Экзамен попов. Попов 1-13. 1. Цветовая динамика. Цветовая динамика это отношение нарастания, усиления какогото качества цвета.Цветовая динамика
Скачать 239.96 Kb.
|
1.Цветовая динамика. Цветовая динамика- это отношение нарастания , усиления какого-то качества цвета.«Цветовая динамика», т. е. целенаправленная цветовая окраска помещений есть только часть практической цветопсихологии, одним из источников которой является учение Гёте о цвете. Если физик интересуется цветами спектра, которые он связывает с определенной длиной световых волн, то практик — цветом различных тел.В практике цветовая окраска тел оценивается следующим образом: 1.Основные цвета — это желтый, синий, красный, т. е. те, из которых теоретически могут быть составлены все остальные цвета. Смешение этих трех основных цветов в определенных отношениях всегда даст бесцветность, т. е. серый цвет. 2. Составные цвета первой степени — цвета, полученные смешением двух основных цветов. Это, например, оранжевый, получаемый от смешения желтого и красного; фиолетовый —, получаемый от смешения красного и синего. 3. Составные цвета второй степени — цвета, образованные путем смешения составных цветов первой степени. Это, например, красно-бурый, получаемый от смешения оранжевого и фиолетового; серо-синий — от смешения фиолетового с зеленым; цвет охры — от смешения зеленого с оранжевым и т. д. «Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета—-желтый, синий и красный (рис. 1). В построенный по этим вершинам круг вписывается такой же равносторонний, но перевернутый треугольник. На вершинах второго треугольника располагаются составные цвета первой степени. Оба треугольника вместе образуют вписанный шестиугольник. На таком круге, на противоположных его точках, соединенных на рисунке тонкими тройными диаметрами, будут, следовательно, взаимно противостоять два цвета, один из которых — основной и другой — составной первой степени. Эти цвета мы называем противоположными, или дополнительными цветами. Каждая цветовая пара противоположных состоит всегда из трех основных цветов. Таким образом в каждой цветовой паре представлен весь цветовой круг. 2.Цвет и цветовое воздействие. Понятие цвета применяется собственно для обозначения самого цветового пигмента или материала, которые поддаются физическому и химическому определению и анализу.Цветовое видение, возникающее в глазах и в сознании человека, обладает своим содержанием и смыслом. Однако глаза и мозг могут прийти к четкому различению цвета лишь с помощью сравнений и контрастов. Значение и ценность хроматического цвета могут быть определены лишь с помощью его отношения к какому-либо ахроматическому цвету — черному, белому или серому, или же по его отношению к одному или нескольким другим хроматическим цветам. Восприятие цвета, в противоположность к его физико-химической реальности, является реальностью психофизиологической.Психофизиологическая реальность цвета и есть именно то, что я называю цветовым воздействием. Цвет как таковой и цветовое воздействие идентичны только при гармоничном созвучии. Во всех других случаях цвет мгновенно приобретает измененное, новое качество. Приведем здесь несколько примеров.Известно, что белый квадрат на черном фоне будет казаться более крупным, чем черный квадрат такой же величины на белом фоне. Белый цвет излучается и выходит за свои пределы, в то время как черный ведет к сокращению размеров занимаемых им плоскостей.Светло-серый квадрат кажется темным на белом фоне, но тот же светло-серый квадрат на черном воспринимается светлым. На рисунке 58 желтый квадрат дан на белом и на черном фоне. На белом фоне он кажется темнее, производя впечатление легкого нежного тепла. На черном же становится чрезвычайно светлым и приобретает холодный, агрессивный характер.На рисунке 59 красный квадрат изображен на белом и на черном фоне. На белом красный цвет кажется очень темным и ослабленным. Но на черном тот же красный становится светлым и интенсивным.Если синий квадрат изобразить на белом и черном фоне, то на белом он будет выглядеть темным, глубоким цветом, а окружающий его белый станет даже более светлым, чем в случае с желтым квадратом. На черном же фоне синий цвет посветлеет и приобретет яркий, глубокий и светящийся тонЕсли серый квадрат изобразить на ледяном синем и на красно-оранжевом фоне, то на ледяном синем он станет красноватым, в то время как в окружении красно-оранжевого — синеватым. Разница становится весьма заметной, если эти композиции рассматривать одновременно.Когда цвет и впечатление от него (его воздействие) не совпадают, цвет производит диссонирующее, подвижное, нереальное и мимолетное впечатление. Факт превращения материальной данности формы и цвета в виртуальную вибрацию дает художнику возможность выразить то, чего нельзя передать словами.Приведенные примеры могли бы быть рассмотрены и как проявление симультанности. Возможность симультанных превращений заставляет нас при работе над цветовой композицией начинать с оценки действия цвета и затем уже в соответствии с этим думать о характере и размерах цветовых пятен.Если тема произведения идет от первого эмоционального толчка, то и весь процесс формообразования должен быть подчинен этому первоначальному и основному чувству. Если главным выразительным средством является цвет, то композиция должна начинаться с определения цветовых пятен, которые определят и ее рисунок. Тому, кто начинает с рисунка, а затем добавляет к линиям цвет, никогда не удастся достичь убедительного и сильного цветового воздействия. Цвет обладает собственной массой и силой излучения и придает плоскости иную ценность, чем это делают линии. 3.Контрасты теплого и холодного. На первый взгляд может показаться странным отождествлять ощущение температуры со зрительным восприятием цвета. Однако опыты показали разницу в 3-4 градуса в субъективном ощущении тепла или холода в мастерских, окрашенных в сине-зеленый цвет, и мастерских, окрашенных в красно-оранжевый. В сине-зеленом помещении рабочие жаловались на холод при температуре 15е C, в то время как в красно-оранжевом помещении они начинали жаловаться на холод лишь при температуре 11-12° C. Научные исследования показали, что сине-зеленый цвет понижает импульс кровообращения, в то время как красно-оранжевый его стимулирует. Возвращаясь к цветовому кругу, мы видим, что желтый цвет — самый светлый, а фиолетовый — самый темный. Это значит, что эти два цвета образуют самый сильный контраст света и темноты. Под прямым углом к оси «желтый — фиолетовый» расположены «красно-оранжевый» и «сине-зеленый», которые являются двумя полюсами контраста холода и тепла. Красно-оранжевый, или сурик — самый теплейший, а сине-зеленый, или окись марганца — самый холодный цвет. Обычно желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый, красный и красно-фиолетовый принято называть теплыми цветами, а желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый, синий, сине-фиолетовый и фиолетовый — холодными, но подобная классификация легко может ввести нас в заблуждение. Совершенно так же, как полярности белого и черного представляют собой самый светлый и самый темный цвет, а все серые тона только относительно светлы или темны в зависимости оттого, контрастируют ли они с более темными или светлыми тонами, так и сине-зеленый и красно-оранжевый как полярности холода и тепла всегда холодные и теплые, в то время как промежуточные цвета, расположенные между ними, могут быть холодными или теплыми только в зависимости оттого, контрастируют ли они с более теплыми или холодными цветами. Характер холодных и теплых цветов можно было бы представить в таких сопоставлениях: холодный — теплый; теневой — солнечный; прозрачный — непрозрачный; успокаивающий — возбуждающий; жидкий — густой; воздушный — земной; далекий — близкий; легкий — тяжелый; влажный — сухой. Эти различные способы проявления контраста холода и тепла говорят о его огромных выразительных возможностях, позволяющих добиться большой живописности и особой музыкальности общей атмосферы произведения. Контраст холодного и теплого можно считать самым «звучащим» среди других цветовых контрастов. Благодаря ему открывается возможность с помощью цвета передать высшую музыку небесных сфер. Грюневальд использовал этот контраст и для создания цветовой основы «Хора ангелов», и в колористическом решении двух других сцен Изенхеймского алтаря с изображением ангелов, окружающих на небесах Бога-отца, в композиции с Марией, и в сцене Воскресения Христа. Грюневальд обращался к этому контрасту тогда, когда хотел передать ощущение божественного начала. Когда Моне перешел к пейзажной живописи, он перестал писать свои картины в мастерской и посвятил себя пленэру. Он интенсивно начал изучать зависимость состояния ландшафта от меняющихся цветовых отношений в различные времена года, дня и в разную погоду. Он стремился запечатлеть в своих картинах мерцание света в воздухе и испарениях горячей земли, световое преломление света в облаках и в поднимающемся тумане, многообразные рефлексы, идущие от спокойной глади воды и волн, игру света и тени в кронах деревьев. Он пронаблюдал, что локальные цвета предметов в зависимости от их освещенности или погруженности в тень и от рефлектирующих со всех сторон цветовых лучей приобретают пятнистость, которая основана прежде всего на варьировании теплых и холодных цветов, нежели просто светлых и темных. В пейзажах Моне наконец-то было преодолено традиционное для живописи использование только контраста светлого и темного, его место отныне занял контраст теплого и холодного.Импрессионисты открыли, что холодный синий цвет неба и воздуха постоянно контрастирует с теплыми оттенками солнечного света, выполняя роль теневых цветов. Очарование картин Моне, Писсарро и Ренуара заключается зачастую именно в необыкновенной игре модуляций холодных и теплых цветов.Примерами использования контраста холодного и теплого могут служить Витражи Шартрского собора (XII в.); «Хор ангелов» в Изенхеймском алтаре Маттиаса Грюневальда (1475-1528), Кольмар, Музей Унтерлинден; «Мулен де ля Галетт» Огюста Ренуара (1841-1919), Париж, Музей Орсэ; «Лондонский парламент в тумане» Клода Моне (1840-1926), Париж, Музей Орсэ; «Яблоки и апельсины» Поля Сезанна (1839-1906), Париж, Музей Орсэ. 4.Что такое цвет,определите его роль в жизнедеятельности человека. Понятие «цвет» имеет два смысла: оно может относиться как к психологическому ощущению, вызванному отражением света от некого объекта (оранжевый апельсин), так и быть однозначной характеристикой самих источников света(оранжевый свет). В первом случае речь идёт о субъективно воспринимаемом цвете, зависящем от множества параметров, во втором — исключительно длине волны наблюдаемого излучения. Соответствие объективной длины волны субъективному цветовому ощущению может варьироваться, поэтому свет с одинаковой длиной волны может восприниматься как разные оттенки цвета. Все увеличивающееся использование цвета, в сочетании с постоянно растущей конкуренцией между фабриками, ищущими новые способы повышения уровня своих продаж, привело к значительному развитию в области психологии цвета. Мы видим мир цветным, а потому цвета оказывают огромное влияние на нашу психику, на наше восприятие окружающей действительности. В зависимости от того, какого цвета наше имя, а так же от того, продукты каких цветов мы предпочитаем, мы можем реагировать на цвета совсем не так, как наши близкие и друзья. Однако с точки зрения психологии цвета каждый оттенок все-таки наделен определенными, свойственными только ему, способностями влиять на человека. Цвета очень влияют на наше настроение. В зависимости от того, в какой стране мы живём, у нас зарождается субъективное восприятие цвета, так называемое «культурное». Даже в рамках отдельно взятой страны «смысл» цветов изменялся с течением времени. Сегодня психологи способны выявить несколько универсальных истин о цвете и о его влиянии на наше настроение. Цвет – это свет, к такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон. Это естественнонаучный, физический феномен, связанный со свойством предметов излучать и отражать световые волны определенной части спектра. Но, не смотря на сугубо физическую природу, цвет имеет огромное влияние на нашу эмоциональную жизнь. Цвета никого не оставляют равнодушным. Они оживляют, наполняют и обогащают мир вокруг и внутри нас. Никто не может к цвету относиться нейтрально. Как только мы видим цвет, в нас сразу же возникают определённые чувства: симпатия или антипатия, принятие цвета или напряжение, успокоение или раздражение. Воздействуя на чувства, цвета влияют на восприятие, могут улучшить или ухудшить настроение, способны очаровать нас и даже манипулировать нашим сознанием и поведением. Это свойство цвета основано на так называемой генетической, или видовой памяти человека. Цвет становится средством воздействия на состояние человека, вызывая различные чувства и эмоции. Например, цвет может поднять настроение и активизировать энергию, успокоить и расслабить, поднять или снизить умственную активность, усилить интерес или наоборот мешать сосредоточиться. Как только мы поймём все оттенки цветовых сигналов, мы сможем не только расшифровать их, но и сознательно ими манипулировать. Мы можем пользоваться сочетанием и значением цветов для формирования определенного впечатления и получения желаемой реакции, а также для регуляции собственного психологического и даже физического (физиологического) состояния. Рассмотрим символические характеристики основных цветов: красный цвет символизирует полноту жизни и жизненную энергию, наделяет силой и уверенностью. Оранжевый – тёплый и энергичный цвет, он считается радостным, праздничным, цветом изобилия и молодости. Жёлтый – это цвет солнечного света, приводит чувства в движение, освобождает от негатива, который подрывает уверенность в своих силах, стимулирует умственную активность. Зелёный – цвет лугов и лесов, олицетворяет мягкость и умиротворённость, уравновешенность и естественность. В силу того, что зеленый объединяет нас с природой, он помогает нам быть ближе друг к другу. Этот цвет расслабляет и успокаивает. Таким образом, цвет – это представление жизни человека во всех проявлениях его сознания. Он раскрывает все грани человеческого существования в пределах созидания и разрушения, определяет ментальность живших в прошлом и живущих в современном мире людей, отношение человека к бытию, к самому себе, к окружающим людям и явлениям, которые предстают перед человеком в результате внутренних изменений бытия и его собственного сознания.Цвет – это логика, психология, философия и эстетика существования человека, это внешнее свойство любого явления, которое призывает постичь тайны сознания человека и бытия. 5.Символика цвета. |