Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.Физика цвета.

  • 12.Систематизация цветов.

  • Экзамен попов. Попов 1-13. 1. Цветовая динамика. Цветовая динамика это отношение нарастания, усиления какогото качества цвета.Цветовая динамика


    Скачать 239.96 Kb.
    Название1. Цветовая динамика. Цветовая динамика это отношение нарастания, усиления какогото качества цвета.Цветовая динамика
    АнкорЭкзамен попов
    Дата18.01.2020
    Размер239.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПопов 1-13.docx
    ТипДокументы
    #104658
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    Влияние цвета на психику человека


    То, что цвет сказывается на наших эмоциях и даже психике, люди интуитивно заметили давно. Недаром мы говорим о "праздничных, радостных, веселеньких" цветах и "унылых, мрачных" тонах.

    Цвет создает определенную эмоциональную атмосферу, влияет на настроение и работоспособность и даже на самочувствие. Можно привести о один пример: при исследованиях специалистами было установлено, что при температуре воздуха +15-17 С, находясь в комнате с яркими желтыми или оранжевыми стенами, здоровый человек в рубашке с коротким рукавом не ощущает холода, но при этой же температуре он мерзнет в помещении с серо-голубыми стенами. Поэтому обязательно нужно тщательно подбирать цвета для окраски стен, потолков и полов.

    Проблемой воздействия цвета на психику занимались и занимаются многие ученые. Например, один из самых достоверных и распространенных тестов о состояния человека - тест Люшера. Испытуемому предлагают выбрать наиболее приятный ему цвет из группы цветов, потом, из оставшихся, опять предлагают выбрать самый приятный, и так далее.

    Обсчитывая соответствующим образом результаты, делают вывод о психоэмоциональном состоянии человека, о его физическом здоровье. Тем же Люшером решена и обратная задача - предъявляя человеку цвета по определенной программе, добиваются изменений его эмоционального и физиологического состояний.

    На физиологию человека цвет действует почти автоматически, вот общие а) характеристики воздействия цвета:

    • Красный цвет является возбуждающим, активным, действует навязчиво, принудительно. У человека изменяются дыхание и пульс, как при любом волнении. При кратком воздействии этого цвета работоспособность повышается, но ненадолго. Вскоре наступает утомление, снижается внимание и реакция.

    • Оранжевый цвет вызывает ощущение теплоты, бодрости, веселья, создает хорошее настроение. При не очень длительном воздействии благоприятно влияет на работоспособность.

    • Желтый цвет создает иллюзию солнечного освещения. Является активным, бодрящим, создающим прекрасное настроение.

    • Зеленый цвет успокаивающий, нейтральный, мягкий цвет. Его длительное воздействие не только не утомляет, но и вызывает устойчивый подъем работоспособности. Имеет множество оттенков, которые по-разному влияют на организм человека. Например, в сочетании с желтым зеленый цвет становится мягким и создает хорошее настроение, а в сочетании с синим - становится пассивным.

    • Голубой цвет вызывает ослабление и замедление жизненных процессов, т. к. является пассивным цветом. Понижает активность и эмоциональное напряжение, способствует ощущению прохлады.

    • Синий цвет при его воздействии снижается активность жизненных процессов, нормализуется дыхание и пульс, т. к. он считается пассивным, спокойным, холодным. Вызывает состояние созерцательности и размышления.

    • Фиолетовый цвет это самый пассивный из всех цветов, вызывающий снижение жизненного тонуса, понижение активности. При его длительном воздействии возникает состояние угнетенности и беспокойства.

    • Коричневый цвет создает меланхоличное, мягкое настроение, вызывает ощущение тепла, является спокойным и сдержанным.

    • Черный цвет вызывает резкое понижение настроения, являясь мрачным, тяжелым, гнетущим цветом.

    • Серый цвет создает унылое настроение, вызывая апатию и скуку.

    • Белый цвет холодный, чистый, спокойный цвет. Возникает впечатление простоты и скромности.

    б) Цветовые пары и их воздействие на человека

    • «Желтый – синий» – ощущение подвижности (обратите внимание на оформление некоторых передач, показываемых телевидением), сильная напряженность, требует уравновешивания.

    • «Красный – зеленый» – мерцание, беспокойство, импульсивность

    • «Красный – желтый» - в их сумме проявляется жизнестойкость

    • «Оранжевый – синий»– впечатляющий, интенсивная пара

    • «пурпур – зеленый» – ощущение жизни утверждения

    • «Фиолетовый - лимонно-желтый» – подчеркивает тяжесть и легкость в сочетании

    в) Неполярные цвета

    • «Желто-красный» – лучезарность, теплота

    • «Золотой – красный» – роскошь, теплота

    • «Оранжево-красный» – кричащий

    • «Желто-пурпурный» – диссонанс, неблагополучие, подвижность

    • «Золотой – пурпурный» – мощь, достоинство, праздник

    • «Красный – пурпурный» - диссонанс

    • «Желтый – цвет зеленого листа» – веселье, радость

    • «Желтый – оливковый» – диссонанс

    • «Желто-оранжевый – цвет липового листа» – умеренно возбуждающие

    • «Оранжево-красный – зеленый» - импульсивный

    • «Оранжево–фиолетовый» – оглушение, опьянение

    • «Красный – синий» – динамика отталкивания, не восприятие, волнение

    • «Красный – ультрамариновый» – резкая сила

    • «Оранжевый – ультрамарин» – притензионность

    • «Синий – розовый» – робость, застенчивость

    • «Пастельно-зеленый – синий» – пассивность, неясность

    • «Пастельно-зеленый – розовый» – слабость, нежность, радушие

    • «Желто-зеленый – красновато-серый» – диссонанс

    • «Бежевый – красный» – легкий диссонанс

    • «Бежевый – цвет липы» – успокаивающая теплота

    • «Коричневый – зеленый (оливковый)» – приземленность

    • «Темно-коричневый – синий» – бескомпромиссность

    • «Темно-коричневый – охра»– жесткость, приземленность

    • «Зеленый – серый» – родственность, пассивность

    • «Синий – серый» – нейтральность, холодность

    • «Красный – черный» – подавленность, опасность

    • «Оранжево-черный» – насилие

    • Желто-черный – фиксация внимания

    • «Синий – черный» – ночь

    • «Желто-белый» – прояснение

    • «Синий-белый» – чистота, холодность

    • «Зеленый – белый» – чистота, ясность

    • «Розовый – белый» – слабость

    • «Желто-зеленое» – лучистость желтого и ощущение покоя зеленого дает ощущение жизнерадостности.

    Попробуем более подробно разобрать психологического влияние на человека. Выделим три вида воздействия цвета на человека: физическое, оптическое и эмоциональное
    8-1.

    9-2.

    10.Восприятие цвета.

    Мы коснёмся науки, изучающей влияние цветов на человеческий разум, поведение и реакции, — психологии цвета. Психология цвета изучает влияние цветов на восприятие пользователей, а влияние это немалое. Поэтому дизайнеры должны выбирать цвет осознанно, чтобы их работа передавала нужное сообщение и настроение. Вот список базовых цветов и значений, которые обычно с ними ассоциируются:

    • ​Красный. Этот цвет связан со страстью, силой и агрессией. Он символизирует как хорошие, так и плохие чувства, включая любовь, уверенность, страсть и гнев.

    • Оранжевый. Энергичный и тёплый цвет, дающий волнующее чувство, возбуждение.

    • Жёлтый. Цвет счастья. Символизирует солнечный свет, радость и тепло.

    • Зеленый. Цвет природы. Приносит спокойствие и чувство обновления. Также может указывать на неопытность.

    • Синий. Часто представлен в корпоративных образах. Обычно передаёт спокойствие, но как холодный цвет также ассоциируется с отстранённостью и грустью.

    • Фиолетовый. Давно соотносится с царственностью и богатством, так как многие короли носили фиолетовую одежду. Это также цвет загадочности и магии.

    • Чёрный. У этого цвета огромное количество значений. Он ассоциируется с трагедией и смертью, указывает на загадочность, может быть традиционным или современным — всё зависит от того, как его применить и какие цвета идут вместе с ним.

    • Белый. Этот цвет может означать как чистоту и невинность, так и завершённость и ясность.

    Восприятие человеком цвета может зависеть от множества факторов- от окружающей его среды, народа, обычаев , сформировавшихся устоев общества, от индивидуальных физиологических особенностей организма либо же от физиологии цвета в целом. Если говорить про традиционные ассоциации , то они сформировались из взаимодействия человека с окружающим его миром и его поведением. Так , например, когда жизнь первых людей была проно связана с днем и ночью, яркий солнечный день и сопровождающие его цвета(желтый, оранжевый, голубой) подразумевали активность , поиск пищи , обустройство жилья и множество других забот , а вот ночь и ее оттенки темно-синего, черного ассоциировались с временем отдыха, сна спокойствия и расслабления. Красный же цвет, в свою очередь , напоминал об огне, крови, битве, которые требовали большого количества жизненных сил.Но не только обычаями вызваны данные ассоциации , в этом сложном процессе принимает участие и играет главную роль физиологическая составляющая. Цвет, в первую очередь, это излучение с различными длинами волн и разной степенью отражения и поглащения. Как только глаз воспринимает цвет, мозг начинает активную работу , которая отдается и в нервной системе. Солнечные , горячие цвета имеют самую большую длину волн , и это требует затрат немалого количества энергии, что увеличивает сердцебиение, частоту дыхания. И наоборот, холодные, менее импульсивные цвета имеют небольшую длину волн, что отзывается в расслаблении и успокоении организма. Именно поэтому очень важно на первоначальном этапе разработки определить точные цели дизайна и правильно подобрать фирменные цвета, вне зависимости от масштаба реализуемой задачи -будь то одиночный логотип, либо объемный фирменный стиль корпорации.

    11.Физика цвета.

    В 1676 году сэр Исаак Ньютон с помощью трехгранной призмы разложил белый солнечный свет на цветовой спектр. Подобный спектр содержал все цвета за исключением пурпурного.



    Ньютон ставил свой опыт следующим образом (рис. 1) солнечный свет пропускался через узкую щель и падал на призму. В призме луч белого цвета расслаивался на отдельные спектральные цвета. Разложенный таким образом он направлялся затем на экран, где возникало изображение спектра. Непрерывная цветная лента начиналась с красного цвета и через оранжевый, желтый, зеленый, синий кончалась фиолетовым. Если это изображение затем пропускалось через собирающую линзу, то соединение всех цветов вновь давало белый цвет.Эти цвета получаются из солнечного луча с помощью преломления. Существуют и другие физические пути образования цвета, например, связанные с процессами интерференции, дифракции, поляризации и флуоресценции.Если мы разделим спектр на две части, например — на красно-оранжево-желтую и зелено-сине-фиолетовую, и соберем каждую из этих групп специальной линзой, то в результате получим два смешанных цвета, смесь которых в свою очередь также даст нам белый цвет.Два цвета, объединение которых дает белый цвет, называются дополнительными цветами.Если мы удалим из спектра один цвет, например, зеленый, и посредством линзы соберем оставшиеся цвета — красный, оранжевый, желтый, синий и фиолетовый, — то полученный нами смешанный цвет окажется красным, то есть цветом дополнительным по отношению к удаленному нами зеленому. Если мы удалим желтый цвет, то оставшиеся цвета — красный, оранжевый, зеленый, синий и фиолетовый — дадут нам фиолетовый цвет, то есть цвет, дополнительный к желтому.Каждый цвет является дополнительным по отношению к смеси всех остальных цветов спектра.В смешанном цвете мы не можем увидеть отдельные его составляющие. В этом отношении глаз отличается от музыкального уха, которое может выделить любой из звуков аккорда.Различные цвета создаются световыми волнами, которые представляют собой определенный род электромагнитной энергии.

    Человеческий глаз может воспринимать свет только при длине волн от 400 до 700 миллимикрон:

    • 1 микрон или 1μ = 1/1000 мм = 1/1000000 м.

    • 1 миллимикрон или 1mμ = 1/1000000 мм.

    Длина волн, соответствующая отдельным цветам спектра, и соответствующие частоты (число колебаний в секунду) для каждого спектрального цвета имеют следующие характеристики:

    Цвет

    Длина волны
    в н/м


    Частота колебаний
    в секунду


    Красный

    800-650 mμ

    400-470 млрд.

    Оранжевый

    640-590 mμ

    470-520 млрд.

    Жёлтый

    580-550 mμ

    520-590 млрд.

    Зелёный

    530-490 mμ

    590-650 млрд.

    Голубой

    480-460 mμ

    650-700 млрд.

    Синий

    450-440 mμ

    700-760 млрд.

    Фиолетовый

    430-390 mμ

    760-800 млрд.

    Отношение частот красного и фиолетового цвета приблизительно равно 1:2, то есть такое же как в музыкальной октаве.Каждый цвет спектра характеризуется своей длиной волны, то есть он может быть совершенно точно задан длиной волны или частотой колебаний. Световые волны сами по себе не имеют цвета. Цвет возникает лишь при восприятии этих волн человеческим глазом и мозгом. Каким образом он распознает эти волны до настоящего времени еще полностью неизвестно. Мы только знаем, что различные цвета возникают в результате количественных различий светочувствительности.Остается исследовать важный вопрос о корпусном цвете предметов. Если мы, например, поставим фильтр, пропускающий красный цвет, и фильтр, пропускающий зеленый, перед дуговой лампой, то оба фильтра вместе дадут черный цвет или темноту. Красный цвет поглощает все лучи спектра, кроме лучей в том интервале, который отвечает красному цвету, а зеленый фильтр задерживает все цвета, кроме зеленого. Таким образом, не пропускается ни один луч, и мы получаем темноту. Поглощаемые в физическом эксперименте цвета называются также вычитаемыми.Цвет предметов возникает, главным образом, в процессе поглощения волн. Красный сосуд выглядит красным потому, что он поглощает все остальные цвета светового луча и отражает только красный.Когда мы говорим: «эта чашка красная», то мы на самом деле имеем в виду, что молекулярный состав поверхности чашки таков, что он поглощает все световые лучи, кроме красных. Чашка сама по себе не имеет никакого цвета, цвет создается при ее освещении.Если красная бумага (поверхность, поглощающая все лучи кроме красного) освещается зеленым светом, то бумага покажется нам черной, потому что зеленый цвет не содержит лучей, отвечающих красному цвету, которые могли быть отражены нашей бумагой.Все живописные краски являются пигментными или вещественными. Это впитывающие (поглощающие) краски, и при их смешивании следует руководствоваться правилами вычитания. Когда дополнительные краски или комбинации, содержащие три основных цвета — желтый, красный и синий, — смешиваются в определенной пропорции, то результатом будет черный, в то время как аналогичная смесь невещественных цветов, полученных в ньютоновском эксперименте с призмой, дает в результате белый цвет, поскольку здесь объединение цветов базируется на принципе сложения, а не вычитания.

    12.Систематизация цветов.

    Оствальд положил начало точной научной систе­матизации цветов. Главной областью его исследований была физика. Оствальд производил точные измерения отношения цветового впечатле­ния и длины волны, он определял путем смешения двух разных по цве­ту световых потоков дополнительные спектральные цвета и расположил цвета по признаку дополнительности в 24-частном цветовом круге. Предложен­ное им цветовое тело в форме двойно­го конуса представляет собой дальнейшее разви­тие цветового шара Рунге.



     

    Оствальд ввел для всех чистых цве­тов название абсолютных цветов и отклонил тем самым необоснованное разделение на так называемые основные и производные (вторичные) цвета. Он стремился предста­вить все цвета в виде простой геометри­ческой системы. Оствальд различал три особенности (характеристики), как он сам их называл «три различные величины» цветового впечатле­ния. Этими величинами можно охарактеризовать любой цвет: — абсо­лютный (чистый) цвет, — доля белого цвета и S — доля черного цвета. Соотношение этих трех величин можно представить в виде равносто­роннего треугольника, носящего в цветоведении название «однотональ­ного цветового треугольника»который пред­ставляет собой продольный разрез цветового тела Оствальда.

    Равновеликие координаты обозначают в каждом случае равную долю абсолютного, черного или белого цвета. Внутри одното­нального цветового треугольника Оствальд различал:

    точка абсолютно белого цвета W

    точка абсолютно черного цвета S

    точка абсолютного (чистого) цвета 
    1   2   3   4


    написать администратору сайта