Главная страница
Навигация по странице:

  • Что же на ней изображено

  • 1. К жа я р »аб от а п ре дш ес тв ова ла ро )сп ис и и жо нь 2. К ж ри 1ГО та1 вли ва ли сь кр ао ки

  • учебник историии. 1. Единое государство Российское при Иване iii великом


    Скачать 318.49 Kb.
    Название1. Единое государство Российское при Иване iii великом
    Анкоручебник историии
    Дата23.08.2022
    Размер318.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPuzanov.docx
    ТипДокументы
    #651397
    страница4 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    М ос ко ск ий Кр ем ль ?

    2. П< ЭЧ€ >му г К лас ;на я п ло ща дь им ше я т ак< ое на: зва ни е?

    3. Р« сс ка жи те ка ки е з да ни я н ах од л сь на те рр и-

    тс >ри и ре м 1Я.

    Рассказы для дополнительного чтения

    УБРАНСТВО ЦАРСКОГО ДВОРЦА

    Дворец делился на три части: хозяйственную часть, личные покои царя и царской семьи, залы для официальных приемов.

    Московский Кремль был не только центром столицы, но и сердцем России. 


    Внутреннее убранство Грановитой палаты Московского Кремля

    Внутри дворец был расписан фресками, отделан резным дере¬вом. Потолок и стены обиты дорогим шелком, бархатом и кожей. Печи во дворце покрывали изразцами. Изразцы — это глиняные плитки, расписанные рисунками.

    На полы и лавки стелили ковры. На стенах вешали большие зерка¬ла и ковры. Царская одежда и посуда хранились в деревянных ларях и сундуках, обитых золотом и серебром.

    250 человек охраняли дворец изнутри и снаружи. Многочисленные придворные работали в царском дворце, в том числе и бояре. Постель-ничий отвечал за царскую постель, стольники и кравчие обеспечивали царские обеды, казначей отвечал за царскую казну, печатник хранил государственную печать. Во дворце было много парадных залов. В них проходили пиры, торжественные обеды, приемы послов.

    Царю приходилось вставать очень рано и ложиться спать поздно. Во дворце царь работал, здесь же отдыхал. Он ходил в баню, посещал кулачные бои, слушал вместе с царицей песни придворных певцов, любовался изделиями золотых дел мастеров, портных и швей.

    Л Из [ра зц ы — г ли ня ны е г ши тк и, ра сп 1Сс нн ые р ис ^н-

    к< >м1 1.


    ИТАЛЬЯНСКИЙ АРХИТЕКТОР АРИСТОТЕЛЬ ФИОРАВАНТИ

    Многие знаменитые мастера стали приезжать в Москву, чтобы при¬нять участие в строительстве новых зданий. Хотелось им показать свое искусство русским людям.

    Известный итальянский архитектор Аристотель Фиораванти построил много дворцов, мостов и храмов в Европе. Захотелось ему поехать в далекую северную страну. В те времена в Италии почти ничего не было известно о России. Знающие люди пугали Аристо¬теля, что в этой далекой стране круглый год летают белые мухи. Они называются снегом. Там все время холодно, а по улицам вместе с людьми разгуливают медведи.

    Аристотель жил в Италии, где все время светит солнце и не бы¬вает морозов. Но он не испугался страшных рассказов и собрался в дальний путь. Взял он с собой 25 шуб, чтобы не замерзнуть. Запасся он и оружием, чтобы стрелять в огромных медведей.

    Долгие месяцы добирался Аристотель Фиораванти до Москвы. А когда въехал в столицу России, то был поражен ее красотой. Не встретил он и медведей на улицах Москвы.

    Аристотель полюбил этот прекрасный город. Он принял участие в строительстве стен Московского Кремля, построил Троицкую башню и великолепный Успенский собор в Кремле.

    Ар хи тек сто р - - с тр< ЭМ1 ел ь, зо^ ДЧЕ 1й.

    [?Н 1. О) пи ши те уб| ран ст во ца рс ко о две рц а.

    2. Чт го по< >тр ои л Е М ос кв е и зв ес гнь 1й ит; ал! >ян ск ий


    ар хи те кто р Ар ст от ел ь Ф ио ра ва нти 1?
    Это интересно

    До наших дней сохранилась легенда о строительстве подземного хода из Тайницкой башни. Якобы Иван Грозный приказал нанять на работу 100 человек. Они день и ночь копали подземный ход. А ког¬да построили его, то царь приказал пустить воду по выкопанному туннелю. Не хотел царь, чтобы кто-нибудь узнал о существовании этого хода. Все работники погибли в воде. А со временем вход в подземелье был завален. И лишь недавно ученые узнали об этом подземном проходе.

    Тема 10. Путешествие Афанасия Никитина в Индию. «Хождение за три моря»

    ^ Ш Много разных гостей, послов и купцов приезжали в столицу Российского государства из далеких стран. Привозили они товары, подарки и рассказывали о том, как живет народ в их стране. Из их рассказов узнавали русские люди об обычаях и традициях других народов. Но и сами русские люди начали совершать путешествия в дальние страны.

    Русские купцы часто бывали в других странах. Они возили туда раз¬личные товары: меха, полотна, мед, воск. В основном русские купцы отправ¬лялись в европейские страны, в Византию. Торговали они и с восточными соседями.

    Сбор русских купцов к отплытию в Индию


    Многие русские купцы слышали от иностранных гостей рассказы о да¬лекой стране Индии, о ее красоте и несметных богатствах. Но на их картах не было страны Индии. Поэтому никто из них не решался отправиться в да¬лекое и долгое путешествие, не зная пути.

    Но один русский купец Афанасий Никитин, прослышав о далекой Индии, решил туда отправиться. Афанасий Никитин был родом из Твери. Немало городов и стран он повидал, торгуя товарами. Долго он собирался в это путе¬шествие. На свои средства построил несколько больших кораблей. Собрал куп¬цов, которые согласились отправиться в Индию вместе с ним. Нагрузили они корабли различными товарами и отправились в 1466 году вниз по реке Волге.

    Во всех городах, расположенных вдоль волжских берегов, останавлива¬лись путешественники. Везде горожане их приветствовали и желали им доброго пути.

    Через несколько месяцев достигли они Каспийского моря. Но тут случи¬лась беда. Один из кораблей захватили татары, а другой разбился во время бури у берегов Каспийского моря. Погибли все товары, а товарищи Афанасия попали в плен.

    Афанасию пришлось уже по суше добираться до Персии. Это путешествие было утомительным. Афанасий Никитин пешком, на лошадях или верблю¬дах прошел через всю Персию и добрался до Индийского океана. Здесь он снова снарядил корабли. К нему присоединилось еще несколько русских купцов, и они отправились в Индию.

    Три года путешествовал Афанасий Никитин с товарищами по Индии. Они побывали во многих индийских городах и поселках. Увидели, как жи¬вут простые люди в Индии. Индийцы приглашали Афанасия к себе в гости. Посмотрел он, как убраны дома простых и знатных людей. А индийцам было интересно услышать от Афанасия рассказ про далекую и холодную страну Россию, в которой они никогда не бывали.

    Побывал Афанасий и в индийских храмах. Узнал, что верят индийцы в богов Будду и Вишну. Пришлось ему участвовать и в религиозных празд¬никах.

    В Индии проживает много разных народов и все они говорят на разных языках. Первое время Афанасия всюду сопровождал толмач — переводчик. Но затем стал Афанасий изучать языки индийских народов, чтобы было легче ему общаться с ними.

    Побывал он и во дворце индийского правителя — раджи. Увидел богат¬ство и великолепие его дворца.

    С удивлением слушал раджа рассказы бородатого купца о России. При¬нял раджа богатые подарки: дорогие собольи меха. В ответ обещал он ког¬да-нибудь посетить русского царя.

    Тысячи слуг сопровождали раджу во время его выездов в город. Выез¬жал раджа вместе со свитой на слонах. Удивительно это было для русских купцов. Никогда они не видели этих диковинных животных.

    Афанасий Никитин в Индии
    Все, что видел и узнал Афанасий Никитин в Индии, он записал в книге. Книга эта называется «Хождение за три моря». Он подробно описал в ней жизнь, быт и традиции индийских народов и их правителей. В книге описана и природа Индии, ее богатства и красота. Но не было для Афанасия ничего дороже родной земли и ценнее православной веры.

    Шесть лет провел Афанасий вдали от родины. Наконец, настала пора возвращаться. «Прекрасна страна Индия, но нет ничего дороже родины!» — говорил Афанасий Никитин. Однако так и не успел он вернуться в свой родной город Тверь. Долгий и тяжелый обратный путь закончился для него в городе Смоленске. Здесь он умер и был похоронен.

    Но его удивительную книгу об Индии «Хождение за три моря» прочитали тысячи его современников. Дошла эта книга и до наших дней.

    Афанасий Никитин открыл для русских купцов дорогу в Индию. После него немало русских путешественников посетило эту страну.

    Пу те ше ст ен ни к - - ч< ел >ве ‘к, со вер ш аю щи й п ут еш е-

    с1 ви е г о с :тр ан ам и гер >ри то ри ям .

    Ра ДЖ а - п ра ви тел 1Ь 1 Ин ДМ1 1.


    1. К 1КИ 1е тр уд| но ти и сп ыт ал Ас а на ;ий 1 Н ик ит ин


    вс в эем ля пу! геи е тв ия ?

    2. Ка к >тн ос ил ис к ру< ск .ом у к уп цу жи те ли Ин ди и?


    3. Чт го о >аэ ил о А кф; ана си я в И нд и ?

    4. О тку гда с ов ре ме нн ик и у зн ал и п ут еи ес тв ии


    в Ин ди ю р >ус ск ого ку гпи 1а?


    а

    Рассказ для дополнительного чтения

    ВО ДВОРЦЕ ВЕЛИКОГО РАДЖИ

    Дворец Великого раджи был огромным, красивым и богатым. Со всех сторон его окружала высокая стена. Вход во дворец охраняли десятки воинов. Внутри дворца было много прекрасных залов. Сте¬ны в залах были покрыты шелковыми тканями, вышитыми золотом и серебром. Мраморный пол застелен коврами. Вдоль стен стояли золотые клетки с невиданными птицами. Перья этих птиц перели¬вались всеми цветами радуги.

    В самом большом зале на троне восседал раджа. И трон его, и одежду украшали золото, серебро и драгоценные камни. На голо¬ве раджи была надета круглая большая шапка — чалма, украшенная драгоценностями. На пальцах раджи сверкали перстни с большими камнями. На шее висели золотые цепи.

    Рядом с раджой стояли слуги. Они держали в руках длинные пал¬ки, на конце которых были привязаны перья птиц в виде веера. Ими слуги обмахивали раджу, чтобы ему не было жарко. Тихая сладкая музыка разливалась по залу, а в центре его танцевали прекрасные девушки в тонких шелковых одеждах.

    В зале стоял стол. Посуда на нем была золотая. Стол ломился от изысканных кушаний, вина и невиданных фруктов. Радже прислужи¬вали тысячи слуг. Слуги бесшумно скользили по мраморному полу, не мешая разговору раджи с гостями.

    Вдруг затихла музыка и в зал вошел с низко склоненной головой человек. В руках у него была большая корзина. Осторожно поста¬вил он корзину на пол и сел рядом с ней. Достал дудочку, поднес ее к губам — и раздалась нежная музыка. Из корзины показалась голова змеи. Человек этот был заклинателем змей. Змея медлен¬но раскачивалась под музыку. Голова ее поднималась все выше 

    Во дворце Великого раджи
    и выше. Но как только прекратилась музыка, змея тотчас же упала в корзину.

    Затем внесли слуги стол. Поверхность его была покрыта белыми и черными клетками. На клетках стояли необычные фигурки. Это были шахматы —любимая игра раджи.

    Видели все это московские гости и не переставали удивляться богатству Великого раджи.


    Это интересно

    В городе Твери, на берегу реки Волги, поставили благодарные по¬томки памятник Афанасию Никитину. Стоит он там и по сей день.

    Тема 11. Великий иконописец Андрей Рублев

    Москва — столица Российского государства отстраивалась и хорошела с каждым днем. В Московском Кремле работали не только строите¬ли, но и многие художники. Они украшали фресками стены царского дворца, храмов, митрополичьего двора. Работала в Московском Кремле и знаменитая иконописная мастерская. Десятки иконопис¬цев обучались и трудились в ней. Немало замечательных икон было создано в этой мастерской.

    Руководил иконописной мастерской знаменитый византийский художник Феофан Грек. Приехал он из далекой Византии. Сначала украсил своими фресками одну из новгородских церквей, а затем переехал в Москву. Здесь он работал в нескольких храмах, писал фрески и иконы.

    В иконописной мастерской Феофан Грек обучал молодых монахов сво¬ему мастерству. Однажды он увидел работу молодого иконописца Андрея Рублева. Понял, каким великим талантом обладает этот художник, и взял его к себе в ученики.

    Андрей Рублев жил в конце XIV (14) — начале ХV (15) века. Был он монахом в Троице-Сергиевом монастыре. Там расписывал фресками храмы, писал иконы. Приглашали его во Владимир, Дмитров и Звенигород распи¬сывать стены храмов и монастырей.

    В Москве, узнав о талантливом художнике, поручили ему вместе с Фе¬офаном Греком расписать стены Благовещенского собора в Московском Кремле.

    Несколько лет работали художники. Сначала они расписали стены, а за¬тем принялись за иконы. На каждой иконе они изображали какого-нибудь святого и ставили иконы в ряд. Сначала один ряд икон поставили. Места не хватило. Затем над ним поставили второй ряд икон. Опять места не хва¬тило. Так получилось пять рядов икон. Целая стена из икон. Назвали ее иконостасом.

    Иисус Христос, Богоматерь, все апостолы, ангелы, пророки, святые были изображены на иконостасе. Здесь же изображались и все важнейшие православные праздники. Над иконостасом помещен был Иисус Христос, распятый на кресте.

    Иконостас поставили перед алтарем. В центре иконостаса сделали во¬рота, через которые можно было попасть внутрь алтаря. В алтаре совершал молитвы только священник. Другие люди не могли сюда входить.

    Андрей Рублев (изображение на иконе)
    Использовал Андрей Рублев нежные, светлые и золотистые краски. Поэтому его иконы можно было легко отличить от работ других мастеров.

    Когда Андрей закончил работу в Благовещенском соборе, то снова позвали его в Троице-Сергиев монастырь. Здесь в память об основателе монастыря Сергии Радонежском начал Андрей Рублев вместе с монахом Даниилом Черным расписывать стены Троицкого собора. В это время на¬писал он икону «Троица». 
    Троица. Икона. Андрей Рублев Донская Богоматерь. Феофан Грек

    Фрески Троицкого собора до наших дней не сохранились. А вот икона «Троица» дошла до наших дней. Икона Андрея Рублева «Троица» — это самое выдающееся произведение иконописи XV (15) века.


    Что же на ней изображено?

    В одной христианской легенде рассказывается, что жили на свете муж и жена — Авраам и Сара. Состарились они, а детей у них не было. И вот однаж¬ды пришли к ним в дом три путника. Были это ангелы, посланные Богом. Ласково встретил их Авраам, накормил и напоил. За это через некоторое время послал Бог Аврааму и Саре сына.

    На иконе Андрея Рублева и изображены эти три путника — ангелы, посланные Богом. Сидят за столом ангелы. Склонились над чашей с едой и тихо беседуют между собой. Одеты они в светлые одежды: голубую, сала¬товую и сиреневую. За спинами у них видны крылья. Над головами светятся яркие круги — нимбы. Нимбы являются символами небесного происхож¬дения путников.

    Иконы Андрея Рублева служили образцом для всех последующих поко¬лений русских иконописцев.

    Последние дни своей жизни Андрей Рублев работал в Москве в Спасо-Ан- дрониковом монастыре. Там он умер и был похоронен. Но с годами могила

    его затерялась. В монастыре в память о великом иконописце построили небольшую церковь и установили ему памятник.

    Не все иконы и фрески, написанные Андреем Рублевым, дошли до наших дней. Во Владимире расписывал Андрей Рублев стены Успенского собора. До сих пор сохранился небольшой участок стены с картиной «Страшный суд», которую писал Андрей Рублев.

    В Звенигороде Андрей Рублев писал иконы для Успенского собора на Городке. Но иконы эти были утеряны. Однажды, уже в ХХ (20) веке, ученые случайно в сарае рядом с церковью обнаружили три иконы. Изучив их, они поняли, что писал иконы Андрей Рублев.

    Сейчас иконы, написанные Андреем Рублевым, можно увидеть в москов¬ском музее — Третьяковской галерее.


    Ик X

    о ос гас ст X

    ф а п ер ед вх од ом в алт ар ь и з ко н,

    ра 1сп ол ож ен нЫ х в не ск ол ько р яд< в.

    Пу тн1 ик — г ут еш ес тв ен ик

    1. В ка ки х г ор од ах А нд ре й Г уб ле в ра сп ис Ыв ал

    хр >ам 1Ы" >

    2. В! шм лап с;

    Ф X

    л о р ас см отр >ит е и ко ну «Тр >ои |ца » и ра с-

    ск аж :ит е, чтс н н ей из об| ра е о.

    И

    а

    Рассказ для дополнительного чтения

    КАК ПИСАЛИ ИКОНЫ

    Иконы писали на досках. Трудились над созданием иконы несколько человек. Работа эта была долгая и трудная.

    Сначала работал плотник. Он заготавливал доски из липы, сосны, ели или лиственницы. Их несколько лет высушивали. Затем плотник выравнивал поверхность досок топором. По краям досок он вырезал неглубокие борозды. В них он вставлял одну доску в другую и скре¬плял их брусочками. Так из нескольких досок получалась целиковая доска для иконы.

    Затем к работе приступал помощник иконописца — подма¬стерье. На гладкую поверхность досок он наклеивал кусок холста. 

    Сверху на холст накладывали раствор из рыбьего клея и толченого мела. Когда этот раствор высыхал, то иконописец выравнивал по¬верхность медвежьим зубом. Поверхность становилась гладкой и блестящей, как зеркало.

    Из различных камней, цветной глины и яичного желтка изготав¬ливались краски. Такая краска называлась темпера. Подобранный по цвету камень скоблили и тщательно растирали. Полученный порошок смешивали с глиной, водой и долго размешивали. Затем ставили в теплое место. Когда вода испарялась, в краску добавляли яичный желток.

    Когда краски были готовы, иконописец приступал к росписи иконы. Чаще всего одну икону рисовало несколько художников. После того как рисунок был закончен, поверх него накладывали олифу — масло из конопли. Затем несколько месяцев икона высы¬хала на свету.

    Многие иконы хранились веками и дошли до наших дней.


    Те1 мп ер а - К >ас жа , п ри гот ов ле нн я из цв< етн оЙ Гл и-

    нь >1, к сам не ‘Й 1 я ичн оГ о ж ел 1тк а.

    Ол иф >а - м нас :ло из КС но пл и.


    1. К жа я р »аб от а п ре дш ес тв ова ла ро )сп ис и и жо нь ?


    2. К ж ри 1ГО та1 вли ва ли сь кр ао ки?

    И

    а

    Это интересно

    Иконостас и настенная роспись Благовещенского собора погибли во время страшного московского пожара 1547 года. Знаем мы об этой выдающейся работе Андрея Рублева только из воспоминаний его современников. 

    Тема 12. Первопечатник Иван Федоров

    и первое издание книг в России

    Помните, что во времена Ивана Грозного в Московском Кремле была открыта иконописная мастерская. В ней работали знаменитые ико¬нописцы Феофан Грек, Андрей Рублев и их ученики. Здесь же рас¬полагалась и царская библиотека. Иван Грозный сам любил читать книги, и даже писал их. Поэтому во время его правления многое делалось для распространения грамотности.

    Москва становилась одной из самых великих столиц мира. И, конечно же, ей нужны были грамотные люди. На Стоглавом соборе Русской православной церкви было принято решение открыть при храмах и монастырях школы для обучения детей священников, купцов и ремесленников грамоте и письму. Все священники обучали в этих школах детей бесплатно.

    Начали священники учить и некоторых взрослых, чтобы те, в свою очередь, затем обучали детей. Так появились первые учителя, которые не были священниками. Эти учителя обучали детей грамоте и письму за плату в течение двух лет.

    Всюду при храмах и монастырях стали открываться школы. Но книг в стране для такого количества школ не хватало, потому что переписывались книги медленно. Ведь книги-то были рукописные.

    В это время в Европе уже было изобретено книгопечатание. Там появи¬лись первые печатные книги. Решил Иван Грозный начать печатать книги и в России. Митрополит всея Руси поддержал его решение. Иван Грозный повелел открыть в Москве первую типографию. Называлась эта типогра¬фия — Печатный двор.

    Печатать первые книги было поручено священнику одной из кремлевских церквей Ивану Федорову. В помощники ему дали монаха Петра Мстиславца. Целый год трудились они над изданием первой печатной книги. Наконец, в 1564 году была напечатана первая книга. Называлась она «Апостол». Книга эта рассказывала о жизни святых людей.

    Еще через год Иван Федоров напечатал «Часослов» — книгу молитв по часам. «Часослов» использовали первое время для обучения детей грамоте. А затем была напечатана «Азбука» и первый «Букварь». Еще много разных книг напечатал Иван Федоров.

    Книги стали распространяться в России. Теперь уже не только богатые и знатные, но и простые люди стали покупать книги. Переписчик книг за один день мог переписать только одну страницу. Напечатать же за день можно было сто страниц. Поэтому печатные книги были гораздо дешевле рукописных. 
    Памятник Ивану Федорову Страница из книги «Апостол»,

    в Москве изданной в типографии Ивана

    Федорова

    Благодаря книгопечатанию в школах появились учебники. Все учебни¬ки, которые печатал Иван Федоров, начинались с его обращения к детям. Это обращение называлось предисловие. Многие книги украшались рисун¬ками, которые Иван Федоров вырезал на досках сам.

    Иван Федоров стал обучать других монахов книгопечатному делу. Так в России начало развиваться книгопечатание.

    Однако у Ивана Федорова появились противники — переписчики книг. С развитием печатного дела они лишались своей работы. Все люди старались покупать более дешевые печатные книги.

    Переписчики книг стали обвинять Ивана Федорова в измене. Иван Фе¬доров вынужден был бежать из Москвы. Печатать книги он продолжил уже в Литве. 

    Ти по гра 1ф| ия — ме то , г де пе чат гак т ни ги .

    Пр ед ис ло ви< е _ - о бр ащ 1ен ие к чи тат гел ям в на ча ле

    кн иг и.

    1. П ЭЧ€ >му ! И ва н Г ро зн >1Й пр ин ял ре ше ни е тк рь ть

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта