философия 2 курс. философ. 1 Что такое философия
Скачать 22.69 Kb.
|
1) Что такое философия Человек отличается от всех живых существ, как известно, тем, что он способен мыслить. Предметом его размышлений могут быть самые разные вещи, но рано или поздно каждый из нас задает себе вопросы, которые принято считать вечными: зачем я живу; почему вообще существует жизнь и в чем ее смысл; что будет в будущем с человечеством; как устроен мир; есть ли в нем другие разумные существа, кроме людей; как устроена Вселенная; существует ли Бог? Их много, этих вопросов. Каждый отвечает по-своему, исходя из своего опыта, своих ценностей и стремлений, основываясь на своих знаниях. Иногда кажется, что не решив для себя этих проблем, невозможно жить дальше. Есть, и всегда были, в мире люди, которые сделали работу по поиску ответов на подобные вопросы смыслом всей своей жизни. Это философы. Их усилиями и создана философия. Но что же это такое – наука, вера, образ мысли, образ жизни или еще что-то? Филосо́фия — особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира. К задачам философии относились как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу предельных философских вопросов относятся, например, вопросы «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?», «Что есть Человек?», «Что первично — материя или сознание?» и другие 2) Структура философского знания История философии изучает различные школы и направления философской мысли разных времен в их хронологической, теоретической или другой последовательности. Дело в том, что историчность данного раздела философии может трактоваться не как временная, а как логическая, персонализированная или объектная. Другими словами, философские системы связаны между собой по разным основаниям, а не только и не столько во времени. Иногда проходят годы и десятилетия, прежде чем появится продолжатель идей того или иного философа, но, несмотря на большой временной промежуток, их объединяют в одну философскую школу или направление. Интересно, что история философии одновременно и есть сама философия, как считают некоторые ученые (Т.И. Ойзерман, например). Но данная точка зрения не является общепризнанной, поэтому мы приводим ее только в ознакомительных целях. Различные структурные части философии имеют отличия в предмете, методах и в категориальном аппарате. Так, социальная философия изучает общество, его историю и перспективы, его структуру и динамику социальных связей, роль человека в обществе и роль общества в жизни человека. Кратко можно сказать, что социальная философия отвечает на вопрос «Что есть общество?». Этика (греч. ἠθικόν, от др.-греч. ἦθος – «этос», «нрав, обычай») – философское исследование морали и нравственности[1]. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порожденные совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, сострадания, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и т. д. Почему она является частью философии? Потому что мораль – неотъемлемый атрибут всех отношений человека в мире – с одушевленными и неодушевленными предметами, с другими людьми, с самим собой. Этику иногда называют наукой о морали, но считать ее наукой можно только условно, она оперирует ценностями, а не истинами, оценивает мир и отдельные явления по шкале «добро – зло», а не «истина – ложь». Но не называть ее наукой нельзя – она обобщает весь моральный опыт человечества на теоретическом уровне, имеет свои принципы и правила. Эстетика (др.-греч. αἰσθητικός – «чувствующий, чувственный», от αἴσθημα – «чувство, чувственное восприятие») – философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни, об искусстве как особой форме общественного сознания. По мнению классика отечественной философии А. Ф. Лосева, предметом эстетики является выразительная форма, к какой бы области действительности она ни относилась.[2] К основным категориям эстетики относят: прекрасное и его противоположность – безобразное, возвышенное инизменное, трагическое и комическое, искусство, эстетический опыт и т. п. Логика (др.-греч. λογική – раздел философии, наука о правильном мышлении, искусство рассуждения, от λόγος – «речь, рассуждение, мысль») – наука о формах, методах и законах интеллектуальной познавательной деятельности, формализуемых с помощью логического языка. Чаще логику называют просто наукой о законах правильного мышления. Смысл логики – в поисках способов достижения истины путем рассуждения, а не чувственного опыта. Любой науке логика служит одним из основных инструментов.[3] Непосредственно теоретическая философия состоит из трех основных разделов: онтология, гносеология, аксиология. Онтология (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος – «сущее», то, что существует и λόγος – «учение, наука») – учение о сущем; учение о бытии как таковом.[4] В этом разделе изучаются фундаментальные принципы бытия, устройство мира, законы развития материи, такие ее атрибуты, как движение, пространство, время. С позиций медицины этот раздел интересен тем, что в нем формулируются основные принципы бытия индивида, определяются его границы. Гносеология (греч. gnosis – «знание», logos – «учение») – философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, – теория познания[5]. В гносеологии исследуется возможность познания человеком мира и самого себя, исследуется движение познания от незнания к знанию, природа знаний самих по себе и в соотношении с познаваемыми предметами. Для медицины этот раздел философии имеет особое значение, потому что знания о болезни и здоровье всегда ограничены, но от их истинности и умения их применить зависит жизнь человека. Аксиология (от др.-греч. ἀξία – «ценность») – теория ценностей, раздел философии. Аксиология изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности[6]. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии и сформулировавшим его в виде вопроса о том, что есть благо. С тех пор многие пытались ответить на этот вопрос, но всегда получалось, что благо для одного – это зло для другого, и наоборот. Встал вопрос об абсолютных основаниях блага, но до сих пор он не решен. Для медицины же чрезвычайно важно знать ответ на него, ведь ее цель – благо для пациента, для человека страдающего, но врач никогда не может быть уверен, что его понимание добра совпадает с пониманием добра пациентом. Спор о ценностях – это вечный спор, поэтому аксиология – самая притягательная и самая таинственная часть философии. 3) Философия как наука и мировоззрение Термин «философия» возник из сочетания двух греческих слов: «филео» («любовь») и «софиа» («мудрость»). Впервые термин употребил древне греческий ученый и философ Пифагор (ок. 580–500 гг. до н. э.), термин оказался настолько удачным, что сразу закрепился и стал употребляться всеми. Но простой перевод понятия «философия» еще ни о чем не говорит, поэтому со времен Пифагора чуть ли не каждый философ пытался дать свое определение философии и объяснить, как он ее понимает. Из этих попыток возникали и овладевали умами все новые философские направления и школы. Но ответы на главные философские вопросы оставались спорными, и каждое новое поколение вновь задавало их себе. Человек всегда пытался как-то объяснить мир, понять себя самого как его часть. Но на первых этапах существования человечества знаний о мире было очень мало, поэтому формой его объяснения мира была мифология. Мифология (греч. mythología, от mýthos – «предание, сказание» и lógos – «слово, рассказ, учение»): 1) фантастическое представление о мире, свойственное человеку первобытно-общинной формации, как правило, передаваемое в форме устных повествований – мифов; 2) наука, изучающая мифы. Эта попытка объяснения осуществлялась через олицетворение сил природы, которые воспринимались как живые существа. Устные рассказы о происхождении и творении мира передавались от поколения к поколению, обрастая новыми подробностями. Как начальная форма мировоззрения мифология выражала не только наивные попытки объяснения природных и социальных явлений, еще не связанные с научным знанием о них (такого знания попросту не было), но и отношение к миру. Мифологическое сознание оперирует конкретным и персональным. Оно существует и сейчас, с него началась философия, с него начинаются и размышления каждого из нас о самых общих и самых значимых вещах. Наиболее ярким примером являются легенды и мифы Древней Греции – колыбели западной философии, мифы Древней Индии и Китая – родоначальников философии восточной. Они возникли приблизительно в одно и то же время, никак не связанные между собой, но пытавшиеся отвечать на одинаковые вопросы. В период между 800 и 200 гг. до н. э. в Индии, Китае и Древней Греции произошел исторический скачок. Люди уже достаточно окрепли, чтобы тратить силы и время не только на выживание, но и на размышления о жизни. Именно в это время человек начинает осознавать бытие в целом, самого себя и свои возможности. Сознание осознавало сознание, мышление делало своим объектом мышление. Началась духовная борьба, в ходе которой на ранней стадии истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием и соответствующими формами знания Знания сначала дополняют верования, потом вытесняют некоторые из них, происходит трансформация мифологии в философию. И сразу обнаруживаются два пути в осмыслении человеком самого себя, природы, мира в целом: это путь веры и путь знания. Но и то, и другое не являются достаточными, чтобы признать их философией, ведь мудрость – это и знания, и опыт, и вера, а не только что-то одно. С другой стороны, философия не существует без знания, ибо взывает к разуму, но не существует и без веры, поскольку ведет речь о предметах, относительно которых знание пока недостижимо. Лучше всего эту ситуацию описал классик современной философии, ученый-математик, лауреат Нобелевской премии Бертран Рассел: «Все определенное знание, по моему мнению, принадлежит науке; все догмы, поскольку они выходят за пределы определенного знания, принадлежат теологии. Но между теологией и наукой имеется Ничейная Земля, открытая для атак с обеих сторон; эта Ничейная Земля и есть философия». Несмотря на дискуссионность проблемы предмета философии, исследователи в своем большинстве склонны рассматривать философию в двух аспектах: как мировоззрение и как науку. При этом мировоззрение может быть как рационалистическим, так и иррационалистическим. Оно рассматривает проблему соотношения мира как такового, его активной, целеполагающей, разумной составляющей является человек. Люди осознают мир посредством образов и представлений, а также путем логически организованной системы понятий и категорий. Таким образом, можно выделить два способа духовного освоения мира, которые образуют различные типы мировоззрений: эмоционально-образный (миф, религия, искусство) и логико-рассудочный (философия). Мировоззрение суть осознание бытия в целом, включая бытие человека. Но философия является не только мировоззрением. Ее выводы и постулаты могут быть основаны и часто основываются на научных знаниях, философия имеет свои законы и отвечает трем критериям научности: имеет свой предмет, свой метод и свой язык. Предмет философии – вся совокупность наиболее общих вопросов об отношениях человека и мира. Часто предметом философии называют мир в целом, общие принципы и закономерности его бытия и познания. Методы философии: диалектика, софистика, эклектика, метафизика, догматизм, герменевтика и др. Язык философии – это категориальный аппарат, которым пользуются философы. Наиболее известные понятия: «бытие», «материя», «дух», «сознание», «человек», «природа», «общество», «ценности» и т. п. Философия является особым мировоззрением и одновременно формирует его теоретическую основу. Для философского мировоззрения характерно восприятие мира, во-первых, в его целостности и единстве и, во-вторых, в его связи с человеком, с его познающей и преобразующей деятельностью. Философия является высшим типом мировоззрения, обладающим теоретическим обоснованием и основанным на системном подходе и рациональном мышлении. Философия возникла на основе мифологического и религиозного мировоззрения. Важную роль в этом процессе сыграло зарождение научного знания. Логическое осмысление процессов и явлений окружающего мира положило основание философскому мировоззрению, а расширение кругозора и рост информации об окружающем мире привели к формированию научных идей. Итак, философия и наука развивались в неразрывной связи друг с другом. |