Главная страница

билеты. 1. Актуальность музееведческих знаний


Скачать 40.73 Kb.
Название1. Актуальность музееведческих знаний
Анкорбилеты
Дата17.07.2021
Размер40.73 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаBilety_po_muzeologii.docx
ТипДокументы
#224616

1. Актуальность музееведческих знаний

К музеям относят сами музеи.
В некоторых странах к ним относятся архитектурные комплексы. Есть музеи которые хранятся в музеях частных лиц.

В мире вероятно около 50 000 музеев
В России зарегистрировано 3000 музеев.
Всего, наверное, около 5000 если включать незарегистрированные.

В Сибири - 375 музеев.

Актуальность музееведческих (музеологических знаний).

Гуманитарные знания. Исследования гуманитарных наук в последствии излагаются в учебниках и пособиях в университетах и школах что формирует мировоззрение человека во время обучения.

Гуманитарные предметы таким образом способствуют формированию мировоззрения и формирования мышления в рамках историзма.

Миклухо Маклай

Анучин – считал, что этнография как и физическая антропология это естественная наука и он преподавал этнографию поэтому на кафедре физики.

Он же- Анучин открыл этнографический музей.

В 1975 году только музеология была признана учебной дисциплиной юнеско

Важно отметить что актуальной музейную деятельность делает пропагандистская и мировоззренческая функции музеев. Государство планомерно стремится воспитывать людей с национально-патриотическими установками, следовательно, музеи играют при этом очень большую роль так как именно музей транслируют информацию в идеологически правильном виде целью воспитания своего населения. Конечно нельзя сказать что музеи являются главным рычагом воспитания общества но определенную роль в этом они играют. Кроме того, не так давно президент России заявлял о важности для страны такой науки как история, что подтверждает также и то, что гуманитарные науки являются источником информации подкрепляющим пропаганду выгодную правительству. В этом исторические науки идут в ногу с музеями. Ну и что ещё на самом то деле важно это то что музеи помогают адаптировать фундаментальные научные знания для обывателя, человека не углубленного в конкретную научную область. Ну и пока что мы живем в эпоху капитализма так что музеи являются хорошим источником прибыли при грамотном развитии.

Важность музееведческих знаний давно уже стала аксиомой для человечества и связана прежде всего с той большой ролью музейных предметов, которую они играют в научной, культурной, образовательной, просвещенческой и воспитательной сферах жизнедеятельности человечества в целом, его общностей и коллективов, а также в деятельности отдельных людей (индивидов). Конечно же, особую роль в функционировании музейных предметов в обществе играли и сегодня играют специализированные учреждения – музеи. Особенно четко это значение музееведческих знаний в жизни общества проявляется в периоды так называемых (условно) «музейных бумов», которые в России, например, проявлялись в середине – второй половине XIX в., в Советском Союзе – в 1920-х – начале 1930-х гг., в 1960–1980-е гг. Музееведческие знания возникают из необходимости обобщения опыта человечества в познании музейных предметов как субъектов (свидетелей) явлений и событий прошлого, настоящего и будущего (если речь в последнем случае идет о проектах и моделях, главным образом, в науке и технике). Музееведение призвано было охарактеризовать музейные предметы и оценить их роль в создании и деятельности музеев и в целом в развитии музейных процессов в обществе. Эти процессы охватывают прежде всего деятельность музеев, но также собирательство и коллекционирование предметов музейного значения в частных руках,


2. Определение музееведения (музеологии) и история дефиниций музееведения (энциклопедия Ленина и Сталина)

Первая книга была написана в Германии в 1804 году

Журнал по музеологии и антиквариатоведению – издатель директор музея «Зеленый сад» в Германии – Йоган Грессе

Определение данное в первой ленинской советской энциклопедии :

Музееведение- отрасль знания, возникшая в конце 19 века, охватывающая круг теоретических и практических вопросов, связанных с жизнью и деятельностью музеев как то— коллекционирование и научное описание памятников культуры или предметов природы, разработка методов экспозиции, способы хранения и учета музейного материала и популяризация его.

Структура определения:

1)Музееведение это наука

2)Возникшая в конце 19 века

3) Объектно-предметная сфера: деятельность музеев

4) виды деятельности музеев: коллекционирование, хранение, учет, популяризация.

Определение большой советской энциклопедии Сталинской:

Музееведение- область знаний, включающая вопросы организации деятельности музеев.

Авраам Моисеевич Разгон.- 1920-1989

Его определение:
Музееведение это- научная дисциплина изучающая закономерности возникновения и развития музеев, социальные функции музеев и их конкретную реализацию в различных общественных формациях, проявляющаяся в исследовательской , хранительской, и образовательно-воспитательной деятельности.

Важнейшей составной частью музееведения является исследование специфических сторон памятников- первоисточников, комплектуемых, хранимых и используемых музеем.

научная дисциплина, изучающая закономерности возникновение и развитие музеев, социальные функции музеев, их конкретную реализацию…

- научно-культурная дисциплина

- формирующаяся научная дисциплина, изучающая специфическое музейное отношение человека к действительности и порожденный человеком феномен музея, исследующая процессы сохранения и передачи социальной информации посредством музейных предметов, а также развитие музейного дела и направления музейной деятельности

(Музеология по Н.А. Томилову. )

- культурологическая наука о музейных предметах и музейных процессах по всей их конкретности и разнообразии.

- муз. процессы- история, современное состояние и перспективы музейной сферы жизнедеятельности человечества и его сообществ

Современное определение:

Музееведение (музеология) – культурологическая наука изучающая музейные предметы, их социальные свойства и отношения, музейные процессы в их исторической динамике.

Музееведение (музеология) – наука изучающая музейные предметы и музейные процессы.

Объект- музейный предмет и музеи как основной социальный институт в музейных процессах.

Предмет – свойство музейных предметов отражать действительность, дающая возможность осваивать наследие предшествующих эпох, настоящее и будущее главным образом через музеи как научно исследовательские и культурно просветительские учреждения.

Деление наук:
общественные и гуманитарные, инженерные, технические естественные

Гуманитарные делятся на обществоведческие и на культурно-антропологические науки.

Культура- это способ жизнедеятельности людей.

Природная среда - это отношение людей с природой и по поводу природы- социальная сфера.


3. Объект и предмет музееведения

Музееведение- отрасль знания, возникшая в конце 19 века, охватывающая круг теоретических и практических вопросов, связанных с жизнью и деятельностью музеев как то— коллекционирование и научное описание памятников культуры или предметов природы, разработка методов экспозиции, способы хранения и учета музейного материала и популяризация его.

Структура определения:

1)Музееведение это наука

2)Возникшая в конце 19 века

3) Объектно-предметная сфера: деятельность музеев

4) виды деятельности музеев: коллекционирование, хранение, учет, популяризация.

Определение большой советской энциклопедии Сталинской:

Музееведение- область знаний, включающая вопросы организации деятельности музеев.

Авраам Моисеевич Разгон.- 1920-1989

Его определение:
Музееведение это- научная дисциплина изучающая закономерности возникновения и развития музеев, социальные функции музеев и их конкретную реализацию в различных общественных формациях, проявляющаяся в исследовательской , хранительской, и образовательно-воспитательной деятельности.

Важнейшей составной частью музееведения является исследование специфических сторон памятников- первоисточников, комплектуемых, хранимых и используемых музеем.

Современное определение:

Музееведение (музеология) – культурологическая наука изучающая музейные предметы, их социальные свойства и отношения, музейные процессы в их исторической динамике.

Музееведение (музеология) – наука изучающая музейные предметы и музейные процессы.

Объект- музейный предмет и музеи как основной социальный институт в музейных процессах.

Предмет – свойство музейных предметов отражать действительность, дающая возможность осваивать наследие предшествующих эпох, настоящее и будущее главным образом через музеи как научно исследовательские и культурно просветительские учреждения.

Деление наук:
общественные и гуманитарные, инженерные, технические естественные


Гуманитарные делятся на обществоведческие и на культурно-антропологические науки.

Культура- это способ жизнедеятельности людей.

Природная среда - это отношение людей с природой и по поводу природы- социальная сфера.

Структура науки: Одинакова для всех наук

  1. Теория музеологии

  2. История и историография музеологии

  3. Источники

  4. Методы музеологии

  5. Конкретные научные исследования

Наука является частью культуры в глобальном смысле.

Музееведение входит в музейное дело

Музейное дело:

Музейное законодательство

Музеология

Музейная практическая работа

Связи с другими науками:

Связь с профильными науками так как бывают музеи различных научных направлений.

Вспомогательные науки:

Психология

Педагогика

Информатика

Социология

Архитектура

Те, которые помогают обеспечивать сохранность музейных предметов:

  1. Физика

  2. Химия


4. Структура (составные части) музееведения

Структура науки: Одинакова для всех наук

  1. Теория музеологии

  2. История и историография музеологии

  3. Источники

  4. Методы музеологии

  5. Конкретные научные исследования

Наука является частью культуры в глобальном смысле.

Музееведение входит в музейное дело

Музейное дело:

Музейное законодательство

Музеология

Музейная практическая работа

Связи с другими науками:

Связь с профильными науками так как бывают музеи различных научных направлений.

Вспомогательные науки:

Психология

Педагогика

Информатика

Социология

Архитектура

Те, которые помогают обеспечивать сохранность музейных предметов:

  1. Физика

  2. Химия


5. Музейное дело и его структура (музейное законодательство)

Структура науки: Одинакова для всех наук

  1. Теория музеологии

  2. История и историография музеологии

  3. Источники

  4. Методы музеологии

  5. Конкретные научные исследования

Наука является частью культуры в глобальном смысле.

Музееведение входит в музейное дело

Музейное дело:

Музейное законодательство

Музеология

Музейная практическая работа

Связи с другими науками:

Связь с профильными науками так как бывают музеи различных научных направлений.

Вспомогательные науки:

Психология

Педагогика

Информатика

Социология

Архитектура

Те, которые помогают обеспечивать сохранность музейных предметов:

  1. Физика

  2. Химия


6. Виды связей музееведения с другими науками (1- с проф. дисциплинами: этнография; 2- физика, химия; 3- с социологией, педагогикой)

Связи с другими науками:

Связь с профильными науками так как бывают музеи различных научных направлений.

Вспомогательные науки:

Психология

Педагогика

Информатика

Социология

Архитектура

Те, которые помогают обеспечивать сохранность музейных предметов:

  1. Физика

  2. Химия


7. Определения музея и теория его происхождения и структура музея

Определение 50-х: Музеи- учреждения осуществляющие собирание, хранение и экспонирование исторических документов, памятников духовной и материальной культуры, произведений искусства, коллекций образцов природных богатств

В 60-х годах по Разгону: Музеи- научные учреждения, осуществляющие комплектование, хранение и изучение экспонирования и популяризации памятников материальной и духовной культуры и естественно исторических коллекций являющихся первоисточниками знаний в развитии природы и развитии человеческого общества.

В 70-е – Музеи – научные и научно-просветительные учреждения, которое в соответствии со своими социальными функциями осуществляет комплектование хранение изучение учет и памятников истории культуры и природных объектов.

Музеи – научные и научно-просветительные учреждения, которое в соответствии со своими социальными функциями выполняет музейную работу.

1)теория возникновения музеев


1.1 эстетическая – человеку присуще чувство красоты и для него характерно накапливание красивых объектов.

2.2- биологическая- это биологичекое чувство красоты и эстетики как и у всех животных.

3.3- филологическая

4.4. научно-материалистическая – музееведение возникло из потребности людей как место для хранения так и для образования и просветительской деятельностью.

Первая теория- эстетическая. Человеку присуще чувство красоты, поэтому и появляется стремление собрать красивые вещи в одном месте.

Вторая теория- биологическая. Стремление тащить все предметы и красивые вещи в свое гнездо.

Третья теория- филологическая. Слово «музей» образовалось от древнегреческого «мусеон» и «мусеум».

Четвертая теория- научно-материалистическая. Людям понадобились музеи как хранители знаний, как база для проведений научных исследований, как база для распространения знаний.


8. Международный совет музеев (ИКОМ): структура и направление деятельности

В ноябре 1946 года при ЮНЕСКО был создан международный совет музеев – ИКОМ. Структура ИКОМ состоит из: 30 централизованных комитетов, 119 региональных комитетов, исполнительного комитета (собирается три раза в год) и генеральной ассамблеи (собирается раз в три года). Направления деятельности совета – содействие развитию музейного дела во всём мире, сохранение музейного наследия, обучение музейных работников, налаживание сотрудничества между музейными учреждениями различных стран.
9. Музееведение и научные учреждения в СССР и РФ (образовательные, музеи)

Центрами музеологии в России принято считать университеты и институты.

Институты:

РАН (Кунтскамера)

Институт археологии (РАН)

Институт антропологии

Институт истории СО РАН

Институт археологии и этнографии

Университеты:

РГГУ (кафедра музеологии)

ТГУ (кафедра музеологии)

ОмГУ (кафедра этнологии, антропологии, археологии и музеологии)

КГУ (Кемеровский; кафедра музеологии)

КУКИ (кафедра музеологии/ докторский совет по музейному делу)

ТГАК (кафедра искусствоведения и музейного дела)

ДВФУ (кафедра музеологии


10. Музееведческие печатные издания в СССР и РФ и зарубежных странах

Зарубежные издания:

ФРГ- «Новое музееведение»

Болгария- «Музей и памятники культуры»

Словакия- «Музей»

Румыния- «Журнал музеев и памятников»

Великобритания- «Музейный журнал»

США- «Музейные новости»

Франция- «Музей Франции»

Российские издания:

Журналы:

«Курьер» ЮНЕСКО

«Museum» ИКОМ

«Мир музея»

Ежегодники:

«Известия ОГИК»

«Культура народов зарубежной Азии»

«Культура народов Сибири»

«Этническая панорама Сибири ОГИК»

Каталог:

«Культуры народов мира в этнографических изданиях российских музеев»


11. Музейный предмет, его определение и виды муз. предметов в экспозиции

Музейный предмет

Музейный предмет- изъятый из среды бытования и включенный в музейное собрание объект истории культуры или природы, которая является первоисточником знаний и разнообразного воздействия на людей.

Виды музейных предметов:

-подлинники;

-точные копии/ реконструкции/ модели;

-художественные произведения (иллюстрации);

-научно-вспомогательные материалы;

-тексты/ цитаты/ оглавление/ этикетки.

1877- западно сибирский отдел РГО

1878 – исторический музей омский


А в 1879 году в Тюмени

Памятник- предметный результат человеческой деятельности отражающий культуру историю или объект природы, рассматриваемые как ценные.

Ансамбль-группа памятников, связанные композиционно или исторически. (дворцовые, монастырские, храмовые)

Раритет- любая исключительно редкая вещь.

Реликвия- мемориальный предмет особой общественной значимости, обладающий исключительной силой эмоционального воздействия.

Реликт- вещь, явление или организм, сохранившийся как пережиток от древних эпох.

Новодел- точная копия предмета, выполненная в материале и размерах этого предмета или реконструкция какого-то предмета.

Глиптотека- коллекция резных художественных камней (гемма)

Музейный фонд- опись предметов музейного значения

Охранная грамота- документ определяющий отношение между государством и владельцем коллекции имеющей музейное значение.

По отношению работы в фондах:

Легенда предмета- данные собранные о предмете, его истории, в момент поступления его в музей.

Атрибуция предмета- выявление всех присущих музейному предмету признаков, монографическое (полное) изучение музейного предмета, всестороннее исследование предмета; служит основой для составления научного паспорта каталога, написания статьи и т д .

Научная паспортизация- фиксация результатов монографического изучения музейного предмета в научном паспорте

Научный паспорт музейного предмета- документ, фиксирующий итоги монографического изучения предмета

Каталогизация музейного предмета- системное описание предмета.

По экзспозиции:

Вернисаж- торжественное открытие экспозиции или выставки

Монтажный лист экспозиции- это чертеж экспозиции

Пробная экспозиция- предварительная раскладка предметов в зале музея.

Реэкспозиция- частичное обновление экспозиции по содержанию и по художественному оформлению.

Таксидермия- изготовление чучел.

Экспрессивность музейного предмета- способность оказывать эмоциональное воздействие на зрителей.

Жизненный комплекс- интерьер биогруппы

Аттрактивность- способность экспоната привлекать внимание посетителей

Голограмма- фотопластина или фотопленка которая через лупу получает объемное изображение.

Аудиовизуальная система- видеофильмы, звуковые записи

Турникет- экспозиции в виде книги

Кадроплан- тематический перечень и содержание кадров и диапозитивов, диафильмов

Экспонент- лицо или организация предоставляющая созданные ими или принадлежащие им предметы для экспозиций и экспонирования.


12. Периодизация истории музееведения

Периодизация истории музеологии
Музеи стали возникать в эпоху ВГО в 15 в. Учета в 15 в. еще не было, они стали появляться в 16 веке, также каталоги, научные паспорта. Экспозиций особо не было. В каждой науке выделяют несколько периодов, но первый период донаучный – это с 16 по сер. 19 в. (40-50е гг). Донаучное музееведение… Теоретические разработки с видами на исследовательские работы.

Периоды и этапы. В периоде содержаться этапы. Когда же музееведение стало выделяться в самостоятельную науку нужно учитывать 4 фактора: 1) социальная потребность в науке, 2) наличие научных наработок 3) нужны учреждения, социальные ин-ты, иметь издания, чтобы возникло организованное сообщество, 4) подготовка специалистов в системе образования.
Музей сельскохозяйственных орудий для того, чтобы получать определенные знания. Это были музеи и научно-исследовательские лаборатории. В Сибири был такой музей в городе Минусинске.
1 период - 1860-е гг. с т.з. Н.А. Томилова. Збигнев Странский. – чешский музеевед. В 1955 г вышел учебник «Основы советского музееведения» - первый в мире . поэтому музеология появилась как наука в 1950-х годах но появилась другая точка зрения
В России после победы над Наполеоном зрела мысль о создании национального музея по истории страны.
В 1860-е годы стали работать комиссии по комплектованию музеев. Граф Алексей Сергеевич Уваров был председателем Ученой комиссии по созданию Исторического музея в Москве и его первый директор.
2 период – это период возникновения и развития музеев как научно-исследовательских направлениях в рамках музеев. Период продолжался с 1860 – 1920-е.
3 период – с 1930- х начинают возникать музеи не только у нас. 1 этап 1930-сер. 1940-х – этап формирования коллективов музееведов. 2 этап с 1940- по сегодняшнее время

13. Работа в фондах музея.

Фондовая работа в музее - одно из ведущих направлений деятельности музея, которое включает комплектование, учёт, хранение и изучение объектов наследия.

В настоящее время научное комплектование фондов рассматривается не в качестве составляющей фондовой работы, а как самостоятельное направление музейной деятельности, однако, по сути, оно неотделимо от фондовой работы. Под комплектованием понимают процесс выявления в среде бытования предметов музейного значения и их сбора для пополнения музейного собрания; научная деятельность, основанная на принципах музееведения и профильных дисциплин. В комплектовании реализуется одна из социальных функций музея - функция документирования. Выделяются систематический

(типологический), тематический и комплексный методы комплектования. С помощью первого происходит пополнение коллекций типичными предметами, характерными для определённой эпохи. Тематический метод направлен на документирование процессов и явлений, отражающих определённую тему и комплектование разнотипных предметов. Комплексный метод сочетает в себе два предыдущих. Комплектование, направленное на отражение современных процессов - актуальное документирование эпохи - также может быть систематическим и тематическим. К основным формам комплектования относятся полевые исследования (экспедиции, репортажный сбор - собирательская работа в момент события или сразу после него) и текущее комплектование (закупка, обмен, дарение и др.)


14. Социальные функции музеев.

Социальные функции музеев:

1) Функции документирования

  1. Охрана музейных предметов

  2. Функции интеграции- обеспечивает связи между современной социокультурной действительностью и социокультурными явлениями прошлых эпох.

  3. Идентификация- Осознание людьми сходства и различия современных социокультурных систем

  4. Научно-исследовательская функция

  5. Образовательная функция

  6. Мировоззренческая

  7. Коммуникационная

  8. Диффиринцирующая

  9. Экономическая

  10. Политическая

  11. Воспитательная

  12. Эстетическая

  13. Созидательная


15. Точки зрения на начало появления музееведения как самостоятельной науки Странского и Шрайнера.

Периодизация истории музееведения

Первые виды музеев- древние Греция и Рим. Музейные собрания находились в греческих храмах.

Реальные музеи появились в Западной Европе в 15 веке. В эпоху географических открытий. Со временем стали выделять места для хранения разлисных диковинок.

В 16 веке появился учет и каталоги предметов. Экспозиций не было просто вывешивали работы.
1) С 16 века по середину 19 века –донаучный период.

Точки зрения, когда появилась музеология:
Томилов- 1860е
Некоторые Страннский- конец 19 века
В конце 60-х годов
В 1870-х годов - Разгон
Музеология все ещё формирующаяся наука

учебник основы советского музееведения 1955 год. поэтому музеология появилась как наука в 1950-х годах но появилась другая точка зрения в 1970-х вроде где-то

Второй период 1860-1920-е

Третий период 1930-е – по настоящее время- подъем музееведения
Стали возникать специальные отделы.


1920е-1930 – первые конференции первые учебники

Вторая половина 1940-х – наст время – музеология активно развивается во всем мире.
16. Структура работы в музеях

СТРУКТУРА И ВИДЫ РАБОТЫ В МУЗЕЕ Структура работы в музее – комплектование фондов, фондовая работа, экспозиционная работа, массовая научно-просветительная работа. Работа в фондах музея. Понятие «фонды музея». Научная организация фондов музея. Структура фондов музея. Комплектование фондов. Критерии музейных предметов. Пути пополнения фондов. Основы научной методики комплектования фондов. Документация фондов при их комплектовании, учете, хранении и изучении. Учет музейных предметов. Задачи учета му- 57 зейных фондов. Научная инвентаризация музейных предметов. Нанесение на предметы учетных обозначений и другие виды работы при учете и движении музейных фондов. Научная каталогизация музейных фондов. Хранение музейных предметов. Условия обустройства фондовых и экспозиционных помещений, музейных зданий. Требования к зданиям музеев. Музейная архитектура. Строительство новых зданий, приспособление и реконструкция зданий для музеев. Техническое оборудование здания и основных функциональных комплексов. Группы музейных предметов по происхождению и химическому составу и условия их хранения. Световой режим. Температурный режим. Условия влажности. Защита от загрязнений воздуха. Биологический режим. Защита от механических повреждений. Противопожарные меры. Защита музейных фондов в случае пожаров, затопления помещения, ураганов и в других экстремальных ситуациях. Режим охраны фондов. Консервация и реставрация музейных предметов. Хранение музейных предметов в экспозиции, а также при их передаче и транспортировке. Организация открытого хранения фондов. Изучение музейных предметов. Атрибуция предметов. Научное описание фондовых материалов музеев. Подготовка фондовых материалов к использованию их в научно-исследовательской и пропагандистско-воспитательной деятельности. Информация о составе коллекций. Подготовка к печати научных и научно-популярных изданий. Экспозиционная работа. Принципы и системы построения экспозиций. Методы создания музейных экспозиций. Экспозиционные материалы. Этапы экспозиционной работы. Виды экспозиций. Особенности экспозиций музеев исторического профиля. Проектирование экспозиций. Архитектурно-художественное решение экспозиций. Научно-просветительная и воспитательная работа. Задачи работы с посетителями музея. Проблема входа в музей. Формы научно-просветительной работы – экскурсии, лекции, консультации и др. Классификация музейных экскурсий. Подготовка и приемы музейной экскурсии. Принципы научно-просветительной 58 и воспитательной работы. Музейная педагогика и психология. Формы работы музея с учащимися. Музейные праздники. Популяризация музея и ее формы.

Организационная структура музея – это внутренняя организация музея. Она включает администрацию, фонды, экспозицию, хозяйственные службы, вспомогательные подразделения. Основными структурными подразделениями музея являются: филиал, научный отдел (сектор), лаборатория, мастерская. По основным направлениям деятельности музей имеет научные отделы или сектора: экспозиционный, выставочный, фондовый, научно-методический, научно-просветительный. Для решения отдельных научных задач в музее могут на определенный срок создаваться отделы, сектора или комплексные целевые группы. Основную деятельность музея обеспечивают научно-вспомогательные и производственные подразделения (библиотека, архив, реставрационные мастерские, лаборатория звукозаписи, фотолаборатория, типография, а также отдел кадров, канцелярия и др.). Структурные подразделения музея действуют в соответствии с положениями о них, утвержденными директором музея. В крупных музеях организуются также совещательные органы при директоре: Научно-методический, Редакционно-издательский, Ученый и Художественный советы, а в головных музеях – Совет по координации.
17. Экспозиционная работа в музеях

Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.

Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Она возникает в результате обобщения опыта экспозиционной работы. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея.

Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа


18. Виды научной работы в музеях

Экспозиционная работа – одно из главных направлений музейной деятельности, предметом которого является музейная экспозиция. Основное содержание экспозиционной работы в музее составляет проектирование музейных экспозиций. Сюда входит научное проектирование, осуществляемое научными сотрудниками – экспозиционерами, художественное проектирование, осуществляемое художниками экспозиции, рабочее и техническое проектирование, осуществляемое художниками экспозиции и инженерами.

Разработаны методики экспозиционной работы. Это совокупность способов и приемов построения музейной экспозиции. Она возникает в результате обобщения опыта экспозиционной работы. Можно выделить: методику проектирования музейной экспозиции, отражающую основные способы организации экспозиционной работы в целом и конкретные рекомендации и требования, относящиеся к структуре экспозиции, задающие приемы компоновки и группировки материалов. Специфика экспозиционной методики определяется также профилем музея.

Кроме проектирования в экспозиционную работу входит разработка тематики и проблематики системы экспозиций музея, изучение литературы по профильным для музея дисциплинам, реэкспозиция, наблюдение за состоянием экспонатов в экспозиции, монтаж и демонтаж экспозиции. Экспозиционная работа проводится сотрудниками экспозиционных отделов музея. Важным разделом экспозиционной работы в музее является выставочная работа


19. Содержание понятия «вход в музей» (про рекламу)

Реклама играет важную роль в музее, так как выступает не только в качестве непосредственного стимула посещения (увидел рекламу — вошел в музей) и покупки музейной продукции, но и как средство суммирования и оформления впечатлений.

Долговременный эффект музейной рекламы, способствующей формированию имиджа музея, является не менее (если не более) важным, чем ее сиюминутный эффект. Специфика музейной рекламы в том, что это реклама музея в целом, а не его «продукции».

Музей использует традиционные рекламоносители — выносные щиты с информацией о работе музея, любой музейный продукт (каталог, сувенир, видеофильм, целлофановый пакет, в который они упакованы). Выходя за стены музея, эти эмблематические послания делают важное дело. Они напоминают их владельцам о посещении музея и сообщают о его существовании каждому встречному.

В качестве рекламы музея можно также широко использовать интервью с сотрудниками и директорами музеев, статьи в газетах и журналах, репортажи о жизни музеев, можно предпринять цикл передач на телевидении, специально посвященных музейной тематике (например, серия телевизионных передач «История одного шедевра» на материале Государственной Третьяковской галереи).

Многие музеи за рубежом имеют регулярное эфирное время на радио и телевидении. У нью-йоркского музея «Метрополитен» есть программа для кабельного TV «Кураторский выбор», в которой заведующие отделами «Метрополитен» демонстрируют новые приобретения музея и объясняют, почему именно на них остановили свой выбор.

Рекламная деятельность музея многогранна и многофункциональна. Она выполняет социальную функцию, так как с ее помощью прививают разумные потребности через передачу информации, несущую сведения о музее. Формируя определенные мнения, взгляды, убеждения, настроения, которые затем реализуются в форме материальных и духовных благ, она выполняет пропагандистско-воспитательную функцию. Реклама способствует своевременной и ритмичной реализации товаров, идей и услуг, регулирует спрос и предложение, т. е. выполняет экономическую функцию. Кроме того, реклама несет в себе и эстетическую информацию — она является одним из факторов воспитания эстетических потребностей личности. Реклама функционирует и как часть массовой коммуникации, занимая особое место в потоках социальной информации.

Основными средствами распространения рекламы могут быть:

· прямая реклама (реклама по почте, информационные письма, листовки, вручаемые лично, и т. п.);

· реклама в прессе (в газетах, журналах, бюллетенях, справочниках, телефонных книгах и т. п.);

· печатная реклама (проспекты, каталоги, буклеты, плакаты, календари, открытки и т. п.);

· средства вещания (радио, телевидение);

· наружная реклама (крупногабаритные плакаты, электрофици- рованные панно и т.д.);

· реклама на транспорте (надписи на наружных поверхностях, печатные объявления в салонах, витрины на вокзалах, в аэропортах и т.д.);

· реклама на месте продажи (в музейном магазине, киоске и т.д.).

Кроме того, сегодня распространены слайд- и видеофильмы, выставки и ярмарки сувениров.

Активное развитие, связанное с рекламой, получило такое направление музейной деятельности, как паблисити1.

Некоторые приемы public relations и паблисити (интервью, проблемная статья и т. п.) могут использоваться как самореклама музея и как косвенная реклама, а некоторые их методы (выставки, видеофильмы, пресс-конференции и пр.) просто совпадают.


20. Научно-просветительская работа в музеях

В словаре музейных терминов научно-просветительная работа определяется как «одно из основных направлений музейной деятельности, в котором реализуется образовательно-воспитательная функция музея и осуществляется многоплановая и разнообразная работа с различными категориями посетителей, как в самом музее, так и вне его. Базируется на теории музейной коммуникации и музейной педагогики»[1]. К этому следует добавить, что предназначение научно-просветительной работы не идеологическая пропаганда (как было при советской власти) и не предоставление услуг населению (как стали трактовать в начале XXI века), а научное просвещение при сотрудничестве с посетителями. В ряде случаев в музееведении употребляются термины – образовательно-воспитательная работа или культурно-образовательная деятельность. С некоторой долей условности эти термины можно считать синонимами научно-просветительной работы. Однако в целом научно-просветительная работа вбирает в себя и образовательно-воспитательную, и культурно-образовательную деятельность.

Структурировать формы научно-просветительной деятельности довольно сложно. Многие формы работы можно включать в различные разделы. Исходя из того, что всякое структурирование условно, можно предложить несколько схем форм работы музея с посетителями:

1. По количеству посетителей. Формы работы для одиночных посетителей, групповых занятий, семейных посещений, коллективов (экскурсионных групп, клубов, секций), массовых мероприятий (музейные праздники, ярмарки, театрализованные представления, акции и пр.).

2. Интерактивные формы. Они связаны с активным участием посетителей в проведении занятий и овладении ими не только знаниями, но и практическими умениями, навыками.

3. Научные. Организация и проведение научных конференций, чтений, семинаров, симпозиумов, олимпиад, конкурсов и т.д.

4. Образовательные. Проведение различного рода занятий, связанных с учебными программами учебных заведений.

5. Развлекательные. Организация культурного досуга.

6. Коммерческие. Выставки-продажи, реализация творческой продукции, ярмарки народных промыслов и т.д.

7. Комплексные. Они могут включать несколько различных форм научно-просветительной или культурно-образовательной деятельности.

Формы научно-просветительной работы можно группировать и по иным схемам:

1. По возрастным группам.

2. По социальной принадлежности.

3. По уровню образования.

4. Для местного населения.

5. Для иногородних посетителей.

6. Мероприятия местного, регионального, федерального или международного масштаба.

Можно разрабатывать формы внутримузейной деятельности или выездные.

Могут быть одноразовые, эпизодические или систематические формы работы.


21. Музей исторического профиля и их группы

Музеи исторического профиля по основным задачами экспозиционной деятельности и составом коллекций памятников принято делить на следующие виды: обще-исторические, археологические, военно-исторические, историко-архитектурные, историко-культурные (музеи-заповедники, рис. 1.3) и этнографические. Сюда же есть все основания отнести музеи естественнонаучной истории и музее истории науки и культуры. Каждый из названных видов музеев исторического профиля имеет свою специфику, которая проявляется в характере экспозиций и составе фондовых коллекций.
22. Музей искусствоведческого профиля и их группы

Художественные музеи исследовательские и научно-просветительные учреждения искусствоведческого профиля, осуществляющие комплектование, экспонирование, хранение, изучение, реставрацию и популяризацию произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства

Группу искусствоведческих музеев составляют музеи театрального искусства, музыкального искусства и музыкальных инструментов, фото- и киноискусства, искусствоведческие персональные, искусствоведческие монографические. В группе литературных музеев выделяют литературные музеи широкого профиля, истории книги и книгопечатания, литературные персональные, литературные монографические.


23. Музей естественно-научного, технического и производственного профилей и их группы

Профильная группа музеев, собрания которых документируют процессы, происходящие в природе, и развитие естественнонаучных дисциплин. Включает антропологические, биологические, ботанические, зоологические, минералогические, почвенные и другие музеи. К естественнонаучным музеям относятся музеи природы и отделы природы краеведческих музеев а также мемориальные музеи, посвященные выдающимся естествоиспытателям. К этой профильной группе примыкают медицинские музеи и музеи науки и техники.

Научно-технические музеи - профильная группа музеев, документирующих историю развития и современное состояние науки и техники и их влияние на эволюцию человеческого общества. Многопрофильные музеи документируют историю науки и техники в целом; отраслевые - отдельные отрасли науки, техники и технологии, промышленного производства: музеи связи, авиации, транспорта, космонавтики. Существует большая группа мемориальных музеев Н. и т., посвящённых выдающимся ученым в области техники и естествознания.

Промышленные музеи - группа музеев, собрания которых документируют историю развития и современный уровень промышленности в целом или её отдельных отраслей. Группа промышленных музеев включает собственно промышленные и художественно-промышленные музеи, музеи истории предприятий и производств определённого вида продукции, музеефицированные промышленные объекты


24. Комплексные музеи и их разновидности

Комплексные музеи — многочисленная и постоянно растущая группа, к которой относятся большинство краеведческих музеев, ансамблевых и средовых музеев, музеев-заповедников, экомузеев. Эти музеи совмещают признаки двух и более профилей (историко-литературные, архитектурно-художественные), а иногда и профильных групп. Так, сельскохозяйственные музеи могут рассматриваться как в группе производственных, так и естественнонаучных музеев. Музеи, совмещающие более 2-х профилей, принято определять как комплексные.

Наконец, комплексные музеи включают краеведческие музеи, архитектуры и истории, архитектуры и этнографии, историко-художественные, литературы и искусства, медицины и здравоохранения


25. Термины по отношению к музейному предмету (памятник, раритет, реликт)

Памятник - предметный результат человеческой деятельности, отражающий культуру, историю или объект природы, рассматриваемый как ценный.

Ансамбль памятников - группа памятников, связанных композиционно или исторически.

Раритет - любая исключительно редкая вещь.

Реликвия - мемориальный предмет особой общественной значимости, обладающий исключительной силой эмоционального воздействия

Реликт - вещь, явление, организм, сохранившийся как пережиток от древних эпох.

Новодел - точная копия предмета, выполненная в материале и размерах этого предмета.

Реконструкция - восстановление предмета по подлинным остаткам.

Глиптотека - коллекция резных художественных камней (гемм).

Коммуникативность музейного предмета - способность предмета передавать информацию через внешние признаки.

Музейный фонд - опись предметов музейного значения, состоящих на государственном учёте.

Охранная грамота - документ, определяющий отношение между государством и владельцем коллекции, имеющей музейное значение.


26. Термины по отношению к работе в фондах музеев (легенда предмета, атрибуция, науч. паспорт)

Легенда предмета - данные, собранные о предмете и его истории в момент поступления его в музей.

Атрибуция предмета - выявление всех присущих музейному предмету признаков.

Монографическое изучение музейного предмета - всестороннее исследование предмета. Служит основой для составления научного паспорта предмета, каталога, написания статьи.

Научная паспортизация - фиксация результатов монографического изучения музейного предмета в научном паспорте предмета.

Научный паспорт музейного предмета - документ, фиксирующий итоги монографического изучения музейного предмета.

Каталогизация музейного предмета - системное описание предмета.


27. Термины по отношению к экспозиции и экспозиционной работе (вернисаж, реэкспозиция, аттрактивность, таксидермия)

Вернисаж - торжественное открытие экспозиции или выставки.

Монтажный лист экспозиции - чертёж экспозиции.

Пробная экспозиция - предварительная раскладка предметов в залах музея.

Реэкспозиция - частичное обновление экспозиции по содержанию и по художественному оформлению.

Таксидермия - изготовле

Экспрессивность музейного предмета - способность предмета оказывать эмоциональное воздействие.

Жизненный комплекс - интерьер биогруппы.

Аттрактивность экспоната - способность экспоната привлекать внимание.

Голограмма - фотопластина или фотоплёнка, с помощью которых через специальную лупу получают объёмное изображение предмета.

Аудио-визуальная система - видеофильмы, звукозаписи.

Турникет в экспозиции - часть экспозиции в виде книги (фотографии на страницах, например).

Кадроплан - тематический перечень и содержание кадров диапозитивов или диафильмов, представленных в экспозиции.

Экспонент - лицо или организация, предоставляющая созданные ими или принадлежащие им предметы для экспозиции


28. Определение состава музейного фонда страны

Состав музейных фондов – это схема распределения их на ряд фондов в соответствии со значением для науки и культуры в целом и для работы конкретного музея в частности.

В состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации, независимо от того, в чьем владении они находятся.

Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые после вступления настоящего Федерального закона в силу государственными музеями и иными государственными организациями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации


29. Научные проблемы музееведения

а) Методология музееведения

б) Концепции комплектования

в) научная паспортизация и каталогизация

г) Научные исследования по профильным дисциплинам музея

д) Концепции экспозиции

е) Работы, связанные с обслуживанием людей (психолого-педагогические аспекты работы с населением)

ё) Историографическое музееведение

ж) Изучение истории музея

з) Изучение социальной функции музея

и) Изучение экспрессивности и аттрактивности

й) Междисциплинарные научные исследования


30. Классификация музейных экскурсий

Музейные экскурсии разнообразны, но вместе с тем легко поддаются классификации. Они делятся:

по профилю – на исторические, литературные, искусствоведческие, естественнонаучные и пр., в чем находит выражение связь с профильной дисциплиной музея; в зависимости от места проведения.

по экспозиции, фондохранилищу,

по территории: встречаются комплексные экскурсии, в которых сочетается показ экспозиции и других частей музея, например, заповедной зоны;.

по целевой направленности: культурно-образовательные (общеобразовательные) экскурсии и учебные, непосредственно связанные с программами различных учебных заведений. Среди последних можно выделить методические экскурсии музееведческого характера, которые знакомят с особенностями хранения фондов, построения экспозиции, ведения экскурсии и пр.; по составу экскурсантов: экскурсии для детской или взрослой аудитории, для местных жителей или туристов, для групп однородных или разнородных по составу (например, для родителей с детьми).


написать администратору сайта