Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. Каким образом повлияли на региональную архитектуру природно-климатические факторы

  • 31. Каким образом повлияли на региональную архитектуру социально-экономические факторы

  • 32. Каким образом повлияли на региональную архитектуру культурно-исторические факторы

  • 36. Что такое принципы архитектурного формообразования

  • 37. Каково соотношение фаз и принципов архитектурного формообразования

  • 40. Что такое принципы формообразования конкретного действия

  • 42. Чем принципы конкретного действия отличаются от принципов общего действия

  • 1. Что такое золотой век архитектуры Привести примеры из региональной архитектуры


    Скачать 1.69 Mb.
    Название1. Что такое золотой век архитектуры Привести примеры из региональной архитектуры
    Анкор60.pdf
    Дата28.04.2018
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла60.pdf
    ТипДокументы
    #18626
    страница2 из 3
    1   2   3
    26. Какова связь стиля с художественностью?
    Стиль напрямую связан с художественностью и неотделим. Их слияние это прогресс достижение новых идей, а так же стилей архитектуры. В современном архитектурно-творческом процессе на стадии стилевого формообразования наблюдается кризис грамотности и компетентности архитекторов, но это не является призывом движения к “чистокровному” проверенному стилю. Всегда должна быть тенденция к чему-то новому, незнакомому, ведь поиск есть развитие. Уходя из одной крайности, можно оказаться в другой, а именно, вдохновившись идеей стилевого единства в архитектурной среде, архитектор может увидеть перед собой только одно лицо архитектуры из всех возможных. В истории архитектуры были периоды, когда господствовал какой-либо один стиль, и если эту идею довести до абсолютизма, то такой подход может привести к очередному всеохватывающему стилю, который будет присутствовать и доминировать во всех моментах жизнедеятельности человека.
    27. Признаки «старения» стиля.
    Причины смены пар стилей в следующем. Действительность не выбирает стиль среди существующих, а создает стиль новый и преобразовывает старый. Стиль созданный - первичный стиль, а преобразованный - вторичный. Вторичный стиль рождается в результате усложнения первичного. Эта вторичность создает некоторый отрыв стиля от строгих идеологических систем, возможность для вторичных стилей обслуживать прямо противоположные идеологии - прогрессивные и реакционные. В первичных стилях связь с идеологией гораздо более глубока. В своем начале романский стиль отражает идеологию развивающегося феодализма, а классицизм обслуживал идеологию абсолютизма. Кроме того, вторичность связана с появлением иррационализма, ростом декоративных элементов. Стиль в архитектуре и искусстве понимается как характерная устойчивая общность содержания, творческих принципов, характера и художественного выражения наиболее существенных признаков предметов материальной и духовной культуры конкретного исторического периода.
    28. Воздействие на восприятие человеком обобщенной и раздробленной формы.
    Важной характеристикой образа является его обобщенность. обобщенность - это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы . Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу. Обобщенная форма является гармоничной, понятной, хорошо воспринимаемой человеком зрительно, т. е. образ обобщенной формы является целостным и неизменным. В раздробленной форме каждый ее элемент воспринимается независимым в некоторых пределах. Она более сложна для восприятия.
    Зрительное восприятие начинается с выделения общих структурных особенностей объекта. В первую очередь воспринимается отношение предметов и пространства.
    Затем осваиваются отношения между предметами, затем между деталями предметов. И создается четкое представление о целом. Эта особенность зрительного восприятия учитывается при композиционном построении произведения с целью обеспечения упорядоченного его восприятия. Положительная реакция человека возникает, когда нервные клетки зрительного аппарата испытывают состояние активного отдыха. Некоторые геометрические структуры и формы вызывают подобное состояние. К ним относятся, например, предметы, построенные по пропорциям «золотого сечения». «Человеку присущи некоторые биологические потребности, — пишет Р. Арнхейм, — для ориентации ему необходима четкость и простота; для уравновешенности и правильного функционирования — единство и равновесие; для стимулирования — разнообразие и напряженность. Эти потребности удовлетворяются одними формами лучше, чем другими. Квадрат и круг просты и уравновешенны.
    Прямоугольник с соотношениями 2:1 внушает страх, что распадается на 2 квадрата. В отношении «золотого сечения» (пример 5:8) успешно сочетается нерушимое единство и достаточная напряженность».

    30. Каким образом повлияли на региональную архитектуру природно-климатические факторы?
    Каждая группа внешних факторов – это конгломерат, оказывающий в соответствии со своим составом разно уровневое влияние на архитектурное формообразование.
    Все три группы внешних факторов, имея множество точек соприкосновения друг с другом, занимали свою нишу в архитектурном формообразовании и являлись существенной движущей силой.
    Роль климатического фактора играет существенную роль на ранних стадиях развития, не случайно ранние классовые государства сложились в благодатных климатических условиях, более же высокие формы цивилизации - сформировались севернее. Природно-климатические факторы в первую очередь влияют на выбор строительного материала. В регионах богатых лесом чаще встречаются деревянные здания, в степях – глиняные, каменные и т.д. Камень - обработанный, необработанный. Необработанный - галечник, плитняк. Глина - кирпич, обожженный, сырец. Отсюда купола, их пролет. Зависимые от купольных сооружений другие типологические группы.
    Механическими свойствами материалов (сцепление без раствора) ограничены возможности пропорций и абриса курганных построек. Это закреплялось в эстетических предпочтениях кочевников. Доминирование горизонтальных размеров привело к внутренним членениям в курганах и древних мавзолеях.
    Направление ветров обусловило:1) форму насыпей курганов; 2) ориентацию входных проемов; 3) появление «тамбуров», вход «коленом». Противодействие осадкам привело к появлению самобытного приема облицовки верхней, наиболее уязвимой части купола обожженным кирпичом или камнем. Это могло превратиться в художественный прием. Обжиг на камыше давал желтоватый, золотистый оттенок. «Сары аман ба?» Не по форме, не по размеру, а по цвету давали название.
    Обжиг на саксауле давал красный цвет кирпича. Облицовочная плитка Сырлытама Инкардарьинского была пропитана розовым цветом - под цвет естественного обжига, то есть, природный фактор подхватывался художественным решением. Начало 1-го тыс. до н.э. - возникновение феномена кочевничества. Это продиктовано природно- климатическими условиями. Отсюда: - социально-экономическая система; - тип мировоззрения; - эстетика; - стереотип поведения (понятие о чести и т.д.). Изменился тип миграций - связи Запад - Восток, скифская триада. Засушливые и влажные периоды (Л.Н.Гумилев, Н.С.Хрущев, В.А.Перовский). Разная роль воды в сакское и тюркское время (курганы, мавзолеи) - поговорки. Древние мавзолеи дельты Сырдарьи.
    Роль климатического фактора играетсущественную роль на ранних стадиях развития, не случайно ранние классовые государства сложились в благодатных климатических условиях,
    более же высокие формы цивилизации - сформировались севернее
    Направление ветров обусловило:
    1) форму насыпейкурганов;
    2) ориентацию входных проемов;
    3) появление «тамбуров», вход «коленом».
    Противодействие осадкам привело к появлению самобытного приема облицовки верхней, наиболее уязвимой части купола обожженным кирпичом или камнем. Это могло превратиться в художественный прием.

    31. Каким образом повлияли на региональную архитектуру социально-экономические факторы?
    Каждая группа внешних факторов – это конгломерат, оказывающий в соответствии со своим составом разно уровневое влияние на архитектурное формообразование.
    Все три группы внешних факторов, имея множество точек соприкосновения друг с другом, занимали свою нишу в архитектурном формообразовании и являлись существенной движущей силой.
    В традиционных обществах социальное расслоение напрямую выражалось через размеры, то есть количественные параметры (особенно Китай). Размеры также связаны с фазой формообразования (мавзолеи Саманидов Хв., Жоши-хана, Кобланды-батыра, Толегетая, Абулхаир-хана). То есть, сравнение возможно только современных друг другу построек. Социальная стратификация - стимул к расцвету мемориалов, дворцов и т.д.
    Дж. Брунер:«Затвержение сериальных реакций ведет к суммирующему образу».
    Периоды кочевой активности совпадают с тенденцией к обобщенным формам, в периоды же оседания, мемориалы более тектоничны, художественны. Вербализация греческой культуры связана, в том числе, с библейской эстетикой - сила слова, динамизм бытия-мышления, обесценивается все статическое, неподвижное, пластическое, визуально воспринимаемое. Дары Авеля в виде продуктов скотоводства – кочевой образ жизни семитов. Культ глаза. В.Паперный: функционализм -
    «движение», 30-50-е гг. ХХ в. - «неподвижность».
    В традиционных обществах социальное расслоение напрямую выражалось через размеры,то есть количественные параметры (особенно Китай).Размеры также связаны с фазой формообразования (мавзолеи Саманидов Хв., Жоши-хана, Кобланды-батыра,Толегетая, Абулхаир-хана). То есть, сравнение возможно только современных друг другу построек.
    Социальная стратификация -стимул к расцвету мемориалов, дворцов и т.д.

    32. Каким образом повлияли на региональную архитектуру культурно-исторические факторы?
    Каждая группа внешних факторов – это конгломерат, оказывающий в соответствии со своим составом разно уровневое влияние на архитектурное формообразование.
    Все три группы внешних факторов, имея множество точек соприкосновения друг с другом, занимали свою нишу в архитектурном формообразовании и являлись существенной движущей силой.
    Культурно-исторические факторы обусловлены природно-климатическими и социально-экономическими, но и сами оказывают обратное влияние на них. Всякий текст, и архитектура в том числе, вдвинут в некоторую внетекстовую структуру - «тип мировоззрения», «картину мира», «модель культуры». Архитектура Казахстана за три тысячи лет прошло сквозь три культурно- исторических этапа, преломляясь в соответствии со спецификой каждого из них...
    33. В чем заключается сущность первой фазы архитектурного формообразования? в первой происходило сложение эмоционально насыщенного исходного типа
    - первая фаза - фаза сложения системы (скрытый и явный периоды);
    Сложение исходного типа, характеризуется наибольшей пластичностью, «готовностью» формы к трансформации.
    34. В чем заключается сущность второй фазы архитектурного формообразования?рис. в 33 отв. во второй - перенос акцента на уровень пространственной организации с выбором дальнейшего направления развития
    - вторая фаза - фаза выбора направления; Существует несколько различных линий развития формы. Впоследствии одни из них отбрасываются, другие же развиваются.
    35. В чем заключается сущность третьей фазы архитектурного формообразования? рис. в 33 отв. в третьей фазе осуществлялись лишь мелкие изменения, не затрагивающие канонизированную объемно-пространственную структуру
    - третья фаза - специализация выбранного направления (канонизация, детализация).
    Специализация; в её рамках происходит совершенствование деталей,
    Декора выбранных типов сооружений. Эти изменения не касаются

    Объёмно-пространственной структуры. То есть активность формообразования процесса спускается на более частный уровень-уровень элементов и деталей, которые получают индивидуальную разработку.

    36. Что такое принципы архитектурного формообразования?
    Принципы-направления и приемы, по которым трансформируется композиция, в различных циклах и фазах имеются свои особенности.
    Принципы формообразования структурно организовывают морфологию памятников.
    Характер воздействия принципов:
    Общий, проявляется в тенденциях трансформации архитектурной формы
    - основополагающий принцип: непременное условие существования композиции - это ее развитие;
    - ускорение темпа развития композиции внутри стиля (цикла) обусловлено тем, что происходит смена первоначальной содержательности форм.
    Переосмысление содержания происходит в виде переноса акцента с эмоционального (ритуального)содержания на композицию, параллельно происходит увеличение абсолютных размеров.
    Конкретный (композиционный), выражается в композиционных приемах
    - «собирание» тела памятника с вытягиванием вдоль вертикальной оси;
    - разный темп развития элементов композиции;
    - «старые» и «новые» элементы композиции;
    - использование архаичной формы для венчающей части;
    - вынос нижних элементов на верхний уровень;
    - принципы развития башенных композиций;
    - приоритет освоения объема в горизонтальной плоскости (в планировке);
    - взаимосвязь интерьера и внешних форм (фасадов);
    - утрата элементом первоначального смысла и наполнение новым;
    - конкуренция и компромисс форм;
    - смена доминирования структурообразующих осей;
    - освоение многокамерных композиций;
    -композиционные границы архитектурного типа.

    37. Каково соотношение фаз и принципов архитектурного формообразования?
    38. Какова область влияния принципов общего действия?
    - основополагающий принцип: непременное условие существования композиции - это ее развитие;
    - ускорение темпа развития композиции внутри стиля (цикла) обусловлено тем, что происходит смена первоначальной содержательности форм.
    Переосмысление содержания происходит в виде переноса акцента с эмоционального (ритуального) содержания на композицию, параллельно происходит увеличение абсолютных размеров.
    Основные средства создания художественного образа в А. — формирование пространства и архитектоника. При создании объёмно-пространственной композиции (в т. ч. и внутренней организации сооружений) используются принципы симметрии или асимметрии, нюансы или контрасты при сопоставлении элементов, их различные ритмические соотношения и т.д. Особое значение в А. имеют соразмерность частей и целого друг другу (система пропорций) и соразмерность сооружения и его отдельных форм человеку (масштабность). В число художественных средств А. входят также фактура и цвет, разнообразие которых достигается различными приёмами обработки поверхности здания. А. может решать художественные задачи совместно с другими видами искусства (живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование), создавая вместе с ними единый художественный образ (см. Синтез искусств). Целостная художественно-выразительная система форм произведений А., отвечающая функциональным и конструктивным требованиям, называется архитектурной композицией. Иногда она охватывает группу зданий и образуемое ими пространство, Устойчивая общность характерных особенностей художественной формы А. и её идейно-содержательной программы образует её стиль. Важнейшие черты стиля проявляются в системе функциональной и пространственной организации сооружений, в их архитектонике, пропорциях, пластике, декоре. Для современной А. большую роль играет обмен техническими достижениями. Главные различия в направленности современной А. определяются существованием двух общественных систем — капитализма и социализма.
    39. Привести примеры действия на региональную архитектурную форму принципов композиционного формообразования.
    Конкретный (композиционный), выражается в композиционных приемах
    - «собирание» тела памятника с вытягиванием вдоль вертикальной оси;
    - разный темп развития элементов композиции;
    - «старые» и «новые» элементы композиции;
    - использование архаичной формы для венчающей части;
    - вынос нижних элементов на верхний уровень;
    - принципы развития башенных композиций;
    - приоритет освоения объема в горизонтальной плоскости (в планировке);
    - взаимосвязь интерьера и внешних форм (фасадов);
    - утрата элементом первоначального смысла и наполнение новым;
    - конкуренция и компромисс форм;
    - смена доминирования структурообразующих осей;
    - освоение многокамерных композиций;
    -композиционные границы архитектурного типа.


    40. Что такое принципы формообразования конкретного действия?
    Конкретный (композиционный), выражается в композиционных приемах
    - «собирание» тела памятника с вытягиванием вдоль вертикальной оси;
    - разный темп развития элементов композиции;
    - «старые» и «новые» элементы композиции;
    - использование архаичной формы для венчающей части;
    - вынос нижних элементов на верхний уровень;
    - принципы развития башенных композиций;
    - приоритет освоения объема в горизонтальной плоскости (в планировке);
    - взаимосвязь интерьера и внешних форм (фасадов);
    - утрата элементом первоначального смысла и наполнение новым;
    - конкуренция и компромисс форм;
    - смена доминирования структурообразующих осей;
    - освоение многокамерных композиций;
    -композиционные границы архитектурного типа.
    41. Перечислить основные принципы формообразования конкретного действия.
    Принципы формообразования-направления и приемы по которым трансформируется композиция, в различных циклах и фазах имеются свои особенности. Основными принципами формообразования конкретного действия является трансформация формообразовательного процесса на более частном уровне.
    Это может быть уровень совершенствования элементов и деталей, совершенствование декора выбранного типа сооружения. Т. е. Элементы и детали получают более частную разработку.

    42. Чем принципы конкретного действия отличаются от принципов общего действия?
    Принципы формообразования-направления и приемы по которым трансформируется композиция, в различных циклах и фазах имеются свои особенности.
    Основополагающим впринципе общего действия является развитие композиции. ускорение темпа развития композиции внутри стиля (цикла) обусловлено тем, что происходит смена первоначальной содержательности форм. Переосмысление содержания происходит в виде переносаакцента с эмоционального (ритуального) содержания на композицию, параллельно происходит увеличение абсолютных размеров. Принципы композиционного действия: - «собирание» тела памятника с вытягиванием вдоль вертикальной оси (вся европейская и ближневосточная культовая архитектура при переходе от раннего к позднемусредневековью как бы распрямляется, освобождаясь от тяжести, становится стройной… В целом создаются новые комплексы значений: устремленности к небу, стройности возвышенности…происходят мощные сдвиги семантических пластов, исторические изменения мировосприятия и художественного мышления, которые вызывают активные изменения формообразования); разный темп развития элементов композиции; «старые» и «новые» элементы композиции; использование архаичной формы для венчающей части; - вынос нижних элементов на верхний уровень; принципы развития башенных композиций; - приоритет освоения объема в горизонтальной плоскости (в планировке);взаимосвязь интерьера и внешних форм (фасадов); утрата элементом первоначального смысла и наполнение новым; конкуренция и компромисс форм; - смена доминирования структурообразующих осей; освоение многокамерных композиций; -композиционные границы архитектурного типа.
    43. Вопрос на тему «конкуренция и компромисс форм»: на материале региональной архитектуры, увеличивая попеременно роль какого-либо элемента (например, портал) смоделировать «поведение» остальных.
    Характер взаимодействия элементов композиции определяется степенью их взаимной тождественности - они могут быть либо взаимоисключающими, либо тождественными, имеющими различное пространственное положение.
    Первый вид конкуренции - поначалу бескомпромиссный (внутривидовая конкуренция - самая жесткая).
    Сущность второго вида конкуренции, конкуренции между соседствующими элементами - это поиск компромисса между ними. Доминирование одних элементов подавляет значение других (например, противостояние купол - портал).


    1   2   3


    написать администратору сайта