основная задача — разрушение догм, увеличение достоверности знания.

    Назначение философии. Назначение философии - поиск удела человекаобеспечение его бытия в причудливом мире. Назначение философии состоит, в конечном счете, в возвышении человека, в обеспечении его совершенствования. Изучение философии - дело благородное хотя бы уже потому, что с нею намного труднее стать "обезьяной цивилизации", чем без нее.

    Основные типы философии. Как следствие в разные периоды развития человеческой цивилизации перед философией стояли различные задачи, она отражала различные ценности и убеждения, что нашло свое выражение в существовании исторических типов философии, в рамках которых одни и те же вечные вопросы – о бытие, о развитии и движении мира, о соотношении мира и человека, о первоначалах, о этике и т.д., получают различное разрешение. Рассматривая развитие философии, в настоящее время принято выделять следующие ее исторические типы: Древнеиндийская философия, Древнекитайская философия, Античная философия, Философия средневековья, Философия Возрождения, Философия Нового времени, Классическая философия, Современная, философия.

    1.2

    Предпосылки философии в Древнем мире (Китай и Индия). На Востоке философия появляется в глубокой древности. Интенсивное ее развитие начинается в VI в. до н.э. В Древней Индии философские учения формировались на основе мифологии, религиозной литературы (Веды) и древней религии. В Китае у истоков философии было «Пятикнижие». Почти все ранние философские учения в Индии опирались на ведическое (Веды) религиозное миропонимание, которое позже получило свое философское развитие. Постепенно в Индии формируются основные философские школы. Часть из них – ортодоксальные. другие философские школы называют неортодоксальными. Наиболее влиятельными среди китайских философских школ были даосизм и конфуцианство. Основателем даосизма является Лао-цзы. Дао - одно из краеугольных понятий всей китайской философии. Проблематика даосизма посвящена в основном осмыслению космического бытия. Значительное внимание уделялось достижению бессмертия и развитию внутренней энергии человека (ци). Этический идеал даосов - «совершенномудрый» человек. Он следует естественному закону дао и совершенствует его внутри себя - в своей душе. Он «не борется, но умеет побеждать». Основателем конфуцианства является Кун Фу-цзы (Конфуций). Конфуцианство обращено преимущественно к социально-философским и этико-политическим проблемам. Человек здесь рассматривается как часть общества. Идеальное государственное устройство, полагал Конфуций, должно соответствовать принципу организации семьи. Государь -«сын» и ставленник Неба (Божественного Начала). Для своих подданных он является «отцом» и «матерью». Они обязаны выполнять его волю, так как через него говорит само Небо. Но и государь должен заботиться о подданных, как о своих детях. Все обязаны выполнять нормы религиозного и светского ритуала. Идеалом для простых смертных должен выступать «благородный муж», т.е. совершенный человек, обладающий пятью постоянствами - гуманностью, справедливостью, знанием правильного ритуала, мудростью, почтительностью.

    Специфика античной философии. Античная философия охватывает почти тысячелетний период своего развития. В нем можно выделить следующие этапы: 1. Становление древнегреческой философии (YI-Y в.в. до н.э.). В центре внимания стояли проблемы космоса и природы. Основными школами этого периода являются: милетцы, атомисты. 2. Классическая греческая философия включает учения Сократа, Платона и Аристотеля (Y-IY в.в. до н.э.). Главные темы этого периода – сущность человека, особенности познания объединение философского знания и построение универсальной философии. 3. Эллинистический этап античной философии (конец IY B. ДО Н.Э. – IY В.Н.Э.) - это время упадка древнегреческой демократии и перемещения центра политической и духовной жизни из греческих полисов в столицу Римской империи. Основными школами этого периода являются: эпикурейцы, стоики, скептики, киники, неоплатоники.

    Школы Древней Греции

    Милетская школа (VI век до н.э)

    Школа Пифагора (ок. 570 – 497 гг. до н.э.)

    Элейская школа (VI-V вв. до н.э)

    Учение плюралистов

    Учение атомистов (V-IV веков до н. э)

    Софийская школа (2-я половина V – 1-я половина IV века)

    Учение Сократа и сократические школы (469 – 399 гг. до н.э.)

    Платон и его Академия (427 – 347 гг. до н.э.)

    Учение Аристотеля (384 год до н. э.)

    Эпикуреизм (306 год до н. э.)

    Школа скептиков (IV век до н.э.)

    Школа стоиков (IV век до н. э. – II век н. э.)

    Философия Аристотеля. Аристотель (384-322 г.г. до н.э.) был одним из лучших учеников Платона, учился в его Академии, а затем основал свою философскую школу – Ликей. Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма – это и есть идея вещи. Существование вещи становится возможным благодаря форме. Иными словами, вещь возникает тогда, когда материя (то из чего состоит вещь) приобретает какую либо форму (вещь = материя + форма). Таким образом, у Аристотеля материя и форма – два первоначала всего сущего (дуализм). В результате такого понимания бытия материальный мир приобретает реальное существование. Согласно Аристотелю, сущность человека заключена в его душе, которая является формой. В человеке бессмертен только разум, который после смерти тела сливается с мировым разумом. В учении об обществе Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в обществе. В своем трактате «Политика» он утверждал, что государство возникло естественным путем из семьи и селений. В государстве Аристотель выделял три класса граждан: очень богатых, крайне бедных и занимающих среднее положение. Благо государства обеспечивается тогда, когда оно ориентируется на средний слой свободных граждан. Там где этот слой широкий достигается наибольшая стабильность жизни, так как ослабляются противоречия между бедностью и богатством. Аристотель считал естественным рабство и имущественное неравенство.

    Философия Сократа и Платона. Сократ (470–399 гг. до н. э.) стремится понять мир, двигаясь не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. Основополагающая способность человека – разум, мышление. Сократ верил, что если человек знает, что хорошо, а что плохо, то он никогда не поступит дурно. Сократ выделил три основных человеческих добродетели:1) умеренность (знание, как обуздать страсть); 2) храбрость (знание, как преодолевать опасности); 3) справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие). Сократ пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. И тем самым приглашал к рассуждению, к выработке собственной позиции. Был автором другого способа: индукция и дедукция (от частного к общему, и наоборот). Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед. Платон - основатель философии объективного идеализма Наиболее выдающимся из непосредственных учеников Сократа был Платон. Он происходил из афинского аристократического рода. Настоящее его имя — Аристокл, а Платон — прозвище (от греч. широкоплечий). Платон (427-347 г.г. до н.э.) является основателем философии объективного идеализма. Согласно его учению, мир по своей природе двойственен: в нем различаются видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исчезают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей реально существует и является первичным, а чувственно воспринимаемые вещи представляют собой тени идей, их бледные копии. Платон был основателем философской школы, называвшейся Академией. Существуют три категории души: разумная преобладает у философов; пылкая характерна для воинов; вожделеющая присуща крестьянам, торговцам, ремесленникам. Согласно Платону, познание есть процесс припоминания душой знаний, которые она видела раньше в мире идей. При этом чувственно-эмоциональный опыт является лишь толчком к воспоминанию. Таким образом, все стороны жизни общества и личности подлежали регулированию и контролю со стороны государства. Такой общественный порядок получил название тоталитаризма (от лат. totus - весь). От Платона ведут свое начало идеи коммунистического устройства общества.

    1.3

    Философская мысль в Древнем Риме

    Философия Древнего Рима (с III в. до н.э.) развивалась под сильным влиянием греческой культуры. Она была представлена в основном тремя течениями: стоицизм, эпикурейство и скептицизм. Ведущую роль среди них играла стоическая философия (Сенека Эпиктет и Марк Аврелий).

    Сенека («дядя христианства»). Он проводил мысль о том, что все в этом мире находится во власти жесткой необходимости и предопределенности. Бог как верховная сила («деятельный разум») придает миру целост­ность, порядок и целесообразность. Повиновение судьбе — это удел всякого человека, если он не желает впасть в рабство. Жить счаст­ливо означает для Сенеки жить в согласии с окружающим миром, покорно подчинившись ему.

    Существование человека всегда кратко, мимолетно, поэтому не следует, по убеждению философа, стремиться к сомнительным целям: накоплению богатства и обретению власти в обществе. Куда более важно совершенствовать свою душу, преодолевать страх пе­ред грядущей смертью и обретать спокойствие.Сенека пола­гал, что отношения в обществе должны быть пронизаны нравствен­ными ценностями. Все люди в действительности являются рабами судьбы. Вместе с тем они и одинаково свободны, поскольку им дано распоряжаться своей душой и своими мыслями. В этом смысле для человека и тюрьма не преграда, наивно полагал Сенека. Свобода духа — вот что влечет человека к подлинно великому и вечному. ‘

    Эпиктет (бывший раб) подчеркивал, что основная задача всякой философии состоит в том, чтобы помочь человеку правильно устро­ить свою жизнь. Окружающий мир изменить практически невоз­можно, и поэтому остается лишь позаботиться о взаимоотношениях людей друг с другом. Следует подчиниться порядку вещей в мире и сосредоточиться на состояниях своей души. По убеждению Эпикте-та, важно прежде всего почитать богов и верить в них, не вмеши­ваться в текущие события, а подчиняться им. Мир сотворен Богом и поэтому разумен, вот почему каждому отдельному человеку остается лишь существовать ради целого и подчиняться ему.

    Марк Аврелий (римский император).Считал, что Человек является всего лишь частицей беско­нечного мирового потока. Вся его жизнь — это краткий миг, борьба и странствие по чужбине. Жизнь — это дым, и лишь философия в состоянии дать человеку утешение и спокойствие. Если властвует судьба, то зачем же противиться ей? Человек смертен, его жизнь со­вершенно несопоставима с бесконечным и стремительным пото­ком времени. Ос­тается лишь один выбор: жить настоящим, поскольку прошлое прожито, а грядущее неведомо.

    Эпикурейство было представлено в Древнем Риме в основном ‘творчеством философа-поэта Тита Лукреция Кара. Лукреций был последовательным сторонником учения Демокрита и Эпикура, отстаивая их атомистическую теорию. В своей поэме он писал о богах, о душе и ее свойствах, о физиологии человека и познании им мира. Материя для Лукреция — это мир движущихся атомов. Лукреций фиксировал, что в первобытном состоянии люди были по сути дела в диком состоянии и еще не имели ни огня, ни жилища. Со временем первобытное стадо обрело признаки общест­ва. В нем постепенно сформировались такие важные институты, как мораль и право. Философия Лукреция, как и все эпикурейство, ориентирова­лась на объяснение мира с позиций здравого смысла и естество­знания. Учение этого древнего просветителя несло людям знание и уверенность в себе, помогало им преодолевать предрассудки и заблуждения.

    Римский скептицизм был представлен несколькими известными мыслителями. Самым заметным среди них был Секст Эмпирик, врач по профессии. Он внес большой вклад в изучение истории скептицизма и его систематизацию. Как и в Греции, римский скепти­цизм выражал кризис общества и нес в себе в основном заряд крити­ки знания.

    В Древнем Риме имел место и эклектицизм, объединявший собой разнородные учения и школы. Среди его авторов выделялся Марк Тулий Цицерон, выдающийся фило­соф. По убеждению Цицерона, главная задача фило­софии — это «возделывание души человека», обучение его искус­ству правильной жизни и формирование качеств гражданина.

    Особенности философии Древнего Рима. В римской философии на первый план выходит платонизм, который растворяется в эпикуреизме, скептицизме и стоицизме Благодаря экспансионной политике Римского государства, формируется обширные рамки римского мышления. Особенно успешно развиваются политические и юридические концепции и учения, имеющие в своём начале древнегреческие корни. Общей чертой древнеримской философии является выдвижение на первый план этики, которая связана с правильным и счастливым образом жизни. Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы Каждая школа этого периода разрабатывает свое представление о совершенстве и свой образ мудреца. Этот образ мудреца остается одним и тем же. Философ начинает ассоциироваться с фигурой «странной». Подлинное философствование в обыденной жизни приобретает специфический характер.


    написать администратору сайта