эссе. 1. Если душа родилась крылатой (по лирике М. Цветаевой)
Скачать 230.58 Kb.
|
360слов 8.Какие произведения М.Ю.Лермонтова вы бы посоветовали прочитать другу? М.Ю. Лермонтов великий русский классик, поэт, драматург, прозаик. Оставивший в наследие потомков богатейшие художественные произведения, несомненно, является гением литературы. Не найдется такого человека, который бы не знал, хотя бы одного стихотворения талантливого поэта и писателя. Несмотря на то, что у Лермонтова много хороших лирических произведений с глубоким смыслом и моралью, меня больше всего поразила проза «Герой нашего времени», написанная в 1840 году. Его произведения, наполненные глубоким философским смыслом и подтекстом, рассказывают о грандиозным исторических событиях, отвечают на мучающие человечество насущные вопросы, ведают, что такое добро и зло, воспитывают в русском человеке патриотизм и любовь к собственной культуре. Своим и друзьям я порекомендовала бы к прочтению одно из самых титанических трудов писателя, роман «Герой нашего времени», повествующий о молодом петербуржце, военном по фамилии Печорин, отъезжающему на воды в Пятигорск. Здесь, главный герой переживает множество приключений, любовных драм, размышляет о своей жизни и смысле существования… Мне кажется, данный роман обязателен к прочтению, он поистине эпохален, а неординарный и противоречивый образ Печорина, каждого заставит задуматься и примерить на себя роль «героя нашего времени». Также, я считаю, что поэма М.Ю.Лермонтова «Демон», несомненно, равным образом, как и роман писателя, необходима к ознакомлению. Трагическая история о зле и добре, о невинности и корысти, о безмерной вере, всепоглощающей любви, прощении и яде, травящем душу не оставит читателя равнодушным. Множество стихотворений Михаила Юрьевича такие как «Смерть поэта», «Парус», «Бородино», «Мцыри», «Родина» — полны размышлений о долге и чести, свободе и жажде жизни, поисках смысла существования и призвания. Любовная лирика поэта полна нежности и страсти, соучастия, и одновременно с этим страха быть отвергнутым. Полные страданий неразделенной любви, восхищения и трепета, а также благодарности и вместе с тем и ненависти, стихотворения по праву являются шедеврами мировой поэзии, полные души и эмоций, способные пробудить душу читателя. Его произведения, наполненные глубоким философским смыслом и подтекстом, рассказывают о грандиозным исторических событиях, отвечают на мучающие человечество насущные вопросы, ведают, что такое добро и зло, воспитывают в русском человеке патриотизм и любовь к собственной культуре. 319 слов 9).Cочинение «Нет уз,святее товарищества Н.В.гоголь) Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» раскрывает перед читателями страницы давно минувшего прошлого — национально-освободительной войны украинского народа против поляков. В ярких образах запорожских казаков, героев этой войны, писатель воплощает идеал воина-защитника — вольнолюбивого, преданного Родине, товарищам, готового отдать все свои силы в борьбе за правое дело. Товарищество, взаимопомощь и взаимовыручка — главные законы для запорожского казака. Каждый из них считает своим долгом выручить товарища, даже рискуя собственной жизнью. В тяжелую минуту на поле кровавой битвы старый полковник Тарас Бульба обращается к своим воинам: «Нет уз святее товарищества!.. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей». Пропал в пыльных крымских степях отряд, спешивший на подмогу захваченным татарами казакам; почти все Тарасове войско полегло в битве под стенами Дубно, пытаясь выручить плененных поляками, но не было на свете никогда такого, «чтобы казак покинул где или продал как-нибудь своего товарища». Гоголь называет казачество «широкой разгульной замашкой русской природы», в которой отразилась душа и русского, и украинца. Тарас Бульба в своей знаменитой речи «о товариществе» говорит о «лучших русских витязях на Украине». Автор почти не уделяет внимания частной жизни своих героев. В центре повести — героический образ народа, и каждый из героев чувствует себя составной частью народной жизни. Отстаивать свою национальную независимость и свободу «поднялась вся нация, ибо переполнилось терпение народа, — поднялась отмстить за посмеяние прав своих, за позорное унижение своих нравов, за оскорбление веры предков и святого обычая, за посрамление церквей, за бесчинства чужеземных панов, за угнетение, за унию...» Я уверен, что именно в товариществе секрет легендарной силы и славы могучих запорожских рыцарей, приводивших в ужас их врагов в XV—XVII столетиях и вызывающих восхищение у нас, читающих эту повесть сегодня. В «Тарасе Бульбе» нашла наиболее яркое отражение в русской литературе героическая борьба украинского народа за свое национальное освобождение. Не воспроизводя ни одного конкретного исторического события, ни одного реального исторического деятеля, Н. В. Гоголь создал произведение искусства, в котором «раскрыл доподлинную историю народа», или, как говорил В. Г. Белинский, исчерпал «всю жизнь исторической Малороссии и в дивном, художественном создании навсегда запечатлел ее духовный образ». 336 слов 10. Моё восприятие лирики С.Есенина. Сергей Есенин – поэт невероятно интересный, со своей особенной творческой судьбой. Есенин начинал свой путь в литературе как типичный крестьянин-самоучка, а закончил его как великий русский поэт. Он оставил нам большое стихотворное наследие. Его язык очень богат и интересен. В своем творчестве Есенин затрагивал многие темы: любовь, Родина, русская природа, революция… Его перу принадлежат красивые, иногда авангардные, иногда романтические, иногда гневные и ироничные, но всегда близкие и понятные читателю стихи. Есенина называют «поэтом русской деревни». Нельзя не заметить грустную любовь к родной стране, которая в мыслях поэта была свободной, зеленой, бескрайней поляной с душистыми цветами. Из всего творчества поэта мне больше всего нравятся стихи Есенина о любви. Одним из лучших сборников его любовной лирики является знаменитый цикл «Персидские мотивы». В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан. Входящие в цикл стихотворения («Шаганэ ты моя, шаганэ…», «Руки милой – пара лебедей», «Ты сказала, что Саади…», «В Хороссане есть такие двери» и так далее) выражают чувства любви в разных его проявлениях. Есенина интересует различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки. В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Прекрасны также стихи Есенина о Родине. Читая их, поражаешься противоречивым чувствам, терзающим душу поэта. Он до последних дней оставался с милой сердцу старой живой деревней, о чем лишний раз свидетельствует стихотворение «Спит ковыль...». В нем Есенин как бы вопреки всему заклинает: «Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы». За стихами Есенина встаёт его время, его эпоха. Почти столетие живет неповторимое есенинское песенное слово, но всё, что он воспевает, глубоко касается каждого из нас. Человек, прикоснувшийся к поэзии, становится богаче душой, ибо нет ничего прекрасней, чем любовь к родной земле. О Сергее Есенине можно говорить много, он один из проникновеннейших лириков. В мировой поэзии мало найдётся поэтов, равных ему по силе, искренности и непосредственности чувства, по чарующей заразительности стиха. В этом отношении, может быть, один только Франсуа Вайон, может соперничать с С. Есениным. Любовь к родине, к людям, к жизни вот источник его лирики и вдохновения. 356слов 11. Трагически ли смешен «маленький человек» в произведениях А.П.Чехова? Чехов - великий художник слова, как и многие другие писатели тоже не мог обойти в своем творчестве стороной тему "маленького человека." Его герои - "маленькие люди", но многие из них стали такими по своей воле. В рассказах Чехова мы увидим угнетателей начальников, как у Гоголя, нет в них и острой денежной ситуации, унижающих социальных отношений как у Достоевского, есть только человек, который сам вершит свою судьбу. Своими наглядными образами "маленьких людей" с оскудевшими душами, Чехов призывает читателей к исполнению одной из своих заповедей "По капле выдавить из себя раба". Каждый из героев его "маленькой трилогии "олицетворяет какую-либо из сторон жизни: Беликов ("Человек в футляре") - олицетворение власти, бюрократии и цензуры, рассказ ("Крыжовник") - олицетворение отношений к земле, извращенный образ помещика того времени, рассказ о любви предстает перед нами отражением духовной жизни людей. Все рассказы в совокупности составляют идейное целое, создают обобщающее представление о современной жизни, где значимое, соседствует с ничтожным, трагическое со смешным. 20 век в России принес окончательное формирование тоталитаризма. В период наиболее жестоких репрессий, в то время, когда человек был окончательно обезличен и превращен в винтик огромной государственной машины, писатели яростно откликнулись, встав на защиту личности. Ослепленные величием целей, оглушенные громкими лозунгами, мы напрочь забыли об отдельном человеке, который остался человеком и после сорок пятого, и после пятьдесят третьего, и после шестьдесят четвертого - человеком с его повседневными заботами, с его желаниями и надеждами, которые не может отменить никакой политический режим. Тот кого в свое время Белинский назвал "маленьким человеком", о ком сокрушался Достоевский, кого пытался поднять с колен Чехов и Горький, о ком как о великом Мастере писал Булгаков, затерялся в просторе огромного государства, превратился в малую песчинку для истории, сгинув в лагерях. Огромных усилий стоило писателям его воскрешения для читателей в своих книгах. Традиции классиков, титанов русской литературы продолжили писатели городского направления прозы, те кто писал о судьбе деревни в годы гнета тоталитаризма и те, кто повествовал нам о мире лагерей. Их были десятки. Достаточно назвать имена нескольких из них: Солженицын, Трифонов, Твардовский, Высоцкий, чтобы понять какого огромного размаха достигла литература о судьбах "маленького человека" двадцатого столетия. Петербург, Москва -город, так давно тревоживший многих русских писателей, стал еще более страшным и жестоким. Он - символ той мощной силы, подавляющей слабые ростки человечности, он - сосредоточие людского горя, зеркало всей российской действительности, отражение которого мы видим по всей стране, в стенах лагерей и на задворках провинциальных городков. "Маленький человек" нашего города 60-х - 70-х г. не способен выбраться на поверхность жизни и громко заявить о своем существовании. Но ведь и он - человек, а не вошь, как хотел доказать самому себе Раскольников, и он заслуживает не просто внимания, но и лучшей доли. Путь к достижению этого открыли ему те, кто в наше время стремился "спины выпрямить горбатым." Новые писатели вступают в защиту правды и совести, они формировали человека нового. Поэтому нельзя закрывать последнюю страницу в огромной книге посвященной ему - "маленькому человеку! " 12.Кого из литературных героев Вы узнаёте в своих современниках? Литературные герои наших дней? Кто они? Какими нравственными качествами обладают? Это и мальчик Гриша из рассказа Бориса Екимова «Ночь исцеления», и курсант Лев, будущий летчик, персонаж рассказа Вячеслава Дегтева «Одуванчик», и Вася Колун, герой рассказа Бориса Екимова «Про чужбину». Люди они, конечно ,разные, но среди них я узнаю своих современников. Вот Александр Завьялов, герой повести Ю.Короткова «Седой», сын генерала. Этот молодой бунтарь бросает вызов семье, да и обществу потому, что его поступки не будут одобрены не только старшим поколением, но и сверстниками. Чего стоит решение Саши уйти из престижного вуза после того, как он узнает, что папаша его туда «пропихнул» по блату. Уверена, что многие друзья Александра посмеялись над ним и его решением, потому что ищут в жизни легких дорог и мечтают о «беспокойном» и заботливом папе. Но не таков Александр! Не за что ему благодарить отца, совершающего такие безнравственные поступки! Александр продолжает бунтовать, идти против воли родителей только потому, что его совесть не позволяет юноше жить бесчестно. Он идет в армию, где с достоинством вынесет все испытания и сохранит чистой свою душу. Юноша погибнет, спасая друга, но какой светлый след он оставит в душах большинства читателей…Вот этот герой - точно мой современник! Еще один бунтарь, точнее, бунтарка, нарисована Ю. Коротковым в повести «Головная боль». Катя Белова - выпускница одной из московских школ. Автор не рассказывает нам подробно об отношениях Катерины с родителями, но о них мы узнаем из ряда реплик девушки. Катя в знак протеста против образа жизни отца и матери ушла из дома, живет в квартире умершей бабушки. Свою жизненную позицию она формирует четко: не хочет и не будет девушка жить, как мать, «смотреть лабуду» (сериалы) о том, что богатые тоже плачут и плакать вместе с ними. Самостоятельная, уверенная в себе, она еще не знает, как будет жить, но четко знает, как не будет! Казалось бы, счастье улыбнулось девушке: богатый сорокалетний олигарх Виктор влюбился в Катерину, окружил ее заботой и вниманием. Лучшие учебные заведения мира готовы принять Белову в свои объятия, самые престижные курорты ждут девушку вместе с влюбленным мужчиной, Думаете, моя сверстница оценит это? Нет! Все, что делает для нее Виктор, – это «мишура», богатая жизнь – золотая клетка, жить в которой она не будет! Вот она, моя современница, на которую хотелось бы походить! Александр Завьялов и Катерина Белова, герои Ю.Короткова,- однозначно уникальные личности, которых не часто, но можно встретить среди моих современников. (384 слова) 13. «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь». Н. А. Заболоцкий Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Н. Заболоцкий Николай Заболоцкий пришел в поэзию на рубеже тридцатых годов, которые ломали жизнь миллионам людей. Его поэзия не криклива — это разговор по душам, вдумчивый взгляд художника на жизнь, природу, на человека. Заболоцкий старался найти в ней выход своим мыслям о смысле жизни, о предназначении человека в этом мире. Поэт старался найти и обосновать свое место среди людей. Его литературное наследие невелико. Оно включает в себя томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, немногочисленные заметки о поэтах и писателях, произведения для детей. Преданность своему делу была характерной чертой писателя, и, несмотря на трудную жизнь, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. За каждой строкой встает образ сдержанного, не терпящего позы, требовательного к себе, немного ироничного человека. «Не позволяй душе лениться!» — писал Николай Заболоцкий, открывая для всех универсальное средство защиты. Человек должен постоянно развиваться духовно. Лев Толстой, уже после того, как ему исполнилось восемьдесят лет, сожалел о том, что жизнь так коротка, ведь она столько всего неизведанного, полного загадок. Книги — своеобразный мостик между поколениями, через который к нам приходит все то лучшее, чего достигли наши предшественники. Именно лучшее. Ведь только хорошая книга сможет проникнуть в человеческую душу, остаться там, дать ростки доброго, светлого и прекрасного. Душевные качества человека всегда были основой мнения о нем других людей. Сострадание, умение сопереживать всегда ценились среди людей. Вспомните Бориса Пастернака: Душа моя, печальница О всех в кругу моем, Ты стала усыпальницей Замученных живьем… Сердце, после прочтения этих строк, страдает, думая о всех замученных, среди которых и Марина Цветаева, и, на мой взгляд, Владимир Маяковский. И мне хотелось бы, чтоб каждый человек, независимо от рода его занятий, поставил перед собой такую цель: ни дня без литературы… Николай Заболоцкий прожил нелегкую жизнь и умер в возрасте 55 лет, так и не увидев то время, когда его поэзия стала широко издаваться, читаться и переводиться на разные языки мира. Но он достиг цели, к которой стремился. Он создал книгу, которая продолжает русскую философскую лирику, книгу, где природа и человек слиты в единое целое. Его поэзия заняла свое место в сокровищнице классической литературы. 357слов 14.Моё понимание поэзии «чистого искусства», в лирике А. А. Фета, Ф. И. Тютчева А.А. Фет оказался трудным для объяснения явлением русской поэзии как для современной критики, так и для последующего литературоведения. Демократическая общественность осуждала его уход от злободневных социальных вопросов, за чрезмерно камерный характер его поэзии. Добролюбов, говоря о Фете как о мастере «улавливать мимолетные впечатления», в сущности, ставил уже проблему импрессионизма Фета, до сих пор удовлетворительно никем из ученых не проясненную. Есть три позиции в объяснении Фета. Первая: мы хотим знать только «хорошего» Фета, крупнейшего лирика, и ни до чего другого Фет и Шеншин, поэт и делец, и хотя шеншин часто мешал Фету, эти помехи надо игнорировать как чисто эмпирические обстоятельства, как недоразумения частной жизни, будничную суету, не стоящую внимания. И, наконец, третья позиция: имеются диалектические связи между Фетом и Шеншиным, между благоухающим лириком и воинствующим консерватором. Нас должна интересовать диалектика связей между жизнью и убеждениями Фета, с одной стороны, и его «чистой» лирикой - с другой.Подлинную диалектику надо искать не в уродливых связях - соотношениях Фета с Шеншиным, величайшего лирика с корыстолюбивым помещиком - этот путь ложный и непродуктивный. В 40-50-х годах ярко заявляет о себе поэтическое творчество А.А. Фета, Ф.И. Тютчева как своеобразная реакция на демократические ориентации, которые шли от Некрасова и Белинского. Оба поэта - Фет и Тютчев - были вне укреплявшегося направления в литературе, закладывали ее новую родословную. Их начинания были подхвачены А.Н. Майковым, Я.П. Полонским, А.К. Толстым. Поэты этой группы искренне полагали, что поэзия должна говорить о вечном свободно, без принуждения. Никакой теории над собой они не признавали Фет проповедует не узость, а наблюдательность. Конечно, в мире есть не только это, но и это есть. Все существует для человека. Внутренний человек - мера всех вещей. Он вправе выбирать. Процитируем еще стихотворение «Добро и зло»: Фет не задается «космическими» проблемами человеческого бытия. Мир Фета - абсолютно посюсторонний, не касается ничего мистического, судеб мироздания. В земной жизни, в человеке отобрана своя сфера мимолетных впечатлений и чувствований. Этим своим «импрессионизмом» Фет и мог понравиться модернистам, символистам в конце XIX века. 15. В чем причина гениальности романа М.Булгакова "Мастер и Маргарита " «Из всех писателей 20-х – 30-х гг. прошедшего века, наверное, Михаил Булгаков в наибольшей мере сохраняется в российском общественном сознании. Сохраняется не столько своей биографией, из которой вспоминают обычно его письма Сталину и единственный телефонный разговор с вождем, сколько своими гениальными произведениями, главное из которых – «Мастер и Маргарита». Каждому следующему поколению читателей роман открывается новыми гранями. Вспомним хотя бы «осетрину второй свежести», и придет на ум печальная мысль, что вечно в России все второй свежести, все, кроме литературы. М. А. Булгаков писал “Мастера и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и о людях, и потому роман стал своего рода уникальным человеческим “документом» той примечательной эпохи. И в то же время это глубоко философское повествование, обращенное в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность. При этом имеются все основания предполагать, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками. В романе “Мастер и Маргарита» царит счастливая свобода творческой фантазии при всей строгости композиционного замысла. Сатана правит великий бал, а вдохновенный Мастер, современник Булгакова, творит свой бессмертный роман — труд всей своей жизни. Там прокуратор Иудеи отправляет на казнь Христа, а рядом суетятся, подличают, приспосабливаются, предают близких вполне земные граждане, населяющие Садовые и Бронные улицы 20—30-х годов нашего века. Смех и печаль, радость и боль перемешаны там воедино, как в жизни, но в той высокой степени концентрации, которая Доступна лишь сказке, поэме. “Мастер и Маргарита» и есть лирико-философская поэма в прозе о любви и нравственном долге, о человечности зла, об истинности творчества, которое всегда является преодолением бесчеловечности, порывом к свету и добру. “Мастер и Маргарита» — сложное произведение. О романе уже сказано много, а будет сказано еще больше. Существует множество толкований знаменитого романа. О “Мастере и Маргарите» еще много будут думать, много писать. “Рукописи не горят», — произносит один из героев романа. М. А. Булгаков и в самом деле пытался сжечь свою рукопись, но это не принесло ему облегчения. Роман продолжал жить. Мастер помнил его наизусть. Рукопись была восстановлена. После смерти писателя она пришла к нам и скоро обрела читателей во многих странах мира. Ныне творчество Михаила Афанасьевича Булгакова получило заслуженное признание, стало неотъемлемой частью нашей культуры. 352слова |