Главная страница
Навигация по странице:

  • Известными деятелями общероссийского народнического движения 70-х гг. были студенты уроженцы Белоруссии М.Судиловский, С.Ковалик, Г.Исаев, И.Гриневицкий, А.Бонч-Осмоловский и др.

  • Народники объективно выступали против крепостнических пережитков в деревне, но вместе с тем они верили в возможность особого, некапиталистического пути развития России.

  • Это была утопическая теория.

  • В Белоруссии предпринимались попытки "хождения в народ".

  • После распада "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" большинство народнических кружков Белоруссии поддержали платформу "Черного передела".

  • После распада этой партии большинство ее сторонников в России и Белоруссии перешли на позиции "Народной воли".

  • 21. Рабочее движение в конце 19-н20 века

  • 22. Рабочее движение в беларуси в конце 19 – начале 20 века

  • Вопросы по истории Беларуси. 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи


    Скачать 1.19 Mb.
    Название1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи
    Дата24.01.2023
    Размер1.19 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаВопросы по истории Беларуси.docx
    ТипДокументы
    #903386
    страница19 из 27
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27

    20. Народники и социал-демократическое движение в Белоруссии.


    Революционное народничество, возникшее в освободительном движении России в н. 70-х гг. XIX в., явилось выразителем интересов крестьянства. Основными деятелями его стали разночинцы-народники, сторонники теории крестьянского социализма, основателями которой были А.И.Герцен и Н.Г.Чернышевский. Известными деятелями общероссийского народнического движения 70-х гг. были студенты уроженцы Белоруссии М.Судиловский, С.Ковалик, Г.Исаев, И.Гриневицкий, А.Бонч-Осмоловский и др.

    Народники объективно выступали против крепостнических пережитков в деревне, но вместе с тем они верили в возможность особого, некапиталистического пути развития России. Поэтому они выступали против капитализма, полагая возможным переход от феодализма прямо к социализму путем крестьянской революции, при этом ячейкой социализма они считали сельскую крестьянскую общину. Это была утопическая теория. Но тем не менее народники пытались реализовать идею революции, поднимая крестьян путем т.наз. "хождений в народ".

    В 70-е гг. XIX в. народнические кружки появились в Белоруссии, в городах Могилев, Горки, Минск, Гродно, Пинск, Слуцк, Витебск. Их организаторами являлись столичные студенты, выходцы из Белоруссии. В этих кружках изучалась нелегальная литература. Народнические кружки поддерживали тесные связи с революционной интеллигенцией Петербурга, Москвы, Киева. С возникновением в Петербурге организации "Земля и воля" народническое движение в Белоруссии развивается под ее влиянием. Центром народнического движения стал Минск. Среди минских кружков выделялся кружок М.Веллера. Члены кружков вели пропаганду среди интеллигенции, учащихся, рабочих, также среди крестьян с целью поднять их на восстание. В Белоруссии предпринимались попытки "хождения в народ". Наиболее активным пропагандистом среди крестьян был гимназист Н.Забела. Однако хождение в народ не вызвало крестьянских выступлений. Крестьяне не восприняли идей народников, которые они пытались внушить, напротив, они нередко становились инициаторами задержаний пропагандистов.

    Т.обр., народническое движение в Белоруссии в основном имело те же черты и результаты, что и в России в целом. Но оно в Белоруссии не приняло широкого развития. Здесь не было высших учебных заведений, поэтому формирование разночинной интеллигенции замедлялось. Отрицательную роль сыграли и результаты репрессий при подавлении восстания 1863 г.

    После распада "Земли и воли" на "Народную волю" и "Черный передел" большинство народнических кружков Белоруссии поддержали платформу "Черного передела". Минск стал в н. 80-х гг. одним из центров деятельности этой партии во всей России. В Минске существовала и типография этой партии.

    После распада этой партии большинство ее сторонников в России и Белоруссии перешли на позиции "Народной воли". Среди народовольцев были и уроженцы Белоруссии Г.Исаев, И.Гриневицкий и др. Деятельность "Народной воли" сосредоточилась на организации убийства царя, расчет делался на то, что это вызовет народное восстание. В подготовке теракта принимали участие и белорусские народовольцы, в частности, И.Гриневицкий, который и бросил 1 марта 1881 г. бомбу, убившую Александра II. Но расчет террористов не оправдался. "Народная воля" была вскоре разгромлена. Ее белорусская организация, образованная в к. 1881 н. 1882 г., также вскоре распалась на отдельные кружки.

    В 1884 г. с инициативой создания единой организации, которая объединила бы народнические кружки в Белоруссии и кружки белорусского студенчества в Петербурге, выступила столичная группа "Гоман", или Белорусская социально-революционная группа. Эта группа придерживалась программы "Народной воли". Силами группы (изданием занимались, в частности, студенты из Белоруссии А.Марченко, Х.Ратнер и др.) были изданы два номера гектографического журнала "Гоман", в которых изложены взгляды членов этой организации. В частности, по национальному вопросу гомановцы придерживались мнения о необходимости предоставления белорусам равных прав с другими народами России на основе "областной самостоятельности". По вопросу об организации они считали необходимым объединить все силы белорусских революционеров и в Белоруссии, и за ее пределами, а также выступали за солидарность с общероссийской партией "Народная воля".

    Единства взглядов на задачи национального движения среди разных групп белорусских народников не было. Анализ издававшихся тогда подпольных изданий (воззвания "К белорусской молодежи", "К белорусской интеллигенции", "Послание к землякам-белорусам" и др.) подтверждает это. Все они считали необходимым достижение белорусским народом равноправного положения с другими народами, но пути к этому одни видели в мирной революции, осуществленной путем просвещения народа, поднятия его национального духа и самосознания и т.п., другие, более радикальные, считали необходимым для достижения этой цели свергнуть самодержавие и т.п.

    Вместе с тем среди части социал-демократов западных губерний появлялись сепаратистские тенденции. На такую позицию стала Литовская СДП в 1896 г. В сентябре 1897 г. в Вильно состоялся съезд социал-демократических еврейских организаций Вильно, Минска, Витебска, Белостока и Варшавы. На этом съезде был создан Бунд Всеобщий еврейский рабочий союз России, Польши и Литвы. Лидером его стал А.Кремер. Необходимость создания Бунда мотивировалась тем, что только национальная организация еврейских рабочих может наилучшим образом отстоять их интересы.

    Создание в России крупных социал-демократических организаций и рост рабочего движения поставили вопрос о создании единой социал-демократической партии. Для ее создания был созван съезд, проходивший в Минске в н. марта 1898 г. На нем присутствовали представители петербургского, московского, киевского и екатеринославского "Союзов борьбы", киевской "Рабочей газеты" и Бунда. Съезд принял решение об объединении этих организаций в Российскую социал-демократическую рабочую партию, избрал ЦК в составе С.Радченко, Б.Эйдельмана и А.Кремера, признал "Рабочую газету" официальным органом РСДРП. Был издан в Бобруйской типографии Бунда Манифест РСДРП, в котором были обозначены демократические и социалистические задачи рабочего движения в России.

    21. Рабочее движение в конце 19-н20 века

    Начало рабочего движения

    Класс городских рабочих был невелик, но состоял преимущественно из рабочих евреев, он отличался сплоченностью. С другой стороны, положение рабочих в наших небольших фабричках и мастерских оказывалось чрезвычайно тяжелым. Рабочий-еврей находится в безвыходном положении: он не мог переступить черты оседлости, а с другой стороны, или не находил работы, или встречал явную эксплуатацию труда. Усиленная эмиграция в Америку не разрешала [положения] рабочего класса и не всякий мог решиться покинуть родной край. Не удивительно, что при таких условиях движение среди рабочих у нас началось очень рано и, п-овидимому, независимо от интеллигентской агитации, которая пришла на помощь рабочим только в 90-х годах.

    Даже фабричная инспекция констатировала для Виленского округа в 1885 г., что рабочий день на кожевенных заводах в 13 часов оказывается обычным явлением, а в текстильном производстве в 16 часов реальной работы. На спичечных фабриках рабочий день начинался летом с восходом солнца, а заканчивался с его заходом. Неудивительно поэтому, что первые стачки относятся еще к 70-м годам, например, в 1874 г. в Ландварове бастовал гвоздильно-проволочный завод, в 1877 г. ткачи Белостока успешно боролись за увеличение расценок.

    Вообще, стачки этого раннего периода, т. е. 70-х и 80-х годов имеют своими причинами понижение расценок, борьбу против возрастающих штрафов, которые являются скрытой формой понижения оплаты, или же смены мастеров, применявших штрафы и вычеты. Таковы же поводы стачек и на ткацких фабриках Белостока. В Вильне на табачной фабрике Дурунча рабочие потребовали повышения платы и передали рабочие кассы в ведение выборных от рабочих. Это была довольно хорошо подготовленная стачка, потому что рабочие этой фабрики вошли в согласие с рабочими 3-х других фабрик и получили обещание поддержки с их стороны. Впрочем, благодаря мерам полиции, на этот раз рабочие должны были быстро отступить.

    Таким образом, мало по малу необходимость организованных стачек проникает в рабочую массу. Формулировка требований становится более сознательной. Так, например, проходит стачка еврейских ткачей в Белостоке в 1882 г., при организованной поддержке небастовавших еврейских рабочих и при бойкоте со стороны ткачей немцев.

    Небастовавшие рабочие поддерживали забастовщиков денежными сборами. В 1887 г. снова мы встречаем забастовку ткачей в Белостоке и тоже в довольно организованном виде: пока одни мастеровые бастовали, другие продолжали работать и поддерживать бастующих. Организованность имела успех и расценки были повышены.

    Необходимость поддержки во время стачки вызывает стремление к организации стачечных касс.

    С начала 90-х годов многие обстоятельства способствовали подъему рабочего движения. Голодный 1891 г. привел в городе к наплыву безработных. Заработная плата понижалась, а цены на продукты повышались. Хозяева воспользовались этим для удлинения рабочего дня. Общее недовольство иногда сказывалось, как например в Витебске, даже уличными беспорядками.

    Движение среди рабочих тоже усиливается. В 1892 г. виленские рабочие вели успешные стачки за сокращение рабочего дня. Стачечное настроение в Вильне в ремесленных мастерских продолжалось все время в 1892–1893 гг.

    Белостокские ткачи в 1895 г. устраивают грандиозную стачку, охватившую до 20 тыс. человек. Здесь повод к стачке дан был введением расчетных книжек, но по существу ткачи были выведены из терпения тяжелыми экономическими условиями и добились кое-каких уступок. В Вильне в 1896 г. стачка на папиросной фабрике Эдельштейна была вызвана желанием хозяина заменить дешевым женским трудом мужской. На этот раз рабочие вышли победителями.

    Половина 90-х годов обозначается сильным подъемом стачечного движения. Так, бастовали железнодорожные мастерские в Минске и в Пинске. В Минске и в Вильне еврейские подмастерья боролись, главным образом, за сокращение рабочего дня. В августе 1895 г. в Вильне в течении 2-х недель бастовали рабочие табачных фабрик из-за новых машин, около которых могли быть женщины, а не мужчины. Бастующие требовали прежней платы и выиграли стачку упорством. Известно, что этот период богат забастовочным движением во всей России. По официальным данным за 2 года (1896–1897) забастовки охватили 263 промышленных предприятия с числом стачечников до 89 тыс., хотя неофициальные данные говорят об участии в стачке 170 тысяч. Наиболее крупное участие в движении приняли рабочие текстильного производства. Борьба шла опять за сокращение рабочего дня. Это движение стало захватывать и еврейский пролетариат Белоруссии. Чулочницы м[естеч]ка Сморгонь в количестве около 2-х тыс. человек забастовали в 1896 г. Затем особенно часто бастовали сапожники в разных местах. Столяры тоже стачками добились распространения на них закона 2 июля о рабочем дне. В стачках принимали участие каменщики, трубочисты, разборщики плотов, пильщики, приказчики и т. п. Города Витебск, Слоним, Брест-Литовск, Минск, Белосток, Гродно, Гомель, Двинск, Бобруйск, Вилковишки, Орша, были охвачены движением. Наблюдается тесная связь между христианскими и еврейскими рабочими. В Белостокском районе рабочие шерстяной промышленности 3-х месячной забастовкой летом 1889 г. всех ткачей, работающих у посредников, добились повышения платы до уровня ее на фабриках. Лозунгом стачки было: уничтожение посредничества, как отсталой формы производства.

    Как ни были указанные попытки рабочего движения единичны, все же они сплачивали рабочие массы. Кроме того, в их сознание начинала входить мысль о том, что борьба против единичных хозяев является одним из звеньев борьбы против господствующего режима. О постановке его озаботились также и возникавшие социал-демократические организации.

    Так, пропагандисты влияют на рабочих через кассы. Развитие касс шло весьма быстро. Они преследовали одновременно цель взаимопомощи и поддержки в стачечной борьбе. Кроме того, через кассы социал-демократам удобно было агитировать среди рабочих и руководить их движением. Первая касса была организована чулочницами в Вильне в 1888 г., затем портными, заготовщиками и конвертницами там же. Эти кассы организовывались социал-демократической группой, руководимой Кремером, под влиянием Союза польских рабочих. В 1893 г. такие же кассы существовали в Минске, Сморгони, Гомеле. Старые еврейские религиозные братства превращались в боевые кассы.

    Организованность рабочих начала сказываться и в том, что появляются кружки в Минске, Вильне и в других городах. В 1892 г. впервые в Вильне празднуется 1 мая. В Литве и Белоруссии майская агитация явилась главным средством пробуждения внимания рабочих к вопросам политики. В 1895 г. в Минске небольшая группа рабочих в первый раз праздновала 1 Мая. В 1896 г. в Белостоке впервые распространено воззвание, посвященное дню 1 мая. С этого времени форма первомайской агитации широко распространяется.

    22. Рабочее движение в беларуси в конце 19 – начале 20 века
    1   ...   15   16   17   18   19   20   21   22   ...   27


    написать администратору сайта