|
Философия. Семинар №1-№2. Сем. 1-2. 1 Античность 1 Характерные особенности античной философской традиции
1.1.1. Античность
1.1.1.1. Характерные особенности античной философской традиции *
1.
| Общая установка
| О бщая установка на рациональное постижение природной взаимосвязи вещей;
| 2.
| Представление, лежащее в основе концепций
| Тесная сопряженность философского опыта с опытом эстетическим: в основе практически всех философских учений античного мира лежит представление о совершенном, прекрасном, разумном устройстве мироздания, а стремление к совершенству объявляется целью всех философских занятий по существу
| 3.
| Характеристика понятийного аппарата
| Нестабильность понятийного аппарата: философская и научная терминология в Древней Греции всегда находилась в постоянном движении и осмыслении
| 4.
| Структура приоритетов
| Приоритет универсального над единичным: отдельная вещь, человек, индивид в античной философской традиции всегда представляли собой только «частный случай» проявления общего — рода вещи, миропорядка, закона, полиса (государства) и бытия.
| 1.1.1.2. Ключевые события *
Расположите события истории античной философии в хронологической последовательности
VI до н.э.
| V до н.э.
| IV до н.э.
| III до н.э.
| II до н.э.
| I до н.э.
| I н.э.
| II н.э.
| III н.э.
| IV н.э.
| V н.э.
| VI н.э.
| 8
| 5
| 2,3
| 6
|
| 7
|
|
| 4
|
|
| 1
| 1) Закрытие Академии ;
2) Смерть Сократа;
3) Основание Ликея;
4) Акме Плотина;
5) Акме Гераклита
6) Основание Академии;
7) Поэма Тита Лукреция Кара «О природе вещей»;
8) Акме Пифагора.
1.1.1.3. Понятия «космос» и «логос» **
В центре внимания всей философии «досократиков — космос (греч. κόσμος — «миропорядок»), «мир» — в значении структурно организованной и упорядоченной целостности вещей. Космос не вечен и происходит во времени, буквально «имеет начало», рождаясь на свет из предшествующего ему беспорядка (хаоса). В качестве ставшего, произошедшего бытия космос В учениях «досократиков» одновременно берется в двух рассмотрениях: космологическом (отражающем структуру и целостность мироздания в статике) и космогоническом (представляющем мировой устройство в его динамике) . На стыке этих двух дисциплин возникает центральная тема «досократической» философской мысли — «природа» (греч. φύσις) — в значении естества, характера, внутренней сущности всех вещей, являющейся также порождающим принципом их бытия. Коренной проблемой ранней греческой философии была проблема нахождения первоосновы сущего, т. е. чего-то неизменного, устойчивого, постоянного, что служит источником или субстратом всех вещей, но как бы скрыто под внешней оболочкой изменчивого мира явлений. Для выражения этой «тайной гармонии» Гераклит использовал слово, ставшее впоследствии знаменитым — «логос» (греч. λόγος — «слово», «речь», «условие», «договор», «положение», «определение», «счет», «отчет», «соотношение», «соразмерность», «разум», «разумное основание», «причина», «мнение», «рассуждение», «предположение», «закон», «понятие», «смысл»). «Вот этот Логос, — говорит Гераклит, — истинно сущий вечно люди не понимают»; «все происходит в согласии с вот этим Логосом, но, люди подобны незнающим» (фр. 1); «и с тем логосом, с которым они в самом непрестанном общении, с ним же они в постоянном разладе» (фр. 4). «Логос» обозначает у Гераклита, с одной стороны, разумный закон, управляющий мирозданием и задающий, определяющий космосу меру его «возгорания» и «угасания»; с другой — такое знание о вещах, согласно которому вещи являются частью общекосмического процесса, т. е. даны не в статике своего состояния, а в динамике перехода.
1) Ознакомьтесь со статьёй из греческо-русского словаря А.Д. Вейсмана и объясните, в чём состоят основные отличия греческого понимания того, что такое космос, от современного?
Античные мыслители под космосом подразумевали в первую очередь порядок (kosmos) — доступный наблюдению и достойный восхищения, в частности — небесный порядок, неразрывно связанный с красотой (прекрасный порядок, или упорядоченная красота) и окружающий нас со всех сторон. Поэтому довольно скоро слово «космос» стали также использовать для обозначения мира вообще, подразумевая, что это упорядоченный мир — противоположность хаоса (Гесиод) или беспорядка.
В современном понятии космос — относительно пустые участки Вселенной, которые лежат вне границ атмосфер небесных тел. Космос не является абсолютно пустым пространством: в нём есть, межзвёздное вещество (преимущественно молекулы водорода), кислород в малых количествах, космические лучи и электромагнитное излучение, а также тёмная материя.
Для современного человека космос представляет собой, в первую очередь пространство без границ, мы понимаем слово космос буквально
Космос в Античной философии — это представление о мире, нечто более духовное по своему смыслу.
|
2) Ознакомьтесь со статьёй А.Л. Доброхотова «Логос» в словаре «Античная философия» и выделите несколько смыслов этого понятия в истории философии:
I. Гераклит: «люди не понимают вечносущий всеобщий логос, по которому все свершается, что он служит мерой превращения стихий, что логос души бесконечно глубок и сам себя увеличивает, что, внимая логосу, надо признать все единым »
II. Эпихарм : логос правит людьми и спасает их, но расчет человека происходит от божьего логоса
III. Платон определяет научное знание как правдивое мнение с логическим отчетом и разъяснением. Логос мыслится в этой связи как способность давать качественные различения. В составе диалектического метода Платона логос осуществляет роль инструмента различения и определения видов через дихотомическое рассечение рода.
IV. Стоицизм, опираясь на Гераклита, восстанавливает онтологический смысл логоса, который понимается как мировая разумно-творческая эфирно-огненная субстанция, Зевс и судьба. Характерна принципиальная неразличенность в стоическом огненном логосе смыслового принципа и вещественного субстрата.
IV. Логос трактуется Филоном сразу в нескольких планах. Вслед за стоиками он признает различение внутренней речи и внешней, которая одновременно равна и неравна внутренней. Аналогичным образом Бог содержит в себе свой внутренний логос как разум и замысел мира, но также излучает логос вовне, творя и одушевляя им мир, что согласуется с образом библейского Бога, который творит мир словом. Как первая эманация Бога логос объединяет собой весь мир идей, которые служат образцами творения
VI. Плотин: В его доктрине логос есть способ существования высших онтологических ипостасей на низших уровнях: Ум – это логос Единого, душа – логос Ума. Логос, по Плотину, является также силой мировой Души, через которую Душа, подражая эйдосам, творит чувственный космос и управляет им.
|
1.1.2. Средневековье
Характерные особенности средневековой философской традиции
1.
| Теоцентризм
| Главным предметом всех философских и богословских занятий в Средневековье является Бог, творец мироздания, сущность которого, не подлежавшая рациональному постижению, но при этом доступная для осмысления, предощущалась действием веры в формулировках, запечатленных в Писании.
| 2.
| Креационизм
| все бытие в христианском мировоззрении разделяется на сотворенное сущее и творца, произведшего мироздание из ничего по свободному произволению; между различием в сущих вещах и единством создателя предполагалась неявная связь, на основе чего допускалось возможным характеристики тварных вещей применять к рассмотрению свойств предвечного Бога
| 3.
| Провиденциализм
| Мир, согласно учению церкви, был в начале времен сотворен разумным творцом на разумных началах и совершеннейшим образом управляется им во все времена — до скончания века; попечительство Бога о мире выражается, прежде всего, в утверждении рациональности бытия иерархически связанных между собой и наполненных смыслом вещей, в своеобразно задуманной Богом «гармонии мира», тайной для всех и очевидной для каждого
| 4.
| Традиционализм
| Истина в средневековой философской культуре является достоянием корпоративным; она принадлежит не тому или иному философу, богослову или поэту, но сообществу христиан вообще, объединенному верой, крещением и церковным преданием; следствием обращенности средневекового христианского мира к единой традиции, общей для всех, было, с одной стороны, неприятие ересей, и приверженность к авторитету апостольских и церковных канонов, с другой; фактором, отличающим средневековую мысль от свободного философского поиска античной эпохи, является, прежде всего, приоритетность идеи божественного Откровения, запечатленного в текстах Писания, и подтвержденного авторитетом Вселенских соборов, а также «согласием святых отцов»
|
1.1.2.2. Универсалии**
Как спор об универсалиях в средневековой философии связан с каждой из её характерных особенностей (см. 1.1.2.1.)?
Одной из проблем средневековой философии являлось решение вопроса об универсалиях.
- Согласно позднейшей формулировке Фомы Аквинского, универсалии могут иметь троякое существование.
- Номинализм утверждает, что роды и виды вещей существуют только в мышлении; реализм признает содержание универсальных понятий существующим самостоятельно - С точки зрения концептуализма сами понятия видов и родов вещей существуют лишь только в уме, но при этом в реальности им соответствует нечто, что, однако, само по себе не является ни субстанцией, признаком или свойством. - Реализм, напротив, полагал, что универсалии существуют реально и независимо от сознания. Крайний реализм приписывал реальное бытие общим понятиям, самостоятельное, обособленное и предшествующее вещам. Умеренный реализм придерживался аристотелевского взгляда и утверждал, что общее, хотя имеет реальное бытие, но заключаются в единичных вещах. (Реалистическая точка зрения более подходила к христианской догматике, а потому нередко приветствовалась католической церковью).
|
1.1.3. Возрождение
1.1.3.1. Характерные особенности философской традиции эпохи Возрождения *
1.
| Понимание природы
| Главной чертой духовного своеобразия Возрождения является глубокое почтение к природе и к каждому проявлению жизни. Средние века познавали Бога, уходя от мира, Новое время познавало мир, уходя от Бога, и лишь Возрождение, познавая мир, познавало бога.
| 2.
| Отношение к Богу
| В основе мировоззрения Возрождения лежал антропоцентризм – все философские построения делались вокруг человека, его личности и возможностей. Так закладывались основы гуманизма – теории о высшей ценности человека как такового. Гуманизм заменил собой средневековый теоцентризм, когда важнейшей ценностью и основой всего полагался бог.
Гуманисты Возрождения не были атеистами, но полагали, что высшие силы не вмешиваются непосредственно в человеческие судьбы, и устройство жизни человека зависит в первую очередь от него самого. Соответственно, они призывали ценить и развивать любые полезные человеческие качества.
В глазах гуманистов человек был почти равен богу, ибо был способен к самостоятельному познанию (без божественных откровений) и творчеству (аналогу божественного творения). Такая точка зрения вызвала к жизни резкий рост престижа знаний, науки, образования в эпоху Возрождения в сравнении со средними веками, а также привела к расцвету искусств.
| 3.
| Понимание добродетели
| В Средние века господствовало христианское представление о добродетели как заслуге чисто духовной жизни. В жизни светской почти всегда безраздельно господствовали жестокость, коварство и подлость властителей, в то время как подданные предпочитали терпеть все их злодеяния, надеясь заслужить небесное воздаяние. Мыслители Возрождения начали с того, что перенесли добродетель на почву реальной деятельной жизни, требуя от человека-творца наивысшего духовного и волевого напряжения
| 4.
| Понимание человеческой природы
| Единообразие человеческой природы. Другой общей чертой духа Возрождения было убеждение в единообразии человеческой природы и, соответственно, о потенциальном равенстве всех людей. Платон, и Аристотель, учили, напротив, о врожденном природном отличии людей по качеству их души. Католическая иерархия также предполагала различное достоинство священников и мирян, исходящее не от природы, а от Божьего благословения, передаваемого Церковью. Гуманисты Возрождения опирались прежде всего на стоицизм, утверждавший равенство всех людей перед Богом как «граждан Космоса», а также на раннее христианство, с его духом братства. Не отрицая фактические различия в природе людей, их физических, умственных и творческих способностях, гуманисты подчеркивали равные для всех возможности совершенствования.
Также человек есть единственное существо (из смертных), наделенное бессмертной душой, поэтому смерть не уничтожает человека бесследно.
| 1.1.4. Новое время
1.1.4.1. Характерные особенности философской традиции Нового времени *
1.
| Роль разума
| Философия Нового времени — эпоха самостоятельности разума, его освобождения от авторитетов прошлого Одни философы считали, что разум может открывать новое и без участия опыта, другие полагали, что сам по себе, без помощи чувств, он не может справиться с этой задачей. Расхождения по этому вопросу привели к возникновению рационалистической и эмпиристской линий. С положительной стороны суть бэконовского эмпиризма в том, что работа разума должна опираться на чувственный материал, разум должен следовать природе самих вещей и не пытаться действовать самостоятельно, в отрыве от них. Для правильной работы разума необходима новая логика, логика, которая была бы сосредоточена на применении разума к творениям природы. В отличие от формальной логики, которая имеет дело с абстракциями и пытается таким образом проникнуть в суть вещей, «эта наука исходит не только из природы ума, но и из природы вещей» и как следствие она по необходимости «везде будет сопровождаться и освещаться наблюдениями природы и опытами» (1:2, 220). Такова главная цель бэконовского «нового органона» — науки, прокладывающей разуму путь в глубины природы, позволяющей разуму действовать таким образом, чтобы он «действительно рассекал бы природу и открывал бы свойства и действия тел и их определенные в материи законы»
| 2.
| Место философии
| На первый план философских исследований в Новое время вышла проблема метода.
Новоевропейская философия была философией субъекта. Культ человеческой субъективности постепенно становился общим достоянием, и эпоха Просвещения узаконила эту тенденцию в культурном пространстве Европы. Кульминацией антропологии Нового времени стала система Канта, объявившего, что человек обладает «абсолютной ценностью». Кант, однако, избегал обожествления человеческого Я и настаивал на несовершенстве человеческого познания и воли. Его последователи, Фихте и Шеллинг, перешли эту границу и провозгласили укорененность человеческого сознания в Абсолюте. Гегель усилил эту тенденцию и теологически истолковал философию. Теоцентризм Гегеля и его учеников вновь пробудил интерес к античной и средневековой философии, для которой были характерны сходные ориентиры. Все это стало достоянием современной мысли.
| 3.
| Место человека
| Человек — весьма несовершенное существо, вовсе не обладающее теми характеристиками, которые связаны с идеей Бога. Значит, идея всесовершенного существа не образована нами самими (ведь более совершенное не бывает следствием менее совершенного).
В естественном состоянии разум предоставляет человеку право на все, ибо разум представляет все как подчиненное разуму и принадлежащее человеку
Человек занимает срединное положение в мире, «ничто по сравнению с бесконечностью, все по сравнению с небытием, середина между всем и ничем, бесконечно удаленная от понимания крайних пределов; конец и начала вещей скрыты от него в непроницаемой тайне
| |
|
|