Главная страница

Цветоведение_ответы_1-40. Развитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время


Скачать 310.22 Kb.
НазваниеРазвитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время
АнкорЦветоведение_ответы_1-40.docx
Дата14.05.2018
Размер310.22 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаЦветоведение_ответы_1-40.docx
ТипДокументы
#19214
страница1 из 5
  1   2   3   4   5

  1. Развитие теории цвета: древнейшие времена

  2. Развитие теории цвета: средние века

  3. Развитие теории цвета: настоящее время

  4. Трехтоновая ахроматическая композиция. Способы создания выразительности.

  5. Трехтоновые ахроматические композиции. Статика, динамика, равноступенность, контрастность.

  6. Цветовые закономерности композиции.

  7. Теория изобразительных возможностей тона. Тон и светлота, насыщенность, контраст. Ахроматические цвета.

  8. Главный цветовой круг. Хроматические цвета. Главные и дополнительные цвета.

  9. Цветовое тело. Теория Освальда.

  10. Общие сведения о цвете. Смешение цветов. Контрасты.

  11. Иллюзорные свойства цветов.

  12. Пропорциональное отношение площадей.

  13. Построение гармонических сочетаний родственных цветов.

  14. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов.

  15. Особенности построения гармонических сочетаний контрастных цветов.

  16. Характеристика психологического воздействия различных цветосочетаний.

  17. Характеристика психологического воздействия основных цветов.

  18. Закономерности взаимодействия цвета и линейной формы.

  19. Цвет и ограждающие поверхности.

  20. Взаимодействие цвета и объемной формы.

  21. Взаимодействие цвета и функции.

  22. Язык цвета: фиолетовый, пурпурный, синий.

  23. Язык цвета: красный, белый, черный.

  24. Язык цвета: серый, коричневый.

  25. Язык цвета: зеленый, желтый, оранжевый.

  26. Естественный свет и его влияние на цвет.

  27. Искусственный свет и его влияние на цвет.

  28. Гармония цветовых рядов: простейшие гармонические системы.

  29. Цветовые ряды насыщенного колорита.

  30. Цветовые ряды разбеленного колорита.

  31. Цветовые ряды ломаного колорита.

  32. Цветовые ряды классического колорита.

  33. Цветовые ряды зачерненного колорита.

  34. Особенности цветовой композиции при искусственном освещении.

  35. Способы акцентирования направлений внутри пространства картины.

  36. Форма и цвет. Выразительные характеристики квадрата, треугольника, круга.

  37. Степень общего психофизического воздействия цвета.

  38. Цвет в композиции. Человек и цветовая среда. Оправданная мера цветности.

  39. Цвет на светлом фоне, на черном фоне.

  40. Особенности построения однотоновых композиций.


1. Развитие теории цвета: древние времена

Первобытное - делали росписи в пещерах (изредка использовались также желтая и коричневая краски).

Красный - кровь и «чистую» / «нечистую» пищу (мясо), убийство, здоровье, жизнь, радость.

Белый – благо, чистоту, главенство (власть), пищу (растительную), охотничью доблесть, мудрость, плодовитость, возмужание (созревание), поминание предков.

Черный – зло, неудачу, страдание, болезнь, колдовство, смерть, ночь.

обряды и процедуры, связанных с добыванием пищи, рождением детей, врачеванием и т.д., они пользуются цветом и красками как своего рода языком.

Североамериканских индейцев основой мироздания - число четыре. С каждой стороной света связан определенный цвет:

юг – белый (мир, счастье),

восток – красный (успех, торжество),

запад – черный (смерть),

север – синий (поражение).

Древние народы Востока вместе с развитием искусства развивалась и цветовая система.

В древнем Китае - помимо четырех сторон света выделяется еще центр земли. И каждому из этих чисел соответствуют времена года, вещества, небесные тела и мифические животные:

1 – зеленый (синий) – весна – дерево – восток – Юпитер – Дракон,

2 – красный – лето – огонь – юг – Марс – Феникс,

3 – белый – осень – металл – запад – Венера – Тигр,

4 – черный – зима – вода – север – Меркурий – Черепаха,

5 – желтый – конец лета – земля – центр – Сатурн.

В древнем Египте – красный, желтый, зеленый - (культ Осириса – умирающего и воскрешающего бога—злака), синий, белый, черный. Все они широко применялись в художественных ремеслах, росписях дворцов, богатых жилых домов, гробниц.

В античной Греции - четырьмя стихиями (вода, воздух, огонь, земля). Им соответствуют четыре основных цвета: черный, белый, красный и желтый (цвет охры). Остальные цвета образуются смешением этих главных.
2. Развитие теории цвета в средних веках

белый, черный,красный, желтый, зеленый, синий.

цветовая система расширяется и усложняется.

монотеистическими религиями – буддизмом, христианством и исламом, сменившими прежние языческие религии. Божество отождествляется со светом – максимально светоносный,

  1. белый – главный.

  2. отблеск божественного сияния – желтый (золото), красный (огонь, солнце) и синий (небо, место обитания божества).

  3. цвета «земные» связанные с нижней сферой мира: зеленый (цвет растений, пищи, воспроизводства жизни (надежды, молодости)). В культуре ислама зеленый цвет настолько ценим и значим, что его поместили даже на небеса.

«черный» - цвет ямы (могилы), преисподней и Антихриста.

фиолетовый (лиловый), который близок к синему, но хранит в себе отблеск красного.5.

  1. Цвета «погасшие», в которых нет отблеска света, совершенно не ценятся в средневековой культуре и составляют как бы антисистему. Это «серый» и «коричневый», а также все выцветшие, неопределенные или слишком сложные цвета.

В эпоху Возрождения появляется новый принцип классификации цветов, который исходит не из мифологии и религии, а из практики живописи, которая изучает и воспроизводит реальную действительность. Создателем новой цветовой системы был Леонардо да Винчи (1452-1519), считавший, что основных цветов шесть: красный, желтый, зеленый, синий, белый и черный. Они совпадают с названием красок, составляющих полную палитру живописца. Вместе с тем и все многообразие цветов в природе сводилось к этим основным цветам и их смесям.

3. Развитие теории цвета в настоящее время

В 17 веке возникла теория цвета - научной или современной. Ньютон. Основных 7 цветов. Создал пурпурный. Цветовой круг. (красный-оранжевый-желтый-зеленый-голубой-синий-фиолетовый)В 17 веке работал один из замечательнейших цветоводов Роже де Пиль. Разработал учебник по живописи. Создал определённые цветовые системы, 2 цветовых круга. (оранжевый-огненно красный-карминово красный-фиолетовый-синий-зеленый-желтый) (зеленый-желто зеленый-желтый-желто оранжевый-оранжевый-красно оранжевый-огненно красный-карминово красный-фиолетовый-сине фиолетовый-синий-голубой).В 19 веке ученый Грассман усовершенствовал круг (упростил), ввел пурпурный цвет, 8-ми ступенный цветовой круг. (красный-оранжевый-жолтый-зеленый-голубой-синий-фиолетовый-пурпурный).Американский ученый Манселл ввёл ещё 2 цвета: желто-зеленый и зелено-голубой. 10-ти ступенный цветовой круг. (красный-оранжевый-желтый-желто зеленый-зеленый-зелено голубой-голубой-синий-фиолетовый-пурпурный).

Последний круг оказался более удобным, т.к. цвета в нем взаимно-дополнительные.В России круги с 8-ми и 24-мя цветами (каждая часть из 8-ми частей была утроена).Цвета могут быть созданы не только при помощи сложения цвета, но и при помощи свойств зрения (стремление к смешиванию дополнительных цветов).В конце 18- начале 19 века ученый Гете сделал вывод, что глаз по природе своей стремится к цельности и единству, полноте впечатлений. В ответ на какое-либо одностороннее раздражение глаз создает противоположное. Расположив напротив друг друга дополнительные цвета Гете сделал свой круг. (к-о-ж-з-с-ф). Так же был создан треугольник: его вершины — ксж, а его стороны — озф.Путем смешения главных цветов попарно получаем вторичные цвета, потом можно получить 12-ти ступенчатый ряд.Французский колорист Шеврель в 19 веке построил 72-х ступенчатый круг, образованный из круга Гете. Такое разложение было очень полезным для художника Немецкий художник Рунге в начале 19 века разработал цветовой шар, объединил хроматические и ахроматические цвета (на «экваторе» шара хроматические насыщенные цвета, вверху белый, внизу черный, смешение по вертикали с белым и черным)В 1916 Оствальд разработал более простую систему восприятия цветов, создал два конуса. В 1931 была стандартизирована колористическая система (МКО — международная комиссия по освещению) на основе цветового треугольника КЗС, дающего при оптическом смешении все цвета и белый, такая система требует знаний в математике, служит для точного воспроизводства цвета.

4. Трехтоновая ахроматическая композиция. Способы создания выразительности

Необходимым условием для полного проявления возможности ахроматических композиций надо считать наличие трех тонов.

Три сопоставимые величины – три контраста между тремя ахроматическими тонами – нужны для того, чтобы создать у зрителей впечатление взаимосвязанности этих величин.

Трехтоновость обеспечивает читаемость композиции, конструктивность.

эмоциональная выразительность ахроматических композиций: В то же самое время эти условия определяют и основные направления построения трехтоновых композиций.

  1. светлотный диапазон ахроматических тонов: меняются общее тональное состояние композиции и ее эмоциональное воздействие.

полный светлотный диапазон - большой контрастностью и напряженностью, они наиболее активны и экспрессивны, особенно когда серый цвет сдвинут в сторону белого цвета или черного

светло-серый - характеризуются легкостью, мягкостью, воздушностью, большая обобщенность, цельность тонального состояния, более спокойное эмоциональное звучание

средне-серый - спокойны, сдержаны, лишены динамической напряженности тональных напряжений, полнее всего реализуют идею статики.

темно-серый - затемненностью, сумрачностью, суровостью. Светлотные контрасты - сдержанны. Такие композиции способны вызывать чувство грусти, ощущается настроение драматизма и трагедийности.

  1. взаимодействие светлотных тонов (или светлотный контраст тонов): отношение серого тона к белому и черному или серого к самому светлому и самому темному.

  2. пропорциональное отношение площадей, занимаемых каждым тоном: характеризовалось определенностью.

Это может достигаться двумя способами:

А) принцип одинаковости - все три тона занимают зрительно одинаковые площади - тонально статична, наиболее уравновешена.

Б)Принцип соподчинения 50%/32%/18% - близкое к пропорциям золотого сечения.

5.Трехтоновые ахроматические композиции. Статика, динамика, равноступенность, контрастность.

Ахроматические цвета (бесцветные) – белый, серый и черный – не имеют цвета и отличаются друг от друга только по светлоте. Между самым белым и самым черным глаз человека способен различать до 300 ахроматических оттенков. Если сравнить между собой белый цвет бумаги, гипса и белил, то окажется, что одни из них светлее, чем другие. К ахроматическим цветам относятся лишь чисто белые, чисто серые и чисто черные цвета. Цвет, имеющий самый незначительный и трудно улавливаемый красноватый, синеватый или какой-либо другой оттенок, уже будет являться хроматическим цветом

С помощью применение трехтоновости можно добиться выразительности в композиции. Гармония полного светлотного диапазона = Белый + Ср.серый + Черный.

Сочетание равного количества этих цветов – статичной

Изменение соотношений цветов: 50%(доминирующий цвет), 32%(подчиненный), 18%(акцент, оживляющее пятно) - гармоничная композиция… Используя различные сочетания 3-х ахроматических цветов, можно создавать композиции разного характера, впечатления…

graphic1

Закон пропорциональности в трехтоновых композициях проявляется в 2-х направлениях: 1) он утверждает неравенство контрастов тонов и выражает тем самым идею статичности. 2) он утверждает неравенство этих тонов и тем самым выражает идею динамики. Условий, от которых зависит эмоциональная выразительность ахроматических композиций около трех. 1.а) светлотный диапазон ахромат тонов (равноступенчатый ряд : Б,С,Ч) в котором может учавствовать 2 крайних цвета (Ч и Б) и какой-нить серый. б) от Б до ср. серого тона. в) от ср. серого до Ч; + без Б и Ч 2.взаимодействие светлотных тонов или светлотных контрастов: реализ в любом диапазоне, решающее значение имеет отношение серого тона к Б и Ч, или серого к самому светлому и к самому темному. 3. пропорциональное соотношение площадей занимаемых каждым тоном.

Равноступенность – ахроматический ряд, который содержит определенное число ступеней в равной степени отличающихся одна от другой по светлоте.

6. Цветовые закономерности композиции./Виды закономерности:

1 форма- непосредственное соприкосновение цветовпри четко- различимой границей м/д ними.(выделяет ха-р членения пов-ти, саму форму, очертания, рисунок и величину цв. пятен)

2 форма – при соприкосновении цветов с размытой границей(переход от одного цвета к другому через промежуточные градации)

3 форма – соприкосновение цветов с разделяющим контуром, как в цветных витражах

4 форма – соприкосание фигуры и фона с четкой или размытой границей м/д ними на плоскости или в пространстве.

5 форма – загораживание др. друга цветными плоскостями, расположен. Параллельно от зрителя на разном расстоянии (иллюзия глубинности, стиль барокко – обманки, амфелады)

6 форма – соприкосновение цветов не имеющих общей границы, но воспринимаемых в пределах угла зрительного охвата (растяжка)

7 форма – соприкосновение цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих в поле зрения (хар-ны для восприятия отдельных помещений, кот. зрительн. Память фиксирует как отдельный образ (голубая комната.) )

8 форма– особые виды сопоставлений, вызывающие эффект оптического смешения светов:

а) равномерное чередование цв. Точек в печати (техника пуантелизма в живописи)

б) чередование параллельно – развернутых цветных линейных форм и интервалов, либо тонких близко расположенных цв. линий

в) переплетение мелкий разноцветных сеток (ткань, обои)

Вывод: при помощи специально подобранных соотношений можно все цветовые Эл-ты удержать в одной плоскости или создать впечатление криволинейности, лишить форму объемности, а плоскость превратить в объем.
7. Изобразительнве возможности тона. Тон и светлота, насыщенность, контраст. Ахроматические цвета

цвета ахроматические и цвета хроматические.

ахроматическими цветами называются те цвета, которые не имеют цветового тона и отличаются один от другого только по светлоте.

Для определения цвета исполняется система психофизических характеристик. Это:

Цветовой тон – качество цвета позволяющее дать ему название, измеряется длинной воны преобладающего в спектре данного цвета изучения. Ахроматические цвета не имеют светового тона.

Тон: имеет два значения:

- цветовой строй художественного произведения, его гамму (теплую, холодную, сиренево-зеленоватую и т.п.). Именно в таком значении художники часто употребляют понятие «тон» при характеристике живописных произведений.

- тон может определять светлотные отношения в произведении.

светлотного взаимодействия цветов - возможности выражения различных эмоциональных состояний: от спокойного сдержанного до экспрессивного.

Светлота – степень отличия данного цвета от белого или черного.

Максимальной светлотой обладает белый цвет, минимальной - черный. Некоторые цвета изначально являются светлыми - (например, желтый). Другие, наоборот, темнее (синий).

Насыщенность – это интенсивность определенного тона, то есть степень визуального отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического (серого) цвета.отличие от серого при определенной яркости освещения. на бумаге, снижение при добавлении белых, серых, черных красок, дополнительного цвета.

всякое противопоставление двух свойств, контраст - это кажущееся изменение цвета по светлоте (светлотный контраст) или цветовому тону (хроматический контраст) в зависимости от окружения.Последовательный – когда переводишь взгляд с цвета на цвет. Одновременный - Изменение светлоты или цветового тона предмета в зависимости от окружения

хроматические – цветовой тон,светлоту,насыщенность.

Перегрузка с цветами –переутомление

ахроматические – отличаются по светлоте.

Безразличие,вялость,спокойствие.

8.Главный цветовой круг. Хроматические цвета. Главные и дополнительные цвета.

Главный цветовой круг разработан Шугаевым. В основу построения гл.цв.кр. положены четыре цвета – желтый, синий, красный, зеленый. Все они являются нейтральными , поскольку каждый из них не содержит в себе никаких примесей других главных цветов. Располагаются в цветовом круге пары главных цветов ( желтый-синий, красный-зеленый) на концах двух взаимно перпендикулярных диаметров. Следовательно они являются контрастными и дополнительными (если при оптическом смешении дают ахроматический цвет)
Если взять цветовой круг ,построеный на основе главных цветов , расположив их по вершинам диаметров, то между ними образуются промежуточные цвета, полученные путем смешивания главных

Главный цветовой круг является системой цветовых кругов, каждый из которых состоит из 24 цветовых тонов, по существу представляет собой проекцию цветового конуса на плоскость. Средний круг главный –составлен из цветов наибольшей насыщенности. Два внутренних круга состоят из тех же цветовых тонов но с постепенно убывающей насыщенностью. Два наружных круга по сравнению с основным характеризуются постепенным затемнением цветовых тонов. Каждый из 24 цветовых тонов состоит из пяти светло-теневых градаций. Подобный однотоновый ряд можно получить , если постепенно примешивать к любому хроматическому цвету белый или черный цвет.

Цветовой круг служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины цветовых контрастов и контрастных гармоний многочисленных цветосочетаний.

На основе цветового круга можно выделить четыре основных группы гармонических сочетаний:
- однотоновые гармонические сочетания;
- гармонические сочетания родственных цветов;
- гармонические сочетания родственно-контрастных цветов;
- контрастных и дополнительных цветов.
Цветовой круг построен на контрастных парах (красный - зеленый, желтый - синий), или на четырех основных цветах, находящихся на концах диаметров круга. Между основными цветами находятся растяжки промежуточных цветов (от желтого до красного, от красного до синего, от синего до зеленого, от зеленого до желтого).

Хроматический цвет- излучение (в пределах видимого спектра), воспринимаемое с цветным оттенком. Любые цвета, за исключением ахроматических, которые дополнительно характерезуются цветностью или определенными значениями цветового тона и насыщенности.
Для хроматических цветов используют следующие характеристики: цветовой тон, насыщенность и светлота. Цветовой тон определяет оттенок цвета, который можно приравнять к спектральным цветам. Понятие цветового тона более всего связано с названиями цветов. 
Глаз человека может различать около 200 цветовых оттенков
Цвета могут вызывать различные эмоциональные состояния: радовать, печалить, давать ощущение вкуса, тепла или холода, создавать впечатления малого или большого пространства, легкости или тяжести и т. д. 
Наиболее распространены две группы ассоциаций: физические (температурные, весовые, пространственные, акустические) и эмоциональные (положительные, нейтральные, негативные).
К хроматическим цветам применима характеристика «веса» цвета. К «легким» цветам относят светлые, холодные цвета, к «тяжелым» – цвета земли: темные, теплые, коричневые, умбристые и серые. Цвет может вызывать и вкусовые ассоциации
  1   2   3   4   5


написать администратору сайта