1. Английский эмпиризм XVII в., эволюция. Эпоха Просвящения. кр философия НЕ ДО КОНЦА. 1. Английский эмпиризм xvii в. проблемы познания и теории государства в учениях Т. Гоббса и Дж. Локка
Скачать 64.7 Kb.
|
Глава II. Французский Материализм XVIII века. Начиная примерно с середины XVIII в. Во Франции появляется плеяда мыслителей- просветителей , многие из которых были также и замечательными представителями философского материализма . Французский материализм XVIII в. - новая историческая ступень в развитии материалистической философии, существенно отличающееся от предшествующих материалистических учений. Английский материализм XVII в. Имел в значительной мере аристократический характер , его учение предназначалось для избранных. Напротив ,французские материалисты несут свои идеи в широкие круги городского общества .Они излагают свои философские взгляды преимущественно в форме широкодоступных изданий. Французские материалисты опирались на широкое развитие свободомыслия в Англии. Но английский материализм не был единственным теоретическим источником для французских философов. Другим важным источником были для них механический материализм физики Декарта, а также материалистическое учение Спинозы о природе , субстанции и ее атрибутах , о человеке , о душе и ее отношении к телу. Французский материализм не просто продолжал традиции , порожденные общественно-историческим развитием Англии , Франции и Нидерландов , он развивал эти традиции дальше , выдвигал новые идеи. Для французских материалистов наряду с механикой опорой становятся также медицина , физиология, биология. Еще более оригинальны этические и общественно-политические взгляды французских материалистов . И в этой области они продолжают дело великих мыслителей Гоббса, Спинозы, Локка. Однако эти учения в значительной мере утрачивают в философии французских материалистов тот абстрактно-натуралистический характер , какой они имели у писателей XVII века.1 2.1 УЧЕНИЕ О ПРИРОДЕ И ПОЗНАИИ Философия французского материализма слагается из материалистического учения о природе и из учения о человеке и обществе. Зачинатель франц. матер-ма XVIII в. Жюльен-Офре Ламетри (1709-1751) в общей форме высказал почти все идеи, которые впоследствии были развиты , обогащены , конкретизированы Гельвецием ,Дидро , Гольбахом, и др. Ламетри доказывал , что не только всякая форма неотделима от материи , но и всякая материя связана с движением. Лишенная способности движения , косная материя есть лишь абстракция . Субстанция в конечном счете сводится к материи , в природе которой не только способность к движению , но и всеобщая потенциальная способность к чувствительности или ощущению . Вопреки учению Декарта Ламетри не только стремился доказать одушевленность животных , но вместе с тем указывал на материалистический характер самой одушевленности - животных и человека. Хотя для нас , утверждал Ламетри , в настоящее время еще не понятен механизм посредством которого материя наделяется свойством ощущения, но несомненно, что все наши ощущения обусловлены связью чувства - при посредстве нервов - с материальным веществом мозга. Поэтому никакое ощущение и никакое изменение уже имеющего ощущения не могут возникнуть без специфического изменения в соответствующем органе чувственного восприятия. Ламетри лишь наметил ряд основных идей, но не дал их обстоятельного систематического развития. Наиболее систематическим пропагандистом философских учений французского материализма стал Поль Гольбах (1723-1789) . Плодом взаимного обмена мыслей с друзьями явилась “Система природы” Гольбаха , в написании которой кроме него приняли некоторое участие Дидро ,Нежон и др. “Система природы” - самое крупное из числа сочинений Гольбаха , посвященных теории материализма. Главная мысль трактата - мысль о сводимости всех явлений природы к различным формам движения материальных частиц . Последовательно опровергается все богословские и идеалистические предрассудки о характере действующих в природе сил и об их причинах. Основу всех процессов природы составляет материя с присущей ей свойством движения . В “Системе природы” различаются два рода движения : 1) движение материальных масс ; 2) внутреннее и скрытое движение, зависящее от свойственной телу энергии. Ссылаясь на Толанда , Гольбах доказывает универсальность движения в природе. Во Вселенной все находится в движении . Гольбах утверждает, что природа получает свое движение от себя самой, ибо природа - великое целое , вне которого ничто не может существовать. Материалистическое понимание природы несовместимо с допущением каких бы то ни было сверхъестественных причин. В природе могут быть лишь естественные причины и действия. Все возникающие с ней движения следуют постоянным и необходимым законам. Над всеми связями причин и действий в природы господствует строжайшая необходимость : природа во всех своих явлениях поступает необходимо , согласно своей сущности. Благодаря движению целое вступает в сношение со своими частями, а последние - с целым. Вселенная есть лишь необъятная цепь причин и следствий , непрерывно вытекающих друг из друга. Материальные процессы исключают какую бы то ни было случайность или целесообразность. Так как в природе все необходимо и так как ничто из того , что в ней находится , не может действовать иначе , чем оно действует, то отсюда Гольбах выводит отрицание случайности . В вихре пыли, поднятом бурным ветром , как бы он нам ни казался хаотичным, нет ни одной молекулы пыли , которая расположена случайно; каждая молекула имеет определенную причину , в силу которой она в каждый момент занимает именно то место , где она находится. Из теории всеобщего детерминизма Гольбах выводит и отрицание порядка и беспорядка в природе. Идеи порядка и беспорядка субъективны и представляют собой лишь нашу оценку необходимой и объективной ситуации. Учение о природе , получило свое дальнейшее развитие в работах выдающегося представителя французского материализма - Дени Дидро (1713-1784) , Дидро прошел путь от этического идеализма и деизма до материализма в учении о бытии, в психологии , в теории познания , а также до атеизма в вопросах религии. Как и другие представители французского материализма, Дидро исходит из положения о вечности и бесконечности природы. Природа никем не сотворена, кроме неё и вне её нет ничего. Дидро внес в материалистическое учение о природе некоторые черты и идеи диалектики. По мысли Дидро , всё изменяется, исчезает. Только целое остаётся . Мир беспрерывно зарождается и умирает , каждый момент он находится в состоянии зарождения и смерти ; никогда не было и не будет другого мира. Материалистическая картина природы у Дидро имела ряд особенностей, несколько отличавших ее от той картины, которую давала “ Система природы”. Материи присуще постоянное беспокойство , “всеобщее брожение”, всякое тело “ полно действия и силы”1 . Движение материи Дидро рассматривал через призму действующих в ней сил. Он различал три вида последних, - тяготение, “внутреннюю силу” молекул и молекулярное взаимодействия, но второй из этих видов обладает неисчерпаемым многообразием вследствие индивидуальной специфичности каждой из молекул и неисчерпаемости её свойств. Дидро был сторонником мысли о всеобщей чувствительности Заключение заключение указать выводы и свои предложения по теме. Список литературы https://studopedia.ru/6_127424_glava--filosofiya-epohi-prosveshcheniya.html https://megalektsii.ru/s17285t1.html Батурин, В.К. Философия : учебник для бакалавров / В.К. Батурин. – Москва : Юнити, 2016. – 343 с. Философия : учебник для академического бакалавриата / Б. И. Липский, Б. В. Марков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 384 с. — Серия : Бакалавр. Академический курс. Философия : учебник / Л.Н. Кочеткова, Л.Ф. Матронина, Е.В. Гладышева и др.; под общ. ред. д-ра филос. наук Л.Н. Кочетковой. – М.: МИРЭА, МГУПИ, 2015. – 356 с. |