история архитектуры. 3. творчество архитектора Чечулина. Основные сооружения
Скачать 101 Kb.
|
3.творчество архитектора Чечулина .ОСНОВНЫЕ сооружения главный архитектор города Москвы в 1945—1949 годах. Академик Народный архитектор СССР В 1931 году в предварительном конкурсе на проект Дворца Советов получил первую премию (совместно с А. Ф. Жуковым). В 1945—1949 годах — главный архитектор города Москвы, участвовал в разработке и осуществлении генерального плана реконструкции столицы. Автор проектов многих сооружений и архитектурных ансамблей. Преподавал в Московском высшем художественно-промышленном училище. Член ВКП(б) с 1945 года. РаботыСтанции Московского метро Комсомольская (радиальная) Охотный ряд Киевская (радиальная) Динамо Большой академический кинотеатр (проект, 1936) Комплекс зданий Триумфальной площади, включая Концертный зал имени Чайковского, гостиницу «Пекин» и здание с кинотеатром «Москва» Дом Аэрофлота (нереализованный проект, частично воплощенный в другом произведении Чечулина — Белом доме) здание Библиотеки иностранной литературы гостиница «Россия» жилой дом на Котельнической набережной Дома Советов РСФСР, совместно с П. П. Штеллером (1965—1979, Москва, Краснопресненская набережная, 2); Павильон Московской, Рязанской и Тульской областей (№ 59 по современной нумерации) на территории ВСХВ — «мини» сталинская высотка жилые дома у Нескучного сада для руководителей Генерального штаба Министерства обороны и Комитета государственной безопасности СССР, Ленинский проспект, д. 12 и 16 — образец уникальной сталинской архитектуры ансамбля Ленинского проспекта (1940 год, в соавторстве с архитектором А. Г. Мордвиновым) здание Радиодома в Пекине, КНР Мост Победы Бассейн «Москва» 4.Архитектурные группировки 20х годов С середины 1920-х годов силу набирают новые художественные течения. На волне подъёма искусства русского авангарда, зародившегося ещё в 1900-е гг., создавалась самобытная версия современной архитектуры, оппозиционной традиционализму. Две основных теоретических концепции, формировавшихся с начала 1920-х гг. - конструктивизм и рационализм (формализм, рацио-архитектура) были направлены на отказ от традиций в сторону новой архитектуры. Тем не менее, движения принципиально отличались друг от друга. Конструктивизм стоял на позициях функционализма и утилитаризма: единственно верной формой конструктивисты считали результат грамотного разрешения функционально-конструктивной основы проектируемого здания. Позиция рационалистов была принципиально иной. Они признавали тесную связь между функцией, конструкцией и архитектурной формой, но последней отдавали ведущую роль. Рационалисты сосредоточили внимание на качестве решения пространства, изучении и учёте объективных законов - биологического и физиологического восприятия человеком архитектурного объекта и городской среды. Оба направления активно влияли на процесс подготовки кадров в архитектурных учебных заведениях. Преподавание архитектурной профессии в 1920-х гг. имело как никогда высокую теоретическую и экспериментальную базу. Наработки тех лет до конца не освоены и не оценены и до сих пор. К сожалению, становление отечественных школ современной архитектуры протекало в весьма неблагоприятных экономических условиях. Точная реализация смелых проектов зодчих была очень затруднена: нехватка даже элементарных строительных материалов сильно отражалась на качестве воплощения в жизнь проектов той поры. Лишь в исключительных случаях удавалось реализовывать уникальные технические и архитектурные решения. Колоссальное интеллектуальное богатство и неисчерпаемый потенциал русского авангарда в сочетании со слабой материально-технической базой СССР давали парадоксальные результаты. Более адекватной действительности оказалась архитектура конструктивизма. Представители этого направления много строили, им подражали архитекторы, не имевшие четкой приверженности конструктивизму и не входившие в конструктивистскую организацию ОСА. Представители рационализма, отрицавшие утилитаризм конструктивистов, имели куда меньше шансов для воплощения своих творческих предложений. Поэтому основным наследием этого направления является проектно-графический и теоретический материал. Богатый потенциал, содержащийся в «бумажных» проектах русского авангарда - отечественное наследие XX в., достойное особенно высокой оценки, подробного изучения и сохранения. 5 6,Творчество архитеткора Л.В Руднева В 1906 году он поступает на архитектурный факультет Академии художеств в Петербурге. Одновременно с занятиями в Академии Руднев работает помощником в мастерской И. А. Фомина, чье творчество оказало значительное влияние на его дальнейшую деятельность. В 1913 году Руднев осуществляет свою первую постройку — церковь-школу в Селезневке Екатеринославской губернии. К этому же времени относится его поездка в Италию. По окончании Академии художеств Руднев продолжает работать в мастерской Фомина, участвует в архитектурных конкурсах. В 1917 году Руднев строит памятник Жертвам революции на Марсовом поле. Всецело захваченный идеями Великой Октябрьской революции, он встречается с Максимом Горьким, с А. В. Луначарским, оформляет улицы Петрограда и первые демонстрации трудящихся. В 1924 году Руднев возглавил мастерскую «Ленпроекта». Здесь проектируются жилые дома, больницы, профилактории, застройки районов, клубы. В это же время Руднев с коллективом успешно выполняет ряд конкурсных проектов — зоопарк и хлебозавод в Ленинграде, клуб автозавода в Москве, больницу в Харькове, проект ВИЭМ и многие другие. Руднев относится к тому типу мастеров архитектуры, которые не мыслят творчества в одиночку. Подлинный художник, с необыкновенно яркой индивидуальностью, с огромным темпераментом, в поисках выразительного художественного образа он иногда противоречив в своих суждениях. Горячие споры со своими коллегами-соавторами помогают найти то единственно правильное, лаконичное выражение идеи, к которому он стремится. В разное время с ним сотрудничали близкие ему по духу архитекторы В. О. Мунц, В. Е. Асc, П. П. Зиновьев, А. Ф. Хряков, И. Е. Рожин и другие. Особенно близок Рудневу постоянный его соавтор по ряду крупнейших проектов и построек — архитектор-художник В. О. Мунц. В 1932 году Руднев получает приглашение участвовать в конкурсе на проект здания Военной академии имени М. В. Фрунзе. Первая премия была присуждена проекту Л. В. Руднева и В. О. Мунца. Проектом и постройкой здания Военной академии имени Фрунзе, одного из самых Значительных сооружений Руднева, открывается период его творчества, связанный со строительством объектов Министерства обороны. В здании Академии имени Фрунзе до предела сконцентрированы архитектонические принципы Руднева, которые наметились уже в его памятнике Жертвам революции на Марсовом поле. Простой, лаконичный объем основного 10-Этажного здания контрастирует с высоким глухим стилобатом, сильно вытянутым по горизонтали, подрезанным снизу сплошной лентой окон, чередующихся с черными полированными столбами, и заканчивающимся тяжелым кубом, увенчанным динамичной скульптурой символического вздыбленного танка, окруженного бойцами. Гармоничные пропорции основного кессонированного объема, стилобата и куба со скульптурой обеспечивают восприятие здания как единого мощного целого, создающего запоминающийся выразительный образ. В 1934 году в Ленинграде Л. В. Руднев организует архитектурно-проектную мастерскую Министерства обороны, где вслед за Военной академией проектируется Театр Красной Армии, Дом офицеров в Кронштадте, здания Министерства обороны в Москве. Проектирование Дома Правительства Азербайджанской ССР в Баку, начатое в 1936 году, заняло многие годы упорного труда коллектива, возглавляемого Рудневым и Мунцем. Впервые перед мастерской встала ответственная проблема создания сооружения национального по форме и социалистического по содержанию. В этом здании, где от мощных уступов стилобата, словно растворяясь в воздухе, поднимаются ажурные лоджии угловых башен, а перед каре основного объема на слившемся с трибунами пьедестале стоит овеваемая морским ветром фигура Владимира Ильича Ленина — все дышит пространством и морем. Здание Министерства обороны на Фрунзенской набережной в Москве продолжает те же принципы рудневского творчества. Этот комплекс, выполненный в лаконичных монументальных формах, удобный по внутренней организации многочисленных помещений, являет пример рационального решения крупного административного здания, вписавшегося в силуэт набережной Москвы-реки, где на противоположном берегу раскинулись зеленые массивы Парка культуры и отдыха имени Горького. Работа над этим Зданием, начатая в 1938 году и законченная уже после войны, в 1951 году, выполнялась Л. В. Рудневым в соавторстве с В. О. Мунцем и при участии ряда архитекторов. Великая Отечественная война застает Руднева в Москве, он активно участвует в маскировке зданий города. Последним рейсом самолета Руднев возвращается в Ленинград. Блокадную зиму 1941 года проводит в родном городе. В феврале 1942 года Руднев снова в Москве, где продолжается проектирование и строительство здания на Фрунзенской набережной, проектируются монументы советским воинам, героям Великой Отечественной войны, проектируются восстанавливаемые колхозы Московской области. После окончания войны Руднев проектирует восстановление разрушенных войной городов — центр Риги, Воронеж, центр Сталинграда. В 1945—1948 годах принимает активное участие в планировке и строительстве Москвы и строит ряд жилых домов, в том числе на ул. Володарского (соавтор И. З. Чернявский) и жилой дом на Садово-Кудринской (вместе с В. Е. Ассом и В. О. Мунцем). Основным тезисом Руднева при проектировании жилых зданий всегда была максимальная забота об удобстве человека. В 1948 году Руднев во главе большого творческого коллектива начинает одну из самых крупных своих работ — Московский государственный университет имени Ломоносова на Ленинских горах. В проекте МГУ нашли отражение многие творческие принципы Руднева, накапливавшиеся за время предшествующей проектной и строительной практики. Здесь ярко проявилось стремление к созданию скульптурно-объемного сооружения, обеспечивающего равноценное гармоническое восприятие с разных точек зрения. Связь сооружения с природой была достигнута благодаря удачному решению силуэта здания, как бы органически вырастающего из силуэта Ленинских гор. Здесь Руднев и его соавторы широко использовали наследие русской архитектуры с ее живописностью, богатой скульптурной силуэтностью, яркими цветовыми сочетаниями. Вслед за проектированием комплекса МГУ Руднев включается в работу по созданию Дворца культуры и науки в Варшаве. Совместно с большим творческим коллективом Руднев с огромным воодушевлением взялся за новую творческую задачу. Создаются из гипса и пластилина бесчисленные варианты — модели будущего ДКН. Руднев едет в Польшу, изучает на месте архитектуру Варшавы и Кракова. Дворец культуры и науки в Варшаве был последним осуществленным в натуре произведением Руднева. Однако по-прежнему кипучая энергия Руднева не остается без применения. Он выполняет конкурсный проект Пантеона героям Отечественной войны. В проекте, по его словам, была заложена мысль о бессмертии идеи коммунизма, о торжестве жизни над смертью. С 1918 года Л. В. Руднев — профессор Академии художеств; с этого момента и до конца своей жизни Руднев остается педагогом, воспитавшим целую плеяду советских зодчих Ленинграда и Москвы. Ощущение скульптурности архитектуры, «играние масс», как говорил Руднев, простота и четкость решения плана, подчиненного удобству человека, красота линии разреза здания как результат умелого сочетания внутренних пространств, нахождение выразительного архитектурного образа — вот принципы Руднева, применяемые им в своей педагогической практике. Испытав на себе все этапы развития советской архитектуры, Руднев всегда считал второстепенным стилевое выражение архитектуры. Это не значит, что он не придавал значения прорисовке деталей, напротив, это был обычно один из «мучительных» творческих процессов, но это никогда не было самоцелью, а всегда служило общему главному — нахождению целостного выразительного образа сооружения. Со свойственным ему темпераментом Руднев не мог оставаться пассивным зрителем и не реагировать на кипящую вокруг него общественную жизнь. Он действительный член Академии строительства и архитектуры. Выступления Руднева с трибуны ленинградского и московского Домов архитектора всегда были остры и оригинальны. Яркая, зажигательная речь и характерное для него словотворчество, идущее от внутреннего темперамента, когда мысль опережает подбор нужного слова, всегда была сочной, образной, а главное, бьющей в цель. Еще одна характерная черта неотъемлема от образа Руднева — он художник в полном и глубоком понимании этого слова. Рисунок, живопись, скульптура сопровождают его деятельность как зодчего на протяжении многих лет его жизни. Блестящие живописные психологические портреты, сочные натюрморты и тонкие лирические пейзажи широко известны архитекторам и художникам Москвы, Ленинграда, Риги, Баку. Выразительны его скульптурные портреты и бесчисленные графические работы. Личные черты Руднева — его темперамент, Эмоциональность, глубокая художественная интуиция — в полной мере подтверждают Значение эмоционального начала в творчестве архитектора, подтверждают не абстрактными положениями, а проектами и постройками, в которых так ярко проявилась индивидуальность Руднева. Значение и сила творческого наследия Руднева заключается в том, что на самых различных этапах развития советской архитектуры он создавал органически целостные художественные произведения архитектуры, воздействующие с той же силой на зрителя сегодня, как они воздействовали в дни их создания и как будут звучать в будущем. 7, 8,Дворец съездов в Москве отражение в нем творческих тенденций характерных для советской архитектуры 60х 9.1 Вопросы для подготовки к зачету: 1. Конструктивизм в искусстве, его влияние на становление социалистической архитектуры. 2. Творческая направленность архитектуры первых послевоенных лет и проблемы использова- ния национального наследия. 3. Творчество архитектора Д.И. Чечулина. Основные сооружения. 4. Архитектура группировки 20-х годов. Общая характеристика их творческих исканий, проек- тов и построек. 5. Поиски новых путей формирования гармонической жилой среды в 70-80-е годы XX в. 6. Творчество архитектора Л.В. Руднева. Основные проекты и постройки. 7. Поиски новых типов жилых домов в 20-30-х гг. 8. Дворец съездов в Москве. Отражение в нем творческих тенденций характерных для советской архитектуры 60-х гг. 9. Творчество архитекторов братьев Весниных. Теоретические разработки и постройки. 10. Рабочий клуб, как новый тип общественного здания. 11. Проблема национального своеобразия в советской архитектуре и пути ее решения. 12. Творчество архитектора А.К. Бурова. Основные произведения. Работа зодчего над темой ин- дустриализации строительства и новыми строительными материалами. 13. Общая характеристика жилой архитектуры 20-30-х годов. - 7 – 14. Решение жилищной проблемы в стране в 60-е годы XX в. 15. Творчество архитектора М.В. Посохина. Основные постройки, деятельность на посту архи- тектора Москвы. 16. Роль ВХУТЕМАСа в развитии советской архитектуры 20-х годов. 17. Архитектура олимпийских сооружений. 18. Творчество архитектора А.В. Щусева. 19. ВСХВ – 1923 г., ее градостроительное значение и особенности пространственной композиции. Архитектура основных сооружений. 20. Архитектура гостиничных зданий, возникших в послевоенный период. 21. Творчество архитектора М.Я. Гинзбурга и его роль в развитии жилищного строительства. 22. Крупные общественные здания 20-х годов (Планетарий в Москве, Дом промышленности в Харькове и др. сооружения). 23. Творческое наследие К.С. Мельникова. Основные проекты и постройки. 24. Работы по реставрации памятников архитектуры и реконструкции городской среды в городах СССР. 25. Архитектура предреволюционной России. 26. Мавзолей В.И. Ленина. История создания, архитектурный образ, роль сооружения в формиро- вании нового облика Красной площади. 27. Творчество архитектора И.В. Жолтовского. Основные произведения, теоретические позиции архитектора по вопросу использования архитектурного наследия 28. Конкурс на Дворец Советов и его значение для поисков новой творческой направленности со- ветской архитектуры в 30-е годы. 29. Воссоздание городов и поселков, разрушенных в период Великой Отечественной войны. 30. Творчество архитектора И.И. Леонидова. Основные произведения. 31. Основные положения генерального плана реконструкции Москвы 1935 г. и их влияние на градостроительную практику в стране. 32. Архитектура крупных транспортных сооружений послевоенного периода. 33. Творчество архитектора К.С. Алабяна. 34. Тенденции урбанизации и дезурбанизации в советской архитектуре в 20-30-е годы. 35. Высотные здания Москвы (1947-1952), их градостроительное и художественное значение). 36. Учет природного окружения в архитектуре. Эволюция в подходах к решению этой проблемы. 37. Архитектура Московского метрополитена. 38. Архитектура советских павильонов на международных выставках. 39. Жилая архитектура в 70-80-годов. Общая характеристика. 40. Творческая деятельность представителей конструктивизма. 41. Архитектура мемориальных комплексов, посвященных победе в Великой Отечественной вой- не. 42. Творчество архитектора В.С. Кубасова, основные проекты и постройки. 43. Схема «зонального города» И. Милютина «Город-парабола» Ладовского И., их влияние на развитие градостроительства. 44. Архитектура сооружений Волго-Донского канала им. Ленина, содержание и образ гидротех- нического ансамбля. 45. Архитектура зрелищных зданий, возникших в послевоенные годы. 46. Конкурсные туры на проект Дворца Советов. Принципиальная концепция сооружения. 47. Общая характеристика развития советского градостроительства в послевоенный период. 48. Новый масштаб и эстетика современных инженерных сооружений и конструкций (вторая по- ловина XX в.) 49. Творческие ассоциации и общества советских архитекторов 20-30-е годы. 50. Творчество архитектора К. Мельникова. 51. Общая характеристика архитектуры столичных городов СССР послевоенного периода. 52. Творческая направленность архитектуры в 30-е годы. 53. Архитектура сооружений ВДНХ. 54. Новый генеральный план развития Москвы 1971 г. основные градостроительные ансамбли. 55. Творчество архитекторов братьев Весниных. 56. Крупные ансамбли Москвы, сооруженные в послевоенные годы. - 8 – 57. Эволюция архитектуры театральных зданий. 58. Архитектура предреволюционной России. 59. Высотные здания Москвы 50-х годов. 60. Новый масштаб и эстетика современных инженерных сооружений и конструкций, исполь- зуемых в архитектуре. 61. Творчество архитектора А.В. Щусева . 62. Архитектура спортивных сооружений Олимпиады-80. Типизация, унификация и индустриализация в советской архитектуре. . УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 10.1 Основная литература: 1. Маклакова, Татьяна Георгиевна. История архитектуры и строительной техники : Учебник. 4.2 : Зодчество индустриальной эпохи / Маклакова Татьяна Георгиевна. - М. : АСВ, 2003. - 207 е., 24 л. цв. ил. : ил. - Загл. обл.: Зодчество индустриальной эпохи. - ISBN 5-93093-167-4 : 206- 00. 2. Маклакова, Татьяна Георгиевна. Архитектура двадцатого века: Современная архитектура : Учеб. пособие / Маклакова Татьяна Георгиевна. - М. : АСВ, 2001. - 196 с. : ил. - ISBN 5-93093-047-3 : 75- 00. 10.2 Дополнительная литература: Современная советская архитектура – М.: Стройиздат, 1985 . 2. Рябушин А.В. Этапы развития советской архитектуры – М.: 1979 3. История советской архитектуры (1917-1954 гг.) – М.:Стройиздат, 1985. 4. Яралов Ю.С. Национальное и интернациональное в советской архитектуре – М.: Стройиздат 1971. 5. Конструкции и форма в советской архитектуре – М.: Стройиздат, 1980. 6. Рябушин А.В. Гуманизм советской архитектуры. – М.: Стройиздат, 1986. 7. Всеобщая история архитектуры в 12 томах. Т. 12. – М.: Стройиздат, 1975. 8. Мастера советской архитектуры об архитектуре. Под ред. М.Г.Бархина в 2-х томах – М.: 1975. 9. Рябушин А.В., Шишкина И.В. Советская архитектура. – М.: Стройиздат, 1984. 10. Хан-Магомедов С.О. Теоретические концепции творческих течений советской архитектуры – М.: 1974. 11. Хан-Магомедов С.О. Александр Веснин и конструктивизм. –М.: «Архитектура-С», 2007. 12. Иконников А.В., Хан-Магомедов С.О., Шайхет А.М. Советская архитектура |