Главная страница

тетрадь истории итик. 1. Античный театр театральное искусство Др. Греции, Др. Рима, а также ряда стран Бл. Востока (V до н э. V в н. э.). Др греч театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса


Скачать 99.33 Kb.
Название1. Античный театр театральное искусство Др. Греции, Др. Рима, а также ряда стран Бл. Востока (V до н э. V в н. э.). Др греч театр возник из сельских празднеств в честь бога Диониса
Дата17.06.2018
Размер99.33 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлатетрадь истории итик.docx
ТипДокументы
#47145
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6
Володин является также автором сценариев популярных фильмов отечественного кино: «Пять вечеров», «Звонят, откройте дверь!», «Похождения зубного врача», «Дочки-матери», «Осенний марафон».

Розов В.С. (1913–2004) - русский драматург. Произведения: «Ее друзья», «Страницы жизни», «Традиционный сбор», «В день свадьбы», «Затейник», «С вечера до полудня», «Гнездо глухаря» и др.

Автор около 20 пьес в жанре социально-психологической драмы, написанных на материале современности и обращенных в основном к проблемам нравственности. Уже в первых пьесах «Ее друзья» и «Страницы жизни» обозначились черты художественной манеры и круг интересов Розова: точность бытописания, любовь к простым житейским истинам, внимание к юношеским характерам. Герой драматурга принадлежит, как правило, к одному и тому же возрастному и социальному кругу, только его проблемы и нравственный облик меняются в зависимости от времени. Внутренняя ценность личности как залог сохранения и укрепления навственного потенциала нации – главная мысль Розова, которая определяет основную коллизию и других пьес драматурга. Пьесы Розова неоднократно экранизировались. Всемирный успех выпал на долю фильма «Летят журавли».

Билет № 20

1. Происходят поиски новых театральных форм. Театральная жизнь Европы стала более разнообразной. Появляется большое количество театров, в которых зритель может найти постановки на любой вкус: от вечных творений классиков - Шекспира, Корнеля, Расина, Чехова до современных драматургов Беккета и Ионеско и остроумных комедий в «театрах бульваров».

Во Франции появляется так называемый «Новый театр», первоначально проигнорированный публикой. Это театр «драмы абсурда».

Лорка Ф.Г. (1898 - 1936) – великий испанский поэт и драматург. Произведения: «Кровавая свадьба», «Дом Бернарды Альбы» и др.

Для его творчества характерно сочетание реалистических деталей с романтическим пафосом страстей, типичность характеров с аллегорическими элементами и символикой.

Брехт Б. (1898–1956) - немецкий драматург и поэт. Предложившил концепцию эпического театра. По этой концепции спектакль должен воздействовать не на чувства, а на разум зрителя и внушить ему активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Он должен быть публицистичным и социально направленным.

Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, создал четыре самые крупные свои пьесы – «Жизнь Галилея», «Мамаша Кураж и ее дети», «Добрый человек из Сезуана» и «Господин Пунтила и его слуга Матти». Главное теоретическое произведение «Малый органон».

Ануй Ж. (1910–1987) - французский драматург, сценарист, режиссер. Один из создателей интеллектуальной драмы.

Первая пьеса – «Горностай», потом пьесы «Путешественник без багажа», «Дикарка», «Бал воров».

В его творчестве выделяют: «черные», «розовые», «блестящие», «скрипящие пьесы», его лучшие герои являются воплощением чистоты и целостности. Любимый прием: «театр в театре», когда персонажи сами играют те или иные роли

Обратившись к греческим мифам, нашел прием, который принес его пьесам мировую славу: авторская интерпретация известных древнегреческих и средневековых сюжетов. Первыми такими пьесами стали «Эвридика» и «Антигона». Позже были написаны «Ромео и Джульетта», «Медея», «Жаворонок». Последняя из них – о Жанне Д'Арк – многими критиками считается вершиной творчества Ануя.

Де Филиппо Э. (1900–1984) - итальянский драматург, актер, режиссер, последний великий актер-автор неаполитанского театра. Мир открыл его искусство после Второй мировой войны, когда он был уже зрелым мастером. А путь его в искусстве начался очень рано.

Произведения: «Говорите ему всегда «да»», «Человек и джентльмен», «Сик-Сик – мастер чудес», «Кто счастливее меня», «Любовь и арбалеты» и др.

В комедиях Э.Де Филипппо можно обнаружить черты разных жанров: комедии, трагедии, фарса, драмы, мелодрамы. Драматург видит мир в сочетании множества красок и их оттенков. Вызвать смех для него так же важно, как возбудить гнев или сострадание. Он всегда сам ставил свои пьесы и всегда играл в них главные роли. Стержнем его театра является главный герой.

Он много работал в кино, снимался у разных режиссеров, снимал фильмы сам ( «Неаполь-миллионер»). Ставил спектакли в оперном театре, среди особенно заметных работ в опере – «Нос» Шостаковича.

Уильямс Т. (1911–1983) - американский драматург, пьесы которого строятся на конфликте духовного и плотского начал, чувственного порыва и тяги к духовному совершенству. Как правило, его герои и героини сходятся в первобытном противоборстве, где зов плоти варьируется от наваждения и греха до возможного пути к спасению.

Произведения: «Битва ангелов», «Трамвай «Желание»», «Лето и дым», «Татуированная роза», «Кошка на раскаленной крыше».

2. Вампилов А.В. (1937–1972) - русский драматург, прозаик, публицист.

В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств». Вскоре написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел», «Воронья роща», «Дом окнами в поле» и др.

Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов.

Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (или «Прощание в июне»).

Вместе с «Провинциальными анекдотами» («История с метранпажем» + «Ангел») пьеса «Прощание в июне» составила сатирический цикл.

Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского.

Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии.

Гельман А.И. (р. 1933) - русский драматург, публицист.

В жанре публицистической драматургии (не пренебрегающей, однако, элементами бытовой мелодрамы), основанной на глубоком знании производственных и психологических конфликтов рабочей среды, Гельман создал сценарии фильмов «Ночная смена», «Считайте меня взрослым», «Ксения, любимая жена Федора».

Повышенный интерес Гельмана к социологическим аспектам жизни современников, нигде не перерастающий в открытую оппозиционность режиму, диктовал, тем не менее, в предперестроечное время постановку в его пьесах острых и смелых вопросов, касающихся реального состояния хозяйства в стране, роли рабочего класса и всесильной номенклатуры, нравственных основ поведения людей, соотношения трудового вклада и распределения материальных благ, обличая беспринципность, очковтирательство, бюрократизм, демагогию и лицемерие, в динамичных диалогах и столкновении узнаваемых характеров настойчиво проводя мысль о неблагополучии советского общества – и в то же время с неиссякаемым оптимизмом выявляя и акцентируя в нем «здоровые» силы.

Почти по всем пьесам Гельмана сняты кино- и телефильмы.

Билет № 21

1. Ирвинг Г. (1838–1905) - английский актер.

Начал играть в труппе театра г. Сандерленда и дебютировал в пьесе Э.Булвер-Литтона «Ришелье». Его первый столичный успех – роль в пьесе «Две розы». Руководил театром «Лицеум».

Ирвинг стал знаменит прежде всего трактовкой шекспировских образов – Макбета, Ричарда III, Отелло; из других его работ наиболее удачными были главные роли в «Фаусте» Гёте и в пьесе «Беккет» А.Теннисона. Ирвинг первым из английских актеров был возведен в рыцарское достоинство.

Стиль актерской игры Ирвинга можно было назвать экспрессивным и романтическим. Ирвинг более, чем кто-либо другой из его современников-актеров, способствовал популяризации Шекспира на сцене.

Шоу Дж.Б. (1856–1950) - английский драматург, философ и прозаик, лауреат Нобелевской премии, выдающийся критик своего времени и самый прославленный – после Шекспира – драматург, писавший на английском языке.

Писал пьесы: сборник «Пьесы приятные и неприятные» («Оружие и человек», «Кандида», « Избранник судьбы», «Ученик дьявола» и др.), отдельные произведения: «Цезарь и Клеопатра», «Обращение капитана Брасбаунда», «Человек и сверхчеловек».

Шоу писал пьесы, рецензии, выступал как уличный оратор, пропагандируя социалистические идеи, и, кроме того, был членом муниципального совета.

2. Ефремов О.Н. (1927–2002) - режиссер, актер, педагог.

Театр «Современник» - московский драматический театр, организованный в 1956 как Студия молодых актеров (в основном выпускников Школы-студии МХАТ) под руководством О.Ефремова. Театр, созданный силами энтузиастов поколения «оттепели» на коллективной студийной основе, сумел глубоко и эмоционально выразить надежды своего поколения, стать символом духовного обновления.

Одной из важнейших задач юного театрального коллектива была борьба со сложившимися сценическими канонами официального искусства 1930–1950-х. «Современник» дал свой тип спектакля, во многом возвращаясь к театральным открытиям МХТ первого десятилетия, а также его Первой Студии, в которых главным критерием были верность жизненной правде и постижение «жизни человеческого духа» во всей ее глубине и психологической точности. Эти установки для главного режиссера театра Олега Ефремовабыли важнейшим условием развития «Современника». Основу школы Ефремов видел в системе Станиславского. Человек, как личность, духовная единица, но рассмотренная в строгом социальном контексте, в единстве с позитивной гражданской мыслью – вот что интересовало театр в начале своего пути.

Первым спектаклем стала пьеса «Вечно живые» В. Розова.

Постановка в «Современнике» Эфроса А.В. (русский советский режиссер и педагог): «В добрый час!». Эфрос был одним из основоположников «Современника», об этом свидетельствует и то, что он поставил один из первых спектаклей нового театра – «Никто» Эдуардо де Филиппо с Ефремовым и Лилией Толмачевой. (другие постановки: «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином» Розова, «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта», «Отелло» Шекспира и мн. др.)

Товстоганов Г.А.(русский режиссер, педагог, театральный деятель) постановка в «Современнике»: М.Е.Салтыкова-Щедрина «Балалайкин и Ко». Другие: «Дети Ванюшина» С.Найденова, «Идиот» Достоевского, «Три сестры» А.П.Чехова, «Генрих IV» Шекспира и др.

Любимов Ю.П. (русский режиссер и актер), постановки: «Добрый человек из Сезуана» Б.Брехта, «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Преступление и наказание» Достоевского и др.

Билет № 22

1. Ибсен Г.Ю. (1828–1906) - норвежский драматург и театральный деятель, один из известнейших классиков западноевропейского театра XIX в. Его творчество – вершина драматического искусства XIX в. Главная тема в творчестве: духовная борьба персонажей, обличение ханжества. Произведения: «Катилина», «Богатырский курган», «Иванова ночь», «Борьба за престол», «Комедия любви», «Пер Гюнт», «Кукольный дом», «Привидения», «Когда мы, мертвые, пробуждаемся».

Руководил Норвежским национальным театром в Бергене, Норвежским театром в Христиании.

Стриндберг Ю.А. (1849–1912) - крупнейший шведский писатель. У себя на родине почитается мастером шведской прозы, а за ее пределами приобрел известность как один из ведущих реформаторов современной драмы. Его пьесы предвосхитили появление экспрессионизма и театра абсурда.

Произведения: «Мистер Улоф», «Красная комната», «Странствия Счастливчика Пера», «Фрёкен Жюли», «Игра снов», «Синяя книга» и др.

Метерлинк М. (1862–1949) - бельгийский драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе. Представитель сиволизма (отказ от конкретного изображения действительности, стремление выразить мистическую сущность бытия, порой вне конкретных образах и жизненных ситуаций). Произведения: «Теплицы», «Принцесса Мален», «Синяя птица» и др.

2. Тетры Москвы: Государственный Академический Большой Театр, театр им. Е. Вахтангова, театр "Геликон-опера", театр Ленком, театр Луны, Малый театр, МХТ им. Чехова, театр на Малой Бронной, Центральный театр кукол имени С. В. Образцова, Московский областной Камерный театр, театр Романа Виктюка, театр Сатирикон, театр Современник, театр им. Станиславского, театр Сфера, театр-студия п/р О. Табакова (Табакерка), театр на Таганке, Центральный Академический Театр Российской Армии, Центр имени Вс. Мейерхольда, театр Эрмитаж и мн. др.

Театры Санкт-Петербурга: театр драмы имени А. С. Пушкина (Александринский театр), Большой Драматический Театр, театр-фестиваль "Балтийский дом", Драматический театр на Литейном, Мариинский театр, Академический Малый Драматический Театр, Санкт-Петербургский театр "Рок-опера", театр на Фонтанке и тд
аванложа — места в зрительном зале, помещение перед входом в ложу.

авансцена — передняя часть сцены (между занавесом и рампой).

акт — законченная часть драматического произведения или театрального представления; то же, что и действие.

актер, актриса — исполнитель (исполнительница) ролей.

амплуа — сходные по характеру роли, соответствующие дарованию и внешним данным определенного актера.

амфитеатр — 1) античное сооружение для зрелищ: овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале, расположенные за партером.

ангажемент — приглашение актера на определенный срок для участия в спектаклях или концертах.

анонс — объявление о предстоящих гастролях, спектаклях, концертах.

антигерой — нарочито сниженный, дегероизированный персонаж в спектакле, занимающий одно из главных мест.

антракт — перерыв между действиями (актами) спектакля, между отделениями концерта.

антрепренер — владелец, содержатель, арендатор частного театра.

антреприза — частный театр.

аншлаг — объявление о том, что все билеты (на спектакль, представление) проданы.

апофеоз — торжественная завершающая массовая сцена спектакля или праздничной концертной программы.

арьерсцена — наиболее удаленная от зрительного зала часть сцены.

балаган — театральное представление комического характера, показываемое на ярмарках и народных гуляньях (в россии с xviii в.).

балкон — места в зрительном зале, расположенные амфитеатром в различных ярусах.

бельэтаж — первый ярус балконов над партером и амфитеатром в зрительном или концертном зале.

бенефис — 1) театральное представление в честь одного актера; 2) спектакль, сбор от которого поступал я пользу одного или нескольких актеров, а также других работников театра.

бенуар — театральные ложи на уровне сиены или несколько ниже по обеим сторонам партера.

берикаоба — грузинский импровизационный народный театр масок. существовал с древнейших времен до начала xx в.

бурлеск — преувеличенно комическое изображение на сцене.

бутафор — театральный работник, ведающий бутафорией. изготовляет ее художник-бутафор.

бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках.

буффон — амплуа актера, использующего для исполнения роли шутовские приемы.

буффонада — 1) представление с применением клоунских приемов; 2) подчеркнутое внешне комическое преувеличение, иногда окарикатуривание персонажей.

вертеп — народный украинский кукольный театр, получивший распространение в xvii—xix вв. куклы, укрепленные на проволоке внутри двухъярусного ящика — вертепа, приводились в движение вертепщиком. сцены на библейские сюжеты. сатирические интермедии сопровождались музыкой.

галерка — верхний ярус зрительного зала.

гастион — актер в древнем риме.

гастроли — выступление актеров на выезде в других театра.

герой — главное действующее лицо в спектакле.

генеральная репетиция — последняя перед спектаклем, концертом.

грандам — амплуа актрисы, исполняющей роли знатных дам.

грандкокет — роль взрослой знатной дамы.

грим — 1) искусство изменения внешности актера (преимущественно лица) с помощью специальных красок, наклеек, парика, прически и др.; 2) краски и другие принадлежности для гримирования.

гример — специалист, занимающийся гримировкой актеров.

грим-уборная — комната для гримирования и переодевания актеров.

действие — законченная часть спектакля. то же, что и акт.

декламация — четкое выразительное чтение вслух.

декорация — художественное оформление места действия на театральной сцене, создающее зрительный образ спектакля.

дзёрури — вид театра кукол в японии. пьесы дзёрури ставятся на сцене театра кабуки.

дивертисмент — музыкальное или драматическое представление из ряда отдельных номеров, обычно даваемое в дополнение к спектаклю.

драматург — автор драматических произведений.

драматургия — 1) драматическое искусство, теория построения драматических произведений; 2) совокупность таких произведений; 3) сюжетно-композиционная основа отдельного театрального произведения.

злодей — амплуа актера, играющего отрицательных героев.

инженю — амплуа актрисы, играющей роль наивной девушки.

интермедия — небольшая пьеса, исполняемая между актами драматического или оперного спектакля; вставная сцена.

кабуки — один из видов классического театра в японии. включает музыку, танцы, драму, сложился в xvii в. с 1652 г. в таких труппах выступают только мужчины.

картина — часть акта в драме.

клака — специальная группа людей, нанимаемых для создания искусственного успеха или провала спектакля, актера.

кокет — амплуа актрисы, выступающей в роли красивой девушки.
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта