Главная страница
Навигация по странице:

  • 18. Закономерность взаимодействия цвета и линейной формы

  • 19. Цвет и ограждающие поверхности

  • Полихромия, взаимодействуя с объемной формой, может

  • 21 Взаимозависимость цвета и функции.

  • 22 Язык цвета; фиолетовый, пурпурный, синий.

  • 23 Язык цвета: красный, белый, черный.

  • Цветоведение_ответы_1-40. Развитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время


    Скачать 310.22 Kb.
    НазваниеРазвитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время
    АнкорЦветоведение_ответы_1-40.docx
    Дата14.05.2018
    Размер310.22 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЦветоведение_ответы_1-40.docx
    ТипДокументы
    #19214
    страница3 из 5
    1   2   3   4   5

    17. Характеристика психологического воздействия основных цветов

    Психологи уже давно начали изучать цвет. То, на что мы часто не обращаем особого внимания, служит для них предметом серьезных исследований. Цвет сам по себе влияет на душевное состояние человека, способен вызвать те или иные чувства. Такое восприятие, непосредственно связанное с ощущением, называют чувственным, или эмоциональным тоном ощущения. Но чувство, эмоциональный тон цветового ощущения – это субъективное переживание, личное отношение к данному цвету или сочетаниям цветов. Сила воздействия одного цвета на разных людей неодинакова, она зависит от настроения, характера, восприимчивости и многих других субъективных факторов.

    Однако, несмотря на субъективный характер цветовосприятия, многочисленные отечественные и зарубежные исследования показывают, что одни и те же цвета и сочетания цветов вызывают у людей аналогичные или близкие эмоциональные реакции. Таким образом, есть основание считать психологическое воздействие цвета в значительной степени объективным фактором, а следовательно, и средством композиции.

    Эмоциональное восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим его характером, ассоциациями им вызываемыми, и его социально обусловленной символикой.

    Степень общего психофизиологического воздействия цвета характеризуется количеством цвета, зависящим от цветового тона, насыщенности, светлоты, площади цветной поверхности, расстояния осмотра и расположения цвета: сверху, снизу или сбоку. Степень воздействия больших поверхностей чистого или насыщенного цвета зависит от продолжительности восприятия.

    Если цвет способен вызывать те или иные эмоции, то они могут передаваться в искусстве своеобразным цветовым выражением.

    Наука делит все цвета на две группы. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие.
    Светлый, чистый, насыщенный красный цвет на больших плоскостях возбуждает нервную систему, учащает дыхание и пульс, активизирует мускульную систему и побуждает к движению, выражает энергию, страсть, горячность, оживление, веселье. Воспринимается как теплый, сухой, выступающий, волевой и жизнеутверждающий цвет. Наиболее пригоден в качестве активного цвета. Однако при длительном воздействии становится кричащим, громким, слишком возбуждающим, утомляет, вызывает депрессию, нервозность и раздражительность, следующие за первоначальным возбуждением.

    Кроваво-красный цвет связан с чувством тревоги и опасности. Яркий оранжево-красный цвет ассоциируется с огнем и пламенем, теплом и уютом. Это самый активный цвет спектра.

    Пурпурно-красный (смесь красного с фиолетовым) – тяжелый, связан издавна с представлением о величии, монументальности, торжественности. Ему приписывают изысканность и претенциозность. В сочетаниях, например, с темно-серым и черным приобретает угнетающий, мрачный и даже устрашающий характер. Раздражающее влияние может быть ослаблено понижением чистоты, светлоты и насыщенности либо одновременным повышением светлоты и понижением насыщенности. Затемненный и менее насыщенный, он подчеркивает материальность, вещественность, прочность формы. При переходе в коричневый красный цвет утрачивает свою активность тем более, чем меньше он ощутим в коричневом. Разбеленный до розового, красный цвет прекращает раздражать, но сохраняет способность вызывать положительные эмоции.

    Оранжевый цвет – промежуточный между красным и желтым – обладает особенностями обоих, сохраняя ослабленную активность красного, привлекая внимание, сильно выступая. Он кажется теплым, уютным, сухим. В определенных соотношениях с желтым цветом создает праздничное настроение. При большом количестве цвета и на больших плоскостях становится кричащим и назойливым.

    Чистый, средне насыщенный желтый цвет слегка возбуждает, но не раздражает нервную систему. Он воспринимается выступающим, светлым, легким, теплым, сухим. Вызывает хорошее, бодрое, веселое, радостное, праздничное настроение. Он символизирует солнечный свет и тепло. Затемнение или ослабление насыщенности заметно меняет эмоциональный тон этого цвета.

    Желтый. Создает веселость, способствует обаятельности, преданности, ясности ума, порождает скромность, освобождает от проблем.

    Тепло-зеленый цвет спокойный, пассивный. Голубой – легкий, прохладный, влажный, тихий, спокойный.

    Зелено-голубой, голубой, синий – холодные цвета, действующие успокаивающе, иллюзорно расположенные в пространстве дальше своего действительного положения. Сильно насыщенный синий цвет может подавлять.

    Перечисленные характеристики разных цветов нельзя объяснить только ассоциациями. Здесь играют роль особенности раздражения органов чувств и многие другие факторы.

    Фиолетовый цвет средней светлоты и насыщенности очаровывает, вызывает двойственность, слабость, меланхолию, опьянение, создает впечатление терпкого запаха.

    Черный цвет стен в операционной оптимизирует условия работы хирурга, но вызывает шок у больного. Здесь цвет воспринимается как мрачный, устрашающий, траурный. Но если взять черный цвет автомашины, который отражает цветовое окружение, сияя облаками, то он не кажется мрачным.


    18. Закономерность взаимодействия цвета и линейной формы

    Линейные формы отличаются протяженностью и преобладанием длины над шириной и толщиной.

    Вертикальная линия – ощущение стремления вверх. (ракета, дерево, фонтан)

    Горизонтальная линия – слабое пассивное движение или покой. (горизонт)

    Характер линейного движения – равномерный: глаз не встречает препятствий и скользит вдоль линии.

    Диагональ – пассивнее вертикали, активнее горизонтали. Ощущение борьбы, преодоление пассивности. Тем сильнее, чем больше приближена к вертикали. 2 типа диагонали: правая (из левого нижнего в верхний правый) и левая. Правая – более стремительная и эмоциональная (привычка читать слева направо). При рассмотрении левой диагонали мы ощущаем сползание и остановку в конце. Диагональ подъема и диагональ падения.

    Изогнутая линия – более сложные ощущения – неравномерность движения. Плавные участки воспринимаются спокойно и быстро, резкие требуют остановки. Изогнутая диагональная линия вызывает ощущение борьбы – сила тяжести и сила подъема.

    Ломаная – сложное ступенчатое действие. Объединает вертикали и горизонтали. Может вызвать разные ощущения.

    Линейные формы могут быть созданы только цветом – рамки, бордюры. Могут быть самостоятельным элементом либо выражать особенности других форм.

    Большое композиционное значение имеет собственно линия как след сопряжения ограждающих поверхностей или как общая граница различных по цвету плоскостей.

    Главные структурные особенности линейных форм — протяженность, непрерывность и целостность—хорошо выражает и подчеркивает единый цвет, выбираемый в соответствии с цветом и светлотой фона.

    В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по светло-то и цветовому тону при сопоставлении двух или нескольких форм или в отношении фона. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб.

    Вообще роль цветного контура следует подчеркнуть особо. Он применяется прежде всего там, где приходится преодолевать вялость сочетаемых цветов при близости их цветовых тонов, светлот или насыщенности, делать их более определенными.

    Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу. Воздействие черной контурной линии тем значительней, чем она толще.

    Светлый контур на темном фоне выглядит иначе, чем темный на светлом фоне. Цветные контуры должны быть толще черных, так как в противном случае они будут менее различимы, чем последние, особенно при их слабой насыщенности.

    Выявляя цветом линейные элементы можно подчеркнуть ритмичность и масштабность интерьера. Чрезмерность пересекающихся линейных элементов - назойлива.

    19. Цвет и ограждающие поверхности

    Все многообразие поверхностей можно разделить на: плоскостные, выпуклые и вогнутые. Характер поверхности влияет на восприятие цвета.

    С помощью цвета можно многими способами членить поверхность, иллюзорно изменяя этим ее вид.

    Членение плоскости наиболее активно при сильном светлотном контрасте.

    Активность членения возрастает, если большой светлотный контраст сопровождается контрастами по цветовому тону, насыщенности, чистоте и фактурности.

    Однако не только цвет влияет на восприятие формы поверхности, но и сама эта форма влияет на восприятие цвета и цветосочетаний.

    Один и тот же цвет на плоскостях различного очертания воспринимается по-разному и разное выражает.

    При одинаковых площадях и одинаковом цвете нескольких плоских фигур наиболее контрастными с цветным фоном будут восприниматься фигуры с самым большим периметром.

    Два одинаковых квадрата светло-голубой и темно-коричневый - невозможно уравновесить из-за их резко различных «весовых» характеристик. Но если коричневый квадрат заменить ровной по площади линейной формой или расчленить его на несколько мелких форм, то это станет вполне возможным.

    Гармонический по светлоте или по цветовому тону ряд из одинаковых по площади и по форме прямоугольников гораздо целостнее, чем ряд из различных фигур - квадрата, круга, треугольника и т.п. Здесь целостность цветов ослаблена отсутствием целостности форм. Однако и в этом случае цвет все же влияет на объединение различных форм.

    Если несколько форм, лишенных единства, окрасить в один цвет, может возникнуть впечатление некоторого их объединения. Среди различных форм будет выделятся их цветовая общность.

    Если нарастание цветового напряжения в равноступенном ряду сопровождается ритмическим нарастанием форм, целостность ряда возрастает.

    В цветовом решении необходимо учитывать величину цветовой поверхности, ее влияние на восприятие цвета, а также восприятие ее размеров и иных свойств в зависимости от цвета. Малые цветовые поверхности в этом отношении относительно «безопасны», большие - порождают проблемы.

    Из двух равных по площади плоскостей светлая будет восприниматься в своих действительных размерах, очень темная будет казаться меньше их. Темный насыщенный и фактурный цвет зрительно «утяжеляет» плоскость, делает ее меньше. Крупные членения, воспринимаемые на расстоянии, уменьшают плоскость, мелкие - увеличивают.

    описание: graphic3

    20. Взаимодействие цвета и объемной формы

    Объемная форма, в зависимости от соотношения ее трех измерений, так же как и пространство, может быть статичной или динамичной. Трехмерность объемной формы в отличие от трехмерности пространства создает представление о массе, о количестве вещества, заключенного в данном объеме, о тяжести и т. п.

    Здесь, как и в других формах, цвет либо подчеркивает характерные особенности формы, либо исправляет ее недостатки, либо деформирует ее в мере, диктуемой, общим решением. Например, куб — форма, олицетворяющая объемность и массу. Поэтому его нельзя решать в легких или прозрачных материалах, в бесфактурных, независимых, отступающих цветах. Однако в практике возможна ситуация, когда подобное решение при всем его несоответствии особенностям формы возможно и необходимо. Достаточно представить себе ограниченное пространство, загроможденное тяжелыми, грузными кубическими опорами. Неблагоприятную реальность здесь компенсируют цветом, хотя бы иллюзорно ослабляя впечатление тяжести и громоздскости опор вплоть до их полной дематериализации (облицовка стеклом или зеркалом). В подобной ситуации цвет выступает как психологический компенсатор недостатков формы, нейтрализует ее нежелательные особенности.

    Цвет объемной формы влияет и на четкость восприятия ее особенностей. Так, красная форма воспринимается менее четко, чем зеленая или голубая. Два одинаковых по объему куба будут выглядеть разными, если один окрасить в белый или теплый, а другой в черный или холодный цвет. Белый или теплый будет казаться больше и ближе черного или холодного, а белый, кроме того, более легким, чем черный.

    Для иллюзорной деформации объема цветом используют пространственные свойства цветов, особенности взаимодействия «фигуры и фона» и явление иррадиации.

    Местоположение объемной формы, активной по цвету или светлоте, активно влияет на восприятие глубинности пространства. Находясь в глубине пространства, в конечной его точке, такая форма способствует впечатлению глубинности, а середине пространства она членит его на две части, снижая впечатление глубинности, в начальной его точке крупная форма, заслоняя собой пространство, доминирует над ним.

    Полихромия, взаимодействуя с объемной формой, может:

    выявить геометрический вид, величину и четкость восприятия формы; расчленить форму, подчеркнуть в ней главное и ослабить второстепенное; иллюзорно изменить представление о геометрическом виде и величине формы; подчинить форму пространству или пространство форме; объединить формы или расчленить их на родственные группы, установить соподчиненность между ними; выделить одну форму из массы других, придать ей значимость либо, наоборот, растворить; содействовать при помощи целенаправленной группировки форм выявлению особенностей пространства; обеспечить цветопредметную целостность интерьера, гармонизировать по этому критерию его среду.

    21 Взаимозависимость цвета и функции.

    Цвет и цветосочетание могут содействовать протеканию функциональных процессов, создавать оптимальную светоцветовую среду, зрительный комфорт и соответствующее настроение. Эти условия обеспечивают такие параметры: цветовая гамма, цветовой контраст, количество цвета, коэффициенты отражения цветовых поверхностей. Между красотой цветового решения и утилитарной функцией нет прямой зависимости. Прекрасное и полезное здесь не тождественны. Но специфика искусства и заключается в постоянных поисках именно такого тождества. При всей красоте окраски красно-оранжевый холодильник воспринимается критически хотя бы потому, что эта окраска хуже, чем белая отражает тепловые лучи, ухудшая тем самым работу холодильника, противоречит назначению и прочно сложившемуся представлению о предмете, о холоде, о требованиях гигиены. Информация о назначении предмета, которую несет цвет, должна быть правдивой.При самой совершенной гармонии интерьера, решенного в темно-синей и фиолетовой гамме он кажется эстетически неоправданным и некрасивым при совершении церемонии бракосочетания или рождения ребенка. В цветовой гамме помещений для длительного пребывания людей - школьных классах, лекционных аудиториях, цехов промпредприятий, читальных залах библиотек, жилых и офисных помещений не должны преобладать активные, насыщенные тяжелые цветовые тона - пурпурные, красные, оранжевые и им подобные. Красивые сами по себе, такие сочетания будут находиться в противоречии с функцией помещения, в силу чего резко снизится их эстетическое восприятие. Здесь желательны светлые или среднесветлые, ненавязчивые, малонасыщенные цвета при малом и среднем контрасте по цветовому тону и светлоте. Нежелательно использовать горячие красно-оранжевые цвета в помещении с избыточным солнечным освещением, создающим перегрев. Дискомфорт можно компенсировать, применяя холодные цветосочетания.

    22 Язык цвета; фиолетовый, пурпурный, синий.

    Синий цвет принадлежит к группе «пассивного» ряда. На Среднем и Ближнем Востоке синий цвет вызывает совсем другие ассоциации – это цвет неба, водных глубин, темных лесов, горных вершин. Голубой камень – лазурит – самый любимый в украшениях и художественных изделиях древнего Египта. В Средние века сохраняются традиции обильного введения синего и голубого. Здесь играет роль физический фактор: в условиях жаркого климата синий цвет дает «желанную прохладу для глаз». Фиолетовый – крайний цвет спектра, как бы угасший красный и движущийся к синему. В этой двойственности фиолетового – источник особенного психологического воздействия этого цвета. В XIX-XX веках в фиолетовом цвете ощущают что-то таинственное, иррациональное и пугающее. Итак, фиолетовый цвет выделяется из всех спектральных цветов своей сложностью, он балансирует между живым (красным) и неживым (синим), между горячим и холодным, между материальным и духовным. Но угнетающее начало в нем преобладает. Пурпурный – цвет богатства, царственности, высшей красоты. Во времена античности он самый почетный и прекрасный.В Древнем Риме пурпурную одежду могли носить только императоры. Сенаторам разрешалось на белой одежде иметь пурпурные полосы или кайму. На Ближнем и Среднем Востоке пурпурный – цвет богатства, царственности, почета.В Византии пурпур – императорский цвет. Только василевс подписывался пурпурными чернилами, восседал на пурпурном троне, носил пурпурные сапоги.

    23 Язык цвета: красный, белый, черный. Главный источник ассоциаций, вызываемых красным цветом, это причастность ко всему живому. Красная краска занимает особое место среди других, как носительница жизни. Древние мифы связали с красным сотворение человека. Красное – символ крови, а древние народы считали, что человек получил кровь от своего бога-творца, поэтому в крови человека и животных заключается их душа, а в душе – сама жизнь. Так красный цвет и стал цветом жизни, силы, энергии, без которых жизнь невозможна. Белый цвет уже в глубокой древности был отмечен и выделен, как особый цвет. Вместе с красным и черным он входил в триаду основных цветов.Древние символические значения белого в основном позитивны: белый означает всякое благо, радость, чистоту, здоровье, преумножение потомства, мир, согласие. Христианская религия целиком приняла символику белого. Белый означал светоносность, родство с божественным светом. В природе же белый – не всегда добрый цвет. Он присущ некоторым стихиям, чуждым и враждебным человеку. Снег, лед, иней, белая пена морских волн, недоступные горные вершины, облака. Белый цвет связывается в сознании с холодом, безмолвием, смертью, отчуждением, страданиями.В культуре Европы Нового времени символ белого сдвигается в сторону негативных значений. Белым отмечаю смерть, обморок холод, молчание, истощение сил, одиночество, даже ненависть и жестокость. Черное небо и темнота, глубокие ямы, пещеры, ущелья, истлевшая плоть, сгоревшее дерево, болотная грязь – все это вызывает у человека инстинктивный страх и отвращение. Черное поглощает энергию человека и делает бессильным его зрение.Кроме того, черный цвет символизирует гордыню, тайную зависть, злобу, подлость, прелюбодеяние. В мифах древних народов цветом кодируются такие основополагающие категории, как верх-низ, мужчина-женщина, жизнь-смерть, добро-зло. В средневековой Европе черный цвет считали цветом смерти, скорби. Черные рясы духовенства символизировали умерщвление плоти в земной жизни ради вознесения души и ее блаженства в жизни будущей. . Во власти художника придавать черному то или иное эмоциональное звучание. В зависимости от конкретной ситуации этот цвет может быть мрачным и веселым, траурным и жизнеутверждающим.
    1   2   3   4   5


    написать администратору сайта