Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Крестьяне

  • 2.4. Духовенство

  • 6.1 Особенности государственно-политического строя монгольской державы . Правовая система. Влияние татаро-монгол на русское государство и право.

  • 7.2 Воинские , имущественные преступления. Преступления против личности, против чести и достоинства , против нравственности и против благочиния в законодательстве 18 в

  • 8.1 Особенности социального и государственно-политического развития Владимиро-Сузльского и Галицко-Волынского княжеств .

  • 9.2 Правовое положение крестьянства в первой половине 19 в 10.1 Особенности правовой системы Новгорода и Пскова Э

  • ИСТОРИЯ билеты. 1. 1Норманская теория происхождения отечественного государства в ixxi вв в формировании древнерусской государственности определенную роль играл варяжский элемент


    Скачать 186.57 Kb.
    Название1. 1Норманская теория происхождения отечественного государства в ixxi вв в формировании древнерусской государственности определенную роль играл варяжский элемент
    АнкорИСТОРИЯ билеты.docx
    Дата27.12.2017
    Размер186.57 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаИСТОРИЯ билеты.docx
    ТипДокументы
    #13168
    страница4 из 9
    1   2   3   4   5   6   7   8   9

    2.2. Мещане

    Правовой статус городского населения, как особого сословия начал определяться еще в конце XVII в. Затем создание органов городского самоуправления при Петре I и установление определенных льгот для верхушки городского населения, укрепили этот процесс. Дальнейшее развитие промышленности торговли и финансов потребовали издания новых правовых актов, регулирующих эти сферы деятельности.

    Первоначальное название – граждане («Регламент Главного магистрата»), затем по образцу Польши и Литвы стали называться мещанами. Сословие создавалось постепенно, по мере введения Петром I европейских образцов среднего класса (третьего сословия)[10].

    Окончательно оформление сословия мещан произошло в 1785 г. по «Жалованной грамоте на права и выгоды городам Российской империи» Екатерины II. К этому времени предпринимательский слой в городах заметно "окреп, с целью стимулирования торговли были ликвидированы таможенные заставы и пошлины, монополии и другие ограничения, объявлено о свободе заведения промышленных предприятий (то есть о свободе предпринимательства), легализованы крестьянские промыслы.

    При подготовке "Жалованной грамоты городам" (которая началась в 1780 г.) кроме материалов уложенной комиссии были использованы другие источники: Цеховой устав (1722 г.), Устав благочиния (1782 г.), Учреждение для управления губернией (1775 г.), шведский Цеховой Устав и Положение о маклере (1669 г.), прусский Ремесленный устав (1733 г.), законодательство городов Лифляндии и Эстляндии. "Жалованная грамота городам" (полное название: "Грамота на права и выгоды городам Российской Империи") была опубликована одновременно с "Жалованной грамотой дворянству" в апреле 1785г. Грамота закрепляла единый сословный статус всего населения городов независимо от профессиональных занятий и родов деятельности.

    В 1785г. население городов было окончательно поделено по имущественному принципу на 6 разрядов[11]:

    1) «настоящие городские обыватели», имеющие в городе дом и иную недвижимость (т.е. владельцы недвижимости в черте города);

    2) записанные в гильдии купцы (I гильдия - с капиталом от 10 до 50 тысяч рублей, II - от 5 до 10 тысяч рублей, III - от 1 до 5 тысяч рублей);

    3) состоявшие в цехах ремесленники;

    4) иностранные и иногородние купцы;

    5) именитые граждане (капиталисты и банкиры, имевшие капитал не менее пятидесяти тысяч рублей, оптовые торговцы, судовладельцы, состоящие в городской администрации, ученые, художники, музыканты);

    6) прочее посадское население.

    Принадлежность к сословию закреплялась внесением в городскую обывательскую книгу.

    Права мещанского сословия:

    1. Исключительное право: занятие ремеслом и торговлей.

    2. Корпоративное право: создание объединений и органов самоуправления.

    3. Предусматривались судебные права: права на неприкосновенность личности вплоть до окончания судебного разбирательства, на защиту в суде.

    4. Личные права мещан включали: право на охрану чести и достоинства, личности и жизни, право на перемещение и выезд за границу.

    5. Имущественные права: право собственности на принадлежащее имущество (приобретение, использование, наследование), право владения промышленными предприятиями, промыслами, право на ведение торговли.

    6. В число обязанностей входили подати и рекрутская повинность. Правда, здесь было много исключений. Уже в 1775 г. Екатерина II освободила жителей посадов, имевших капитал свыше 500 руб., от подушной подати, заменив ее однопроцентным сбором с объявленного капитала. В 1766 г. от рекрутчины были освобождены купцы. Они уплачивали вместо каждого рекрута сначала 360, а затем 500 руб. Освобождались они и от телесных наказаний. Купцам, особенно первогильдейским, предоставлялись некоторые почетные права (езды в каретах и колясках).

    7. Мещане освобождались от общественных работ, их запрещалось переводить в крепостное состояние. Они имели право свободного переселения, передвижения и выезда в другие государства, право на свой внутрисословный суд, на обзаведение домами, право выставлять вместо себя замену по рекрутскому набору. Мещане имели право владения городскими и загородными домами, имели неограниченное право собственности на принадлежащее им имущество, неограниченное право наследования. Они получали право владеть промышленными заведениями (с ограничением их размеров и числа, работающих на них), организовывать банки, конторы и пр.

    По «Жалованной грамоте» городские обыватели, достигшие 25-летнего возраста и имевшие определенный доход (капитал, процентный сбор с которого составлял не ниже 50 руб.), объединялись в градское общество. Собрание его членов избирало городского голову и гласных (депутатов) городских дум. В общую думу посылали своих избранников все шесть разрядов городского населения, в шестигласной думе для исполнения текущих дел трудились выбранные общей думой 6 представителей каждого разряда. Выборы происходили каждые 3 года. Главным полем деятельности было городское хозяйство и все то, что «служит к пользе и нужде города». В компетенцию городской думы входили: обеспечение в городе тишины, согласия и благочиния, разрешение внутрисословных споров, наблюдение за городским строительством. В отличие от ратуш и магистратов судебные дела не входили в ведение городской думы - их решали судебные органы[12].

    Лишение мещанских прав и сословных привилегий могло осуществляться по тем же основаниям, что и лишение сословных прав дворянина (также приводился полный перечень деяний).

    2.3. Крестьяне

    В XVIII в. оформилось несколько категорий крестьянства. Разряд государственных крестьян сложился из бывших черносошных и из народов, плативших ясак. Позднее в его состав влились уже упомянутые однодворцы, потомки московских служилых людей, поселенные на южной окраине государства, не знавшие общинного быта. В 1764г. по указу Екатерины II была произведена секуляризация церковных вотчин, которые перешли в ведение Коллегии Экономии. Крестьян, отнятых у церкви, стали называть экономическими. Но с 1786г. и они стали государственными крестьянами[13].

    Частновладельческие (помещичьи) крестьяне вобрали в себя все прежние категории зависимых людей (крепостных, холопов), принадлежавших фабрикам и заводам со времени Петра I (посессионных). До Екатерины II эта категория крестьян пополнялась также за счет церковнослужителей, оставшихся за штатом, отставных попов и дьяконов, дьячков и пономарей. Екатерина II прекратила превращение в крепостное состояние лиц духовного происхождения и перекрыла все другие пути его пополнения (брак, договор займа, наем и услужение, плен), кроме двух: рождения и раздач государственных земель с крестьянами в частные руки. Раздачи были прекращены в 1801г. Александром I, теперь единственным источником пополнения крепостного сословия оставалось рождение.

    В 1797г. из дворцовых крестьян по указу Павла I был образован ещё один разряд – удельных крестьян (на землях царского удела), чье положение было сходным с положением государственных крестьян. Они составляли собственность императорской семьи.

    В XVIII в. положение крестьян, в особенности принадлежавших помещикам, заметно ухудшилось. При Петре I они превратились в вещь, которую можно было продать, подарить, обменять (без земли и отдельно от семьи). В 1721г. было рекомендовано пресечь продажи детей отдельно от родителей, чтобы «утишить вопль» в крестьянской среде. Но разделение семей продолжалось вплоть до 1843г.

    Помещик по своему усмотрению использовал труд крепостных крестьян, оброк и барщина никаким законом не ограничивались, а прежние рекомендации властей брать с них «по силе» ушли в прошлое. Крестьяне оказались лишенными не только личных, но и имущественных прав, ибо все их имущество рассматривалось, как принадлежащее их владельцу. Им запрещалось приобретать недвижимость, открывать фабрики, работать по подряду, обязываться векселями, принимать на себя обязательства без разрешения владельца, записываться в гильдии. Не регулировал закон и право суда помещика. Помещикам было разрешено применять телесные наказания и отдавать крестьян в смирительные дома, не разрешалось лишь применение смертной казни и выдача крестьян вместо себя на правеж (при Петре I). Правда, тот же царь предписывал выявлять помещиков, разорявших крестьян, и передавать управление такими поместьями родственникам[14].

    Безнаказанность способствовала росту преступлений среди помещиков. Показательный пример дает история помещицы Салтыковой, убившей более 30 своих крепостных крестьян, которую удалось изобличить и приговорить к смертной казни (замененной пожизненным заключением) только после того, как жалоба на нее попала в руки императрицы Екатерины II[15].

    Только после восстания Пугачева, в котором крепостные крестьяне приняли активное участие, правительство стало усиливать государственный контроль за их положением и предпринимать шаги в направлении смягчения крепостного состояния. Был узаконен отпуск крестьян на волю, в том числе после отбывания рекрутской повинности (вместе с женой), после ссылки в Сибирь, за выкуп по желанию помещика (с 1775г. без земли, а с 1801г. – Указ Павла I о «вольных хлебопашцах» – с землей).

    Несмотря на тяготы крепостного состояния, в крестьянской среде развивались обмен и предпринимательство, появились «капиталистые» люди. Закон разрешил крестьянам торговать, сначала отдельными товарами, затем даже с «заморскими странами», а с 1814 г. лицам всех состояний было разрешено торговать на ярмарках. Многие зажиточные крестьяне, разбогатевшие на торговле, выкупились из крепостного состояния и составили ещё до отмены крепостного права значительную часть формирующегося класса предпринимателей.

    Государственные крестьяне находились, в сравнении с крепостными, в гораздо лучшем положении. Личные права их никогда не подвергались таким ограничениям, как личные права крепостных. Их подати были умеренными, они могли покупать землю (с сохранением повинностей), занимались предпринимательской деятельностью. Попытки урезать их имущественные права (брать откупа и подряды, приобретать недвижимость в городах и уездах, обязываться векселями) не имели столь пагубного воздействия на состояние хозяйства государственных крестьян, в особенности живших на окраинах. Здесь гораздо энергичнее разрушались консервировавшиеся государством общинные порядки (земельные переделы, круговая порука при уплате податей), сдерживавшие развитие частного хозяйства[16].

    Большое значение в среде государственных крестьян имело самоуправление. У них издревле видную роль играли избранные на сходах старосты. По губернской реформе 1775 г. государственные крестьяне получили, как и другие сословия, свой суд. При Павле I были созданы волостные самоуправляющиеся организации. Каждая волость (с определенным количеством селений и с числом не более 3 тыс. душ) могла избирать волостное управление, состоявшее из волостного головы, старосты и писаря. В селениях избирались старшины и десятские. Все эти органы выполняли финансовые, полицейские и судебные функции.

    Мерой, направленной на изменение крепостнических отношений, стала организация военных поселений, в которых с 1816 г. стали размещаться государственные крестьяне. К 1825 г. их число достигло четырехсот тысяч человек. Поселенцы были обязаны заниматься сельским хозяйством (отдавая половину урожая государству) и нести военную службу. Им запрещалось торговать, уходить на заработки, их жизнь регламентировалась Воинским уставом. Эта мера не могла дать свободных рабочих рук для развития промышленности, но наметила пути для организации принудительного труда в сельском хозяйстве, которые будут использованы государством значительно позже.

    В 1847 г. было создано министерство государственные имуществ, которому было поручено управление государственными крестьянами: было упорядочено оброчное обложение, увеличены земельные наделы крестьян; закреплена система крестьянского самоуправления: волостной сход - волостное управление - сельский сход - сельский староста. Эта модель самоуправления будет еще долгое время использоваться как в системе общинной, так и будущей колхозной организации, став, однако фактором, сдерживающим отход крестьян в город и процессы имущественной дифференциации крестьянства.

    Новые экономические отношения требовали, однако, изменений в правовом положении сельских обывателей. Отдельные шаги в этом направлении были сделаны в первой половине XIX в. Уже в 1801г. государственным крестьянам было разрешено покупать землю у помещиков[17].

    В 1818г. был принят указ, разрешивший всем крестьянам (в том числе и помещичьим) учреждать фабрики и заводы.

    Потребность в свободном наемном труде сделала неэффективным использование труда посессионных крестьян на фабриках и заводах: в 1840 г. заводчики получили право освобождать посессионных крестьян и вместо них нанимать вольных людей и оброчных крестьян.

    В городах параллельно с сословием мещан и цеховых (мастера, ремесленники, подмастерья) стала возрастать социальная группа "рабочих людей".

    2.4. Духовенство

    Православное духовенство состояло из двух частей: белого, приходского (от рукоположения) и черного, монашеского (от пострижения). Только первая составляла собственно сословие, ибо вторая часть не имела наследников (монашество давало обет безбрачия). Белое духовенство занимало низшие посты в церковной иерархии: священнослужителей (от дьякона до протопресвитера) и церковнослужителей (дьячки, пономари). Высшие посты (от епископа до митрополита) принадлежали черному духовенству. В XVIII в. духовное сословие сделалось наследственным и замкнутым, поскольку закон запрещал лицам других сословий принимать священнический сан. Выход же из сословия, по ряду причин формального свойства, был крайне затруднителен[18].

    Из сословных прав духовенства можно отметить свободу от личных податей, от рекрутчины, от воинских постоев. Оно имело привилегию в области судопроизводства. В общих судах священничество судилось лишь по особо тяжким уголовным преступлениям, гражданские дела с мирскими людьми разрешались в присутствии особых представителей духовенства. Духовенство не могло заниматься делами, несовместимыми с духовным званием, в том числе торговлей, промыслами, обслуживанием откупов и подрядов, производством спиртных напитков и пр. В XVIII в. оно лишилось и главной своей привилегии – правом владеть имениями и крепостными людьми. Церковные служители были переведены «на зарплату».

    В Российской империи свободно сосуществовали с православием другие христианские и нехристианские конфессии. В городах и крупных селах строились лютеранские кирки, а с середины XVIII в. и католические костелы. В местах проживания мусульман возводились мечети, буддистов – пагоды. Однако переход из православия в другую веру оставался запрещенным и строго наказывался.

    6.1 Особенности государственно-политического строя монгольской державы . Правовая система. Влияние татаро-монгол на русское государство и право.

    6.2Религиозные , государственные и должностные преступления в законодательстве 18 в .

    7.1 Государственно-политический строй Новгородской республики

    7.2 Воинские , имущественные преступления. Преступления против личности, против чести и достоинства , против нравственности и против благочиния в законодательстве 18 в

    8.1 Особенности социального и государственно-политического развития Владимиро-Сузльского и Галицко-Волынского княжеств .

    8.2 Гражданское и семейное право в 18 веке

    9.1 Особенности государственно-политического строя и правовой системы Великого княжества Литовского.

    9.2 Правовое положение крестьянства в первой половине 19 в

    10.1 Особенности правовой системы Новгорода и Пскова

    Эти государственные образования сложились на северо-западе Руси. Для них были характерны некоторые особенности общественного строя и феодальных отношений: значительный социальный и экономический вес новгородского (псковского) боярства, имеющего давние традиции и его активное участие в торговой и промысловой деятельности.

    Основным экономическим фактором была не земля, а капитал. Это обусловило особую социальную структуру общества и необычную для средневековой Руси форму государственного правления. Новгородское (псковское) боярство организовывало торгово-промышленные предприятия, торговлю с западными соседями   и с русскими княжествами.

    По аналогии с некоторыми регионами средневековой Западной Европы (Генуя, Венеция) в Новгороде и Пскове сложился своеобразный республиканский (феодальный) строй.

    Развитие ремесла и торговли, более интенсивное, чем в других русских землях, потребовало создания более демократического государственного строя. Основой для такой политической системы стал довольно широкий средний класс новгородско-псковского общества: житьи люди занимались торговлей и ростовщичеством, своеземцы (хуторяне или фермеры) сдавали в аренду или обрабатывали землю, купечество объединялось в несколько сотен (общин) и торговало с русскими княжествами и с "заграницей" ("гости"). Городское население делилось на патрициат ("старейших") и "черных людей". Новгородское (псковское) крестьянство состояло, как и в других русских землях из смердов-общинников и зависимых крестьян (половников), работающих "из полу" за часть продукта на господской земле; закладников, поступивших в кабалу, и холопов.

    Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось через систему вечевых органов: в столицах существовало общегородское вече, отдельные части города (стороны, концы, улицы) созывали свои вечевые собрания. Формально вече было высшим органом власти (каждое на своем уровне), решавшим важнейшие вопросы из экономической, политической, военной, судебной, административной сфер. Вече избирало князя.

    На вечевых собраниях участвовали все свободные люди города. К собраниям подготавливалась повестка дня, кандидатуры избираемых на вече должностных лиц. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелись канцелярия и архив вечевого собрания, делопроизводство осуществлялось вечевыми дьяками. Организационным и подготовительным органом (подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв веча) являлся боярский совет, включавший наиболее влиятельных лиц (представителей городской администрации, знатных бояр) и работавший под председательством архиепископа.

    Высшими должностными лицами "Господина Великого Новгорода" были посадник, тысяцкий, архиепископ, князь.

    Посадник — исполнительный орган веча, избранный им на срок один ― два года. Он руководил деятельностью всех должностных лиц, вместе с князем ведал вопросами управления и суда, командовал войском, руководил вечевым собранием и боярским советом, представительствовал во внешних сношениях. Тысяцкий занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение. Архиепископ был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. (Основная его роль — духовное главенство в церковной иерархии).

    Князь приглашался гражданами на княжение, выполнял функции главнокомандующего и организатора защиты города. Военную; и судебную деятельность разделял с посадником. Князю по договорам с городом запрещалось приобретать  землю в Новгороде, раздавать землю новгородских волостей своим приближенным, запрещалось управлять новгородскими волостями, вершить суд за пределами города, издавать законы, объявлять войну и заключать мир. Ему запрещалось заключать договоры с иноземцами без посредничества новгородцев, судить холопов, принимать закладников из купцов и смердов, охотиться и рыбачить за пределами отведенных ему угодий. В случае нарушения договора князь мог быть изгнан.

    Территория Новгородской земли делилась на волости и пятины, управляющиеся на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода. Центром самоуправления пятины был пригород.

    Когда-то таким пригородом был Псков, в ходе упорной борьбы выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Политическая и государственная организации Пскова повторяли новгородскую: вечевая система, выборный князь, но вместо тысяцкого — два степенных посадника. Существовало шесть концов, двенадцать пригородов. Административное деление производилось на округа (губы), полости, села.

    Источниками права в этом регионе были: Русская Правда, вечевое законодательство, договоры города с князьями, судебная практика, иностранное законодательство. В результате кодификации XV в. появились Новгородская и Псковская судные грамоты.

    От Новгородской судной грамоты сохранился фрагмент, дающий представление о судоустройстве и судопроизводстве. Судебными правами обладали все органы власти и управления (вече, посадник, тысяцкий, князь, боярский совет, архиепископ, сотский, староста). Судебными полномочиями наделялись купеческие и цеховые корпорации (братчины). Судебными чинами были: дьяки, приставы, "позовники", писцы, межники, подверники и др.

    Псковская судная грамота 1467 г. По сравнению с Русской Правдой в ней более обстоятельно регламентируются гражданско-правовые отношения и институты, обязательственное право, судебное право, рассматриваются некоторые виды политических и государственных преступлений.


    1   2   3   4   5   6   7   8   9


    написать администратору сайта