Цветоведение_ответы_1-40. Развитие теории цвета древнейшие времена Развитие теории цвета средние века Развитие теории цвета настоящее время
Скачать 310.22 Kb.
|
24 Язык цвета: серый, коричневый. Серый – цвет бедности, скуки, тоски, городской тесноты, гнилого тумана.В древности он совершено не ценился. Его считали цветом рубища бедняков, недостойным уважаемого человека, цветом несчастья и посредственности («серая масса»). У римлян символизировал зависть.В древнерусской литературе и фольклоре серый или сизый цвет – цвет хищных животных или птиц (серый волк, серый орел), цвет бедного крестьянина (сермяга). В наше время традиционно-народное негативное отношение к серому сохраняется. С XVI века серый цвет приобретает ценность. Дворяне носят серый бархат и парчу, атлас. В XIX-XX веках серый более темных оттенков был принят как самый практичный цвет. Серый цвет был цветом элегантности, знаком хорошего тона, высокого вкуса. Судьба коричневого цвета и его роль в культуре сходна с судьбой серого. В природе коричневый цвет распространен и ценится людьми. Это цвет глинистых почв. Коричнывым окрашены многие птицы и животные – носители драгоценных мехов и кож.В древности и в Средие века этому цвету придавали негативный смысл. Коричневые туники носили рабы в Древнем Риме. Для высшего общества этот цвет был запретным. В средневековой Европе этот цвет считался самым уродливым.Мастера стиля модерн выражали этим цветом настроение грусти, увядания, предчувствия смерти, усталости и тоски. 25 Язык цвета: зеленый, желтый, оранжевый. -Зел. Цвет растительн., цвет множ. насек., птиц, пресмыкающихся. Среди драгоцен. и полудрагоцен. камней много зел. (изумруд, малахит, берилл, топаз). Зелен. занимает особое, единствен. место в спектре солнечн. света: он наход.как раз посеред. между возбуждающ. и успокаивающ. цветами, между активными и пассивн. Явл.нейтральным в смысле действия на нервную систему человека. Зел. – это цвет одного из трех цветочувствительных аппаратов органа зрения человека, т.е. относ.к основ. цветам. Это стало возможным только в эпоху цивилиз., в бронз.веке, когда зел. краску научились изготавлив. из окиси меди. Этим цветом обознач.направл. горизонта, весна, дерево, планета Юпитер и «Зеленый дракон», т. к. они обознач.одним и тем же словом.В Др. Египте зел. – положит., цвет Осириса – бога-злака. В Др. Риме – зел. цвет одежды был исключительно женс. – положит., а в муж. одежде – отриц.В Яп.зел. – в числе самых любимых, и символика его положительн. В христ. культуре Средн вв. глав.символическое знач.зел. – это земля, покрытая растениями. В культуре ислама зел. цвет еще боле почитаем. В рус. фольклоре зел. – не всегда положит.(«зел. царь» - злой, коварный, «зел. тоска»). -Желт. цвет склад. оптически из красн. и зел.. В спектре он занимает промежут. место между этими основн. цветами. Ожел. отчасти можно сказать то же, что и о красн., а отчасти - то же, что о зел. Желт.цвет, как и красн., сопровожд. все живое: жел. в яйце, мед, жир, растит. масло, пыльца цветов, древесина, смола. Желт. окрашен солнечн.свет, бывает пламя и земля, цвет золота. В большинстве др. мифов желт.цвет был чуть ли не самым ценным цветом. Он станов. цветом измены, продажности, вероломства и греха.В XIX в. словами «жел. дом» назыв. псих. лечебницы.В наше время символика жел. цвета в основн.негативна («желтая пресса», «желтая карточка»). В дизайне различ. оттенки жел. цвета примен. очень часто. -Оранж.-цвет детского веселья, тепла, уюта. Физиол. установили, что освещ. помещения светом этого оттенка способст. пищеварению. Самостоят.символических знач.оранж. цвет не имеет. В целом – это веселый, радостный, тонизир.цвет. Но в загрязненном или разбел. виде он приобретает негат.оттенки (слащавость, сентиментальность), станов.мутным и «мыльным». 26 Естественный свет и его влияние на цвет. Естественный. Основ.источник белого света – прям.солнеч. лучи и атмосфера. Глав.особен. бел. света – непостоянство спектрального состава и яркости. Прям.солнеч. лучи при ориентации окон на юг, запад, восток создают в интерьере определен.психологич. тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят полихромную среду помещения, вызыв. на монохромных поверхностях жив. игру цветных оттенков, света и тени, яркие блики и цв. рефлексы вносят веселый беспорядок в цвет. гармонию. Все это меняется при движ. солнца в течение дня, зависит также от времени года, географ.широты, климатич.особен. погоды и многих др. причин. Рассеянный солнеч. свет, поступ. через окна ориентиров.на север, или через потолочные фонари, более стабилен, чем освещен. прямыми солнечн. лучами. Имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не созд. густых теней. Принято окрашив. помещения, обращенные окнами на север, северо-восток и северо-запад в теплые тона, компенсирующие хол. голубизну освещ. Принаправл. окон на юг, юго-восток и юго-запад окраска в хол. тона ослабляет нежел. теплоту прям.солнеч.света при его избытке. При достаточном освещ. хорошо выявляются осн.св-ва цветов – цв. тон, чистота, насыщенность и их соотношение. При слабой освещен.цв. тускнеют, хол. стан. трудно различ. между собой. При сильном снижен.освещен.жел. очень темнеют, а крас. темнеют сильнее желтых. Хол. цвета – син. и гол.кажутся светлее. При большой насыщен.светом цвета теряют свою насыщен. и стан. блеклыми. Наиболее изменчив фиолет. цвет, наименее изменчив – красн. При созд.цв. композиции интерьера необходимо учитывать опред. факторы: 1. Преимущественноеосвещ. интерьера дн. или искусственным светом, либо в равной степени и тем, и другим. На севере с коротким свет.днем и продолжительной зимой – ориентир. на иску-ый свет, на юге – на днев. освещение. 2. При днев. освещении – характер источн. света (прям.солнеч. лучи из окон, направлен. на юг) и рассеян.свет из окон, направлен. на север. 3. При искусствен.освещении – вид источника света (какие лампы испол.) 4. Интенсивность освещ. 5. Направлен.света. 6. Рефлексы, возник.под воздейств. насыщен. окраски. 7. Присутствие кроме обычного освещ.цв. света (цветные колбы ламп, цвет абажуров, витражи) 8. Недопустимость использов. трудноразличимых сочетаний цв. (при искусственном освещении). 27 Искусственный свет и его влияние на цвет. Основ.источник искусств. бел. света – лампы накаливания, газоразрядные лампы, в том числе люминесцент. дуговые лампы. Недостатком ламп накалив.явл. преобладание в них жел. лучей, изменяющих цвета. Газоразрядные лампы создают освещение нужного спектра. Главное преимущество искусств.бел. света – стабильность его спектра и яркости, делающ. устойчивым восприятие цветов. решения интерьера. Известно также, что обычно при свете лампы накалив.теплые цвета – крас., оранж., жел.– светлеют, светлота теплых зел. не изменяется, холодные – зел., син. и фиолет. – темнеют, темно-синий трудно отличить от черн., светло-желтые – от белых. Сочетание желт.с голуб. может выглядеть, как сочетание желтого с зеленым. 28 Гармония цветовых рядов: простейшие гармонические системы. Простейшей гармонич. системой явл.равноступенные цвет. ряды, хроматич. и ахроматич., состоящие из любого различимого кол-ва градаций и построен. на последов.измен. одной из основ.хар-к цвета при неизменности др. при закономерном или бессистемном их измен. Равноступенный ряд по цвет. тону, светлоте, чистоте и насыщ. – это простейш.закономерность, основан. на нюансном, ритмич. изменении одной из хар-к, восприним. как целостное и гармонич.явл., как внеш. признак эстетического кач-ва. Один цвет.тон имеет много оттенков, разнообр. которых зависит от кол-ва различимых градаций. Равноступенный цвет.ряд – это также простейшая лин.гармонич. система соотнош., основан. на постоянном приросте раздражения. Каждый цвет.элемент в ней отлич. от предыдущего на одну и ту же величину. Чем величина ближе к порогу восприятия, тем плавней переход от начальн. к конечному элементу, тем соверш. гармония целого. Эстетическое воздейст.одно тональных рядов можно наблюдать в любом помещении в виде измен.локал. цвета уходящих в глубину пространства поверхн., происходящего под влиян. линейной, цвет. и воздуш. перспективы. Цвет.круг служит для постр. многих цветов. сочетаний, помогает изуч. цвет.явл., опред. величины цветов. контрастов и контрастн. гармоний двух-, трех- и многочисленных цветосоч. При смешении 2х дополнительных тонов образ.2 ряда: -однотональный по чистоте и насыщен.с переходными градациями от оптимал. тона через ахроматич. в центре круга; -двухтональный с переходными градац. между двумя дополн. оптимальными тонами через ахроматич. тон в центре круга. В центре ряда всегда возникает темно-серый цвет, отчего все промежуточные оттенки здесь более темные, менее чистые и более насыщенные. Вся плоскость круга будет заполнена производными от насыщен.цветов. тонов, менее чистыми, менее насыщен. и более темн. Каждую из таких производных можно получ. еще и различн. вариантами смешения двух дополнит.насыщен. цветов. Лини такого смешения состав.новый трехтональный ряд с переходными градациями между двумя цветами через искомый цвет. Цветовой круг включает четыре различных типа рядов – многоцвет., одно-, двух- и трехцвет.по цветов. тону, чистоте и насыщен. 29 Цветовые ряды насыщенного колорита. Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетан.и взаимоотношений в произвед. (иск-ва или дизайна), образ. эстетическое единство и выраж. какую-либо мысль, чувство, состоян. природы или человека. Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у котор., по крайней мере одна характеристика общая, а др. закономерно измен.от одного цв. к др. Насыщенный или яркий колорит. Глав.признаки этого типа: максим. возможная насыщен. его элементов. Основ.цвета: Красн., Жел., Зел., Син., Бел., Черн.( + некоторые промежуточные: Оранж., Голуб., Фиолет., Пурпур.).Прим.этот тип колорита: в "примитивных" культурах; в нар. искусстве; в город. фольклоре; в иск-ве китч; в агитационной и реклам. графике; в авангард. течении жив.XX века; в детском, молодежном и спорт. дизайне; в иск-ве народов юж. и сев. (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран; в геральдике; в карнавал.искусстве. 30 Цветовые ряды разбеленного колорита. Под колоритом принято подраз. систему цветов, их сочетаний и взаимоотн. в произведении (иск-ва или диз.), образ.эстетическое единство и выраж. какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Цветовой ряд- последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характер. общая, а другие закономерно измен. от одного цвета к другому. Разбеленный колорит- примесь бел. цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д. Часто испол. худ.модерна. 29: Цветовые ряды насыщенного колорита Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. типы колорита: – насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности; – разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.; – ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета; – зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений. Насыщенный или яркий колорит. Главные признаки этого типа: максимально возможная насыщенность его элементов. Основные цвета: Красный, Желтый, Зеленый, Синий, Белый, Черный ( + некоторые промежуточные: Оранжевый, Голубой, Фиолетовый, Пурпурный). Применяется этот тип колорита: - "примитивных" культурах; -народном искусстве; - городском фольклоре; - искусстве китч (низкопробное искусство); в -агитационной и рекламной графике; -авангардном течении живописи XX века; - детском, молодежном и спортивном дизайне; --искусстве народов южных и северных (прибалты, скандинавы, эскимосы) стран; - геральдике; в карнавальном искусстве. 30. Цветовые ряды разбеленного колорита Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Многоцветные композиции состоят из четырех или большего количества цветов. Сочетания цветов, близких по цветовому тону, насыщенности и светлоте, составляют следующие типы колорита: – насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности; – разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.; – ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета; – зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений. Разбеленный колорит. Это подмесь белого цвета к цветам произведения. Был свойственен доживающему свой век дворянству. Применялись следующие сочетания: Белый, оттенки розового, золотого, желтого и т.д. 31: Цветовые ряды ломанного колорита Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Сочетания цветов, близких по цветовому тону, насыщенности и светлоте, составляют следующие типы колорита: – насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности; – разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.; – ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета; – зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений. Ломанный колорит. Получается добавлением Серого. Является признаком усталости, пессимизма, предпочитается более пожилыми людьми. 32. Цветовые ряды классического колорита Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Сочетания цветов, близких по цветовому тону, насыщенности и светлоте, составляют следующие типы колорита: – насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности; – разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.; – ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета; – зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений. -Классическое искусство и связанное с ним реалистическое искусство Нового времени.В нем широко используются чистые цвета, но эти цвета подвергаются гармонизации – в них всегда присутствуют примеси других красок или просвечивание нижних слоев при лессировочной живописи. Классический колорит соответствует способностям и потребностям нормального зрения : в нем есть хроматические краски, без которых человеку трудно жить, но эти краски не утомляют глаз яркостью и насыщенностью. 33. Цветовые ряды зачерненного колорита Под колоритом принято подразумевать систему цветов, их сочетаний и взаимоотношений в произведении (искусства или дизайна), образующих эстетическое единство и выражающее какую-либо мысль, чувство, состояние природы или человека. Цветовой ряд. Это последовательность цветов, у которых, по крайней мере одна характеристика общая, а другие закономерно изменяются от одного цвета к другому. Сочетания цветов, близких по цветовому тону, насыщенности и светлоте, составляют следующие типы колорита: – насыщенный (яркий) колорит используется в народном искусстве, в авангардных течениях, в детском творчестве. Цвета берутся в максимальной насыщенности; – разбеленный (светлый) колорит использовали художники эпохи Возрождения и художники XVIII в.; – ломаный (серый) колорит можно увидеть в работах таких художников, как О. Остроумова-Лебедева, А. Бенуа, Е. Лансере. В произведениях стиля «модерн» также использовались сложные, изысканные, «ломаные» цвета; – зачерненный (темный) колорит используют при изображении трагических событий, мрачных настроений. |