Главная страница
Навигация по странице:

  • 45. Каков характер влияния внутренних факторов на архитектурное формообразование (ситуация направленности)

  • 46. Какова область взаимодействия внешних и внутренних факторов архитектурного формообразования

  • Каковы были бы первые мусульманские мемориалы в Казахстане

  • 49. Каковы особенности формообразования древнего периода на территории Казахстана

  • 50. Каковы особенности формообразования средневекового периода на территории Казахстана

  • 51. Каковы особенности формообразования позднесредневекового периода на территории Казахстана

  • 53. В чем заключается ценность мемориального наследия

  • 55. Каким образом казахские мастера использовали средневековое наследие

  • 57. Каковы источники архитектурных форм в традиционной архитектуре

  • 58. Каковы источники архитектурных форм в современной архитектуре

  • 60. В чем заключается кризис современного этапа архитектуры

  • 61. Что такое фонд региональных образов

  • 62. Каким образом можно создать фонд региональных образов

  • 1. Что такое золотой век архитектуры Привести примеры из региональной архитектуры


    Скачать 1.69 Mb.
    Название1. Что такое золотой век архитектуры Привести примеры из региональной архитектуры
    Анкор60.pdf
    Дата28.04.2018
    Размер1.69 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла60.pdf
    ТипДокументы
    #18626
    страница3 из 3
    1   2   3
    44. Каков диапазон влияния внешних факторов на формообразование (ситуация непредсказуемости)?
    Существенным является соотношение всех групп факторов, в любом хронологическом срезе. В современной архитектуре колебания, охватившие все группы внешних факторов сильно влияют на формообразование. В традиционном зодчестве соотношение факторов было гораздо стабильнее.

    45. Каков характер влияния внутренних факторов на архитектурное формообразование (ситуация направленности)?
    - чем стабильнее внешние условия (внешние факторы), тем в большей степени проявляется внутренняя логика формообразования в виде цепочки, «вытекающих» одна из другой форм;
    - ВЛФ в большей степени проявляется в традиционных культурах Древнего Египта, Китая, Индии, античных культур Средиземноморья, чем во 2-й пол. ХХ века, подверженной массе информационных влияний;
    - одно из существенных проявлений саморазвития формы - направленность, что выразилось в цикличности.
    ***Г.Вельфлин: архаика - классика - барокко
    М.Я.Гинзбург: монументальность - гармоничность - живописность
    И.В.Жолтовский: «…стремительный взлет юного побега, великолепное равновесие цветения, усталость увядания, тяжесть созревшего плода».
    ВФ определяют функционально-типологические градации, а ВЛФ, исходя из этих условий, «работают» на композиционном уровне;
    - ВФ играют «центробежную», а ВЛФ - «центростремительную» роль.

    46. Какова область взаимодействия внешних и внутренних факторов архитектурного формообразования?
    47. Смоделировать ситуацию, при которой в Среднюю Азию с исламом проник бы обобщенный образ не купольного мавзолея, а мемориальной ограды, башни и т.д.

    Каковы были бы первые мусульманские мемориалы в Казахстане?
    Средневековое мемориальное зодчество, судя по уровню развития объемно-пространственной композиции, конструкций и декора - это наивысший расцвет архитектуры на территории Казахстана.
    Рассматривая мавзолеи и мемориальные ограды можно отметить, что, несмотря на их принципиально отличную объемно-пространственную структуру (с куполом или без него) существует масса промежуточных композиционных разновидностей, объединяющих между собой эти две можно сказать полярные структуры.
    Ко времени прихода ислама в Среднюю Азию, в том числе и в северной ее части, уже существовал мощный пласт, выразившийся в смешении различных древних культур и традиций. Таким образом, в «калейдоскопе» культурных напластований вряд ли могла сохраниться какая-либо «чистая линия» происхождения архитектурной формы – средневековые башни Восточного Приаралья являются тому примером.
    Было выявлено множество мавзолеев с раскрытым в верхней части куполом. При этом раскрытие осуществлялось от небольшого зенитного отверстия до нескольких рядов кладки основания купола, в таком виде сооружения больше напоминали цилиндрическую ограду, чем купол. В Центральном Казахстане были выявлены также квадратные в плане памятники, но со скругленными углами и небольшим напуском кладки. Скорее всего, это результат контаминации этих двух типов сооружений, то есть, возник интересный прецедент – формы мемориалов, имевшие разные истоки и объемно-пространственную структуру, воспроизводясь в рамках единой субкультуры, породили промежуточные формы.
    48. Нарисовать схему формогенеза архитектуры Казахстана с учетом циклов, фаз формообразования и культурно-исторических этапов.

    49. Каковы особенности формообразования древнего периода на территории Казахстана?
    -в древних усыпальницах наблюдается приоритет плана по сравнению с фасадом, в этом периоде значительно больше типов планировочных сочетаний, чем в средневековом и позднесредневековом.

    -однокамерные мавзолеи разрабатываются в центрическом, фасадном или портальном (последние два периода) вариантах;
    -два основных пути создания многокамерных композиций: 1) внутренними членениями объема, 2) комбинированием однокамерных объемов;

    50. Каковы особенности формообразования средневекового периода на территории Казахстана?
    -в средневековом периоде богаче представлена объемно-пространственная структура чем в древнем периоде;
    - однокамерные мавзолеи разрабатываются в центрическом, фасадном или портальном (последние два периода) вариантах;
    - два основных пути создания многокамерных композиций: 1) внутренними членениями объема, 2) комбинированием однокамерных объемов;

    51. Каковы особенности формообразования позднесредневекового периода на территории Казахстана?
    -в позднесредневековом периоде богаче представлена объемно-пространственная структура чем в древнем периоде;
    - однокамерные мавзолеи разрабатываются в центрическом, фасадном или портальном (последние два периода) вариантах;
    - два основных пути создания многокамерных композиций: 1) внутренними членениями объема, 2) комбинированием однокамерных объемов;
    52. Проанализировать значимость внешних влияний в зависимости от времени их «вплетения» в формообразовательные циклы и фазы.
    Можно выделить два основных направления преемственности: линейное (непрерывное) и циклическое, подражательное (стадиальное).
    Безусловно, эти два основных вида преемственности существовали и на ранних этапах, но наиболее выпукло оказалось возможным проследить их именно в позднесредневековом периоде. Очень важно, что формообразование не ограничилось поддержанием тридиции, подражанием или даже использованием принципов – при соответствующих условиях сформировались самобытные образно-стилистические темы.
    3 цикла: 1-древний перио,2-средневековой период,3- позднесредневековой период
    Попробуем, отвлекаясь насколько это возможно от конкретного описать характерные принципы модели формообразования, пока только для традиционной архитектуры, используя применявшийся в работе терминологический аппарат:
    1) линия архитектуры складывается из последовательности циклов, содержание которых «преломляется» в зависимости от культурно-исторического этапа (в духе
    С.С.Аверинцева), в атмосфере которого эти циклы (или цикл) существуют.
    2) каждый последующий цикл не является прямым продолжением предыдущего, так как каждый из них – это внутренне увязанное целое в виде последовательности фаз. Другое дело, что памятники четвертой фазы (вырождение) могут существовать долго сами по себе (если не войдут в виде компонента в другой цикл), но это уже не будет циклом. Таким образом, внутренние связи в цикле сильнее, чем внешние (благодаря этому, собственно, и образуются циклы);
    3) несмотря на то, что последовательность циклов не является единым преемственно связанным целым, но поступательность в структурировании архитектурных форм
    все-таки наблюдается;
    4) стадиальное использование элементов предыдущего цикла происходит не всегда (средневековый цикл оказался не восприимчивым к сакскому, но казахский цикл многое воспринял из средневекового, например, порталы). Поэтому в графическом выражении модели, стрелка, обозначающая эту связь, пунктирная;
    5) привнесенные влияния, чаще всего, встраиваются в первую или третью фазы, то есть, во время сложения исходного типа или на закате цикла, чем раньше происходит это воздействие, тем значительнее последующие изменения;
    6) по мере развития архитектуры первая фаза каждого последующего цикла («исходный тип») становится все более многокомпонентной, начало же первого цикла, если таковой удается выявить, может быть автохтонным;
    7) принципы и приемы формообразования обычно четче выражены в поздних циклах, в рамках же одного цикла они более рельефны начиная со второй фазы.
    Сравнительный анализ трех циклов мемориального зодчества Казахстана

    53. В чем заключается ценность мемориального наследия?
    Мемориальное зодчество прошлого служит нам как бы машиной времени. Если его исследовать и провести сравнительный анализ с культурным наследием прошлого, то можно воссоздать мировоззрение наших предков. Таким образом, с помощью мемориального наследия мы можем найти ключ к загадкам прошлого и понять тенденции развития региональной стилистики на протяжении всего временного промежутка существования архитектуры. памятники археологии - городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов; памятники градостроительства и архитектуры - архитектурные ансамбли и комплексы, исторические центры, кварталы, площади, улицы, остатки древней планировки и застройки городов и других населенных пунктов; сооружения гражданской, жилой, промышленной, военной, культовой архитектуры, народного зодчества, а также связанные с ними произведения монументального, декоративно-прикладного и садово-паркового искусства, природные ландшафты
    54. Охарактеризовать многослойность архитектурного наследия.
    Архитектурное наследие является важной частью национальной культуры и обладает огромным социально-этическим и художественным потенциалом. Его сохранение
    — важная задача, стоящая как перед государством в целом, так и перед каждым его регионом.
    Фонд в котором накапливаются архитектурные образы различных периодов и путем постепенного наложения формируют многослойное архитектурное наследие.

    55. Каким образом казахские мастера использовали средневековое наследие?
    В течение всего европейского Средневековья параллельно существовало несколько практически независимых культурных потоков, обусловленных многообразием и замкнутостью жизни в средневековом мире.
    Опираясь на наследие (анализ геометрической гармонизации памятников и древних трактатов) казахские мастера доказали существование в средневековой архитектуре Средней Азии теории построения архитектурных форм. Таким образом, средневековая архитектура среднеазиатско-казахстанского региона испытывала постоянное влияние со стороны высокого уровня развития науки, то есть деятельности формирующейся вне сферы архитектуры, но увлекающей ее в общий
    «водоворот» культурного процесса.
    Таким образом, благодаря организации пространства в виде компактного объема, структурированного вдоль вертикальной оси, а также подчеркнутого геометризма, уравновешенности и логически обоснованной иерархии форм стало возможным выразить в архитектуре идею всеобщей гармонии среднеазиатского средневековья.
    56. Используя полученные знания построить схему многоуровневой системы архитектурного наследия (памятник – контекст)
    Рассматриваются вопросы предпроектннх исследований развития планировочных структур старинных городов, инвентаризации элементов их планировки и застройки, выявления и оценки роли объектов архитектурно-градостроительного наследия в композиции и облике этих городов, а также вопросы градостроительной охраны памятников архитектуры в условиях активного роста городов и преобразования их центров.
    Методические рекомендации рассчитаны на проектировщиков-градостроителей, главных архитекторов городов, специалистов, занимающихся вопросами изучения историко-архитектур-ного наследия и реконструкции исторических городов, а также на лиц,ответственных за охрану и рациональное использование памятников архитектуры, истории и культуры.

    57. Каковы источники архитектурных форм в традиционной архитектуре?
    В традиционной архитектуре:
    - характерной чертой архитектуры древности и средневековья является зависимость моделируемой архитектурной формы от непосредственно предшествовавшего прототипа, жестко ограниченного местом и временем. Использовались только архитектурные прототипы.
    Традиционная и современная архитектура противостоят друг другу и имеют своих сторонников и противников как среди профессионалов, так и среди обычной публики.

    58. Каковы источники архитектурных форм в современной архитектуре?
    В современной архитектуре:
    - источником архитектурных образов стало все доступное культурное поле: не только «свои» и «чужие» архитектурные образы, но вообще любые (природные, бытовые и т.д.).
    Традиционная и современная архитектура противостоят друг другу и имеют своих сторонников и противников как среди профессионалов, так и среди обычной публики.

    Современная архитектура ушла от исторической детали, отказавшись, таким образом, и от «литературности». Она оперирует пространствами и, как говорят теоретики модернизма, смыслами. В эстетике главенствует абстрактная идея, а фасады превратились в каталоги абстрактных символов, которые не всем дано прочесть. В то время как в идеале язык архитектуры должен опираться на универсальную лексику, понятную каждому на своем уровне.
    59. В чем заключается различие традиционной и современной архитектуры с точки зрения использования источников для архитектурных форм?
    В традиционной архитектуре:
    - характерной чертой архитектуры древности и средневековья является зависимость моделируемой архитектурной формы от непосредственно предшествовавшего прототипа, жестко ограниченного местом и временем. Использовались только архитектурные прототипы.
    В современной архитектуре:
    - источником архитектурных образов стало все доступное культурное поле: не только «свои» и «чужие» архитектурные образы, но вообще любые (природные, бытовые и т.д.).
    Жесткая ограниченность архитектурного формообразования рамками регионального непосредственно предшествовавшего прототипа преодолевалась в периоды завершения крупных стилевых (и даже надстилевых) циклов - эллинизм, римская архитектура, эклектика ХIХ века, модерн начала ХХ века, советская архитектура 30 - 50-х гг. ХХ в., постмодернизм. «Эклектика» значительно расширила круг источников своих форм, используя помимо региональных, архитектурные образы из территориально и хронологически удаленных культур.
    Традиционная и современная архитектура противостоят друг другу и имеют своих сторонников и противников как среди профессионалов, так и среди обычной публики.

    60. В чем заключается кризис современного этапа архитектуры?
    Существует распространенное мнение, которое разделяют многие профессиональные архитекторы, что в современной архитектуре есть две тенденции или два направления – традиционное, или «эклектика», которая пользуется историческими стилями в качестве источника формообразования, и – современная архитектура, которая отрицает правомерность такого метода и ищет источники формообразования в современных строительных материалах и технологиях. Они противостоят друг другу и имеют своих сторонников и противников как среди профессионалов, так и среди обычной публики.
    Еще Н.В.Гоголь сравнил фасады домов в городе с книгами, по которым можно многое узнать об эпохе и людях, к которым относится стилистика того или иного дома.
    Архитектурные стили формировали язык архитектуры, создавая с помощью архитектурных деталей, систему узнаваемых образов или культурных доминант. Однако со временем эти образы померкли, значение их утратилось, и теперь они превратились в мертвый язык, понятный разве что специалистам.
    Современная архитектура ушла от исторической детали, отказавшись, таким образом, и от «литературности». Она оперирует пространствами и, как говорят теоретики модернизма, смыслами. В эстетике главенствует абстрактная идея, а фасады превратились в каталоги абстрактных символов, которые не всем дано прочесть. В то время как в идеале язык архитектуры должен опираться на универсальную лексику, понятную каждому на своем уровне.
    Однако, если попытаться рассмотреть вышеуказанные противоречия не с формальной точки зрения, а с точки зрения внутренних закономерностей, влияющих на процесс формирования архитектурного облика здания, мы можем заметить следующую удивительную картину: «Исторический» подход характерен для архитектуры всего Нового времени, начиная с эпохи Возрождения и кончая современной архитектурой! Не смотря на смену стилей и даже программный отказ от архитектурной детали, который произошел с приходом «современной архитектуры», принцип формирования архитектурного языка оставался неизменным. Посмотрите: менялись технологии и материалы, типология и конструкции, но здания, как светская модница, одевали и сбрасывали свои архитектурные одежды в зависимости от моды, эстетических или философских концепций. Интересно, что сегодня некоторые ведущие мировые зодчие аппелируют к одежде, как источнику своего профессионального метода.
    Таким образом, налицо единый архитектурный процесс, имеющий свое начало и стремительно двигающийся к своему логическому завершению, свидетелями чего мы являемся сегодня. Большинство современных архитектурных критиков говорят о кризисе современной архитектуры. Кризис этот носит системный характер и его, как мне кажется, невозможно разрешить на формальном уровне. Его дезинтеграционные процессы проявляются буквально везде: организационно - это разрыв проектного и строительного процесса, когда строитель (исполнитель) «подминает» под себя архитектора (творца), когда отделенный от строительного процесса производитель строительных конструкций и материалов начинает доминировать и над первым, и над вторым; профессионально – это разделение архитектора и конструктора, архитектора и дизайнера по интерьерам, архитектора и градостроителя; конструктивно – это разделение собственно конструкции здания и его архитектурной «одежды», и, наконец, главное: в самой архитектуре – появление эстетики деконструкции, исчезновение самого понятия архитектурного объекта, его интерпретация как объекта технического дизайна
    (дом – машина) или ландшафта.
    Пройдя этот кризис, придет понимание истинной природы архитектурного творчества, и мы совершим «прыжок» в иное художественное качество, к действительно новой архитектуре.
    Архитектура Казахстана. В настоящий момент не существует единого альбома, который последовательно воссоздал бы хронологическую картину развития архитектуры Казахстана посредством систематизации отдельных социокультурных фактов, отражающихся в формообразовании того или иного района. Но важным является умение грамотно продолжать архитектурную эволюцию, не расслаивая культовые объекты новыми формообразующими, композиционными, стилистическими канонами, но, в тоже время, и не отвергая их полностью, тем более, если они уже стали частью нового витка в развитии современной архитектуры.

    61. Что такое фонд региональных образов?
    Архитектура, как явление неразрывно связана с художественно-образным началом. И именно поэтому резервы дальнейшего развития и существования архитектуры мы должны искать в обновлении образности.
    В плане развития образности современная архитектура (в отличие от традиционной) использует для формообразования все имеющиеся образы, доступные для восприятия. Это могут быть образы, всплывающие в подсознании, так и непосредственное их использование вплоть до копирования. Поэтому архитектор должен аккумулировать в себе фонд образов. Для этого необходимо разработать своего рода «таблицу Менделеева», которая учитывала бы все виды образности (зрительные, тактильные, слуховые, обонятельные, вкусовые) с максимально разветвленной типологией «ячеек» внутри этих видов (например, ощущение от квадратной или круглой формы при осязании). Причем в каждом регионе будет создан свой, региональный фонд, состоящий как из универсальных, так и специфических региональных образов.
    Фонд образов – является вторым резервом архитектурного формообразования, который сможет в какой-то степени продлить достойное существование современной архитектуры, в том числе и региональной.

    62. Каким образом можно создать фонд региональных образов?
    В плане развития образности современная архитектура(в отличии от традиционной) использует для формообразования все имеющиеся образы доступными для восприятия. Это может быть как всплывание через подсознание, так и не посредственное их использование в плоть до копирования. Поэтому архитектор должен акаммулировать в себе фонд образов. Для этого необходимо разработать систему которая учитывала бы все виды образности, с максимально разветвленной типологией «ячеек» внутри этих видов. Причем в каждом регионе будет создан свой региональный фонд состоящих как из универсальных, так и специфических региональных образов. Таким образом резерв состоит из материальной и (конструкций, строительные материалы, новые социальные функци) и образной (фонд образов) основы.
    На мой взгляд это можно сделать обследовав архитектурное наследие и выявив из общей массы 2 группы образов: типичные (наиболее часто втречающиеся) и уникальные. Таким образом можно уловить тенденцию развития архитектуры и вписать современные проекты в этнически созданный уникальный для данного региона набор образов. Стилистически доработанный проект настоящего времени, в этом случае, идеально впишется в архитектурный менталитет окружающей среды, и будет являться логическим продолжением фонда региональных образов.
    1   2   3


    написать администратору сайта