8.06. ОКПДДО ЛЕКЦИЯ. Технологии просвещения средствами музейной деятельности Музейные предметы это знаки, с помощью которых создается основа любого экспозиционного высказывания
Скачать 44.34 Kb.
|
Технологии просвещения средствами музейной деятельности Музейные предметы - это знаки, с помощью которых создается основа любого экспозиционного «высказывания». И если основа сообщения, с которым музей обращается к своим посетителям, выражена знаками других языков - словами, музыкальными звуками, цветом, светом, дизайном конструкций оборудования, интерьера, то вряд ли то, что в результате, получается, может быть названо музейной экспозицией. Следует отметить, что выступая инструментом аранжировки основных музейных знаков и составляемых с их помощью текстов, элементы знаковых подсистем музея, как правило, имеют ясно выраженную функциональную связь друг с другом. Строение музейного предмета может быть схематично представлено в виде треугольника («треугольник Фреге») с взаимосвязанными вершинами: «З» знак Одна вершина, обозначенная буквой «З», - это сам знак (в нашем случае - музейный предмет). Другая вершина - денотат знака («Д») - это то, что знак означает, то есть не сама вещь, а определенный аспект ее отражения в нашем сознании. Третья вершина - концепт денотата («К») - понятие о данном предмете, или его смысл. Отношение «З» к «Д» называется - «обозначать», отношение «Д» к «К» - «выражать». В зависимости от ракурса рассмотрения он может выступать как: Знак-эквивалент (ЗЭ). Такой знак обозначает именно то, чем он представлен, либо некоторый класс подобных предметов. Знак-признак (ЗП), или знак-элемент. Он выступает заместителем целого объекта (системы), характерной или специфической частью, которого является. Знак-индикатор (ЗИ). Демонстрирует существенную особенность некоторого события, процесса, изменения в системе, результатом которого является данный предмет. Знак-оттиск (ЗО). Такой знак может служить заместителем объекта, оставившего след о своем существовании, деятельности, функционировании в виде данного предмета. Велико разнообразие жанровых и стилистических форм музейных экспозиций. В одних случаях оказывается наиболее уместным экспозиционное произведение как аналог научной монографии (музеи научных учреждений), в других - как аналог учебного пособия (музеи учебных заведений), в третьих - как аналог научной статьи, сообщения или даже заявки на научное открытие (выставки, приуроченные к научным конференциям, семинарам) и т.п. Альтернативное противопоставление различных стилей и форм музейных экспозиций не имеет под собой достаточно веских оснований. Все они имеют право на существование, если находят своего посетителя. Музейные предметы-символы - главные экспонаты такой экспозиции, и они должны быть выявлены уже на начальной стадии проектирования. |