Специфика личных источников. источники сем личное. 1. Дайте определение источникам личного происхождения. В чем их специфические отличия от других видов письменных источников
Скачать 28.11 Kb.
|
1. Дайте определение источникам личного происхождения. В чем их специфические отличия от других видов письменных источников? Источники личного происхождения - группа видов исторических источников, функцией которых является установление межличностной коммуникации в эволюционном и коэкзистенциальном целом и автокоммуникации. Они наиболее последовательно воплощают процесс самоосознания личности и становление межличностных отношений. К источникам личного происхождения относятся дневники, частная переписка (эпистолярные источники), мемуары-автобиографии, мемуары - «современные истории», эссеистика, исповеди. Классификации: Во-первых, источники личного происхождения можно разделить на автокоммуникативпые (дневники) и межличностной коммуникации. Вторую группу, в свою очередь, можно разделить на источники с фиксированным адресатом (эпистолярные источники, отчасти мемуары-автобиографии, адресованные собственным потомкам мемуариста) и с неопределенным Специфические особенности: Современное источниковедение понимает субъективную природу источников личного происхождения как отражение индивидуальных качеств автора, его личных взглядов, жизненного опыта, степени участия в событиях. В этом смысле субъективность внутренне присуща мемуарам, дневникам, письмам; это их неотъемлемая особенность и специфика. В связи с этим они являются незаменимым источником для познания личности и не менее достоверны, чем любой исторический источник. Специфический характер носят стенограммы и протокольные записи устных выступлений. Некоторые исследователи также причисляют их к источникам личного происхождения, но неуверенность в идентичности стенограммы фактически произнесенному тексту требует дополнительной критики ее как источника; еще менее достоверна краткая протокольная запись. Качество записи определяется степенью компетентности и точности стенографистки или секретаря. В любом случае подобные источники являются скорее разновидностями делопроизводственной документации. адресатом (мемуары - «современные истории», эссеистика, исповеди). Для источников личного происхождения характерны три основных свойства — документальность, ретроспективность и субъективность, которые связаны именно с проявлением личного начала в источниках этого вида. Эти свойства позволяют раскрыть особенности данного вида, учесть их специфику при исследовании, определить их ценность и т. д. Документальность источников личного происхождения характеризует их с позиции отражения фактических событий прошлого и свидетельств о нем, ведь такие источники — это тоже документы, так или иначе сообщающие о прошлом. Ретроспективность источников личного происхождения характеризует их отношение к историческим событиям и связана с отражением в них прошедших фиксируемых событий в виде определенного вида письменных документов — свидетельствах прошлого Ценность источников личного происхождения определяется, прежде всего, особенностями их происхождения, так как они принадлежат конкретному автору и отображают непосредственное восприятие им окружающего мира, исторических событий и явлений. В них заложена своеобразная информация социально-психологического уровня, которую в других источниках найти сложно. Также материалы личного происхождения часто содержат факты и сведения, не освященные в других источниках. Их использование позволяет исследователю более подробно воспроизводить как отдельные события, так и особенности определённой эпохи. Эволюция личных источников в 20 веке: На рубеже 19 и 20 века появляется мода на писание дневников, что приходится учитывать при анализе целеполагания автора исторического источника. Явно усиливается влияние информационного образа события, создаваемого в том числе и средствами периодической печати (постепенно перерастающими в средства массовой информации), на мемуариста. Это проявляется в первую очередь в отборе общественно значимых событий, описываемых в мемуарах. Растет и влияние мемуаристов друг на друга. С распространением исторических журналов, источники личного происхождения начинают чаще публиковаться. Осознание ценности источников личного происхождения приводит к тому, что такие источники, как дневники и частные письма, начинают специально собираться и тщательно храниться. Это обстоятельство в свою очередь оказывает влияние на авторов уже в момент писания личного дневника или частного письма, поскольку теперь автор (осознанно или бессознательно) предвидит возможность будущей публикации своего произведения. 20-й век наложил определенный отпечаток на лингвистические особенности языка, что также отражено в личных источниках. Незаметно в быт вторгались и занимали прочное место новая терминология и аббревиатуры. Полноправным источником стали фонодокументы, в частности записи воспоминаний на магнитную пленку. Обогащались формы служебной переписки, преимущественно по способу ее передачи: телеграммы, каблограммы, телефонограммы, радиограммы, факсы, телексы. Сюда можно отнести, видимо, и получение информации посредством компьютера через Интернет. Источники личного происхождения более, чем какие-либо другие, произвольны по форме и по содержанию, поэтому говорить об их видовой эволюции сложно. Хотя и появились новые формы (историческое интервью, блиц-воспоминания (мемуары, рассчитанные на публикацию в один газетный лист.) и др.), но они не определяют лицо документов личного происхождения. Форма мемуаров и дневников осталась такой же, как и сто лет назад. Эпоха определяла, что писать в мемуарах, как писать, о чем умалчивать. Для 20го века характерной чертой является возрастание числа писем, так как количество писем связано с отрывом человека от дома, в 20 веке с его войнами, миграциями и политическими ссылками это происходило довольно часто. Внимание историков сегодня привлекают письма из тюрем, лагерей, спецпоселений, где устанавливался особый порядок переписки. Контроль над перепиской граждан в России никогда не прерывался, а в советское время приобрел более широкие масштабы, что обычно связывается с установлением в стране тоталитарного режима, который надзирал над мыслями, делами и настроениями людей. Письма-доносы проделали в советском обществе свою эволюцию. В первые годы советской власти они чаще имели публичный характер и адресность. Это соответствовало курсу на открытое обсуждение существующих проблем и недостатков в советском обществе. За «сигналами снизу» следовал обстоятельный разбор того, насколько сообщаемые факты соответствуют действительности, а это могло затронуть интересы многих людей, в том числе и авторов писем. Поэтому вскоре они перестали иметь авторство. В советское время складываются сводки писем. Для советского общества были характерны огромные потоки писем в печать и другие средства массовой информации. СМИ в умах советских людей отождествлялись с властью, поэтому письма имели сходные черты с письмами во властные структуры. Письма, поступавшие в СМИ, несут на себе черты, сходные с теми, которые приходили в органы власти. Но все же специфика печати оказывала свое действие. Так, многие авторы, рассчитывая на публикацию своих писем, старались придать им публицистические, художественные и пр. выразительные формы, что было не характерно для писем в органы управления. Новое явление публицистики XX в. - самиздат. Это нелегальная подпольная литература. Таковая была известна и прежде. Это листовки, тайные документы декабристов и масонов, литература, ходившая в списках по рукам. Большая часть подобных текстов осталась и в XX в., но появились новые разновидности или жанры: открытые письма, открытые коллективные письма - обращения к «вождям», подписанные известными людьми (писателями, артистами, учеными и пр.). Для истории XX в. характерны дневниковые записи, сделанные в чрезвычайных ситуациях: в лагерях, тюрьмах, ссылке, в годы войны в блокадном Ленинграде, в партизанском отряде и т.д. Дневники в сталинские времена вести было небезопасно, но тем не менее находились люди, которые не боялись, но подавляющее большинство не доверяло бумаге. В 1920—30-х годах в дневниках отражены все характерные штампы и идеологические выверты своего времени: самовоспитание личности через сферу борьбы и труда, выписки из трудов «классиков», служащие руководством к жизни, «пламенные» стихи и песни и пр. Для советского времени специфическим событием стало массовое дневниковое движение (например, при постройке метро рабочих заставляли вести дневники). Это было обусловлено, во-первых, стремлением «снизу» запечатлеть важные (исторические) факты участия людей в строительстве нового общества, во-вторых, массовое дневниковое движение рассматривалось как дисциплинирующее средство самовоспитания, самопроверки, ежедневного самоотчета, в-третьих, ведение дневников должно было стимулировать рабочих к повышению образовательного и культурного уровня. В ответ на это происходит некое раздвоение дневников: их вели в двух вариантах для себя и для редакции. В XX в. мемуарное творчество приобрело необычайный размах в связи с возрастанием спроса на подобную литературу. На сей счет родилось даже выражение: «написал мемуар, получил гонорар». В связи с этим мемуары для историка приобретают в этот период характер массового источника. Революция внесла существенные коррективы в подготовку мемуарной литературы. Прежде всего следует обратить внимание на стремительное расширение автобиографического жанра. С 1920 г. центром собирания мемуаров участников революции становится Истпарт и его отделения на местах. С целью всестороннего освещения исторических событий Истпарт широко применял анкетный метод сбора воспоминаний. При анализе собранных таким образом воспоминаний обращает на себя внимание их небольшой объем — в 2—6 страниц, имеют такие воспоминания будничный характер. Формирование нового советского человека становилось главной задачей мемуарных кампаний. Этой задаче были подчинены публикации воспоминаний. Наряду с воспоминаниями рабочих, печатались мемуары деятелей науки и техники, руководителей производства, появились воспоминания ученых, деятелей культуры. Все эти мемуары есть ни что иное, как выполнение социального заказа. Всех их объединяет набор штампов: преданность советской власти, восхваление руководства компартии и т.д. С началом террора такие мемуарные компании выродились. Мемуарные свидетельства подгонялись под заранее сконструированные схемы. Те из них, которые противоречили этим схемам, не издавались и не переиздавались. Это касалось и воспоминаний о В.И. Ленине. Некоторые воспоминания подверглись публичной порке, признавались ошибочными и неправильными. Огромный круг мемуаров касается событий Второй мировой и Великой Отечественной войны. Они написаны государственными деятелями, крупными военачальниками, генералами и офицерами. Таких воспоминаний сотни. Значительно меньше отражен взгляд на войну «из окопа». В особенности военная мемуаристка оживилась в период «оттепели». После XX съезда КПСС обстановка в стране изменилась к лучшему. И сразу же появилось обилие воспоминаний на прилавках магазинов. Тогда же они стали подвергаться литературной обработке редакторов и консультантов. От этого возросла опасность искажения авторского замысла, исчезла неповторимая индивидуальность личности автора. В брежневское время выплескивалось худшее, что накопилось в практике издания мемуаров: жесткая цензура, большие, ничем не оправданные купюры, беспардонная лесть и нахождение героических деяний у тех, кто таковых не совершал, и по-прежнему умолчание обо всем, что не ласкало слух или о чем говорить было не положено и не принято. На этом фоне событием огромной важности выглядело нечто необычное: ряды советских мемуаристов возглавил лично Л.И. Брежнев. Мемуары — незаменимый источник для политической истории. Особенно для посткоммунистической истории, и никогда не было столько мемуаров такого количества политических деятелей. Характерной особенностью именно 90-х гг. 20 века стал массовый выход в свет мемуаров крупных должностных лиц, а также различных кремлевских чиновников: советников, помощников, пресс-секретарей, телохранителей, позволяющих взглянуть на закулисную жизнь советского кремля. Огромное количество мемуаров стало писаться и с объявлением гласности, кто их только не писал. 2. Советские письма как исторический источник Классификация: при классификации писем можно выделить несколько больших групп по характеру содержащихся в письмах информации: 1) частная переписка – корреспонденция, которая ведется между отдельными людьми, родственниками, друзьями, знакомыми; 2) официальная переписка – корреспонденция между официальными учреждениями, органами власти, в которой также осуществляется метод управления (эти письма имеют очень строгие установленные формы, их можно отнести и к делопроизводственной документации); 3) дипломатическая переписка - корреспонденция между двумя странами, послами и т.п.; 4) письма во власть – обращения, жалобы и т. п., поступающие в органы управления, в адрес людей, занимавших различные посты, в адрес руководителей государства, в средства массовой информации; 5) переписка с передачей секретной информации. Также письма можно квалифицировать по периодичности их написания и поддержания переписки: переписка может быть разовой, по какому-то случаю, временной и постоянной в зависимости от устойчивости коммуникативных связей. Источниковедческая работа с письмами: Одной из главных задач в работе историков с письмами является проблема их поиска, выявления, собирания и хранения, которая связана с политикой в области архивного дела и уровнем исторического сознания общества. Важная задача исследователя — по возможности выявить и изучить переписку в целом, а не только письма одного из корреспондентов. К письмам также может применяться контент-анализ, чтобы таким образом дать базу для какой-то аргументации, ведь для серьезного аргумента недостаточно 2-3 писем, нужно использовать гораздо больший массив, а контент-анализ упрощает эту работу. Для упрощения работы с письмами также необходимо составить библиографические и архивные указатели, позволяющих историкам целенаправленно и последовательно работать с письмами. Сложностью работы с письмами является и то, что они не сохраняются полностью. Еще одной сложностью является перлюстрация писем, т.е. вскрытие и просмотр корреспонденции без ведома адресата. Историк должен знать, насколько людьми осознается наличие подобной цензуры и как это\ сказывается на содержании писем, какие из них проходят мимо официальных каналов массовой коммуникации. Значение писем для источниковедческих исследований: Письма могут рассматриваться как материал для построения индивидуальных и коллективных биографий, реконструкции личных и общественных связей. Однако из-за плохой сохранности писем такие возможности ограниченны. Мемуары и дневники здесь предпочтительнее. Письма — источник для изучения «истории снизу», исследование того, как люди разного положения, знания и кругозора переживают на себе исторические события. Например, только письма дают возможность увидеть войну «из окопа», глазами рядовых солдат и офицеров. Письма затрагивают корневые, микроскопические формы бытия, содержат множество сведений по истории повседневности. Разносторонний характер содержания писем позволяет в равной мере рассматривать события экономической, политической, социально-культурной истории, пропущенные через личный опыт их авторов. 3. Ведение дневника в СССР. Характерные, специфические черты: от мемуаров дневники отделяет их момент создания, который позволяет выделить их в особую разновидность источников личного происхождения с регулярной синхронной фиксацией событий. В дневниках почти нет ошибок памяти, и одна из ключевых в структуре источниковедческого анализа проблема датировки стоит не столь остро. Воспоминания, написанные на основе дневников, совершенно справедливо считаются фактически более точными, достоверными и ценными источниками, как и описания чувств автора в то конкретное время, когда была сделана запись. Ценность их по сравнению с мемуарами заключается также в особенностях воспроизведения событий. Они отмечены печатью злободневности, обостренности эмоционального восприятия. Классификация: можно классифицировать дневники по профессиям людей, которые их вели: дневники можно разделить на профессиональные (рабочие тетради, записные книжки, черновики, дневниковые тексты писателя, журналиста, публициста, литературоведа, поэта, филолога) и непрофессиональные (дневниковые записи простых обывателей, которые либо ориентированы на какую-то профессиональную область, н-р, если его автор – политик, описывающий специфику своей работы, либо представляющие частную жизнь уже без претензий на ее уникальность). Также при опоре на содержание дневников можно выделить несколько жанров представленных в них записей: 1) дневник, записная книжка или ежедневник, куда записывают планы текущих дел на ближайшее будущее, а также фиксируют то, что уже случилось (разделение функций между записными книжками и дневниками, то есть дневник скорее может быть предназначен для печати, тогда как записные книжки остаются исключительно в ведении, пользовании автора); 2) мемуары, воспоминания, позднейшие вставки, когда они опираются на дневниковые записи; 3) афоризмы и максимы, которые также люди записывают в дневниках или специально ведут дневники для их записи, такие записи очень часто не датируются; 4) наивные дневники и домашняя письменность, к которой можно отнести записывание каких-то случаев из жизни, записи на память, альбомы, стихотворные посвящения, поздравления, семейные книжки, девизы, шутки, относящие к узкому кругу людей; 5) дневник-письма появляется, когда автору дневника нужен хоть какое-то собеседник или адресат, ну что-то типа «Дорогой дневник, …»; 5) сны, притчи, разговоры с самим собой, исповеди и покаяния; 6) записки из «мертвых домов» и протоколы допросов; 7) путевые заметки, записи на полях; 8) очень часто с развитием технических средств дневники заменяются фотоальбомами, любительским кино, магнитофонными записями. Также можно разделить дневники по характеру публикации на научные и популярные (научно-популярные). Научные публикации отличаются археографической проработкой источников, подробными комментариями, указателями и др. В них обязательно указываются возможные изъятия, стилистическая и иная правка по сравнению с оригиналом рукописи, место, где хранится сама рукопись и др. От популярных публикаций этого ожидать не стоит. Источниковедческая работа с дневниками: при изучении дневниковых записей исследователь должен ответить на три вопроса, во-первых, кто (определение автора) и зачем (причины и первоначальные функции) ведет дневники или время от времени делает дневниковые записи, во-вторых, какова степень их сохранности и возможность поиска и выявления, в-третьих, предназначены ли они изначально для последующей литературной обработки и издания или нет. От ответов на эти вопросы будет зависеть источниковедческая ценность материалов и возможность применения их в исследовании. Взаимоотношение автора дневника со своим детищем — немаловажный аспект источниковедческого анализа. Дневники ставят иных авторов в двойственное положение. С одной стороны, он втайне надеется, что когда-нибудь, может быть, его записи опубликуют и по достоинству оценят, с другой — очень не хотелось бы, чтобы о наличии дневника знали (по крайней мере до поры до времени). Отсюда исследователь должен помнить и о так называемом «синдроме неискренности», когда происходит самоцензура, связанная с воспитанием автора и моральными установками и когда автора преследует мысль о последующей публикации дневника, тогда очень часто появляется потребность оправдаться. Источниковедческое значение дневников: дневники более раскованы по сравнению с мемуарами. В них меньше прослеживается идеологическая заданность. Более того, на их основе можно изучать, как те или иные идеологические установки преломляются в обыденном сознании. Ценность дневников для исследователя выступает как исторически подвижная категория. Дневники как источник дают возможность историку изучать конкретные исторические личности с их индивидуальными особенностями, через которые проявляются взгляды, уровень культуры, а специфика изложения событий проявляется в субъективном восприятии личностью отдельных моментов истории. В дневнике содержится немало фактов, обычно отодвигаемых в темный угол исторического познания. дневники, в отличие от большинства воспоминаний, пишутся языком, синхронным событию. Язык времени — вещь ненамеренно присутствующая в дневниках, но обязательная для реконструкции эпохи 4. Мемуары в СССР Классификация: можно выделить группы воспоминаний по политическому и идеологическому признакам (советские мемуары и воспоминания противников советской власти, преимущественно эмигрантов из России и СССР), по странам (отечественные мемуары и воспоминания иностранцев), по социальным и профессиональным признакам (воспоминания государственных деятелей, дипломатов, военных, писателей, актеров, инженеров, рабочих и т. п.). В статье Л. И. Деревниной приведена следующая классификация мемуаров по форме повествования: 1) «воспоминания» как повествование о всей прошедшей жизни или определенном ее периоде; 2) «литературная запись воспоминаний», которая отражает сотрудничество автора мемуаров с другим лицом (например, с «литератором», который оставляет свое «я» в мемуарах); 3) «стенографическая (протокольная) запись» мемуаров, которая проводится по личной инициативе их автора как свидетеля определенных событий. (При этом автор статьи отмечает, что такая ситуация возникает, как правило, по предложению архивов, институтов, музеев и т.д.); 4) «мемуары-интервью» (данная форма получила активное развитие в XX веке); 5) «мемуары-исследования», когда в текст повествования включались целостные тексты или фрагменты текстов других источников; это мог сделать лично автор повествования или другое лицо (своеобразный соавтор); 6) «автобиографии» (данную форму мемуаров выделяли историки в XIX — начале XX века;15 сама же форма присутствует уже в XVIII веке); 7) «эссеистика, исповеди»; 8) «некрологи или посвящения памяти» (свидетельства об этом находим в литературе XX в.) В советских мемуарах Кабанов выделил несколько новых видов: 1) блиц-воспоминания, или «мини-мемуары» — небольшие по объему тексты мемуаров, предназначенные в основном для периодических изданий; 2) «новая», или «лагерная» проза, авторами которой стали люди, пережившие ссылку и лагеря; 3) «устные рассказы»; 4) «исторические интервью»; 5) «устная история»; 6) запись устных воспоминаний; 7) «феномен» записей, основу которых часто составляли мифы, слухи. Источниковедческая работа с мемуарами и их источниковедческая ценность: с позиций историка-источниковеда самым ущербным в содержании воспоминаний является его деформация с течением времени, т. е. исследователь постоянно должен иметь ввиду, что мемуары отражают личность человека и историческое сознание общества в момент их написания, а не во время описываемых событий. На характер мемуаров, их достоверность, полноту, сокрытие информации, недосказанность в сильнейшей степени влияет эпоха, в которой создавались мемуары. Поэтому надо учитывать характер воспоминаний в зависимости от времени их написания. Так, в советское время в отношении к мемуарам как источнику проповедовался классовый и партийный принцип, то есть социальная принадлежность автора, его место в политической борьбе своего времени определяли характер воспоминаний. Лишенные «субъективных» достоинств советские мемуары становились нечитабельными и интересны сегодня только для специалистов-историков. При изучении советских мемуаров историк должен выявлять и откидывать различные штампы и клише, коих было очень много. Только через детали, сообщаемые авторами воспоминаний, можно установить их мироощущение, их внутренний мир. |