Главная страница
Навигация по странице:

  • Слово культура

  • 4

  • Глобальная цивилизация

  • култ. 1 Цивилизация


    Скачать 19.98 Kb.
    Название1 Цивилизация
    Дата09.03.2022
    Размер19.98 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакулт.docx
    ТипДокументы
    #388296

    1)Цивилиза́ция (от лат. civilis — гражданскийгосударственный):

    1. в общефилософском значении: социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой (человеческая цивилизация в масштабе космического устройства);

    2) Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать

    4) В основу типологизации положены четыре основных критерия: 1) общие фундаментальные черты духовной жизни; 2) общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития; 3) взаимопереплетение культур; 4) наличие общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.

    5) четыре основных типа цивилизации:

    1) природные сообщества (непрогрессивные формы существования) Это тип непрогрессивной формы существования, к которому относятся исторические сообщества, живущие в единстве и гармонии с природой. Вся жизнь сообщества подчинена природному циклу. Оно ведет кочевой или полукочевой образ жизни. Духовная культура, верования связаны с обожествлением сил природы. Средством интеллектуального и эмоционального освоения мира выступает мифология. Для этих сообществ характерен крайний традиционализм;

    2) восточный тип цивилизации исторически первый тип цивилизации, сформировавшийся к третьему тысячелетию до н.э. на Древнем Востоке: в Древней Индии, Китае, Месопотамии, Древнем Египте.

    Характерными чертами восточной цивилизации являются:

    • традиционализм — ориентация на воспроизводство сложившихся форм образа жизни и социальных структур;

    • представление о полной несвободе человека, предопределение всех действий и поступков, независящими от него силами природы, социума, богов и т. д.;

    • нравственно-волевая установка не на познание и преобразование мира, а на созерцательность, безмятежность, мистическое единение с природой, сосредоточенность на внутренней духовной жизни;

    • неразвитость личностного начала; общественная жизнь построена на принципах коллективизма;

    • политическая организация жизни в восточных цивилизациях происходит в форме деспотий, в которых осуществляется абсолютное преобладание государства над обществом;

    • экономической основой жизни в восточных цивилизациях является корпоративная и государственная форма собственности, а основным методом управления выступает принуждение.;

    3) западный тип цивилизации характеристика особого типа цивилизационного развития, включающая в себя определенные этапы историко-культурного развития Европы и Северной Америки.

    Основными ценностями западного типа цивилизации, по М. Веберу, являются следующие:

    1. динамизм, ориентация на новизну;

    2. утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

    3. индивидуализм, установка на автономию личности;

    4. рациональность;

    5. идеалы свободы, равенства, терпимости;

    6. уважение к частной собственности;

    7. предпочтение демократии всем другим формам государственного управления.;

    4) современный (техногенный) тип цивилизации. исторический этап в развитии западной цивилизации, особый тип цивилизационного развития, сформировавшийся в Европе в XV—XVII вв. и распространившийся по всему земному шару, вплоть до XXI столетия. Главную роль в культуре данного типа цивилизации занимает научная рациональность, подчеркивается особая ценность разума и основанный на нем прогресс науки и техники. На базе техногенной цивилизации сформировалось два типа общества - индустриальное общество и постиндустриальное общество.

    6) Глобальная цивилизация Земли — человечество на современном этапе развития, характеризующимся возрастающей целостностью мирового сообщества

    7) Диалог между цивилизациями — это процесс, идущий внутри цивилизаций и на их стыке, который основан на всеобщем участии и коллективном желании учиться, открывать для себя и изучать концепции, выявлять сферы общего понимания и основные ценности и сводить разные подходы в единое целое с помощью диалога.

    8) Черты современного кризиса культуры. В представленных Римским клубом исследованиях выделено несколько типологических черт современного кризиса: ориентация на принцип количественного роста может привести к катастрофическим последствиям. Сейчас этот вид кризиса осознается более конкретно как ограниченность некоторых видов ресурсов, исчерпание ресурсов по регионам, экономических границ; возникновение опасных тенденций в использовании различного рода ресурсов. В результате их бесконтрольной

    9) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценно­стей, создание нового отношения к природе, формирование эколо­гической культуры;

    • смена принципов измерений техники, ее критериев и оценок, включая и систему этих оценок наряду с технико-технологической оптимальностью и экономической эффективностью и социокуль­турное, собственно человеческое, измерение. Необходимы не фрагментарные критерии, а системные интегративные оценки. Од­нако сложность заключается в том, что такие оценки лежат в об­ласти междисциплинарных подходов.

    • революционное изменение инженерного мышления: социокуль­турная парадигма инженерии ориентирует не на ближайшие тех­нологические цели, а на дальние, исторически значимые для всего человечества последствия, повышает ответственность за выбор решений.

    11)
    Во многих культурах понятие «толерантность» является своеоб­разным синонимом «терпимости»: лат. — tolerantia — терпение; англ. — tolerance, toleration, нем. — Toleranz, фран. — tolerance. Понятие то­лерантности, хотя и отождествляется большинством источников с по­нятием терпения, имеет более яркую активную направленность. Толе­рантность — не пассивное, неестественное покорение мнению, взгля­дам и действиям других; не покорное терпение, а активная нравствен­ная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаи­мопонимания между этническими, социальными группами, во имя по­зитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

    «Помни, что ты только человек!» - эти слова заимствованы из три­умфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный глашатай. Тогда они звучали как предосте­режение против установления тирании. Сегодня так можно сформули­ровать жизненный принцип любого человека, независимо от его соци­ального статуса, места проживания, пола, нации и возраста. Это пре­достерегает нас от попыток применения насилия, давая понять, что ни­кто не обладает абсолютной властью над другим, не имеет права пора­бощать другого, вторгаться в его мир и насильственно его изменять. Индивидуум не властен над мыслью, действием, жизнью себе подобно­го. Данная сентенция особенно актуальна для многонационального го­сударства, каким является Россия.


    написать администратору сайта