Архитектор, его роль в современном обществе.. ПУНКТ 1.2. АРХИТЕКТОР ЕГО РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ. 1 Архитектор, его роль в современном обществе
Скачать 379.75 Kb.
|
1 1.2. Архитектор, его роль в современном обществе. Все происходящие события, явления социальные процессы из иррационального состояния, через культурные коды поколения, через организацию пространства, переходят, преобразуются в материальный мир в виде градостроительной среды, в виде архитектурных произведений. Это прямое отражение, без дополненной реальности, своеобразная летопись истории, которая передаёт информацию о времени в котором она создана, проявляет социальную программу общества, соответствующую данному времени. С развитием общества развивается и архитектурное творчество, которое требует новых интеллектуальных вложений в виде технических и художественных идей, мыслей, образов, разработок. В результате реализации архитектурных проектов человечество осознанно формирует для себя искусственную среду обитания. Создание градостроительной среды возведение архитектурных объектов, –это огромная часть мировой экономики, где оборачиваются значительная часть мирового капитала. Каждое архитектурное произведение, его внешний облик, ежедневно соприкасается с десятками тысяч взглядов, формирует сознание общества, его психологию. Именно визуальный ряд внедряется и остаётся в сознании, запоминается в отличии от текстов. Основным действующим лицом в этом процессе является архитектор. Художественные качества создаваемой архитекторами искусственной среды обитания в эпоху урбанизации и обезличивания, должны играть все большее значение. Роль лидера в этих процессах должна принадлежать архитектору. Архитектор — это личность, которая отличается от других людей тем, что она наделена от природы даром особого видения окружающей нас среды и умением создавать в этой среде объемно-пластические, гармоничные композиции в виде зданий, сооружений, искусственного ландшафта. Архитектурная мастерство—это чувство пространства, ритма, пропорций, художественный вкус. Первоосновой любого проекта является интеллект, интеллектуальный уровень архитектора, И именно архитектор закладывает эстетические образы, логику планов, технологические алгоритмы, которые потом преобразуются в форму, в планировочные схемы и структуры. Архитектура формирует взгляды, поведение людей, часто подсознательно и в течение длительного времени. Соответственно, чем глубже архитектор вникает в психологию восприятия людьми того, что он создает, тем больше пользы обществу может принести результат его работы в долгосрочной перспективе. Архитектура как дисциплина крайне многогранна, и это же касается и роли архитектора в обществе. Во все времена и тем более в современных условиях архитектурное творчество по сути дела есть не что иное, как скрытое управление процессами общественного, социального и экономического развития государства. Именно эта особенность архитектурной деятельности опре- деляет социальное положение архитектора, его роль в истории своего государства. 2 Очень важно, чтобы в современном обществе было слышно звучание голоса архитектора. Необходимо больше говорить за рамками профессиональных сообществ, писать про свои проекты, про то, зачем, почему и про те или иные решения. От того, насколько понятней и ближе людям будет позиция и истинные намерения архитекторов, будет повышаться и спрос на прогрессивные решения. Роль архитектора и создаваемой им архитектуры сейчас важна как никогда ранее, с развитием индустриализации, да ещё по законам дикого капитализма. В этой связи максимально ёмко и правдиво звучат слова всемирно известного архитектора Дэвида Аджайса. «Всеобщая индустриализации — это точка, в которой наша профессия надломилась и изменилась навсегда. Поэтому вопрос теперь стоит так: какая у архитекторов новая миссия в этом мире? И я думаю, мы должны вернуться к первоначальной роли — стать адвокатами общества. Архитектура через здания, через создание форм и пространств должна создавать человеческую среду и приятное городское окружение. Без архитекторов все превратится в рутинное строительство.» Архитектурное сооружение, решенное вне художественно выразительности, без пропорций, без ритма перестаёт быть архитектурным и становится просто результатом строительного дела. Одно качество переходит другое. Если не будет существовать механизмов сдерживания безудержной жажды получения прибыли инвестором в ущерб интересам общества и государства « Если дать слабину, сразу начнется повальное увеличение индустриализацией ради экономии. Поскольку каждое решение капиталиста основано на получении денег в краткосрочной перспективе, где квадратный метр оценивается исключительно по прибыли." Дэвид Айджайс. В тоже время государству, обществу в целом нужны долгосрочные программы, без необходимости переделок, представляющие собой фундаментальные ценности, на которых будет опираться государство. Общее снижение потребности в красивых произведениях архитектуры в эпоху капитализма, неизбежно отразилось на статусе архитектора в современном обществе. Отпала необходимость в творческих специалистах, с широким спектром компетенций и навыков. Архитектор практически приравнен к менеджеру., который посредством копирования и компиляции изготавливает товар. Главная задача архитектора –защитить общество от капитализма. Дэвид Айджайс. Подобно тому, как снижение образовательного уровня человека и общества в целом, ведёт к падению морали и нравственности, снижение профессионального уровня и статуса архитектора в обществе, также влечёт за собой значительные негативные социальные последствия, в виде снижения эстетических качеств создаваемой градостроительной среды. 3 Основой подсобного, технического отношения к архитектору со стороны общества и инвестора, является императив прибыли. Главный лозунг «прибыль любой ценой» детерминировано преобразует архитектуру, сковывает действия архитектора, снижая их значение, их стоимость, как снижаются все остальные издержки. Труд архитектора, эстетические составляющие архитектуры поставлены в один ряд с другими издержками, такими как расходы на бензин или аренда офиса. Например, налоги уменьшаются через трансфертное ценообразование и офшорные счета, а через снижение эстетических качеств среды снижается себестоимость. Планка эстетических критериев резко снижена, что позволило протиснуться в градостроительную среду наших городов, новым социальным и технологическим процессам в виде унылых посредственных, безликих зданий. Низкий «проходной бал» для таких зданий, позволяет архитектору не напрягаться, так как для выполнения работы на таком уровне не нужны творческие способности, опыт и компетенции. Для этого достаточно владения компьютерными программами. Конкурентное преимущество создаёт снижение цены на выполняемые работы среди других многочисленных претендентов, способных работать на таком уровне что прямо укладывается в парадигму инвестора. Наглядным примерами снижения издержек могут служить огромное количество безликих фасадов, принадлежащих объектам, которые построены за последние 20 лет. Например, «склады продуктов», так называемые гипермаркеты, построенные по всей стране, имеют огромные площади наружных стен, которые создают безликие, гомофобные с низким уровнем информативности фасады. Это и есть индикаторы присутствия императива прибыли. Если говорить без прикрас, то архитектор в современном обществе капитализма раздавлен социальным положением инвестора. и руки у него связаны. Такого бесправного положения в обществе у архитекторов никогда не было . А рхитектура во многих случаях уже не «застывшая музыка», а глухая барабанная дробь и фабричный гудок. Гипермаркеты, многоэтажные костлявые паркинги, человейники всё это примеры экономии на красоте, а в итоге это откат назад в цивилизационном развитии. Созданием бесчисленного количества агрессивных полей, в которых как в зеркале отражается жадность, в которых доза агрессии фокусируется, концентрируется и через визуальные лучи, подобно лазеру, впивается в каждого кто оказывается в зоне влияния, ослабляя здоровье и умственный потенциал. Снижение статуса архитектора в обществе несмотря на созидательное направление деятельности, его интеллектуальный и культурный потенциал широкий спектр областей знаний, имеет вполне конкретные очертания. Безразличное отношение, отсутствие интереса общества к вопросам архитектуры, пронизывает все социальные процессы, все сферы. Можно отметить полное игнорирование информации, связанной с архитектурой в общегосударственном масштабе, за исключением статей, появившихся в случайном режиме, по случаю. Вся информация локализована в узкоспециализированных журналах. Программного, государственного регулярного подхода к освещению созидательной информации не существует. Нет новых книг об архитектуре, нет фильмов. Архитекторы никак не представлены на руководящих должностях исполнительной власти, нет архитекторов в правительстве, нет их в сфере политики. Труд архитектора, его значение для общества не представлен в средствах массовой информации, как например деятельность представителей шоу-бизнеса. 4 Поток унылой, надоевшей информации мог хотя бы частично быть заменён на информацию о создании произведений архитектуры и в стране, и в мире. Показ на телевидении кулинарных рецептов имеет ничтожную пользу, по сравнению с показом творческой работы архитектора. Например, это может быть программный цикл «Как стоится страна.». Несмотря на очевидную пользу повестки созидания, такая информация отсутствует в медиа пространстве. Независимо от отношения общества, творчество архитектора неизбежно, в любом случае, зеркально отражает достоинства и пороки социальных процессов и явлений. И даже со связанными руками, архитектор, материализует в архитектурных произведениях достоинства и пороки современного общества. В архитектуре можно увидеть не только крупные явления такие как социальное расслоение или снижение уровня культуры. В её очертаниях есть скрытые, а есть бросающиеся в глаза приметы времени. Неоштукатуренные дворовые фасады послевоенных зданий, которые преподносились некоторыми историками как проявление лицемерия, с позиций сегодняшнего дня, выглядят как мелкие недоработки. Гораздо масштабнее проявляется в архитектуре такое крупное негативное явление как коррупция, которую по иронии судьбы, видно невооружённым взглядом. Коррупция, как правило, влечёт за собой шлейф негативных, гниющих последствий, сопровождающихся дискомфортом и социальными конфликтами. Суть проявления коррупции в архитектуре заключается в следующем. Нормативная база для создания градостроительной среды очень гибко и достаточно быстро реагирует на запросы общества. Но нормативы часто формируют дополнительные издержки в нагрузку к основному бизнесу, а, следовательно, снижают прибыль. Поэтому отступления от нормативов, снижение обязательных издержек, являются предметом торга. Инвесторы сосредотачивают свои усилия на уменьшении этой части, вплоть до отказа, либо на растворении выполнения этих условий и обязательств в длительном времени. Особенно ярко это проявляется в вопросе обеспечения жилых домов и офисов местами для парковки и хранения автотранспорта и в их одномоментном вводе в эксплуатацию. К примеру, если в недавно построенном офисном здании ощущается катастрофическая нехватка мест парковки и хранения автотранспорта, и это при том, что расчёт производится с учётом уровня автомобилизации 350 машин на 1000 жителей, следовательно, эта ситуация результат чьей-то договорённости. Убогие, примитивные фасады прямое отражение отличительных черт нашего времени. Это и есть пример проявления основного противоречия, только не между трудом и капиталом, а между жадностью и красотой. |