Главная страница
Навигация по странице:

  • 35. Способы акцентирования направлений внутри пространства картины

  • 36. Форма и цвет. Выразительный характеристики квадрата, треугольника, круга

  • 37. Степень общего психофизиологического воздействия цвета

  • 38. Цвет в композиции. Человек и цветовая среда. Оправданная мера цветности

  • Оправданная мера цветности

  • 39. Цвет на светлом фоне, на черном фоне

  • 40) Однотоновые гармонические сочетания

  • Цветоведение_ответы_1-40. Развитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время


    Скачать 310.22 Kb.
    НазваниеРазвитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время
    АнкорЦветоведение_ответы_1-40.docx
    Дата14.05.2018
    Размер310.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦветоведение_ответы_1-40.docx
    ТипДокументы
    #19214
    страница5 из 5
    1   2   3   4   5

    34. Особенности цветовой композиции при искусственном освещении
    При освещении лампой накаливания: 
    Тёплые цвета – красный, оранжевый, жёлтый – светлеют; тёплый зелёный – не изменяется
    Холодные цвета – зелёный, голубой, синий, фиолетовый – темнеют; тёмно-синий => чёрный; светло-жёлный => белый.
    Сочетание жёлтый+голубой при воздействии света может выглядеть, как жёлтый+зелёный. 
    Таким образом, свет влияет на цвет и на цветосочетания. Изменение освещения может разрушить ощущение. 
    Когда окна интерьера выходят на север, северо-восток – мы должны применять тёплые тона, чтобы компенсировать холодную голубизну освещения. 
    При ориентации окон на юго-запад, юг, юго-восток – нужно вводить холодную гамму. Чтобы ослабить нежелательную теплоту прямого солнечного света. 
    Тёплые тона – жёлтые очень темнеют при недостаточном освещении, а красные – ещё больше. 
    Холодные тона – синий, голубой – кажутся светлее. 
    При чрезмерном насыщении светом многие цвета теряют свет, насыщенность, яркость (например фиолетовый. Гораздо менее подвержен изменениям Красный цвет). 
    Необходимо учитывать:
    1) преимущественное освещение интерьера (дневн., иск., дн.+иск.);
    2) при дневном освещении необходимо учитывать характер источника света 
    (прямые, рассеянные лучи);
    3) при искуственном освещении – учитывать вид источника света;
    4) интенсивность освещения;
    5) направленность света;
    6) рефлексы, возникающие под воздействием насыщенной краски;
    7) присутствеи цветного света;
    8) недопустимость использования труднодопустимых сочетаний, особенно при 
    искуственном освещении;
    Цветной свет:
    Любые окрашенные поверхности уступают окраске с помощью цветного света. Источники цветного света могут быть естественные и искуственные. Естественные – отражённые лучи, витражи. Искуственные – плафон.
    Белые (серые) поверхности окрашиваются в цвет, освещающего их света. 
    Красн.поверхность+красн.освещ.=>насыщение;
    Красн.поверхность+зел.освещ.=>ахроматизируются;
    Главная задача введения цветного света – поиск соответствия цветности освещения и образа интерьера.

    35. Способы акцентирования направлений внутри пространства картины

    Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины

    1. горизонтальные,

    2. вертикальные,

    3. диагональные

    4. круговые или их сочетания.

    Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл.

    -"Горизонтальное" - подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину.

    - "Вертикальное" является полной противоположностью "горизонтальному" и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости.

    - "Диагональные" направления создают движение и развивают пространство картины в глубину. На грюневальдовском "Воскресении" диагональное расположение одеяний отрывает наш взгляд от горизонтально построенного переднего плана и уводит его вверх, погружая в созерцание сияющего торжества. Живописцы эпохи Барокко с помощью диагоналей добивались в своих фресках иллюзий глубокой перспективы. Эль Греко, Лисе и Маульпертш, используя в своих работах контрасты направлений в движении цвета и форм и отдавая предпочтение диагональным мотивам, достигали особой экспрессивной выразительности. Китайские живописцы наряду с вертикальными осями сознательно использовали и движение по диагонали, чтобы уводить взор зрителя в глубины ландшафта, причём эти диагонали часто терялись в заоблачных далях. Кубисты использовали диагональные ориентации и треугольники с совершенно иными целями усиления впечатления рельефной глубины работ.

    - «Круг», принадлежащий к "циркульным" формам, заставляет зрителя концентрировать своё внимание и одновременно вызывает ощущение движения. Превосходным примером кругового движения может служить композиционное решение облаков в картине Альтдорфера "Победа Александра", которое повторяет и усиливает динамику батальной сцены.
    Тициан во многих своих картинах использовал контрасты светлых и тёмных тонов как в горизонтальных, так и в вертикальных направлениях. В связи с чем этот его приём стал называться "формулой Тициана". С этой же целью он размещал в композиции фигуры в диагональном или круговом движении. Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении тёмных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная "конфигурация", свой образ. Его можно считать "симультанным", ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера. С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу своё определённое положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине ещё и дополнительных систем порядка и
    разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяет людей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют её собственный внутренний порядок.
    Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы. Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых "перемещений". Красный и зелёный цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

    36. Форма и цвет. Выразительный характеристики квадрата, треугольника, круга

    Форма так же, как и цвет, обладает своей «чувственно-нравственной» выразительностью. В любой цветовой композиции выразительные качества формы и цвета должны действовать одновременно, то есть форма и цвет должны поддерживать друг друга.

    Как для трех основных цветов – красного, желтого и синего, так и для трех основных форм – квадрата, треугольника и круга должны быть найдены присущие им выразительные характеристики.

    Квадрат, характер которого определяется двумя горизонтальными и двумя вертикальными пересекающимися линиями одинаковой длины, символизируют материю, тяжесть и строгое ограничение. Такими прямыми углами и прямыми сторонами очень сложно выразить движение. Все формы, построенные на горизонталях и вертикалях, носят характер уквадраченных форм, включая сюда крест, прямоугольник, меандр и их производные.

    Квадрату соответствует красный цвет, как цвет матери. Тяжесть и непрозрачность красного цвета согласуется со статикой и тяжелой формой квадрата.

    Форма треугольника возникает из трех пересекающихся прямых. Его острые углы кажутся агрессивными. К треугольным причисляются все формы диагонального характера, как, например, ромбы, трапеции, зигзаги и их производные. Треугольник – символ мысли и его невесомый характер соответствует светло-желтому цвету.

    Круг – это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определенной точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжелому, напряженному чувству неподвижности, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно. Он создает чувство отдыха и ослабление напряжения. Круг – символ постоянно-подвижной духовности. В Древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрономическим символом солнца является круг с точкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы и их производные. Непрерывному движению круга соответствует синий цвет.

    В целом можно сказать, что квадрат это символ неподвижной матери, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг – вечное движение духа. Если для цветов второго порядка попытаться подыскать соответствующие им формы, то для оранжевого это будет трапеция, для зеленого - сферический треугольник, а для фиолетового – эллипс.

    Подчиненность определенного цвета соответствующей ему форме предполагает некий параллелизм. Там, где цвет и форма согласованы в своей выразительности, их воздействие на зрителя удваивается. Картина, воздействие которой определяется главным образом цветом, должна строиться на подчинении формы цвету, а картина, в которой художник придает главное значение форме, в своем цветовом решении должна идти от формы. Субъективное отношение к цвету применимо и к форме. Каждому человеку в соответствии с его конституцией присуще предпочтение определенным формам. И неслучайно графологи обстоятельно исследуют связи между формами почерка и личностью.

    .

    37. Степень общего психофизиологического воздействия цвета

    Психологи уже давно начали изучать цвет. То, на что мы часто не обращаем особого внимания, служит для них предметом серьезных исследований. Обычно человек видит не цвета и не игру света и тени, а определенные предметы, воспринимая их как сумму ощущений. Психологическая особенность восприятия окружающей среды состоит именно в том, что оно всегда отражает не отдельные свойства или черты, а вещи, предметы, явления в совокупности их признаков. Мы различаем не цвета различного цветового тона, светлоты, чистоты, но видим цвет стен, мебели, драпировки во всем многообразии их свойств, формы, величины, положения в пространстве, фактуры, светотени. Цвет сам по себе влияет на душевное состояние человека, способен вызвать те или иные чувства. Такое восприятие, непосредственно связанное с ощущением, называют чувственным, или эмоциональным тоном ощущения. Но чувство, эмоциональный тон цветового ощущения – это субъективное переживание, личное отношение к данному цвету или сочетаниям цветов. Сила воздействия одного цвета на разных людей неодинакова, она зависит от настроения, характера, восприимчивости и многих других субъективных факторов. Однако, несмотря на субъективный характер цветовосприятия, многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что одни и те же цвета и сочетания цветов вызывают у людей аналогичные или близкие эмоциональные реакции. Это говорит об общности их психологической трактовки. Таким образом, есть основание считать психологическое воздействие цвета в значительной степени объективным фактором, а следовательно, и средством композиции.Эмоциональное восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим его характером, ассоциациями им вызываемыми, и его социально обусловленной символикой.

    -Степень общего психофизиологического воздействия цвета характеризуется количеством цвета, зависящим от цветового тона, насыщенности, светлоты, площади цветной поверхности, расстояния осмотра и расположения цвета: сверху, снизу или сбоку. Степень воздействия больших поверхностей чистого или насыщенного цвета зависит от продолжительности восприятия.

    Таким образом, количество цвета одновременно выступает и как средство композиции, и как закономерность соотношения различных свойств в пределах одного цвета.


    38. Цвет в композиции. Человек и цветовая среда. Оправданная мера цветности

    С древнейших времен цвет является для человека неисчерпаемым источником эмоциональных ощущений и эстетических переживаний. Без цвета мы не можем представить себе окружающий нас мир. Большую часть познаний о мире мы получаем, воспринимая цвет, который еще на заре цивилизации служил средством информации, символом определенных понятий и являлся украшением.

    Сейчас трудно назвать область человеческой деятельности, где бы ни использовался цвет. Использование цвета является показателем развития культуры общества.

    Цвет оказывает влияние на условия жизни человека, облегчая ее и усложняя. Поэтому, стремясь сделать цвет союзником, необходимо создавать цветовую гармонию той среды, в которой обитает человек: это и окрашенное определенным образом пространство, предметы обихода, и одежда, и продукты питания, и освещение. Даже звукам люди придают те или иные цветовые характеристики.

    В художественной деятельности активно проявляется тенденция выведения цвета за границы привычного применения: в изобразительном искусстве, театре, прикладном искусств. Цвет широко применяется в фотографии, кино, телевидении (чего не было на заре возникновения этих видов искусства), в музыке часто используется цветовая окраска звучания, в медицине стали использовать цветовое эмоциональное воздействие цвета на человека. Активно цвет стал использоваться и в компьютерных технологиях.

    Неисчерпаемые возможности цвета успешно используются в архитектуре и ландшафтном проектировании.

    Своеобразный характер использования цвета в виде цветовых плоскостей, красочных орнаментальных композиций, монументально-декоративных росписей, а также те или иные предпочтения в цветовых сочетаниях оформились в различные эпохи и явились основой различных стилей. Изучая особенности человеческого глаза, ученые выяснили, что глаз способен различать около десяти тысяч цветовых оттенков, которые могут давать нашим чувствам определенную направленность. С разным цветом у людей всегда связаны различные представления, цвет может ассоциироваться с нашим самочувствием и настроением.Многие понятия окрашены цветом. Мы часто употребляем такие выражения, как «средь бела дня», «черная неблагодарность», «серые будни», «смотреть на жизнь сквозь розовые очки», «радужные мечты», «тоска зеленая» и т.п. Все эти выражения несут в себе определенные чувства, настроения. Цвет способен вызвать у нас раздражение, чувство радости, покоя, уныния, печали. Например, зеленый цвет успокаивает, красный является раздражителем, фиолетовый вызывает ощущение печали. Цвет часто выступает в значении символа, эстетических переживаний и как средство обозначения возраста. Примером может служить красный цвет, означающий - красивый, молодой, например, красна девица, красный молодец, Красная площадь. Мы ведь никогда не скажем: красный старик. Еще пример: «молодо-зелено». Зеленый цвет – символ незрелости.Обобщая вышесказанное, можно выделить главное: цвет – это жизнь, и мир без красок представляется нам мертвым. Цвета являются изначальными понятиями.

    Природа цвета может изучаться с различных позиций.

    Так, физики исследуют энергию электромагнитных колебаний и сущность световых частиц, которые несут свет; возможности разложения белого цвета при его призматическом рассеянии. Они изучают смешение цветного света, спектры различных элементов, частоту колебаний и длину различных цветовых волн.

    Измерение и классификация цвета также принадлежит области физических измерений.Химики изучают молекулярную конституцию цветных минералов или пигментов, проблемы их устойчивости к выцветанию, растворители, связующие вещества и изготовление синтетических красителей. В настоящее время химия красок охватывает широкую область промышленных исследований и производства.Развитие химии красок, моды, цветной фотографии вызывают живой интерес к цвету, значительно утончая чувство цвета у многих людей.Однако современный интерес к цвету часто носит визуально-материальный характер и игнорирует смысловые и духовные переживания. А ведь цвет и излучаемая им сила, энергия, действуют на нас положительно или отрицательно, независимо от того, сознаем ли мы это или нет. Старые мастера, создававшие свои произведения, использовали цвет для создания мистической атмосферы. И действительно, цвет должен переживаться не только зрительно, но и психологически, и символически.

    Современные психологии интересуются проблемами влияния цветового воздействия на нашу психику и душевное состояние. Символика цвета, его субъективное восприятие и различное к нему отношение являются важными темами изучения психологов.

    Физиологии изучают различные действия света и цвета на наш зрительный аппарат – глаза и мозг, их анатомические связи и функции. При этом изучение вопросов приспособления глаза к свету и темноте, хроматического видения занимают очень важное место.

    Живописцы, желающие постичь эстетическую сторону воздействия цвета, также должны владеть знаниями в области физиологии цвета. Наибольшее значение для создания художественного образа имеют отношения между цветовой реальностью и цветовым воздействием, между тем, что воспринимается глазом, и тем, что возникает в сознании человека. Оптические, эмоциональные и духовные проявления цвета в искусстве живописи взаимосвязаны.

    Эффекты разнообразного воздействия цвета и возможность управлять им являются основой эстетического учения о цвете. При этом проблемы субъективного восприятия цвета оказываются очень важными в художественном воспитании, искусствоведении, архитектуре, также для художников, работающих в области рекламы, моды, дизайна.

    Оправданная мера цветности

    Под мерой цветности будем понимать количество различных цветов и их оттенков, присутствующих на картине, в интерьере, в пейзаже и т.п.

    Чистый лист бумаги или стены, равномерно покрытые одной краской, не несут практически никакой информации - глаз быстро привыкает к единственному цвету и просто перестает его замечать. Поэтому монохромными называют изображения, интерьеры, пейзажи в том случае, когда на однородном фоне имеется «рисунок» другого цвета. Примерами монохромной живописи могут служить техника ГРИЗАЙЛЬ (однотонная живопись любой, но единственной, краской), а также японская техника СУМИ-Э (рисунок тушью на рисовой бумаге).Обычно же художники пользуются не одной, а бóльшим количеством красок, создавая полихромные произведения. Чем больше красок использовано, тем больше мера цветности.

    Мера цветности зависит от многих условий. Отношение людей к цвету носит сложный характер. Предпочтение полихромии (многоцветие) или монохромности (одноцветие) определяется кроме факторов психофизиологического воздействия также и социальным укладом жизни, географическими особенностями, национальными традициями и т.д.Наука о цвете все цветовые впечатления делит на две четко различающиеся группы – хроматические и ахроматические цвета. Хроматические цвета имеют цветовой тон, светлоту и чистоту (красные, оранжевые, желтые, зеленые и пр.). Ахроматические цвета различаются только по светлоте (белые, серые, черные).

    Не касаясь субъективных цветовых предпочтений, зависящих от особенностей психики, возраста, характера занятий, производственной среды и многого другого, можно с уверенностью утверждать, что хроматичность или относительная ахроматичность интерьера или окружающей среды весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние.

    Бесцветность и цветовая монотонность вызывает ощущение безразличия и вялости: неорганизованное многоцветие хаотично, беспорядочно и утомительно: чистые, сильно насыщенные цветовые тона при известных условиях активно воздействуют на разные стороны психики. На детей бесцветность, блеклость, серость действует угнетающе. Они уже в раннем возрасте испытывают чувство радости от светлого, цветного и яркого окружения. Для них особенно важна новизна цвета, частая смена цветовых впечатлений. Взрослые люди постоянно испытывают потребность в нормальной цветовой нагрузке. Научно доказана необходимость непрерывного притока информации, в том числе и цветовой. Иначе возникает цветовое голодание. Оно часто наблюдается в Заполярье с его скудностью красок и долгой зимой, в местностях с бедной растительностью и с серым колоритом ландшафта, в бесцветном монотонном интерьере.

    Однако иногда ахроматическая окраска бывает оправданной и даже необходимой. Так, она является идеальным фоном для зрительного восприятия произведений живописи, ковров, гобеленов, живописных и ткацких мастерских. Другая крайность – изобилие хроматических цветов. Цветовая перегрузка (например, интерьера) нередко способствует снижению чувствительности и цветовому переутомлению. Не следует забывать, что адаптация человека к нервным перегрузкам, вызванным современными условиями жизни, протекает не просто, часто сопровождается негативными последствиями. Поэтому расширение эмоционального раздражителя, связанного с многоцветием, требует осмотрительности. Достигая при помощи цвета высокой степени эмоционального напряжения, допустимую меру не следует нарушать. Оправданная мера требует комплексного решения конкретной задачи. Не следует забывать, что и нормальную цветовую нагрузку разные люди воспринимают по-разному, иногда пассивно, подсознательно, как обычное, а потому не привлекающее внимания явление.

    В других случаях люди с развитым чувством цвета в кажущейся обыденности обнаруживают для себя богатство цветовых образов, поэзию цветосветовых сочетаний, способы радоваться таким неожиданным находкам. Здесь мы имеем дело с активным эмоциональным восприятием цвета. Есть много других особенностей восприятия и воздействия нормальной цветовой нагрузки. Однако независимо от этого цветовая нагрузка при всей своей относительности нужна для всех и может при необходимости сознательно регулироваться.

    39. Цвет на светлом фоне, на черном фоне

    Пространственное воздействие цвета может зависеть от различных факторов. В самом цвете есть силы, способные выявлять глубину. Это происходит за счет контраста светлого и темного, а также возможностей изменения насыщенности цвета и площади его распространения.

    Помимо этого изменения пространственных ощущений можно добиться с помощью диагоналей и возможных пересечений.

    Когда шесть цветов – желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий и зеленый расположены на черном фоне, один возле другого без интервалов, то совершенно явно видно, что светлый желтый цвет кажется выступающим, а фиолетовый погружается в глубину черного фона. Остальные цвета образуют промежуточные ступени между желтым и фиолетовым.

    При использовании белого фона впечатление глубины меняется. Фиолетовый выталкивается белым фоном. И кажется выступающим вперед, в то время как желтый цвет удерживается белым фоном в качестве «близкого и родственного». Эти наблюдения доказывают, что для оценки впечатления глубины общий цвет фона также важен, как и отдельный цвет.

    Все светлые тона на черном фоне будут выступать вперед в соответствии со степенью их светлоты. На белом фоне впечатление будет обратное: светлые тона останутся на уровне белого фона, а темные постепенно выступают вперед. Что касается холодных и теплых цветов одинаковой светлоты, то теплые цвета будут выступать вперед, а холодные стремиться в глубину.

    40) Однотоновые гармонические сочетания
    – сочетание теневых рядов, близко к ахроматической гармонии. Отличие заключается в том, что в хроматических – в основе один цветовой тон, и контрастируют эти цвета только по светлоте и насыщенности. Общий цветовой тон придаёт однотоновым сочетаниям цветов спокойный, уравновешенный характер. Когда сопоставляемые цвета одинаково отстоят один от другого, сочетание представляет собой гармонию равноудалённого контраста. Такое сочетание вызывает ощущение особого покоя и стабильности. Если же цвета отделены друг от друга разными интервалами, то контраст по светлоте и насыщенности выражается сильнее. Динамические отношения между цветами вносят в композицию элемент активности и напряжённости. + %-ное соотношение площадей
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта