История. 1. а Формац и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби
Скачать 203.5 Kb.
|
1. а)Формац. и цив. Подходы в истор. Познании. Тойнби. Формационная теория: 3 стадии: дикости, варварства, цивилизации. (рабовлад, феод, капиталист, коммунист.) Термин цив-я М и Э используют для обознач-я этапа. Признаки перехода от 2 к 3 стадии: переход от присв. пр-ва к производящ. отделение ремесла от с\х начало соц. расслоения об-ва, появление ч/с появл-е письм-ти появл-е моногамной семьи формиров-е предпосылок обр-я г-ва обозначается прим-но 5 тыс л.н. Осн- критерии для выдел-я цив-ции: спосбоб пр-ва (производ. Силы + произв. Отн-я) социально-классовая структура об-ва. Недостатки: не выражен личностный аспект в историч. Процессе не все страны подходят под эту теорию всему человеч-ву предлагается лишь 1 путь развития, хотя мир так разнообразен абсолютизируется роль насилия и конфликтов, т.к. смена обществ.-эк. формаций происходит путем рев-ции Достоинства: хорошо раскрыта соц-эк структура Зап-Евр обществ до середины 19 века хорошо выражены отношения классов б) цивилизационный подход. Суть: человечество не развивается по единым всемирно-историческим законам. В разное время в разных климатических зонах появляются, развиваются, исчезают отдельные челов об-ва. Они имеют свои закономерности развития. 1 путь для России: возврат к авторит системе 2 путь: объединение народа и г-ва 3 путь: исчезновение русской цив-ции. Авторы теории: Данилевский, Тойнби, Гумилев, Шпенглер, Сорокин. Арнольд Тойнби выделяет 2 типа чел общ-в: 1.примитивное об-во 2.цивилизация Примитивные об-ва: короткий срок существования небольшая территория и небольшое колво насел-я существуют в стационарном состоянии характерно сходство обычаев и традиций небольшое разделение труда примитивные языческие верования отсутствие классов и г-ва. Цивилизация: это единые организмы, все части которого всзаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. Признаки: обширная терр-рия имеют тенденцию к распространению через подчинение или ассимиляцию других обществ большое кол-во людей находятся в постоянном развитии большое разделение труда наличие мировой религии наличие гос-ва и классов Средняя продолжит жизни цив-ции 1тыс лет. Критерии выделения цив-ции: природная среда обитания система ведения хоз-ва соц орг-ция религия и духовн ценности полит индивидуальность Классификация цив-ций: Расцветшие: Эллинская, Западная, Шумерская, Египетская, Минойская, Хетская, Индская, Дальневосточная, Православная (осн и в России), Иранская и др. Цив-ции-спутники: Тибетская Неразвившиеся Застывшие: Спартанская, Эскимосская. Этапы развития: генезиса и роста расцвет надлом разложение Причиной формирования цив-ции Тойнби называет ответ на вызов. Причины исчезновения: неверный ответ на вызов творческое меньшинство идет на поводу общества творч меньшинство применяет силу и теряет доверие народа. Позитивные моменты цив подхода: ц.п. позволяет рассмотреть историч процесс во всем многообразии открывает народу возможность не подгонять свою судьбу под заданные схемы позволяет оценить вклад разных народов в развитие мирового сооб-ва учитываются роль чел-ка, духовн, нравств, интеллект фактор об-ва недостатки: расплывчатость выделения критериев трудно определить ментальность и дух развития чел-ка Цивилизация (по цив. подходу) - это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющее устойчивые особые черты в социально-полит орг-ции, культуре, эк-ке, и психолог чувство принадлежности к данному сооб-ву. 3. Типы общественного развития. (типы чел об-в) Признаки выделения типов чел. Об-в. общность и взаимозависимость историко-полит судьбы и эк развития взаимопереплетение культур наличие сферы общих интересов и общих задач с т.з. перспектив развития 1.Непрогрессивная форма: (аборигены Австралии, коренное насел-е Аиерики, племена Африки, малые народы севера Европы и Свбири). Сущность непрогр. типа: неизменность единыжды установл порядков, жесткое табу на изменение. Для эк жизни характерен кочевой или полукочевой образ жизни. Соц орг-ция: коллективизм, отсутствия гос-ва, обществ отн-я регулируются на основе обычаев и традиций. Духовная культура: обожествление могущ сил природы, человек воспринимается как часть живой природы. Ценность типа: глубокое знание законов природы нет разрушения природы и среды обитания 2. Циклический тип. К этому типу относятся вост цив-ции Суть типа: изменения в этом типе происходят медленно после акробации опыта многими поколениями. Развитие происходит в виде спирали, медленно. Экономич. Структура: основу эк жизни сост аграрный тип развития господтво нат хоз-ва общинный коллект труд (формы ч/с не выражены) гос-во явл верховным собственником всех земель Полит структура: характ чертой явл созд-е сильных централиз г-в личный интерес был подчинен обществ интересу управление г-вом осуществляется при помощи чин-бюр м-ны обезличенность госуд машины соц структура: строгая иерархия слоев существуют только вертикальные связи Характерна глубокая религиозность и вера в преопределенность мирового порядка. 3.Прогрессивный тип. (древнегреч, древнеримск, З-Е цив-ции) Суть: быстрое поступательное развитие. Экономич структура: ярко выражен изначально индустр тип интенсивное развитие торговли и ремесла, развитие формы с/х Политич структура: рано появляется новая форма гос власти в виде демократии разумное сочетание личных и обществ интересов наличие развитых, независимых от власти горизонт связей Соц-классовая структура: множество прослоек возможен переход от одной соц группы к другой Дух жизнь и ментальность: эти об-ва скорее светские, нежели религиозные. Здесь боги - те же самые люди, только наделенные большими кач-вами антропоцентрический хар-р культуры и ментальности инновационный хар-р мышления духовная свобода человека Противоречия: высокая соц-классовая дифференциация об-ваа и нерав-во возведение европ ценностей в абсолют научно-техн прогресс ведет к господству голого рационализсма и потере гуманист ценностей постепенно на фоне нтп идет утрата ценности личности, идет стандартизация мышления радикальное вмешат-во в окр природу привело к глоб проблемам 4. Особенности становления русской цив-ции, факторы ее формирования. 1я концепция утверждает, что Россия - это часть зап цив-ции, и Россия и запад имели общие христианские ценности 2я концепция утверждает, что Россия - это часть вост цив-ции, и имеет много Восточных черт 3я концепция (Данилевский) утверждает, что России предначертан исключит тип развития, Россия будет спасительницей мира. Исходные позиции для анализа Русск цив-ции: Россия цивилизационно не однородное государство. Это конгломерат разных народов с разной ментальностью Россия находится на перекрестке двух типов цив-ций В и З, поэтому Р всегда будет стоять перед проблемой выбора путей развития Осн факторы становления Р цив-ции природно-географич и климатич этнич фактор духовный фактор Этапы развития: Доисторический (2 тыс лет до н.э. - 9 в) Киевская Русь 9-13 вв Московская Русь 14-17 вв Авторитарная Россия нач 18 в -1985 г Демократич правовая Россия 1985 - ???? 6. Образование восточнославянского гос-ва. Норманская и антинорманская теории. По поводу образования Восточнослав гос-ва сущ 3 теории: Норманская ( о завоевании Руси варягами) Антинорманская Теория о призвании варягов Норманская теория начинает формироваться в сер 18 века: Байер, Миллер, Шлецер. Суть:1. Восточные славяне находились на низком уровне развития и не были способны сформировать гос-ва 2. Славяне были завоеваны варягами кот и создали гос-во у вост славян. Доводы Слово Русь произошло от древнейшего слоя варягов, которые проживали на юге Руси еще в 4-5 вв н.э. дружина князя состояла из варягов и из дружинников же формировался чин-бюр апп-т 1-е киевск князья были варягами в «Пов Врем Лет» есть упоминание о том, что славянск племена платили дань варягам, а значит были ими завоеваны. Антинорманская теория Суть: вост славане сами сформировали гос-во, а варягине имели никакого отношения к формированию в-слав г-ва Доводы: термин Русь они объясняют как сугубо славянский от др слав племени роксолан рюрик - не варяг по происхождению, он выходец из вост пруссии у вост славян в 7-8 вв существуют признаки государсвтенности, что говорит о том, чт вост славяне были готовы создать гос-во. Теория о призвании: Суть: гос-во извне принести невозможно, у вост признаки государственности. В кач-ве 1-х князей они пригласили варягов. Государство - это особый аппарат управления, стоящий над об-вом и призванный охранять обществ порядок. Признаки гос-ва: единая терр-рия наличие чиновнич апп-та армия наличие суд системы К 7-8 вв начинается тенденция объединения терр-рий, где проживали славяне, а именно: племена нач объединяться в союзы племен. К этому времени оформились 12 союзов племен. Постоянно выделяются родоплеменная знать, кот начинает выполнять административные ф-ции. К 7-8 вв начало выделяться сословие военных. Все чаще князья начинают выполнять суд ф-ции. Причины оформления гос-ти у В сл-н: усложнение эк жизни отделение ремесла от с/х выделение воен сословия появление эк нерав-ва Первые киевск князья были варяги. В 60-е годы 9 века га княжение в Новгород приглашен Рюрик, варяг. В 882 году его преемник, князь Олег, захватывает Киев и объединяет 2 центра. Факт объединения Новг и Киева ознаменовал факт обр-я единого восточнослав г-ва. Почему был приглашен варяг: варяги - хорошие воины у варягов уже был опыт в созд-ии гос-ва нейтральная фигура 7. Соц-полит и эк развитие К.Р. в к 10 - нач. 12 вв Почему этот период называют периодом расцвета?: была упорядочена система управления страной, т.е. оформлена полит структура К.Р. формируются эк связи в гос-ве была создана законодат база г-ва была упорядочена соц структура об-ва была сформирована единая нац идея (христианство) Полит структура: КР представляла из себя военно-феод монархию: власть становится наследуемой, привилигиров сословие - военно-служилаю знать, кот за службу получает земли, населенные кр-ми, т.е. начинают формироваться феод. Отн-я. Киевск князь явл главой всех ветвей власти. Власть наследуется по родовому принципу. При князе существует боярская дума - это совещат орган, кот состоял в основном из старшей дружины княза. Дружина состояла из 2 частей: Старшая дружина (более опытные, кто за службу получал земли с правом наследования, впоследствии - бояре), младшая дружина, жила при князе, и князь делился с ней доходами, отдавая 1/3. На этом этапе ликвидируется институт местного княжения и на местах сидят наместники князя.Формируется чин апп-т. Вместе с тем власть князя была не так сильна, т.к. 1. Были усобицы за престол м/д родственниками боярская дума имела право вето на решение князя. старшая дружина была самостоятельной, имела свои земли, свою дружину, .... Законодат основой КР явл «РП», основопол-ком кот-й явл Ярослав Мудрый. Экономика КР: Основу эк жизни КР сост с/х КР активно занимается внешн торговлей продолжает сохранять свою значимость другие виды хоз деят-ти (охота, рыбалка, собир-во, борт-во) получают развитие феод отн-я. Но на этом этапе они не были развиты, т.к. военно-феод знать основной источник доходов видела не в земле, а в воен-торг походе, и в КР % зависимого населения был весьма незначителен. Соц структура: В соответствии с РП в КР выделяется 3 катег нас-я: люди служилые (привилегированное сословие, старш друж-ки) люди (свободные жены городск или сельской общины) черные люди (полностью зависимые, полузавис) На этом этапе происходит крещение Руси.... 8. Крещение Руси (причины, ход, последствия) Причины: Византия, как и КР, занимала серединное положение между В и З Церковь в Византии была строго централизованной и подчинялась гос власти, Виз церковь всегда стояла за единое г-во многие русские были знакомы с этой религией неудача языческой реформы Последствия: Объединение славянских земель на единой духовн основе приобщение к зап-евр и визант культурным и христ традициям и традициям вообще рост междунар авторитета КР гуманизация нравств отнош-й влияние на эк-ку (рост междунар торговли, развитие и совершенствование с/х пр-ва) толчок развития культуры появление каменной архитектуры интенсивно развивается ИЗО литерат традиции (появл письменности) и др. Негатив: оформление культа власти рабская психология, произошло превращение церкви в идеолог инструмент гос-ва мистич восприятие хр-ва 9. Феодальная раздр-ть и т-м протекторат на Руси. Причины феод раздр-ти: Увеличение значимости вотчинного землевладения недостатки родового принципа наследования престола ослабление полит и эконом роли Киева поводом феод раздр-ти явился Любечский съезд. Он изменил принцип наследования престола и ввел принцип от отца к сыновьям. 15 крупных самост княж-в получили название земель. Только 2 кн-ва не были переданы никому в насл-во: кивевкс и новгор. Почему не раздробилось Киевское кн-во?: формально киевск князь считался великим князем на киевск престол могли претендовать все самые сильные князья Феод раздр-ть - это закономерный этап в развитии об-ва, кот прошли все страны. Поэтому однозначно оценивать фр нельзя: Позитив: Интенсивное развитие регионов, власть больше приблизилась к народу феод усобицы стали реже интенсивное соверш-е эк-ки, а именно с/х пр-во, переход на 2-3 польную систему, интенсивное изнотовл-е мет о/т, развитие городов. К концу 13 в в ККн насчитывалось около 300 городов. Происходит превращение городов в центры ремесла и торговли, создаются купеч корпорации, развивается система мсу. феод отн-я вступают в свой зрелый этап Негатив: многие русск земли попадают в зав-ть от других народов Этапы и формы зав-ти от т-м: Прямого полит правления на Руси т-м не ввели, но выдавали князьям ярлыки на княжение. Ярлыки были двух видов: золотой и простой. Золотой с правом передачи власти по наследству. Т-м использовали методику разделяя властвуй. Русск земли должны были платить ЗО выход. К 1236 году монг империя представляла собой огромную империю. Этапы ТМП: 1 этап: - 1237-1327 гг - самый тяжелый и разрушительный этап. До 1257 года дань не была фиксированной. С 1257 размер дани стал фиксиров. Эту дань собирали уже не откупщики, а баскаки. II этап - 1327-1380 был ликвидирован институт баскачества. Моск князьям было предоставлено право самим собирать дань с земель и везти в Орду, как следствие прекратились набеги. На этом этапе ослабевает как экон так и полит влияние Орды на русск земли. Ярлык на великое княж-во во Влад-Сузд земле закрепился за Моск князьями и передавался по наследству. На этом этапе был разбит миф о непобедимости монголов. III этап: - 1380-1480 - на этом этапе власть ЗО была номинальной. ЗО уже не выдавала ярлыки, дань выплачивалась нерегулярно. 11.11.1480 - конец стояния на Угре. Негативные последствия мтп: ослабление русск княжеств на длит время русск земли оторвались от визант и з-е цив-ций происходит разрушение и замирание хоз жизни тмп оказал влияние на ментальность человека Позитив: Гумилев отмечает, что в ходе тмп прошло взаимовлияние культуры разных народов, поэтому народы друг друга обогатили положит была регенерация русск этноса подчинение чужой воле порождало доп мотивы к объединению |