Вопросы по истории Беларуси. 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи
Скачать 1.19 Mb.
|
Влияние реформы на социальную трансформацию беларуской деревниОсвобождение крестьян от крепостничества и проведение аграрных пре образований, несмотря на свою ограниченность, открыли путь для капитали стической модернизации деревни. Ощутимым фактором, который повлиял на это, стало национально-освободительное движение начала 1860-х гг. Оно поспо собствовало переводу помещичьих, а затем и государственных крестьян Бела руси на выкуп (в отличие от внутренних и некоторых других регионов Европей ской России), что в конечном итоге создало более благоприятные условия для социально-экономической трансформации беларуской деревни. Бывшие вре меннообязанные крестьяне переходили в единый разряд крестьян-собственни- ков. После реформ 1861 г. землеустройство разных категорий сельских жителей ставило целью постепенную унификацию их правового положения, ликвидацию дореформенных категорий крестьянства. Это было очень важно, ибо пока существовало крепостное право, не про изошла дефеодализацйя труда крестьянства, не сформировались предпосылки перехода к индустриальному труду, не могли сложиться классы буржуазного об щества. После реформ этот процесс ускорился, и одним из его результатов стала пролетаризация значительных слоев населения, чей социальный статус в тече ние предыдущих десятилетий часто был выше, чем городских поденщиков, ра бочих и всех тех, кто полностью зависел от заработной платы. Однако социальные изменения в деревне наталкивались на тогдашние нормы поведения, мировосприятие и этику деревенских жителей. Архаические эле менты народной культуры создавали прочный барьер переменам, связанным с распространением рыночных отношений. В ряде беларуских народных посло виц и поговорок подчеркивалось как великое достоинство безусловное преиму щество бедности над успехом. Не очень поощрялось создание излишков в хозяй стве, не приветствовались ссуды и кредитные операции: «Лучше голодному пе респать, чем с долгом проснуться», «Пазычай - Л1Х1 абычай» (Одалживать - плохой обычай) и др. Оптимальной линией поведения крестьянам казалась имущественная само достаточность: «У хорошего хозяина всё есть», «Сижу на своем участке, никому ничего не плачу» и др. Существовала уверенность в том, что честное и старатель ное исполнение своих обязанностей приведет к благополучию: «Работай от зари до зари - будешь жить не с доли, а за мозоли», «Кто работает, с голода не умрет» и т.п. От отношения беларуского крестьянства к предпринимательству и зарожде нию капиталистических отношений в большой степени зависел выбор пути мо дернизации, выработка способов перехода к индустриальному обществу. Скеп тическое отношение крестьянства Беларуси к уравнительному принципу рас пределения земли нередко сочеталось с негативным отношением к зажиточным односельчанам. Среди ценностей беларуской деревни большое место занимал труд земледельца, который воспринимался как источник благополучия крестьян. В связи с этим уважением пользовались те деревенские жители, кото рые умело и разумно вели свое хозяйство. Главным фактором в определении социального статуса крестьянина внутри общины выступало владение им недвижимым имуществом, земельным наделом, что давало голос в деревенской «громаде» (общине). Тот крестьянин, который имел пусть даже небольшие хозяйство, достаток и уровень потребления, был более уважаемым в глазах односельчан, чем безземельный сельский житель, ко торый мог иметь значительно больший доход и благополучие от работы по найму или на отходных промыслах. При этом крестьянин, который работал бат раком, занимался отходными промыслами, нанимался на фабрику или эмигри ровал в поисках заработка за границы Российской империи, часто был грамот ным, имел больше шансов дать образование своим детям, что в свою очередь от крывало лучшие возможности для социального успеха. Но в середине XIX века у крестьян не было представления о возможной аль тернативе своему существованию, поэтому они воспринимали свое положение как неизменное. А когда в конце XIX века расширились возможности образова ния и просвещения крестьян, их требования и запросы стали более разнообраз ными. Одним из способов изменить свое положение явилось стремление к миг рации в другие регионы империи. В последние десятилетия XIX и особенно в начале XX века крестьянство охва тили процессы социальной мобильности. Это была, прежде всего, горизонталь ная мобильность, однако на грани столетий участились случаи вертикальной мо бильности, повышения социального статуса. Для начального этапа было харак терно стремление крестьянства поднять свое положение через расширение собственного хозяйства, увеличение земельных угодий и, соответственно, ма териального благополучия. В начале же XX века процесс разложения традиционных ценностей и куль туры в беларуской деревне набрал силу. Его проявлениями были: - появление элементов городской бытовой культуры; - заметное снижение эффективности контроля деревенского сообщества за нормами поведения односельчан, особенно молодежи; - распространение грамотности и определенный рост качества образования среди крестьян; - формирование социального и этнического сознания и самоидентификации крестьян; - постепенная индивидуализация деревенской жизни одновременно с при данием ценности личным достижениям человека и его творческой инициативе. В это же время четко проявилось осознанное стремление крестьян давать своим детям профессиональное образование, особенно по наиболее популяр ным и перспективным специальностям - деревенского учителя и телеграфиста. Прежнее представление крестьян о том, что «наука» - напрасное дело, которое только отвлекает работника от хозяйства и к тому же требует денег в качестве платы за обучение, уходило в небытие. Отмена крепостного права стала очень важной вехой в развитии деревни и всего беларуского общества. Освобождение крестьян от крепостничества, про ведение дальнейших аграрных преобразований, несмотря на определенную ограниченность, открыло путь для капиталистической модернизации деревни. Перевод на выкуп помещичьих, а затем и государственных крестьян Беларуси, в отличие от внутренних и некоторых других регионов Европейской России, создал более благоприятные условия для социально-экономической трансфор мации беларуской деревни. Дефеодализация труда привела к появлению рынка труда, расширению миг рационных процессов и экономических связей. Бывший крепостной кресть янин получил возможность постепенно включиться в общественно-культурные процессы, пойти путем самоосознания, что наложило большой отпечаток на ста новление современной беларуской нации. Сельский житель Беларуси во время подготовки и после отмены крепостного права стал объектом сильной борьбы между польскими национально-политическими кругами и российскими прави тельственными органами за влияние на его сознание и склонность к тому или другому государственно-политическому пути. |