Главная страница
Навигация по странице:

  • 26.Расовые признаки и теории формирования рас. Роль природной среды в формировании расовых признаков.


  • 28.Религии современного мира. Мировые религии и их география. Религиозный состав населения мира. Религия и этническое самосознание.

  • 29.Этнические процессы, их диалектика и динамика.

  • 30.Этнические конфликты. География очагов современного сепаратизма. Национальное самоопределение этносов. Национальная политика в различных странах современного мира.

  • 31.Этногеографическая картина мира. Народы мира и особенности их размещения на Земле.

  • Шпоры. 1. Биосфера и человек структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека глобальные проблемы окружающей среды. Биосфера


    Скачать 1.49 Mb.
    Название1. Биосфера и человек структура биосферы, экосистемы, взаимоотношения организма и среды, экология и здоровье человека глобальные проблемы окружающей среды. Биосфера
    АнкорШпоры.doc
    Дата08.05.2017
    Размер1.49 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаШпоры.doc
    ТипДокументы
    #7288
    страница6 из 27
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

    25.Мировые цивилизации и современные этносы. Формационный и цивилизационный подход к эволюции этносов. Этнос и географическая среда. Природный детерминизм и природный нигилизм.
    26.Расовые признаки и теории формирования рас. Роль природной среды в формировании расовых признаков.

    Раса - исторически сложившаяся группа людей, имеющих сходные , передаваемые по наследству морфологические признаки. Термин введён в 1684г Ф. Бернье. Выделяют следующие морфологические признаки рас: цвет кожи, волос,глаз,форма носаи губ, рост, пропорции тела. Также существуют «скрытые» признаки: группа крови, особенности зубов. В XVII столетии. насчитывали две расы, различая их по цвету кожи, — раса белая и раса черная, причем к последней отнесена была и, так называемая впоследствии, желтая раса. К. Линней в десятом издании "Системы природы" (1758 г.) описал четыре географических варианта внутри введенного им же вида Homo sapiens: американский, европейский, азиатский, африканский, а также предложил отдельный вариант для лопарей. Принципы выделения рас были тогда еще неопределенны: в характеристику рас К. Линней включал не только признаки внешности, но также темперамент (люди Америки - холерики, Европы - сангвиники, Азии - меланхолики и Африки - флегматики) и даже такие культурно-бытовые черты, как покрой одежды и т.п. Классификация Рогинского-Левина: изучение костных останков неардельтальцев и ископаемых людей современного вида привело учёных к мысли, что около 100 тысяч лет назад среди древнего человечества наметилось расслоение на 2 большие расовые группы: европеоидную и экваториальную ( негроидно-австралоидную) Эти группы составляли первую исходную ветвь человеческого ствола - юго-западную. Рогинский и Левин отмечали большой круг расообразования на территории Восточной Африки, Передней Азии. В малом круге расообразования, который учёные выделяли на северо-востоке Азии (с-в от Гималаев) формировалась монголоидная раса, которая дала начало антропологическим типам. Согласно приведённой выше классификации, существую 3 основные группы рас: монголоиды, негроиды и европеоиды. Также можно назвать две дополнительных группы: австралоиды, американоиды (индейцы)Монголоиды: разрез глаз с сильно развитой складкой верхнего века (эпикантус), чёрные жёсткие прямые волосы; тёмные глаза; смуглое, часто желтоватый цвет кожи; сильное выступание скул; уплощённое лицо. Негроиды: удлинённые конечности (особенно руки), тёмная кожа (особенно богатая меланином), курчавые волосы, плохо растет борода и усы, широкий плоский нос, толстые губы, большие карие глаза, большие уши, прогнатизм (предполагает выступающие вперёд челюсти, кроме того, нижняя челюсть лишена подбородочного выступа. Эти черты создают острый лицевой угол).Европеоиды: лицо, заметно выступающим вперёд в горизонтальной плоскости. Волосы - прямые или волнистые. Надбровные дуги часто большие, разрез глаз всегда широкий, хотя глазная щель может быть небольшой, нос обычно крупный, резко выступает, переносье высокое, толщина губ небольшая или средняя, рост бороды и усов сильный. Кисть и стопа широкие. Цвет кожи, волос и глаз варьирует от очень светлых оттенков у северных групп до очень тёмных у южных и восточных популяцийАвстралоиды отличаются от негроидов волнистыми волосами (кроме переходных типов), сильно развитыми надбровными дугами. Американоиды характеризуются прямыми чёрными волосами, смуглой или даже тёмной кожей, часто «орлиным» (особенно атлантическая раса) или прямым носом. Глаза чёрные, шире, чем у азиатских монголоидов, но уже, чем у европеоидов.
    27.Роль языка в фиксации, хранении и передаче этнической информации. Единство этноинтегрирующих и этнодифференцирующих функций языка. Языковые семьи и группы. Язык и письменность, системы письменности народов мира.

    Среди различных видов классификаций этносов языковая (линвистическая) классификация является, пожалуй, самой важной, поскольку она дает наиболее конкретное представление об этническом родстве пародов, общих истоках происхождения той или иной культуры.Язык- это знаковая система, соотносящая понятийное содержание и типовое звучание (написание); Это способность во время общения разделять намерения других. Два или более языка называются родственными в том случае, когда они являются следствием эволюции одного и того же языка. Это позволяет объединять родственные по происхождению языки в языковые семьи, являющиеся основными единицами лингвистической классификации. Со временем внутри языка развиваются диалекты, которые могут стать самостоятельными языками. В отличие от языка, служащего средством общения для целой я этнической общности, диалект (говор, наречие) - это региональный вариант внутри языка, употребляемый ограниченной группой людей, связанных территориальной, а иногда и социальной или иной общностью.Число языковых семей, а тем более их групп (языковых ветвей), языков и говорящих на них народов, очень велико, в связи с чем здесь приходится ограничиться перечислением лишь основных семей и групп. На основе социальных представлений о своей и чужих этнических группах формируется комплекс представлений, образующих систему этнодифференцирующих признаков. В качестве этноопределителей могут выступать самые разные признаки: язык, ценности и нормы, историческая память, религия, представления о родной земле, миф об общих предках, национальный характер, народное и профессиональное искусство.
    Главное, чтобы эти признаки в восприятии группы выглядели правдоподобными. Но ни один этнический признак не может выступать в качестве универсального для всех времен и социальных ситуаций определителя этноса.С переходом к оседлости и производящему хозяйству, появлением такой формы недвижимой собственности, как обработанна земля, общины стали все больше отличаться по образу жизни и уровню социально-экономического развития, что привело к и обособлению. В процессе межгруппового сравнения у членов некоторых племен просыпалась более четкая этническая идентичность, а на смену представлений о горизонтальном родстве пришло осознание общности происхождения. Иными словами, постепенно формируется идея вертикального родства, которая проявляется: а) в мифах о происхождении народа в мифические времена от прародителей — культурных героев; б) в культе предков — поклонении духам умерших в реальные времена представителей племени. Генеалогии в родоплеменном обществе могли состоять из десятков поколений, как у полинезийцев, и восходить к мифическим первопредкам.Этнический язык - это прежде всего язык этноса, являющийся его признаком, как правило, он продукт данного этноса. Этнический язык создает основу внутриэтнического нормативного единства, обслуживает коммуникацию этноса в целом, обеспечивает социальное взаимодействие и социо-культурное отношение в процессе коммуникации между всеми членами этноса, принадлежащими к различным социо-культурным слоям. В случаях, когда некоторые представители этноса отходят от своего этнического языка, он все же сохраняет роль этнического символа и определяет внутреннюю настроенность человека на исполнение заложенных в нем с детства этно-культурных норм.На основании родного языка формируются первичные навыки речевого взаимодействия. Это, как правило, язык матери, бабушки, семьи, с помощью которого осуществляется первичная социализация и культуризация личности, ознакомление с нормами, ценностями, традициями своего этноса. В большинстве случаев родной язык совпадает с языком этническим. В случае, когда в силу ряда причин в качестве родного языка используется язык другого этноса, родной язык не совпадает с языком этническим, что связано с процессом лингвокультурной ассимиляции.
    28.Религии современного мира. Мировые религии и их география. Религиозный состав населения мира. Религия и этническое самосознание.

    Классиф-я религий подразделяет на три группы: 1) мировых религий; 2) национальных и региональных религий; 3) родоплеменных религий, или культов.Мировые религии распростр-ы особ широко. Они склад-сь на протяжении многих столетий и даже тысячелетий. Они охват представителей многих этносов. К категории мировых религий принято относить всего три религии: христианство, мусульманство (ислам) и буддизм. Христианство — крупнейшая по численности послед-ей миров религ. Возникнув в Палестине в I в. н. э., эта религия затем широко распростр-сь по всему миру. В основе ее лежит вера в Иисуса Христа как Богочеловека, Спасителя и Бога-Сына. Глав источник христ вероучения — Священное Писание (Библия). Выдел 3глав направл — православие, католицизм и протестантизм. Ислам (мусульманство) — самая молодая по врем возникн-я и вторая по числ последов-ей миров религ. Она была основана в VII в. в Аравии Мухаммедом и после арабских завоеваний этого и послед веков широко распростр-сь в странах Ближнего и Среднего Востока, а позднее и в др регионах мира. Ислам -важнейший ее догмат- вера в единого бога Аллаха, создателя мира. Ислам в VII—VIII вв. разделился на два основн течения — суннизм и шиизм. Приверженцы первого наряду с Кораном признают мусульм-е Священное предание — Сунну — в полном объеме. Шииты же не признают Сунны в полном объеме, а первых халифов считают узурпаторами власти. По числу послед-ей шиизм сильно уступает суннизму, объединяя всего 16% мусульман. Буддизм — третья мировая религия, уступающая первым двум по числен приверженцев, но зато самая старая по времени возникновения. Буддизм зародился в Древней Индии в VI—V вв. до н. э. Основателем его считается Будда, т.е. «просветленный». Из Индии буддизм распростр-ся по др странам Юж, Ю-Вост и Вост Азии. Основой его служит учение о 4 благородных истинах: страдании как сущности жизни, его причинах, его существе и путях освобождения от него — вплоть до обретения полн освоб-я (нирваны). В буддизме нет бога как творца и некоего высшего существа. Челов-ую душу он не рассматр как единое целое, а считает комбин-ей разных частиц — дхарм. В общем населении земного шара на долю христиан в 1996 г. приходилось 34%, мусульман— 19, индуистов — 14, буддистов — 10. Основные черты современной географии религий Наиболее широкое распространение в мире получило христианство. Католики сост больш-во верующих во многих странах Европы, а в ряде др стран образуют более или менее значит-е группы. В Азии они формируют основной состав верующих только на Филиппинах, но группы католиков имеются там также во многих других странах. В Африке католическая вера сохранилась глав образом в бывших испанских и португальских колониях. В Австралии католики составляют примерно 1/3 верующих. Но больше всего их в Латинской Америке, где они преобладают почти во всех странах. Католики довольно широко представлены и в Северной Америке. Значит-ый ареал распростр-я характерен и для протестантизма: во многих стран Северной, Центр и Центр-Вост Европы. Протестанты образуют основную группу верующих в некоторых странах Юж и Зап Африки, бывших раньше англ и голланд-ми колониями. Они широко представлены в Австралии и Океании, сост половину всех верующих в США и 1/3 в Канаде. Ареал распростр-я православия: больше всего в странах СНГ (в России, на Украине, в Белоруссии, Молдавии, Грузии), в странах Юго-Вост Европы (в Греции, Румынии, Болгарии, Югославии и др.). В других регионах мира православные нигде не составляют конфессиональное больш-во, за исключением Эфиопии, где преоблад близк к православию христиане-монофизиты. Ислам также широко распростр в мире, преим-но пределами Азии и Африки. Главные районы ислама — Юго-Зап и Центр Азия, Сев Африка, а отчасти и Юго-Вост Азия. В Юго-Зап Азии ислам преобладает во всех странах, за исключением Кипра и Израиля, в Южной Азии — в Пакистане и Бангладеш, в Юго-Восточной — в Индонезии, в Центр — в Таджик-е, Туркмении, Узбекистане, Киргизии, Казах-е. В Сев Африке ислам господ во всех без искл странах, а в Центр-Вост Африке — выборочно. В заруб Европе мусульман больше всего в Албании, Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии. Всего же ныне насчитывается более 50 исламских государств, в 28 из которых ислам считается государственной религией. Самые большие по населению ислам гос-ва — Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Нигерия, Иран, Турция, Египет, а по площади — Казахстан, Судан, Алжир, Саудовская Аравия, Индонезия, Ливия. Почти во всех мусульм странах, за искл Ирана, отчасти Ирака и Йемена, преобл ислам суннитского толка. Буддизм охват некот районы Центр-Вост и Юго-Вост Азии. Но при этом в Юго-Вост Азии преобладают послед-ли тхеравады и махаяны, а в Центр-Восто — ламаизма. Значит-но влиян буддизма в Японии, Китае, Респ Корея.
    29.Этнические процессы, их диалектика и динамика.

    Этн.процессы -  процессы, приводящие к изменению этнических общностей. Различаются процессы этноэволюционные, которые обусловлены социально-экономическим развитием этнических общностей и контактами их с другими народами и приводят главным образом к изменению элементов культуры и быта, и этнотрансформационные, обусловленные взаимодействием этнических общностей или отдельных их частей и приводящие к изменению этнического самосознания, включению групп людей в другие этнические общности, а нередко — к прекращению существования одних и появлению других этнических общностей. К ним относятся процессы консолидации (слияние отдельных народов или их частей в более крупные этнические общности, например племён в народности) и межэтнические интеграции. Последние развиваются внутри многонациональных государств и приводят к сближению живущих там народов и образованию надэтнических общностей. Важным этапом развития таких процессов в СССР является образование новой исторической общности — советского народа.
    30.Этнические конфликты. География очагов современного сепаратизма. Национальное самоопределение этносов. Национальная политика в различных странах современного мира.

    этн. конф. понимается конфликт между представителями разных народностей или этнических групп, возникающий в результате различий в быту, традициях, культуре, социального неравенства. Структура этн.конф. – субъект (индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты идр), предмет (это та переменная, которая характеризует любой конфликт.). Причины: соц-экон., админ. -полит.,истрорические,этнотерриториальные, культ.-язык. Стадии конфл: предметная ситуация — возникновение объективных причин конф., конф. взаимодействие — инцидент или развивающийся конф., разрешение конф.а (полное или частичное). Виды: внутриличностный, межгр. и групп, полит, межкул. Сепаратизм— стремления к отделению, обособлению; движение за отделение части гос. и создание нового гос. образования или за предоставление части страны автономии. Выделяет 50 очагов сепаратизма, вместе занимающих территорию в 12,7 млн кв. км с населением в 220 млн человек, далее выделяют 6 типов географических типов сепар. - западноевропейскому типу он относит 8, к вост.европейскому — 12, к исламскому — 6, азиатскому — 14, африканскому — 6 ,американскому — 4 очага. В основе лежит этнический и этнорелигиозный фактор. Очаги - 1.Фарерские острова 2.Шотландия 3.Северная Ирландия 4.Фландрия 5.Валлония 6.Страна Басков 7.Каталония 8.Корсика 9.Косово 10.Западная Македония 11.Приднестровье 12.Крым 13.Татарстан 14.Абхазия 15.Южная Осетия 16.Чечня 17.Дагестан 18.Нагорный Карабах 19.Лезгистан 20.Северный Кипр 21.Курдистан 22.Внутренняя Сахара 23.Южный Йемен 24.Белуджистан 25.Южный Азербайджан 26.Северный Афганистан 27.Восточные районы Таджикистана 28.Джамму и Кашмир 29.Пенджаб 30.Синьцзян (Уйгуристан) 31.Тибет 32.Бодоленд 33.Ассам 34.Нагаленд 35.область Читтагонг 36.Шан 37.Карен 38.Северная Шри-Ланка 39.Южные Филиппины 40.Ириан-Джая 41.остров Бугенвиль 42.Южный Судан 43.Оромоленд 44.Северное Сомали 45.Кабинда 46.острова Мвали (Мохели) и Ндзуани (Анжуан) 47.Квазулу-Наталь 48.Гренландия 49.Квебек 50.Чьяпас 51.остров Невис. Этнос- исторически сложившаяся на опр. терр. устойчивая совокупность людей, обладающая общими, относительно стабильными особенностями культуры, также в сознанием и его единства и отличия от всех других подобных образований, зафиксированным в самоназвании (энтониме).
    31.Этногеографическая картина мира. Народы мира и особенности их размещения на Земле.

    Одна из важнейших задач географии населения -- анализ его пространственного размещения. Расселены люди на планете крайне неравномерно. Более чем две трети человечества сконцентрировано примерно на 8% площади суши, а 10% ее до сих пор необитаемы (Антарктида, почти вся Гренландия и т. д.).Другие особенности размещения населения на Земле таковы: около 72 % населения проживает в Евразии -- области происхождения и формирования человека, 60% населения -- в умеренном поясе северного полушария; больше половины людей сосредоточено на низменностях (до 200 м над уровнем моря), хотя последние составляют менее 30 % суши. Население как бы "сдвинуто" к морю -- почти 1/3 людей проживает на расстоянии не более 50 км от моря, эта полоса занимает 12% суши. В целом на населенной части Земли средняя плотность населения -- 45 человек на 1 кв. км. Крупных ареалов с относительно высокой плотностью населения (свыше 50 человек на 1 кв. км) сравнительно немного:Европа (без северной ее части);в Азии -- Индо-Гангская низменность, Южная Индия, Восточный Китай, Японские острова, остров Ява;в Африке -- долина Нила и низовья Нигера;в Америке -- некоторые приморские районы на северо-востоке США, в Бразилии и Аргентине.Среди наиболее плотно заселенных стран мира -- Бангладеш (930 человек на 1 кв. км), Нидерланды и Бельгия -- по 330--395 человек на 1 кв. км, а в городских районах плотность населения часто достигает нескольких тысяч человек на 1 кв. км.Сведения о численности населения получают на основе всеобщих переписей населения, которые проводятся в большинстве стран мира не реже одного раза в десятилетие (обычно один раз в 10 или 5 лет), а также на основе текущего учета движения населения, который ведется соответствующими органами (в нашей стране -- загс, милиция) при гражданской регистрации рождений, смертей, браков и разводов, переездов населения и т. п.Однако установить точно численность населения невозможно, так как в некоторых странах переписи либо не проводились вовсе, либо их не было давно, а текущий учет численности населения организован плохо. Поэтому общая численность населения мира, отдельных его регионов, стран и районов имеет приближенный характер. Население размещается на нашей планете крайне неравномерно: более 85% населения Земли сосредоточено в восточном полушарии, 90% -- в Северном, более половины людей проживает на низменностях (до 200 м над уровнем моря) и в приморских районах (на расстоянии, не превышающем 200 км от моря). Примером неравномерности размещения может быть и характер распределения людей по частям света: 60% населения сконцентрировано в Азии, около 12% - в Европе, 13% - в Африке, 14,0% -- в Америке (Северной и Южной), 0,6% -- в Австралии и Океании (данные на 2000 г.).Еще более существенны различия в характере распределения населения по странам мира. Особую группу образуют страны с числом жителей, превышающим 100 млн. человек: Китай (1 млрд. 272 млн. человек), Индия (1002 млн. человек), США (276 млн. человек), Индонезия (212), Бразилия (170), Пакистан (151), Россия (143), Япония (129), Бангладеш (128), Нигерия (123). Неравномерность размещения населения на земном шаре объясняется следующими факторами.2.1 Природный факторПервая причина -- влияние природного фактора. Понятно, что обширные районы с экстремальными природными условиями (пустыни, ледовые пространства, тундра, высокогорья, тропические леса) не создают благоприятных предпосылок для жизни людей. 2.2 Исторический факторВторая причина -- воздействие исторических особенностей заселения земной суши. Ведь размещение населения по территории Земли складывалось на протяжении всей истории человечества. Процесс формирования людей современного вида, начавшийся 40--30 тыс. лет назад, происходил в Юго-Западной Азии, Северо-Восточной Африке и Южной Европе. 2.3 Демографический факторТретья причина -- различия в современной демографической ситуации. Понятно, что количество и плотность населения быстрее всего увеличиваются в тех странах и регионах, где наиболее высок его естественный прирост.Ярким примером такого рода может служить Бангладеш. 2.4 Социально-экономический факторЧетвертая причина -- воздействие социально-экономических условий жизни людей, их хозяйственной деятельности, уровня развития производства. Одним из ее проявлений может служить «притяжение» населения к побережьям морей и океанов, точнее, к контактной зоне «суша--океан». Для характеристики размещения населения используют разные показатели. Главный из них -- показатель плотности населения -- позволяет более или менее наглядно судить о степени заселенности территории. Он определяет численность постоянных жителей, приходящихся на 1 км2. На размещение людей основное влияние оказывают два фактора: естественное движение (воспроизводство) населения и его миграция (механическое движение населения).
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27


    написать администратору сайта