диалектика. 1. диалектика разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение
Скачать 17.11 Kb.
|
1. диалектика– разговор, беседа, обмен мнениями, обсуждение) означает умение и искусство защищать или опровергать то или иное утверждение. Однако диалектика – нечто большее, чем техника искусной игры в понятия. Со времен античности до настоящего времени диалектика обнаруживает неуклонную тенденцию к конструированию научно-теоретического способа мышления, методологии философского познания. 2.Родилась диалектика в древнегреческой культуре, где с развитием античной демократии стало высоко цениться умение доказывать, убеждать и обосновывать свою правоту и таким образом приобретать сторонников при обсуждении государственных, судебных и других дел. В конце IV века до н. э. ведение диалога требовало уже большого мастерства и специальной подготовки. Согласно античным представлениям, искусство диалога предполагает, что его участники задают друг другу вопросы, стремясь понять альтернативные точки зрения и доказать преимущества своих собственных позиций. В результате преодолевается односторонность суждений, учитываются разные точки зрения, вырабатывается более верное понимание политических или иных событий. 3.Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения и согласования различных и даже противоположных мнений. Конечная цель диалога - выявление общих понятий. Обобщив опыт Сократа, его ученик Платон представил диалектику как метод анализа и синтеза понятий, как движение мысли от многообразных конкретных их значений (случаев употребления) к общим понятиям -- идеям, выражавшим, по его убеждению, истинно сущее. 4. Диалектика как искусство спора развивалась и в средние века. Искусство диалога здесь культивировалось как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения доводов инакомыслящих. П. Абеляр, Фома Аквинский. 5. Со временем было осознано, что приемы столкновения мнений и диалектического разрешения противоречий применимы не только в ситуациях живого спора реальных людей. И здесь для дальнейшего развития диалектики как способа миропонимания и мышления определяющее значение имели два процесса. Во-первых, перенесение схем человеческого мышления на ситуации бытия - природу, культуру, общество (многогранность, подвижность, изменчивость, полярные свойства, противоречивость объектов и процессов действительности). Во-вторых, расширение значения в общественном сознании идеи развития, выражающей качественные изменения, появление принципиально нового по сравнению с прошлым, с тем, что было ранее (от Августина до Гегеля). В результате понятие Диалектика рассматривается как такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии их связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения, развития. 6. В структуре диалектики выделяют объективную и субъективную диалектику. Объективная диалектика - это совокупность диалектических объективных закономерностей, действующих в мире независимо от человека. Субъективная диалектика - это философская система, совокупность принципов, законов, категорий. 7. В зависимости от меры вклада в разработку диалектики как миропонимания и способа мышления различных философских школ и течений выделяют несколько исторических форм диалектики: 1) Стихийная диалектика античных философов (Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, Сократ, Платон). Стихия мысли древних охватила большое количество самых разнообразных философских вопросов. Представляя мир интеллектуально, первые философы осознали всеобщую изменчивость существующего. Они понимали ее и как превращение первоначала мира в многообразие его явлений, и как превращение отдельных форм бытия друг в друга. Многие древнегреческие философы были диалектиками. Сократ ввел в культурный оборот термин "диалектика" в значении искусства обнаружения истины в споре. Сам он в совершенстве владел этим искусством. Зенона Элейского Аристотель назвал "изобретателем диалектики", имея в виду ряд поставленных им диалектических проблем: противоречивость понятия движения и противоречивость отдельных форм бытия. В отличие от указанных философов Гераклит был занят обоснованием идеи диалектического развития мира в целом. 2) Идеалистическая диалектика немецкой классической философии (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель). Гегель работал над теоретической систематизацией диалектического взгляда на мир, он не только вспомнил эфесского мыслителя (гераклита), но и высоко оценил уровень разработки им диалектических идей. "Нет ни одного положения Гераклита, - писал Гегель, - которого бы я не принял в свою "Логику". Описывая развитие мира, Гегель исходил из объективно-идеалистической идеи, согласно которой развитие мира есть результат творения духа. Поэтому открытые им диалектические законы, по существу, явились законами развития духа. Соответственно и созданная Гегелем диалектика получила идеалистический характер. 3) Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс). К. Маркс писал: "Мистификация, которую претерпела диалектика в руках Гегеля, отнюдь не помешала тому, что именно Гегель дал всеобъемлющее и сознательное изображение ее всеобщих форм движения. У Гегеля диалектика стоит на голове. Надо ее поставить на ноги, чтобы вскрыть под мистической оболочкой рациональное зерно” Задача “поставить диалектику на ноги” означала сложный процесс переработки гегелевских идей, в результате которого материалистическое воззрение на мир должно было стать диалектическим. 4) Диалектика органической целостности, диалектика интегрального рационализма, негативная диалектика, концепция трагической диалектики. Экзистенциальная диалектика (К. Ясперс, Ж.-П. Сартр): диалектика как случайная структура сознания. Диалогическая концепция диалектики (М. Бубер, Г. Марсель). |