Вопросы по истории Беларуси. 1. Беларусь в составе Российской Империи Государственное устройство Российской империи
Скачать 1.19 Mb.
|
Партия социалистов – революционеров (эсеров)Самой крупной и влиятельной из непролетарских партий была партия социалистов – революционеров (эсеров), созданная в 1902 г. История возникновения партии эсеров связана с движением народничества. В 1881 г., после разгрома «Народной воли», часть бывших народовольцев вошла в состав нескольких подпольных групп. С 1891 по 1900 гг. большинство подпольных лево-народнических кружков и групп принимает название «социалистов-революционеров». Первой организацией, принявшей такое наименование, была швейцарская эмигрантская группа русских народников во главе с Х. Житловским. Главную роль в создании партии эсеров и разработке ее программы сыграли «Северный союз социалистов-революционеров», Южная партия социалистов-революционеров», «Рабочая партия политического освобождения России» и «Аграрно-социалистическая лига». В программах этих групп видна эволюция взглядов будущих эсеров. Вначале прослеживается опора на интеллигенцию, затеи осознание ведущей роли рабочего класса. Даже те группы, которые опирались на крестьянство, затем видели его расслоение. И в отношении крестьянства высказывалась только одна мера – дополнительная прирезка земли к крестьянским наделам. Многие эсеровские группы в 90-е годы XIX в. отрицательно относились к практическому применению индивидуального террора. И пересмотр этих взглядов во многом произошел под влиянием марксизма. Но отход от народнического мировоззрения у эсеров продолжался недолго. Уже в 1901 г. они решили главное внимание сосредоточить на распространении социалистических идей среди крестьян. Причиной были первые крупные крестьянские волнения. Эсеры пришли к выводу, что рано разочаровались в крестьянстве как самом революционном классе. Одним из первых эсеров, уже в 90-х годах начавший работу среди крестьян, был Виктор Михайлович Чернов, один из будущих лидеров партии социалистов-революционеров. Отец его, выходец из крестьянской семьи, в недалеком прошлом крепостной, стараниями родителей получил образование, стал уездным казначеем, дослужился до чина коллежского советника и ордена Святого Владимира, что дало ему право на личное дворянство. Отец оказал определенное влияние на взгляды сына, неоднократно высказывая мысли о том, что вся земля рано или поздно должна отойти от помещиков к крестьянам. Под влиянием старшего брата Виктор еще в гимназические годы увлекся политической борьбой и прошел типичный для интеллигента путь в революцию через народнические кружки. В 1892 г. он поступил на юридический факультет Московского университета. Именно в это время у Чернова проявился интерес к марксизму, который он считал необходимым знать лучше, чем его сторонники. В 1893 г. он вступил в тайную организацию «Партию народного права», в 1894 г. был арестован и выдворен на жительство в город Тамбов. Во время ареста, сидя в Петропавловской крепости, он принялся за изучение философии, политэкономии, социологии и истории. Тамбовская группа В.М. Чернова одна из первых возобновила ориентацию народников на крестьянство, развернув широкую агитационную работу. Осенью 1901 г. наиболее крупные народнические организации России решили объединиться в партию. В декабре 1901 г. она сложилась окончательно и получила наименование «партия социалистов-революционеров». Официальными органами ее стали «Революционная Россия» (с номера 3) и «Вестник русской революции» (с номера 2). Партия эсеров считала себя выразительницей интересов всех трудовых и эксплуатируемых слоев народа. Однако на первом плане у эсеров, как и у старых народовольцев, стояли все же в период революции интересы и чаяния десятков миллионов крестьян. Постепенно все отчетливее вырисовывалась главная функциональная роль эсеров в системе политических партий России – выражение интересов всего трудового крестьянства в целом, в первую очередь бедняков и середняков. Кроме того, эсеры вели работу среди солдат и матросов, студентов и учащихся, демократической интеллигенции. Все эти слои вместе с крестьянством и пролетариатом эсеры объединяли в понятие «трудовой народ». Социальная база эсеров была достаточно широка. Рабочие составляли 43%, крестьяне (вместе с солдатами) – 45%, интеллигенты (включая учащихся) – 12%. В период первой революции эсеры насчитывали в своих рядах свыше 60-65 тыс. человек, не считая многочисленного слоя сочувствовавших партии. Местные организации действовали в более чем 500 городах и населенных пунктах 76 губерний и областей страны. Подавляющая часть организаций и членов партии приходилась на Европейскую Россию. Крупные эсеровские организации были в Поволжье, средне – и южно-черноземных губерниях. В годы первой революции возникло более полутора тысяч крестьянских эсеровских братств, множество студенческих организаций, ученических групп и союзов. В составе партии эсеров были также 7 национальных организаций: эстонская, якутская, бурятская, чувашская, греческая, осетинская, магометанская поволжская группа. Кроме того, в национальных районах страны имелось несколько партий и организаций эсеровского типа: Польская социалистическая партия, армянский революционный союз «Дашнакцутюн», Белорусская социалистическая громада, партия социалистов-федералистов Грузии, Украинская партия социалистов-революционеров, Социалистическая еврейская рабочая партия и др. Ведущими деятелями эсеровской партии в 1905-1907 гг. были ее главный теоретик В.М. Чернов, руководитель Боевой организации Е.Ф. Азеф (позже разоблаченный как провокатор), его помощник Б.В. Савинков, участники народнического движения прошлого века М.А. Натансон, Е.К. Брешко-Брешковская, И.А. Рубанович, будущий выдающийся ученый химик А.Н. Бах. А также более молодые по возрасту Г.А. Гершуни, Н.Д. Авксентьев, В.М. Зензинов, А.А. Аргунов, С.Н. Слетов, сыновья купца – миллионера братья А.Р. и М.Р. Гоц, И.И. Фундаминский (Бунаков) и др. Эсеры не были единым течением. Их левое крыло, выделившееся в 1906 г. в самостоятельный «Союз социалистов-революционеров-максималистов», высказывалось за «социализацию» не только земли, но и всех заводов и фабрик. Правое же крыло, тон в котором задавали бывшие либеральные народники, группировавшиеся вокруг журнала «Русское богатство» (А.В. Пешехонов, В.А. Мякотин, Н.Ф. Анненский и др.), ограничивалось требованием отчуждения помещичьих земель за «умеренное вознаграждение» и замены самодержавия конституционной монархией. В 1906 г. правые эсеры создали легальную «Трудовую народно – социалистическую партию» (энесы), сразу же ставшую выразителем интересов более зажиточного крестьянства. Однако в начале 1907 г. в ней было лишь около 1,5 – 2 тыс. членов. Программа эсеров была выработана на основе различных и сильно отличавшихся друг от друга проектов к началу 1905 г. и принята после тяжелых споров на съезде партии в январе 1906 г. В доктрине эсеров сочетались элементы старых народнических воззрений, модных буржуазно-либеральных теорий, анархических и марксистских. В ходе подготовки программы была сделана попытка сознательного компромисса. Чернов говорил, что «каждый шаг действительного движения важнее дюжины программ, и лучше партийное единство на основе несовершенной, мозаичной программы, чем раскол во имя большой программной симметрии». Из принятой программы эсеров видно, что свою главную цель партия эсеров видела в свержении самодержавия и переходе от демократизма к социализму. В программе эсеры дают оценку предпосылок социализма. Они считали, что капитализм в своем развитии создает условия для построения социализма через обобществление мелкого производства в крупное «сверху», а также «снизу» - через развитие некапиталистических форм хозяйства: кооперацию, общину, трудовое крестьянское хозяйство. Во вводной части программы эсеры рассуждают о различном сочетании положительных и отрицательных сторон капитализма. К «разрушительным сторонам» они относили «анархию производства», достигающую крайних проявлений в кризисах, бедствиях и необеспеченности рабочих масс. Положительные стороны они видели в том, что капитализм подготавливает «некоторые материальные элементы» для будущего социалистического строя и содействует объединению в сплоченную социальную силу промышленных армий наемных рабочих. В программе указано, что «вся тяжесть борьбы с царизмом … падает на пролетариат, трудовое крестьянство и революционно – социалистическую интеллигенцию». Вместе, по мнению эсеров, они составляют «трудовой рабочий класс», который, организованный в социал-революционную партию, в случае необходимости должен установить свою временную революционную диктатуру. [54.c.138]. Но в противоположность марксизму, разделение общества на классы эсеры ставили в зависимость не от отношения к орудиям и средствам производства, а от отношения к труду и распределению доходов. Поэтому различия между рабочими и крестьянами они считали непринципиальными, а сходство их - огромным, поскольку в основе их существования лежит труд и безжалостная эксплуатация, которой подвергаются они в равной степени. Чернов, например, отказывался признавать крестьянство мелкобуржуазным классом, ибо его характерными признаками являются не присвоение чужого труда, а собственный труд. Он называл крестьянство «рабочим классом деревни». Но разделял 2 категории крестьян: трудовое крестьянство, живущее эксплуатацией собственной рабочей силы, сюда же он относил и сельскохозяйственный пролетариат – батраков, а также сельскую буржуазию, живущую эксплуатацией чужой рабочей силы. Чернов утверждал, что «самостоятельный рабочий земледелец, как таковой, очень восприимчив к социалистической пропаганде; восприимчив не менее чем сельскохозяйственный батрак, пролетарий». Но хотя рабочие и трудовое крестьянство составляют единый рабочий класс и одинаково склонны к социализму, прийти к нему они должны разными путями. Чернов считал, что город шел к социализму через развитие капитализма, деревня же – путем некапиталистической эволюции. По убеждению эсеров, мелкое крестьянское трудовое хозяйство способно победить крупное потому, что оно идет к развитию коллективизма через общину и кооперацию. Но развиться эта возможность может только после ликвидации помещичьего землевладения, перехода земли в общенародное достояние, уничтожения частной собственности на землю и при ее уравнительно – передельном распределении. За революционными призывами эсеров стояли глубокий крестьянский демократизм, неистребимая тяга крестьянина к земельному «поравнению», ликвидации помещичьего землевладения и к «воле» в самом широком ее понимании, включая активное участие крестьянства в управлении государством. Вместе с тем эсеры, как в свое время и народники, продолжали верить в прирожденный коллективизм крестьян, связывая с ним свои социалистические устремления. В аграрной части программы партии эсеров записано, что «в вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. опирается на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, на убеждение, что земля ничья и право на пользование ею дает лишь труд». [54.c.145]. Чернов вообще считал, что для социалиста «Нет ничего опаснее, как именно насаждение частной собственности, приучение мужика, еще считающего, что земля «ничья», «вольная» (или «божья» …), к мысли о праве торговать, барышничать землей … Именно здесь и лежит опасность насаждения и укрепления того «собственнического фанатизма», который потом способен наделать социалистам много хлопот». [58.c.304]. Эсеры провозгласили, что будут стоять за социализацию земли. С помощью социализации земли они надеялись уберечь крестьянина от заражения частнособственнической психологией, которая станет тормозом на пути к социализму в будущем. Социализация земли предполагает право пользования землей, обработку ее собственным трудом без помощи наемных рабочих. Количество земли должно быть не меньше того, что нужно для безбедного существования и не больше того, что в силах обработать семья, не прибегая к наемному труду. Земля перераспределялась путем отнятия у тех, у кого ее избыток, в пользу тех, у кого нехватка земли, до уравнительной трудовой нормы. При этом нет частной собственности на землю. Все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления (а не в государственную собственность). Недра земли остаются за государством. Главным образом своей революционной аграрной программой эсеры привлекали к себе крестьян. Эсеры не отождествляли «социализацию» (обобществление) земли с социализмом как таковым. Но они были убеждены, что на ее основе с помощью самых различных видов и форм кооперации в дальнейшем будет создано чисто эволюционным путем новое, коллективное земледелие. Выступая на I съезде эсеров (декабрь 1905 – январь 1906 гг.), В.М. Чернов заявил, что социализация земли – это лишь фундамент для органической работы в духе обобществления крестьянского труда. Притягательная сила эсеровской программы для крестьян состояла в том, что она адекватно отражала их органическое неприятие помещичьего землевладения, с одной стороны, и тягу к сохранению общины и уравнительному распределению земли – с другой. Итак, уравнительное землепользование устанавливало две основные нормы: норму обеспечения (потребительную) и предельную (трудовую). Потребительная – минимальная норма означала предоставление в пользование одной семьи такого количества земли, в результате обработки которой способами, обычными для данной местности, могут быть покрыты наиболее настоятельные потребности этой семьи. Но встает вопрос, какие потребности нужно принять за основу? Ведь, исходя из них, нужно определять участок. А потребности были различны не только в пределах всего Российского государства, но и в пределах отдельных губерний, уездов и зависели от ряда конкретных обстоятельств. Трудовой – максимальной нормой эсеры считали такое количество земли, которое может обработать крестьянская семья без найма рабочей силы. Но эта трудовая норма плохо совмещалась с уравнительным землепользованием. Дело здесь в различии рабочей силы крестьянских хозяйств. Если предположить, что для семьи, состоящей из двух взрослых работников, трудовая норма будет составлять «А» гектаров земли, то при наличии четырех взрослых работников норма крестьянской земли составит не «А+А», как требует идея уравнительности, а «А+А+а» гектаров, где «а» - некоторый дополнительный участок земли, необходимый для приложения вновь появившейся рабочей силы, образованной кооперацией из 4-х человек. Таким образом, простая схема эсеров все-таки противоречила реальной действительности. Общедемократические требования и путь к социализму в городе в эсеровской программе практически не отличался от пути, предопределенного европейскими социал-демократическими партиями. Программа эсеров включала в себя типичные для революционной демократии требования республики, политических свобод, национального равноправия, всеобщего избирательного права. Значительное место было уделено национальному вопросу. Он освещался объемнее и шире, чем это делали другие партии. Были зафиксированы такие положения, как полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижений, выбора рода занятий и свобода стачек; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов. Кроме того, предполагалась установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин, как городских, так и сельских; признание за нациями безусловного права на самоопределение; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения. Установление обязательного, равного для всех общего светского образования за государственный счет; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого. [50.c.181]. Эти требования практически были идентичны известным в то время требованиям социал-демократов. Но в программе эсеров были два существенных дополнения. Они выступали за возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, а в «областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджете, предназначенную на культурно – просветительные цели, и распоряжение этими средствами на началах самоуправления» Помимо политической области, в программе эсеров определены меры в области правовой, народно – хозяйственной, в вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства. Здесь речь идет о выборности, сменяемости во всякое время и подсудности всех должностных лиц, включая депутатов и судей, о бесплатности судопроизводства. О введении прогрессивного налога на доходы и наследство, освобождение от налога мелких доходов. Об охране духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне. О сокращении рабочего времени, государственном страховании, запрещении сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение детского и женского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, непрерывный еженедельный отдых. Партия эсеров выступала за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатную врачебную помощь, широкий кредит для развития трудового хозяйства, коммунизацию водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения) и т.д. В программе было записано, что эти меры партия эсеров будет отстаивать, поддерживать или вырывать своей революционной борьбой. Специфической особенностью тактики эсеров, унаследованной от народовольцев, был индивидуальный террор, направленный против представителей высшей царской администрации (убийство великого князя Сергея Александровича, покушение на московского генерал – губернатора Ф.В. Дубасова, П.А. Столыпина и др.) Всего в 1905-1907 гг. эсеры провели 220 террористических актов. Жертвами их террора в период революции стали 242 человека (из них убито было 162 человека). Во время революции такими актами эсеры пытались выбить из царского правительства конституцию и гражданские свободы. Террор для эсеров был главным средством борьбы против самодержавия. [50.C.188, 197]. В целом революционный террор не оказал в 1905-1907 гг. большого влияния на ход событий, хотя и отрицать его значение как фактора дезорганизации власти и активизации масс не следует. Однако эсеры не были головорезами, увешанными бомбами и револьверами. Преимущественно они были людьми, мучительно осмысливавшими критерии добра и зла, свое право распоряжаться чужими жизнями. Безусловно, на совести эсеров множество жертв. Но не просто давалась им эта видимая решимость. Савинков, - писатель, эсер – теоретик, террорист, политический деятель, в своих «Воспоминаниях» пишет, что Каляев, убивший в феврале 1905 г. великого князя Сергея Александровича, «любил революцию так глубоко и нежно, как любят ее только те, кто отдает за нее свою жизнь, видя в терроре «не только наилучшую форму политической борьбы, но и моральную, быть может, религиозную жертву». Были среди эсеров и «рыцари без страха и упрека», особых сомнений не испытывавшие. Террорист Карпович говорил Савинкову: «Нас вешают – мы должны вешать. С чистыми руками, в перчатках, нельзя делать террора. Пусть погибнут тысячи и десятки тысяч – необходимо добиться победы. Крестьяне жгут усадьбы – пусть жгут … Теперь не время сантиментальничать – на войне, как на войне». И здесь же следом Савинков пишет: «Но он сам не экспроприировал и не жег усадеб. И я не знаю, много ли встречал в моей жизни людей, которые за внешней резкостью хранили бы такое нежное и любящее сердце, как Карпович». Эти мучительные, почти всегда неразрешимые противоречия поступков, характеров, судеб, идей пронизывают историю эсеровского движения. Эсеры свято верили в то, что посредством устранения тех губернаторов, великих князей, жандармских офицеров, которые будут признаны наиболее преступными и опасными врагами свободы, они сумеют утвердить в стране царство справедливости. Но, субъективно сражаясь за некое светлое будущее и бесстрашно жертвуя собой, эсеры фактически расчищали дорогу безнравственным авантюристам, лишенным каких – либо сомнений и колебаний. Далеко не все террористические акты заканчивались удачно, многие боевики были арестованы и казнены. Эсеровский террор вел к ненужным жертвам и среди революционеров, отвлекал их силы и материальные средства от работы в массах. Кроме того, ведь революционеры фактически вершили самосуд, хотя и оправдывали свои действия интересами народа и революции. Одно насилие неизбежно порождало другое, а пролитая кровь смывалась обычно новой кровью, создавая какой-то порочный круг. Большинство мелких покушений осталось безвестным, но одно убийство 20-летней девушкой Марией Спиридоновой Тамбовского «усмирителя» крестьян Луженовского, благодаря газете «Русь», прогремело на весь мир. Убийство Луженовского явило миру весь ужас российской действительности: жестокость властей (Спиридонову не только избили так, что врач в течение недели не мог освидетельствовать, цел ли у нее глаз, но еще и изнасиловали) и доведенное до готовности жертвовать своей жизнью отчуждение молодежи от правительства. Благодаря протестам мировой общественности, Спиридонова не была казнена. Казнь была заменена каторгой. Режим на Акатуйской каторге в 1906 г. был мягок, и там Спиридонова, Прошьян, Биценко – будущие левоэсеровские вожди - прогуливались по тайге, предавались самым смелым мечтам о социализме. Акатуйские каторжане были идеалистами самой высокой пробы, верными товарищами, бессребрениками, настолько чуждыми бытовой стороне жизни, насколько это возможно только в России. Например, когда в декабре 1917 г. Прошьян, назначенный народным комиссаром почт и телеграфов, пришел принимать наркомат – в блузе и драных валенках, - швейцар не пустил его дальше передней. Но дело в том, что весь парламентский, думский опыт развития страны прошел мимо них. К 1917 году они пришли с 10-летним опытом каторги или изгнания, быть может, большими максималистами, чем были в молодости. Прибегали эсеры и к такому весьма сомнительному средству революционной борьбы как экспроприации. Это было крайнее средство пополнения партийной кассы, но «эксы» таили в себе угрозу вырождения деятельности революционеров в политический бандитизм, тем более что они часто сопровождались убийствами ни в чем не повинных людей. Во время I революции организации эсеров начали быстро расти. Манифестом 17 октября 1905 г. была объявлена амнистия, стали возвращаться революционеры – эмигранты. 1905 год стал апогеем неонароднического революционного демократизма. В этот период партия открыть призывает крестьян к захвату помещичьих земель, но не отдельными крестьянами, а целыми деревнями или обществами. У эсеров были различные взгляды на роль партии в тот период. Правые неонародники считали, что необходимо ликвидировать нелегальную партию, что она может переходить на легальное положение, поскольку политические свободы уже завоеваны. В. Чернов же полагал, что это преждевременно. Что самая насущная проблема, стоящая перед партией, - это охват партийным влиянием масс. Он считал, что пария, только что вышедшая из подполья, не будет изолирована от народа, если использует возникающие массовые организации. Поэтому эсеры ориентировались на работу в профсоюзах, советах, Всероссийском крестьянском союзе, Всероссийском железнодорожном союзе и Союзе почтово-телеграфных служащих. В годы революции эсеры развернули широкую пропагандистскую и агитационную деятельность. В разное время в этот период издавалось более 100 эсеровских газет, печатались и распространялись в миллионах экземплярах прокламации, летучие листки, брошюры и т.д. Когда началась избирательная кампания в I Государственную думу, первый съезд партии постановил бойкотировать выборы. Однако некоторые эсеры приняли участие в выборах, хотя многие из эсеровских организаций выпускали листовки с призывом к бойкоту Думы и подготовке вооруженного восстания. Но ЦК партии в своем «Бюллетене» (март 1906 г.) предлагал не форсировать событий, а использовать обстановку завоеванных политических свобод для расширения агитации и организованной работы в массах. Совет партии (высший орган между партийными съездами, куда входили члены ЦК и ЦО и по одному представителю от областных организаций) принял специальную резолюцию о Думе. Считая, что Дума не способна оправдать чаяния народа, Совет вместе с тем отмечал оппозиционность ее большинства, наличие в ней рабочих и крестьян. Отсюда делался вывод о неизбежности борьбы Думы с правительством и о необходимости использовать эту борьбу для развития революционного сознания и настроения масс. Эсеры активно влияли на крестьянскую фракцию в I Думе. Поражение вооруженных восстаний в 1905-1906 гг., распространение в народе надежд на Думу и развитие в связи с этим конституционных иллюзий, снижение революционного напора масс – все это неуклонно вело к изменению настроений в среде эсеров. В частности, это проявилось в преувеличении значения Думы для развития революционного процесса и сплочения. Эсеры стали рассматривать Думу как орудие в борьбе за созыв Учредительного собрания. Появились колебания в тактике по отношению к партии кадетов. От полного неприятия кадетов и разоблачения их как предателей революции, эсеры приходили к признанию, что кадеты не являются врагами партии эсеров, и с ними возможны соглашения. Особенно это проявилось в период избирательной компании во II Думу и в самой Думе. Тогда эсеры, идя навстречу народным социалистам и трудовикам во имя создания народнического блока, приняли многие тактические установки кадетов. Однозначно оценивать деятельность эсеров в период отступления революции нельзя. Партия эсеров не переставала работать, пропагандировала свои программные требования и лозунги, носившие революционно – демократический характер. Поражение революции резко изменило обстановку, в которой действовала партия эсеров. Но эсеры не считали концом революции наступившую реакцию. Чернов писал о неизбежности нового революционного взрыва, а все события 1905-1907 гг. рассматривал лишь как пролог революции. III Совет партии (июль 1907 г.) определил ближайшие цели: собирание сил как в партии, так и в массах, и в качестве очередной задачи – усиление политического террора. Одновременно отвергалось участие эсеров в III Думе. В. Чернов призывал эсеров идти в профессиональные союзы, кооперативы, клубы, образовательные общества и бороться с «пренебрежительным отношением ко всему этому «культурничеству». Не снималась с повестки дня и подготовка к вооруженному восстанию. 23.Национальные парти. БСГ |