Главная страница
Навигация по странице:

  • 10.Общие сведения о цвете. Смешение цветов. Контрасты.

  • 11. Иллюзорные свойства цветов

  • 12. Пропорциональное отношение площадей

  • 13. Построение гармонических сочетаний родственных цветов

  • 14. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

  • 15. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов

  • Цветоведение_ответы_1-40. Развитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время


    Скачать 310.22 Kb.
    НазваниеРазвитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время
    АнкорЦветоведение_ответы_1-40.docx
    Дата14.05.2018
    Размер310.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦветоведение_ответы_1-40.docx
    ТипДокументы
    #19214
    страница2 из 5
    1   2   3   4   5

    9.Цветовое тело. Теория Освальда.

    Цвет - ощущение ,возникающее в результате взаимодействия физических и психофизических явлений.

    Взаимосвязи основных характеристик цвета в виде 2 конусов.

    Ось конусов – ахроматическая ось с цветами ахроматического ряда(белый-чёрный)

    Основание конусов – цвета максимальной насыщенности.

    Все цвета одного цветового тона,находящиеся в плоскости соответствующего треугольника образуют теневой ряд соответствующего цвета.один тон,отличающийся светлотой и насыщенностью.

    Все цвета, расположенные по образующим конусов, по мере приближения к вершинам постепенно или осветляются, превращаясь в конечном счете в белый,или затемняются –чёрный.

    Следует заметить, что при затемнении хроматического цвета насыщенность убывает значительно меньше, чем при его осветлении. Внутри плоскости треугольника, представляющего собой теневой ряд соответствующего цвета, находятся все прочие цвета этого цветового тона с различными добавлениями к нему ахроматических смесей. Два рассмотренных одинаковых конуса, соединенных основаниями, - это так называемое замкнутое цветовое тело, которое было предложено Оствальдом.

    Оствальд составил альбом, содержащий таблицы 24 спектральных цветов, включая и пурпурные. Для каждого цвета он дал восемь ступеней светлоты и насыщенности. Любой цветовой тон с его вариациями по светлоте и насыщенности располагается в составленном из 36 квадратов соответствующем равностороннем треугольнике. В его вершинах находятся хроматический, белый и черный цвета, а по сторонам - ступени от хроматического цвета до белого, от белого до черного и от черного до хроматического. Все 24 однотоновых треугольника в совокупности представляют собой общую картину хроматических и ахроматических цветов, их различных светлот и насыщенностей.

    10.Общие сведения о цвете. Смешение цветов. Контрасты.

    смешение цветов:

    1. Пространственное(оптическое смешение цветов)-появление промежуточного цвета.чем меньше расстояние между точками и точек,тем явственней эффект.воспринимается цвет сложным,богатым.(на белый экран 2 луча)

    Цвета,при смешении которых получается ахроматический цвет-взаимодополняемы.

    1. Вычислительное – наложение красок одна на другую (2 стекла)

    Контраст: кажущееся изменение цвета по светлоте или цветовому тону в зависимости от окружения. выраженная противоположность.средство гармонизации – объединяет противоположности в единую систему)

    В сочетании со светотенью – пространственная глубина.

    Одновременный –изменение светлоты или цветового тона предмета в зависимости от окружения

    Последовательный – ощущение вызываемое вторым цветом зависит от того каким был первый.

    краевой – пограничные места соприкасающихся цветовых пятен кажутся изменившимися сильнее чем сами пятна.

    - Цветовое пятно никогда не воспринимается отдельно от окружения.

    - С увеличением расстояния между плоскостью и зрителем ослабляет свое контрастное действие, а на большом расстоянии превращается в однотонно окрашенную поверхность.

    Четкая граница повышает силу воздействия тонового контраста,расплывчтая-понижает.

    Контраст вызывает иллюзии.

    11. Иллюзорные свойства цветов

    Цвет иллюзорен и изменчив и зависит от зрительного восприятия. На особенности восприятия влияют: окружающая обстановка , освещение, соседство других цветов, местоположение в пространстве, площади, расстояние до наблюдателя, времени воздействия на него и др. Одинаковый цвет стен, пола и потолка выглядит по разному, отдельная поверхность также не воспринимается однотонной из-за положения источника света. Прямой солнечный свет и рассеянный свет создают различное впечатление от поверхностей одинакового цвета. Цвет способен вызвать иллюзии, подменяя действительное ощущение кажущимся: подчеркнуть объемность или превратить в плоскую форму, выделить или растворить в пространстве, утяжелить легкую форму и облегчить тяжелую, вызвать ощущение теплоты, холода, сухости или влаги.

    1. Освещение существенно влияет на восприятие цвета. При ярком солнце теплые тона воспринимаются хуже, чем при пасмурной погоде, так как на солнце глаз различает меньше оттенков. При дневном освещении мы лучше воспринимаем красные тона, в вечернее время - голубые, синие. С наступлением сумерек сначала "теряется" красный цвет, потом "гаснет" желтый, затем зеленый. А синий цвет, наоборот, как бы зажигается, становится ярче.
    2. Все цвета можно подразделить на "легкие" и "тяжелые". Если на первом плане размещены темные тона, то возникает ощущение стабильности. А если на первом плане светлые, а дальше темные, то возникает ощущение неустойчивости.
    3. Восприятие цвета на светлых и темных фонах. На темном фоне синие цвета как бы удаляются, а на светлом фоне он будет казаться ближе. Цвет на фоне контрастного (см. цветовой круг) воспринимается более насыщенным. Темные тона на темном фоне теряются, светлые на светломи размываются.
    4. Желтый и голубой цвета как бы приподнимает поверхность, разливаются по ней, этим они подавляют все цвета, находящиеся рядом и уменьшают их восприятие. А темно-синий и фиолетовый наоборот - они как бы понижают поверхность и опускаются сами.
    5. На восприятие цвета влияет также и расстояние с которого мы его видим. На расстоянии 10-50 метров воспринимаются все оттенки. С расстояния свыше 50 метров и до 300 метров хорошо различаются цвета. А дальше 500 метров мы различаем лишь цветовой фон.

    Восприятие цвета зависит от возрастных предрасположений, от индивидуального чувства цвета.
    Несмотря на иллюзорные свойства цветов, относительно их восприятия, человеческое зрение обладает способностью правильно оценивать подлинный цвет, величину, объем и форму цветового пятна - константность восприятия цвета. Иначе было бы трудно визуально составить правильное впечатление о предмете.

    Вывод: Цвет обладает иллюзорными свойствами и дает возможность создавать пространственные, весовые, температурные иллюзии.
    12. Пропорциональное отношение площадей

    Эмоциональная выразительность композиции зависит от некоторых условий, одним из которых является пропорциональное соотношение площадей, занимаемых каждым тоном (еще светлотный диапазон и контрастный диапазон).

    Очень важно, чтобы пропорциональное отношение площадей, занимаемых каждым тоном, характеризовалось определенностью. Это может достигаться двумя способами:

    - отношение площадей строится на принципе одинаковости, т.е. все три тона занимают зрительно одинаковые площади. В данном случае композиция тонально статична, наиболее уравновешена.

    - Отношение площадей строится на принципе соподчиненности. Необходимо, чтобы разница в площадях, занимаемых каждым тоном, была четко воспринимаемой. Например, такое распределение, когда один тон занимает примерно половину всей площади, другой - примерно одну треть (32%) и третий - примерно 18%. Обеспечивает ясное соотношение этих площадей, тональную собранность; по существу мы имеем здесь отношение, близкое к пропорциям золотого сечения. Практически решение композиции при динамическом соотношении площадей приводит к трем вариантам: композиции на сером фоне, композиции на светлом фоне и композиции на темном фоне.
    В целом же контраст одного из тонов с двумя другими по светлоте в сочетании с контрастом рисующего цвета по отношению к двум другим по площади обеспечивает наиболее сильное динамическое состояние композиции. Наоборот, сближение площадей, занятых тремя различными тонами, в значительной мере стимулирует статическое состояние композиции. Следует помнить, что из перечисленных трех условий, определяющих выразительные возможности трехтоновых композиций, наиболее активным и действенным является взаимодействие светлотных тонов, или светлотный контраст тонов. Это взаимодействие способно привести композицию в статическое уравновешенное состояние (равноступенный контраст цветов) или придать ей динамическую направленность (неравноступенный контраст цветов).


    13. Построение гармонических сочетаний родственных цветов

    Рассмотрим основной фактор цветовой гармонии - равновесие цветовых тонов.

    - Два родственных цвета могут быть уравновешены равным количеством присутствующего в них одного из главных цветов, т.е. в одинаковой мере могут быть желтоваты, зеленоваты и т.д.

    - Гармонизация родственных цветов возможна при условии ослабления насыщенности главных или других цветов либо уменьшения их активности путем затемнения. Например, чтобы родственные цвета (чисто желтый и желто-красный) стали гармоничными, необходимо ослабить насыщенность желтого смесью белого в таком количестве, сколько в желто-красном красного цвета.

    - Гармоничные сочетания родственных цветов неактивны, спокойны, мягки, особенно если цвета слабо насыщены и сближены по светлоте. 

    К родственным цветам в цветовом круге относят все промежуточные цвета, включая один из главных цветов, их образующих. Главные цвета, расположенные рядом, не являются родственными, но каждый из них по отношению к промежуточным цветам, примыкающим к нему, может рассматриваться как родственный. Таким образом, родственные цвета объединяет между собой наличие в них примесей двух или хотя бы одного из главных цветов.

    В цветовом круге имеются 4 группы родственных цветов: желто-красные, желто-зеленые, сине-красные и сине-зеленые.

    Гармонии родственных цветов основываются на наличии в них примесей одних и тех же главных цветов.

    Отличие цветов основывается не столько разницей цветовых тонов, сколько наличией примесей белого и черного цвета, что способствует гармонизации цветов. Под цветовой гармонией подразумевается цветовое равновесие, т.е. соотношение цветов, при котороых они не кажутся чуждыми один другому. Речь идет о зрительном равновесии одного из главных цветов, входящих в состав двух сопоставляемых цветов.

    Уравновесить один из главных цветов можно лишь при условии изменения (уменьшения) насыщенности того цвета, в котором главный содержится больше. Следовательно гармония, уравновешенность связана с изменением насыщенности и изменением светлотных отношений.

    Не случайно сочетание родственных цветов одинаковой насыщенности – явление редкое. Композиции, построенные по этому принципу, хотя и смотрятся броско, но характеризуются некоторой грубостью колорита. Чаще на практике встречаются затемненные или высветленные насыщенности родственных цветов.

    Важнейшим условием гармонизации цветов являются пропорции площадей, занимаемых сочетаемыми цветами, форма этих площадей. Более точная гармонизация выбранных цветов осуществляется путем добавления или уменьшения примесей белого и черного в выбранных цветах с одновременным изменением их количества по площади.

    14. Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов

    Сочетания родственно-контрастных цветов представляют самый обширный вид цветовой гармонии.

    В системе цветовых рядов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные, желто-зеленые, холодные сине-зеленые, сине-красные, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего существует четыре группы родственно-контрастных цветов.

    Первая группа: желто-красный и желто-зеленый. Имеется некоторое количество общего чистого желтого. Одновременно присутствует в желто-красных цветах красный, а в желто-зеленых – зеленый – контрастный и дополнительный красному цвет.

    Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью. Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются на цветовом круге на концах вертикальной и горизонтальной хорд. Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов. Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов.

    В каждой триаде цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющего контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

    Другой вид гармонических сочетаний трех цветов – два родственно-контрастных цвета и третий цвет – главный – объединяет два первых цвета.

    Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

    Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному или вертикальному диаметру).

    Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета. Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагоналям прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными.

    15. Гармонические сочетания контрастных и дополнительных цветов

    Гармоническая уравновешенность цветовых тонов может быть обусловлена похожестью, родственностью их по цветовому тону (родственные цвета) или, наоборот, известной противоположностью, несходством их цветовых качеств (родственно-контрастные цвета). В таких сочетаниях цвета не связывает никакая степень родства, они расположены в противоположных четвертях цветового круга.

    Гармоничность дополнительных цветов уравновешивается их противоположными антагонистическими качествами.

    Поскольку дополнительные и контрастные цвета обладают наиболее полярными свойствами, их гармонические сочетания характеризуются наибольшей активностью, напряженностью и динамичностью. Для построения гармонического сочетания контрастных цветов следует сначала выбрать исходный цвет, затем по цветовому кругу приблизительно определить соответствующий ему контрастный цвет. Один цвет (исходный) лучше взять предельно насыщенным. Кроме того, рекомендуется цвета брать сближенными по светлоте (активный светлотный контраст снимает цветовую напряженность). Третий цвет в сочетании может быть определен из теневого ряда любого из контрастирующих цветов.

    При гармонии контрастных и дополнительных цветов можно добавлять к обоим цветам или одному из них ахроматический цвет (белый или черный).

    16. Характеристика психологического воздействия различных цветосочетаний.

    Человек всегда воспринимает сложную цветовую среду - психологически воздействуют не отдельные цвета, а их сочетания.

    степень такого воздействия зависит: от степени активности или пассивности каждого цвета, от величины контраста между цветами, от соотношения цветов по всем их характеристикам. Воздействие цветовых сочетаний складывается под влиянием сходства или противопоставления сочетаемых цветов, то есть цветового контраста. Влияние это может выявлять любое эмоциональное состояние или нейтрализовать его.

    Большие контрасты – вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности, взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. Поэтому очень важно определить меру противопоставления, так как опасность пестроты, крикливости или резкости сочетания очень вероятны.

    Если построить равноступенный ряд очень активного цвета к пассивному при большом контрасте между начальным и конечным элементами ряда, то такой ряд будет постепенно ослаблять возбуждение и наоборот.

    Последовательно воспринимаемый переход от возбуждающих цветов к угнетающим, от ярких к темным, от чистых к тусклым, от теплых к холодным, от тяжелых к легким, в целом динамичный, может создавать затухающее или возрастающее эмоциональное напряжение. Возбуждающее действие теплых сочетаний, как более активных значительнее, чем холодных. Они более заметны и лучше фиксируются в памяти.

    Малые контрасты образуют однообразные, спокойные, малоактивные, вызывающие чувство единства сочетаний.

    Малый контраст по светлоте дает менее заметным членение плоскости, усложняет восприятие объема формы.

    Малый контраст по цветовому тону придает вид мягких соотношений, но при сочетании активных цветов, не ослабляет активности их воздействия (красный с красно-оранжевым), при сочетании пассивных цветов может вызвать угнетающее впечатление.

    Психофизиологическое воздействие при определенных условиях может иметь место и его можно целенаправленно применять. Психологическое воздействие парных и многоцветных сочетаний наряду с контрастностью соотношений определяется преобладающим цветом. Дополнительный цвет в парном сочетании является вспомогательным, усиливающим действие основного цвета.

    Сочетание

    светло-зеленого и синего вызывают чувство пассивности и холода;

    желтого и красного – радости;

    красного с золотым – торжественности, значимости;

    красного и синего – динамичности;

    красного и фиолетового – беспокойства;

    красного и желто-зеленого – активности;

    желтого и желтовато-зеленого - свежести;

    желтого и синевато-зеленого – успокоенности.

    При сочетании различных цветовых тонов, равных по светлоте, необходимо вводить белый или черный разделяющий контур для усиления воздействия сочетаний и выявления формы цветовых пятен.

    Действие сочетаний хроматических цветов с ахроматическими при разных светлотных контрастах отличается значительной активностью.

    Сочетание

    красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее;
    красного и серого – строгое;

    красного и белого – дисгармоничное;

    желтого и черного – броское;

    желтого и белого – вялое, мягкое, неброское;

    синего и черного – мертвенное;

    синего и белого – прохладное, чистое;

    синего и серого – строгое.

    При сочетании хроматических цветов с ахроматическими особо важно соблюдать светлотный контраст. Иначе такие сочетания (желтый и белый, синий и черный) могут утратить выразительность.

    В отношении трех и четырех цветовых сочетаний можно ограничиться общим указанием, что в них всегда должен доминировать один цвет, а одна вспомогательная группа должна объединять все остальные.

    Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый рядом с холодным кажется еще теплее. Холодный в сопоставлении с еще более холодным теплее, а с менее холодным становится еще холоднее. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, располагаясь над легким вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.

    Степень воздействия или восприятия цветосочетаний зависит от возрастных предпочтений, развития у человека чувства цвета, его цветовой восприимчивости, свойств характера и даже настроения в данный момент. Немалую роль играют новизна, необычность впечатления.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта