Главная страница
Навигация по странице:

  • 5. Кт о у ча ст во ал в этс й во не 6. Ка ки м ро ко м п ос лу жи ла эт а в ой а для вс ех ро с-си ян

  • 1. В че1 м з ак лю на] лас ;ь ц 1ер ко вн ая ре фо рм а Н ик он а 2. Кт о из СЕ [ЯВ це1 нн ко »в вс тал н а а ци ту ст ар ойве ры 1

  • О он ни ки за св ои вз гля ДЬ 1

  • учебник историии. 1. Единое государство Российское при Иване iii великом


    Скачать 318.49 Kb.
    Название1. Единое государство Российское при Иване iii великом
    Анкоручебник историии
    Дата23.08.2022
    Размер318.49 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаPuzanov.docx
    ТипДокументы
    #651397
    страница6 из 19
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19

    д1 ина ют ии ?


    2. К о >та л п ер вы м дар ем и * д ин ст ии Рс ма но вы х?

    3. З. а ч го Ал екс ея М их ай ов ич а в на ро де п оз ва ли


    «Т ии ай и им »?


    4. И. з-з а ч ег о н ач ал сь со ля но й и м ед ны й б ун ты ?
    Это интересно

    В работе Земского собора 1613 года принимало участие 700 че¬ловек. Это были представители от всех сословий, кроме крестьян.

    Тема 17. Крепостные крестьяне. Крестьянская война

    под предводительством Степана Разина

    Помните, что основным богатством в России была земля и основным занятием — сельское хозяйство. Землевладельцами в России были царь, церковь, бояре и дворяне-помещики. Крестьяне землей не владели, а лишь могли перейти от одного хозяина к другому в Юрьев день.

    Селились крестьяне на землях государственных, монастырских, вотчинных и поместных. Чем больше крестьян проживало на земле, тем богаче был ее хозяин. Поэтому землевладельцам не нравилось, что крестьяне могли уйти с их земли.

    Царь принимал законы, по которым переход крестьян от одного хозя¬ина к другому ограничивался. Так постепенно крестьяне прикреплялись к земле одного хозяина, то есть становились крепостными, зависимыми от землевладельца.

    Землевладелец выделял из своих земель надел для крепостного. За полу¬ченный надел крестьянин обрабатывал господскую пашню, да еще за скотом ухаживал, лес валил, рыбу ловил, чинил дороги, копал колодцы. Такая работа на господина, на барина называлась барщиной.

    Кроме барщины крепостной крестьянин платил оброк «натурой»: ово¬щами, ягодами, полотном, медом, рыбой, птицей и мясом.

    Многие крестьяне были недовольны своим крепостным положением. Они бежали на окраины Российского государства к казакам. Постепенно на южных границах России скопилось огромное количество беглых крестьян. Они занимались грабежами и разбоем, захватывали купеческие корабли с товарами, ходили в походы на соседние государства.

    По существующему закону через пять лет после бегства от помещика крестьяне становились свободными. Помещики уже не имели прав на этих крестьян. Поэтому они потребовали от царя изменить закон.

    Помещики являлись опорой царя в государственных делах. Поэтому в 1649 году Алексей Михайлович принял новый сборник законов — Собор¬ное уложение.

    По Соборному уложению Юрьев день был упразднен. Помещики полу¬чили право искать беглых крестьян вечно, без ограничения времени и воз¬вращать в свои поместья. Так в 1649 году было окончательно узаконено крепостное право.

    Беглых крестьян разыскивали и возвращали помещику. Но, несмотря на это, еще больше крестьян стало бежать на окраины России к казакам. Казаки уже не могли принимать в своих поселках такое количество беглых крестьян. Многие из них жили впроголодь.

    Тогда бедные казаки и беглые крестьяне собрались на Дону под предво-дительством атамана Степана Тимофеевича Разина и подняли восстание.

    Их отряды пришли к Каспийскому морю. Здесь они стали нападать на земли соседней Персии, на проходящие по морю корабли, захватывать товары и освобождать русских пленных. Персидская армия и флот были бессильны. Отряды Разина нападали не только на чужаков, но и своим до¬ставалось. Разинцы разгромили отряд астраханских стрельцов, разграбили несколько царских и купеческих кораблей.

    Весной 1670 года восставшие отправились на Москву, чтобы «всех бояр и князей побить» и дать свободу людям.

    Они захватили города Царицын и Астрахань. Расправились с дворянами и воеводами в этих городах.

    По всему Поволжью распространился слух о том, что появился у крестьян защитник. Вокруг Степана Разина стало собираться всё больше и больше бе¬глых крепостных крестьян, казаков, холопов, посадских людей, стрельцов. Многие нерусские народы, жившие по берегам Волги, тоже присоединились к повстанцам. Это были татары, мордва, чуваши.Теперь это было уже не восстание, а настоящая крестьянская война. Во многих городах Поволжья повстанцы выступили против бояр, воевод и дворян.

    Целый год воевали повстанцы. Они захватили Саратов, Самару, Пензу и подошли к Симбирску. Но взять хорошо укрепленный город войскам Степа¬на Разина не удалось. Он был вынужден снова отойти на Дон.

    Царь испугался крестьянской войны и повелел собрать большое войско, чтобы разбить армию повстанцев. Во главе войска царь назначил князя Барятинского — опытного воеводу. Об этом узнали богатые казаки. Они испугались, что царь расправится не только со Степаном Разиным, но и с ними. Ночью, когда Степан спал, они схватили его и выдали властям. Так они предали своего атамана.

    Плененного Степана Разина отправили в Москву. Долго его там мучили и пытали, а затем казнили на Красной площади. Много народу собралось на эту казнь в знак уважения к Степану, который боролся за свободу дру¬гих людей.

    После казни мятежного атамана царские войска разгромили отряды повстанцев. Тысячи людей были казнены, брошены в темницы и замучены пытками.

    Так закончилась крестьянская война под предводительством Степана Разина. Она послужила уроком для всех. Крестьяне поняли, что только объ-



    Степан Разин со своим войском (художник Б.М. Кустодиев)
    единившись, они могут бороться против властей. Царь же и его окружение вынуждены были прислушиваться к настроению людей, чтобы не допускать впредь таких волнений.



    Однако, несмотря на борьбу крестьян за свободу, крепостное право в Рос¬сии сохранялось.

    Кр еп о

    о гнь е кр ■— о

    Л) ья не — пр ик ре пл ен нь е к з ем ле

    и ли но по >дч ин ен нь е о дн ом у х оз ин у к ре ст ян е.

    Ба рщ (ин а — б ес пл ат ь й п ри ну ит ел ьн ьй тр уд кр е-

    по >ст нь х к ре ст ян на т м еш ич ье й з ем ле

    Об ро ж — на ло г к ре по ст нь х к ре ст ья н г ом е щи ку

    в зи; де це1 не1 и пр од укт ов ■

    Со о

    ю рн ое ул ож ен ие — рн ик за ко но в.

    Кр ес ты нс ка я в >5

    О на — во йн а ну тр и г ос уд ар ств а,

    с ши ро ки м хв ат ом те рр ит ор ии, б ль ш им чи с-

    лс >м уч аст ни ко в, пр от в ко ор ьх н ап ав ля ли сь

    ца рс ки е в ой ск а.





    1. К гд а б ьл о пр иня то С< бо рн ое ул ож ен ие , п о к о-

    то ро му ок он ча те ьн о у тв ер жд ал ос к еп ос тн ое


    пр ав о?

    2. П< че му во сс та ни к за ко в и бе гл ьх кр ст ья н п од

    пр ед во ди те ль тв ом С те ан а Ра зи а на зь ва ют


    кр ес ть янс ко й в ой но й?

    3. П< че му н ча ла сь кр ес гья нс ка я в ой на?

    4. И по ль зу я к арт у н 1а с ;тр . 9 1, пок аж ит е, где пр ох о-

    д ли в ен нь е де йст ви я.


    5. Кт о у ча ст во ал в этс й во не ?

    6. Ка ки м ро ко м п ос лу жи ла эт а в ой а для вс ех ро с-


    си ян ?
    а

    Рассказ для дополнительного чтения

    ВОЛЬНОЕ КАЗАЧЕСТВО

    Издавна селились казаки на землях в низовьях Дона, Волги и Днепра. В поселениях казаков — станицах строили сторожевые башни. На башнях ставили караулы. Земли, заселенные казаками, граничили с Крымом. Поэтому на казацкие станицы постоянно нападали крым¬ские татары и другие кочевые степные народы.

    Сначала казаки защищали сами себя. А потом царь стал брать казаков к себе на военную службу, чтобы они защищали границы государства.

    В казачьем войске была строгая военная дисциплина. Все подчинялись атаману, которого выбирали на общем собрании ста¬ничников — казачьем кругу. У атамана было несколько помощни¬ков — есаулов. Есаулы руководили отдельными отрядами казаков.

    Казаки воевали только конными. У каждого казака было иногда несколько лошадей. «Без коня казак, что кузнец без молота» — так говорили они сами.

    Вдоль южной границы России казаки строили остроги — укре¬пленные городки. В острогах всегда находился небольшой отряд казаков, который защищал границу от набегов кочевых племен.

    Вольные казаки
    Не раз казаки отражали нападение крымских татар, турецких отрядов из соседней с Россией Турции.

    Казаки «верой и правдой» служили русскому царю, но всегда оставались вольными и свободолюбивыми людьми.


    Тема 18. Раскол в Русской православной церкви

    ^ШВы знаете, каким тяжелым испытанием стало для всей Русской земли Смутное время. Российское государство несколько лет пребывало в безвластии, хаосе, разорении. Иноземные захватчики грабили дома. Не пощадили они и православные храмы и монастыри. Только в Москве было полностью уничтожено 450 храмов. Священников убивали или забирали в плен. К началу правления царской династии Романовых Русская православная церковь была унижена и разгра¬блена.

    Помните, что Михаилу Романову помогал в управлении государством па¬триарх Филарет — его отец. Много сделал Филарет для восстановления былого богатства и могущества православной церкви. Строились заново разрушенные храмы, восстанавливались монастыри. Возрождалась работа иконописных мастерских. Снова при храмах и монастырях открывались школы для обучения детей грамоте. Золотых дел мастера делали новую церковную утварь взамен украденной в годы Смуты.

    При царе Алексее Михайловиче, когда Филарет умер, патриархом стал Никон. Никон был родом из крестьянской семьи. У него рано умерла мать, а мачеха его не любила. Она все время его ругала и наказывала. Поэтому Никон, когда подрос, ушел в монастырь. Там он упорно учился и много молился. За годы монашества прославился Никон своей верой в Бога и желанием изучать разные науки.

    Со временем он был назначен новгородским митрополитом. Узнав о его учености, Алексей Михайлович предложил избрать Никона патриархом Русской православной церкви.

    Патриарх Никон сразу приступил к церковной реформе. Христианство на Руси было принято почти 600 лет назад. За это время в церковные обря¬ды вкралось немало ошибок. Церковные книги переписывались от руки из греческих книг. Поэтому там было немало искажений текста. Никон решил все исправить и привести православные обычаи в соответствие с гречески¬ми правилами. В этом и заключалась церковная реформа, которую начал проводить Никон.

    Многим людям не понравились эти исправления. Священники в новых исправленных книгах не узнавали текста. Люди привыкли креститься двумя пальцами. Теперь же их заставляли креститься тремя пальцами. Раньше в храме во время службы несколько человек читали и пели одно¬временно разные молитвы. Такая служба называлась многоголосием. Во


    Раскольничий скит

    время такой службы в храме стоял гул и трудно было что-либо разобрать. Никон решил ввести вместо многоголосия единоголосие, то есть чтение од¬ной молитвы во время службы.

    Не хотелось людям менять обычаи отцов и дедов, даже если они не со¬ответствовали греческой христианской традиции. Поэтому многие стали выступать против церковных реформ Никона.

    На защиту старины встал протопоп Аввакум. Вокруг него стали соби¬раться противники никоновых реформ. Тогда по приказу Никона протопопа Аввакума схватили и отправили в Сибирь. Там его 14 лет держали в земля¬ной тюрьме. Но Аввакум продолжал борьбу. Он рассылал письма и грамоты, в которых призывал вернуться к старым церковным обрядам. Поэтому его сторонников стали называть старообрядцами.

    Многие русские люди и священнослужители, так же как и Аввакум, не признали нововведений Никона. Так произошел раскол Русской православ¬ной церкви. Старообрядцев еще называли раскольниками.

    Раскольники бежали в Сибирь. Там они основывали целые поселения старообрядцев — скиты. Они строили свои храмы, где продолжали соблю¬дать старые церковные традиции и обряды.


    Во времена раскола (художник С.В. Иванов)

    За раскольничью деятельность Аввакум по царскому указу был сожжен вместе со своими сподвижниками.

    Сам Никон захотел, чтобы церковная власть в России почиталась выше царской власти. За это он был осужден Церковным собором. Осудили его и за раскол в Церкви. Никон был лишен патриаршества и сослан на Север в монастырь.

    Но ни наказание Никона, ни смерть Аввакума не сломили старооб¬рядческое движение. Наоборот, еще больше появилось у них сторон¬ников. К старообрядцам присоединялись люди из разных сословий. Тысячи крестьян, горожан, казаков, дворян и священнослужителей бросали свои дома и уходили жить в старообрядческие скиты. Строи¬лись скиты в густых лесах, подальше от городов, крупных поселков и проезжих дорог.

    Раскольники, жившие в селах и городах, также отказывались признавать церковную реформу. В знак протеста они устраивали голодовки, отказыва¬лись платить церковный налог, поднимали восстания против властей. Но каждый раз царские войска подавляли эти восстания и жестоко расправ¬лялись с раскольниками. 

    Пр от оп оп — < та рш ШЙ св эяи е ни к х эам е.

    Ст ар оо эр) 1Д1 ы ве ру| юц ие л юд и, ко то ры е б ор о-

    ли 1СЬ п эол ив р< эф ор| м г 1ат ри ар: ха Ни ко на за вс »з-

    вр ат к та ры м це| ко >вн ым о 5р; яд 1М

    Ск ит ы - п ос< ел< эни 1Я ( эег лы х с та ро об| ря в.


    1. В че1 м з ак лю на] лас ;ь ц 1ер ко вн ая ре фо рм а Н ик он а?

    2. Кт о из СЕ [ЯВ це1 нн ко »в вс тал н а а ци ту ст ар ой


    ве ры 1?

    Так церковная реформа Никона стала причиной раскола верующих. Борьба старообрядцев за возврат к прежним церковным традициям и обы¬чаям стала еще одной формой протеста против властей.

    ннн

    а

    Рассказ для дополнительного чтения

    ПРОТОПОП АВВАКУМ

    Аввакум с детских лет начал читать церковные книги. Повзрослев, он решил посвятить себя служению Православной церкви. Своей глубокой верой и преданностью Церкви Аввакум прославился среди духовенства и горожан. Узнал о нем и царь Алексей Михайлович. Несколько раз довелось Аввакуму встречаться с царем.

    Реформы патриарха Никона Аввакум сразу же начал критиковать. Он считал, что реформы эти нанесут большой вред и верующим, и православной церкви. Вокруг него стали собираться недовольные горожане и священники.

    В своих речах Аввакум критиковал не только Никона, но и царя, и бояр, и воевод. За это его вместе с семьей сослали в Сибирь. В 1663 году Аввакума вернули в Москву, но он не успокоился и про¬должил бороться против церковной реформы. Его сторонницей стала боярыня Морозова. Она помогала всем старообрядцам скрываться от преследования Церкви. Боярыня переписывалась с семьей Аввакума.

    Много раз обращалось к ней высшее духовенство Русской право-славной церкви с просьбой прекратить раскольничью деятельность. 

    Боярыня Морозова (художник В.И. Суриков)
    Но боярыня не изменила своих убеждений. Тогда ее заковали в цепи и увезли в город Боровск в тюрьму. Там она и погибла за свою веру.

    Аввакума же снова отправили в Сибирь, в Пустозерск. Там он провел долгие годы в земляной тюрьме - тёмной и сырой яме. Лишь изредка ему спускали на веревке скудную пищу, чтобы он не умер с голоду. За эти годы он написал несколько книг, которые сохра¬нились до наших дней. Увидев, что и тюрьма не сломила Аввакума, царь решил окончательно избавиться от него. В 1682 году Аввакум со своими сторонниками был заживо сожжен на костре.

    Вот такой подвиг за православную веру совершили протопоп Аввакум и его сторонники.

    Ка жи е тру ГДн юс ти и ли ше ни 1Я пе ре не ; А вв ак /м

    и его ст а.


    О он ни ки за св ои вз гля ДЬ 1?
    Это интересно

    Старообрядческое движение сохранилось до наших дней. Сегодня, как и три сотни лет назад, существует старообрядческая право¬славная церковь. А в Сибири сохранились сотни поселков, жители которых придерживаются старой веры.

    Тема 19. Освоение Сибири и Дальнего Востока

    ^ Помните, что еще во времена правления Ивана Грозного казак Ермак Тимофеевич воевал с Сибирским ханством. Земли Сибири были присоединены к Российскому государству. С этих пор началось освоение бескрайних сибирских просторов.

    Ерофей Хабаров Семен Дежнев
    В Сибири были построены десятки новых городов. На юге Сибири постро¬или города Ишим, Красноярск, Курган. За сибирскими землями раски¬нулись просторные земли Дальнего Востока. Там проживали местные племена.

    Численность местных народов Сибири была очень невысокой, а терри¬тория Сибири и Дальнего Востока — огромной. Здесь жили ненцы, чукчи, эскимосы, якуты. Они занимались в основном оленеводством. Народы эти были кочевыми. Жили они в чумах — легких шатрах, покрытых оленьими шкурами. Чумы легко разбирались и перевозились с места на место.

    Из оленьих шкур и меха диких животных люди шили себе одежду. Пи¬тались мясом оленей и диких зверей. Занимались рыболовством.

    В Сибири климат был очень суровым. Лето было коротким, а зимы длинными и морозными. Морозы иногда достигали 50 градусов. Сибирские народы привыкли к суровому климату и легко переносили холод.

    В Сибири расположено прекрасное озеро Байкал. На берегу этого озера и по реке Ангаре жили буряты. Буряты разводили лошадей, верблюдов, овец. Они охотились, ловили рыбу и занимались земледелием.

    Сибирские леса были необыкновенно богаты диким зверьем, а также орехами, ягодами, травами и грибами. Многие крестьяне бежали от крепостного права в Сибирь. Здесь они основывали новые поселения, строили дома, обрабатывали земли, обзаводились домашним хозяйством. С местными кочевыми народами русские переселенцы жили в дружбе и согласии.

    Но просторы Сибири и Дальнего Востока были так велики, что многие земли Сибири были совершенно неизвестны и на географических картах того времени обозначались «белым пятном». Составители карт не знали, какие реки текут там, какие озера расположены в тех местах, какие народы там проживают.

    В ХVП (17) веке было предпринято несколько географических экспеди¬ций, которые привели к новым открытиям в неведомых землях.

    Первопроходцем стал казак Семен Дежнев. В 1648 году из устья реки Колымы он проплыл на корабле в Тихий океан. Обогнул Чукотку и открыл пролив между Азией и Америкой.

    Несколько русских экспедиций исследовали реку Амур и земли Приамурья. Первую экспедицию на Амур возглавил Василий Поярков. Он вместе с това-

    Народы Сибири


    ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН


    Российское государство в конце XVI века

    Территории, вошедшие в состав Российского государства в XVII веке

    Путь Пояркова в 1643-1646 годах Путь Дежнева в 1648 году Путь Хабарова в 1649-1651 годах 

    рищами на кораблях прошел всю реку от истока до устья. Три года продол¬жалась экспедиция Пояркова. Участники экспедиции собрали ценнейшие сведения о природе и населении земель Приамурья.

    Через несколько лет в Приамурье отправилась еще одна экспедиция. Возглавил ее Ерофей Хабаров. Экспедиция Хабарова четыре года изучала жизнь, быт и традиции народов, населявших Приамурье. Изучили они и реку Амур, ее богатства и окружающую природу. После этого похода Ерофей Хабаров составил первую карту реки Амур.

    Русские экспедиции не только исследовали северные земли и населявшие их народы. В результате этих экспедиций обширная территория Сибири и Дальнего Востока вошла в состав Российского государства. На Дальнем Востоке были построены новые города-остроги: Иркутск, Нерчинск, Якутск. А российская и мировая наука получила первые научные знания о Сибири и Дальнем Востоке. Появились новые географические карты. На них ис¬чезли многие белые пятна.

    Однако освоение Сибири не закончилось в XVII (17) веке. Оно продолжа¬лось еще более 200 лет. Но XVII (17) век вошел в историю России как век великих географических открытий.


    Чу м - ж сил ИИ е си 5и( ск .их ко че вы х н ар од ов.

    Пе рв оп ро: ко; дщ >1 - - и сс ле до1 за1 ел и, пе рв ым 1и вс гу-

    П1 вш и э н а н ов ые не из ве тн ые зе м ли.

    1. В ка ко м в ек е П ер во пр ох д ы от кр ыв ал н ов ые

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


    написать администратору сайта