Документ Microsoft Office Word (3). 1. Этиканаука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей
Скачать 426.81 Kb.
|
5.Нравственный императив и принцип свободы человека По теории И. Канта, при выборе своего поведения человек должен руководствоваться не только своими желаниями, но и общечеловеческими правилами, являющимися для него категорическим императивом (безусловным повелением). Суть категорического императива И. Кант формулирует следующим образом: ≪Поступай так, чтобы максима твоего поведения, на основе твоей воли, могла стать общим естественнымзаконом≫. Кант выдвигает три максимы поведения: 1) поступай согласно правилам, которые могут стать всеобщим законом; 2) в своих поступках исходи из того, что человек является высшей ценностью, его никогда нельзя использовать только как средство; 3) все поступки должны быть ориентированы на общее благо. Диалектическая взаимосвязь второй и третьей максимы является основой гармонизации отношений между обществом и индивидом, между государством и гражданином, а первая максима фиксирует абсолютное нравственное требование, состоящее в осознании человеком своего долга. Основой нравственного долга выступает свободная и разумная воля. Все вещи в мире, указывает И. Кант, имеют относительную ценность, и только разумная и свободная личность имеет безусловную ценность сама по себе. Мораль не выводится из чего бы то ни было, она содержит свою причину в себе. Кант вырывает мораль из многообразия жизненных связей, он возвышает ее над миром и противопоставляет ее реальному миру. По Канту, нравственные требования должны иметь абсолютный характер безусловного веления, что он и называет категорическим императивом. А таким императивом, как он утверждает, является осознание человеком своего долга, имеющего абсолютное значение, который не может быть средством для чего-нибудь,.а только цель сама п себе (все вещи в мире имеют относительную ценность), и только разумная и свободнаяличность имеет безусловную ценность: человек должен быть свободным и разумным — таков моральный закон. А моральный закон требует ≪поступать таким образом, чтобы признавать в себе и других свободную и разумную волю целью, а не средством ≫. Исходя из этого, Кант требует от каждого ≪действовать так, чтобы правило, руководящее твоей волей, могло быть так же основой всемирного законодательства≫. Именно поэтому, по Канту, абсолютное уважение к личности является нравственным основанием морали и права. Однако это в реальной жизни невозможно, поскольку в природе человека существует ≪изначальное зло≫, которое он называет эгоизмом, якобы свойственном природе человека (себялюбие, стремление только к собственному счастью, которое неистребимо). 6.Основные функции и принципы морали Вместе с тем для выявления сущности морали важную роль играет понимание функций, которые она выполняет. Оценочная функция морали заключается в понимании того, что такое добро и зло, справедливость, долг, совесть. В моральном сознании сущее сопоставляется с должным, поэтому моральные оценки носят универсальный характер и распространяются на все действия человека. Более того, моральная оценка опирается на моральные убеждения индивида и авторитет общественного мнения. Познавательная функция направлена на постижение величайшего многообразия культурного опыта, накопленного человечеством. В нем необходимо помнить, что познавательная функция морали осуществляется иначе. При этом в значительной степени гораздо большую роль играют чувства, вера, интуитивное восприятие многообразия межчеловеческих связей и отношений. Регулятивная функция — одна из ведущих функций морали. В этой роли мораль корректирует практическую деятельность человека с точки зрения учета интересов других людей и общества. Однако регулирует поведение индивида не только мораль, но и право, религия, искусство, политическое сознание, т. е. все формы общественного сознания. Именно мораль регулирует все сферы деятельности человека, чего не скажешь о праве, эстетическом сознании, политике; во-вторых, мораль требует от человека соблюдения нравственного идеала, который сам по себе не каждым достигаем; в-третьих, регулятивная функция морали осуществляется при опоре не на авторитет общественного мнения, а на совесть человека. Воспитательная функция морали состоит в том, что она участвует в формировании человеческой личности. Мораль способствует установлению смысла жизни, осознанию человеком своего достоинства, долга перед другими людьми и обществом, осмыслению необходимости уважения к правам личности, достоинству других. Ценностно-ориентирующая функция, исходя из нравственных представлений, нацеливает человека постоянно сравнивать реальное с идеальным, сущее с должным. Это позволяет корректировать свое поведение, определять вектор своего духовного развития. Выявляя эти функции морали, вместе с тем следует иметь в виду, что в целом все они тесно взаимосвязаны, обусловливая богатство и содержательность духовной жизни человека. В каждом обществе есть свой нравственный кодекс. А у каждого человека есть собственные внутренние убеждения, которые именуются моральными принципами, через которые он не может переступить, совершая те или иные поступки. Таким образом, моральные принципы – это внутренние нравственные рамки отдельно взятого человека или коллектива, сообщества либо всего общества в целом. Моральные принципы подвержены изменениям, так же как и любой компонент общества, потому что меняется время, изменяется мировоззрение и потому то, что казалось когда-то недопустимым или предрассудным, ныне уже считается нормой. Но каким бы не становилось общество, всегда остается место высоким моральным принципам. Если моральные принципы – это определенные нормы человеческого поведения, то высокие моральные принципы представляют собой некий нравственный эталон, к которому нужно стремиться. Моральные принципы могут складываться под влиянием религии, духовных учений, а также формироваться человеком самостоятельно, основываясь на его личных убеждениях, уровне воспитания, культуры, мировосприятии. Так, христианство, например, привнесло в жизнь многих людей религиозные ценности, среди которых есть и моральные принципы, основанные на понимании допустимого поведения верующего человека. Такие ценности позволили человеческому обществу преодолеть античную эпоху вседозволенности, когда нравственность общества разительно отличалась даже от ныне существующей. Но сегодня некоторые забывают, что попрание моральных принципов может вернуть наше общество к периоду, когда отсутствие нравственности приводит цивилизацию к ее гибели. Ведь в безнравственном обществе наступает, в конце концов, пик вседозволенности, приводящий к полному хаосу, и существование такой цивилизации прекращается. Моральные принципы должны присутствовать всегда. Они позволяют оставаться нам в любой ситуации «человеком разумным» и не уподобляться диким животным, повинующимся только одним инстинктам. В любой сфере жизнедеятельности общества человек рано или поздно сталкивается с моральными принципами. Так, например, в бизнесе моральные принципы определяют, какие способы конкурентной борьбы изберет тот или иной предприниматель. Получается, что моральные принципы – это личный нравственный закон каждого из нас, определяющий, как далеко мы можем зайти в своих поступках. 7.Профессиональная этика, ее содержание Профессиональная этика — это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний, заповедей и норм применительно к особенностям определенных профессий. Следует подчеркнуть, что профессиональная этика складывалась в таких видах деятельности, объектом которых являлся человек, работа с людьми, отличающаяся неповторимостью ситуаций, противоречиями и трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать. Особенность профессиональной морали юристов выражается в следующих чертах: 1. Ни в какой другой области жизни нормы поведения, морали не являются в максимальной степениобязательными и определенными. 2. Моральные нормы юриста юридически оформлены, подкреплены законом, установлены государством. 3. Нормы и принципы профессиональной этики юриста носят повелительный характер и требуют исполнительности, обязательности выполнения. 4. Действия профессиональных юристов при всей их строгости должны быть справедливыми, не унижающими человеческое достоинство, и вместе с тем непримиримы к нарушителям законности и антигуманности. 5. Отношения профессиональных юристов с гражданами требуют индивидуального подхода и внутренней культуры и такта. 6. При применении права юристами необходимо ко всему подходить с точки зрения закона, отрешившись от своих личных симпатий и антипатий. 8.Основные этапы исторического развития этических учений Специальная отрасль философского знания, обобщившая опыт нравственного осознания действительности, называется этикой. Возникла во время античности. Аристотель определил место этики в системе знания. Помимо Аристотеля, проблема была представлена в трудах стоиков и эпикурейцев. Этика стоиков обращается к истолкованию основополагающих категорий добра и зла. По мнению стоиков, одно не может существовать без другого. Добро есть нечто объективно существующее, постижение которого доступно только высшему (Божественному) разуму, тогда как зло – это результат субъективной оценки человека. Этика Эпикура обращается к тем же проблемам, что и этика стоиков, но трактует их обратным образом. Достижение человеком блага рассматривается как путь, прохождение которого основано на четком различии факторов, способствующих достижению цели, и факторов, препятствующих этому. Первые – источник наслаждения, вторые – страдания. Следующий важный этап в истории формирования этики связан с христианством. Знаменательно, что раннехристианские моральные представления формировались в условиях социальной неоднородности, общественного (классового) и имущественного (сословного) расслоения. Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное. Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего добра и зла. У Августина зло трактуется как отсутствие или недостаточность добра. В то же время все сотворенное Богом причастно к идее абсолютного добра. Этика позднего cредневековья (Фома Аквинский) связывает категории добра и зла с моральным выбором, проявлением свободы воли, которая в свою очередь соотносится с разумом и проявлением Божественной благодати. Эпоха Возрождения, как известно, имеет выраженную гуманистическую направленность. Главным предметом исследования становится сам человек, рассматриваемый как единство телесной и духовной субстанций. Человек совершенен, ибо создан Богом. Он обладает качествами, умениями и достоинствами, позволяющими назвать его личностью. Возвышая человека, гуманисты в то же время подчеркивают значение его моральной ответственности, предъявляя к нему высокие духовные требования. Эпоха Просвещения опровергла ранее существовавшие этические концепции. Просветителей в равной мере не удовлетворяли и христианская этика, и атеизм. Зло ассоциировалось с несправедливостью, социальным неравенством, несовершенством государственного устройства. В основу этики И. Канта положены категорический императив, внутренний нравственный закон личности. Моральное чувство, понимаемое И. Кантом как восприимчивость к удовольствию или неудовольствию, соотносится с законом долга; оно присуще каждому, без него человек был бы нравственно мертвым, ничем не отличающимся от животного. Моральное чувство – врожденное качество. К этой же категории И. Кант относил и совесть 9.Понятие и содержание основных категорий этики В отличие от многих наук этика пользуется понятиями, которые являются словами живого языка и чаще всего употребляются в обыденной речи («добро» и «зло», «счастье», «долг», «справедливость» и т. д.). В отечественной этической теории категории этики подразделяются в соответствии со структурой морали и нравственности следующим образом: • категории нравственного сознания (идеи, нормы, принципы, ценности и т. д.); • категории нравственной практики (поступок, воздаяние и т. д.); • категории нравственного отношения (конфликт, авторитет, репутация и т. д.) Категории этики используются для оценки самых различных поступков. В центре этических исследований находятся вечные проблемы человеческого существования. Поэтому основные понятия морали «добро», «зло», «счастье», «долг», «справедливость», «честь», «достоинство» не претерпевают существенных изменений с течением времени. Основными категориями этики являются: «добро», «зло», «благо», «справедливость», «долг», «совесть», «ответственность», «достоинство», «честь», «смысл жизни», «счастье». Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Что же они из себя представляют? Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные. Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения. Благо — все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения цели, при этом есть и природные блага,и духовные (образование, познание, предметы культуры и т. д.). При таком подходе добро — разновидность духовного блага. В этическомже плане понятие «благо» зачастую является синонимом добра. Справедливость означает такое положение вещей, которое рассматривается как должное, неотъемлемое право человека, соответствие между деянием и воздаянием за добро и зло, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Справедливость есть мера соответствия между содержанием того или иного поступка и его оценкой общественным мнением. «Общий принцип справедливости, — писал. Вл. Соловьев, — требует, чтобы мы относились к другим так, как желаем, чтобы они относились к нам самим». Идея справедливости, требование справедливости пронизывают законодательство современного демократического общества, справедливость считают синонимом правоохранительной деятельности, правосудия. Недаром правосудие с древних времен изображали с повязкой на глазах, с весами и мечом. Это означает, что судящий должен быть беспристрастен, что прежде чем решить, он обязан точно взвесить все «за» и «против», а решив, непреклонно воплощать справедливое решение в жизнь. В правоохранительной, юридической деятельности принципиальна проблема соотношения законности и справедливости. В силу целого ряда обстоятельств могут возникать ситуации, когда решение, формально соответствующее букве закона, окажется несправедливым. Долг — категория этики, означающая отношение личности к обществу, другим людям, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к ним в конкретных условиях. Долг — это нравственная задача, которую человек формулирует для себя на основании нравственных требований, обращенных ко всем. Долг может быть социальным: патриотический долг судьи, долг следователя, долг личный: родительский, сыновний, супружеский, товарищеский. В глазах общества сотрудник ОВД — непреклонный страж законности, которым движет только чувство долга, не допускающий компромиссов, сделок с совестью, служащий только законности и справедливости. Но, чтобы действовать таким образом, недостаточно занимать определенную должность и знать законы. Необходимы соответствующие нравственные качества, позволяющие твердо стоять на страже справедливости, несмотря ни на какие внешние факторы. Сотрудник, соблюдающий «Кодекс чести...», клянется быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг и его совесть. Совесть — это категория этики, характеризующая способность человекаосуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с точки зрения соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения. Совесть — субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой1.Чувство совести ограждает человека от дурного, порочного, стимулирует благородство, ответственность. Роль совести особенно важна, когда сотрудник находится перед моральным выбором, а внешний контроль со стороны общественного мнения или исключается, или затруднен. Ответственность — категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу. Ответственность предполагает учитывать ряд факторов: способен ли человек выполнять предписанные ему нравственные обязанности; правильно ли он их понял; должен ли он отвечать за последствия своих действий, на которые влияют внешние обстоятельства; способен ли человек эти последствия предвидеть. Ответственность — философско-социологическое понятие. Ответственность в этике и ответственность в праве тесно взаимосвязаны. Например, теоретическое обоснование уголовной ответственности, принципа личной и виновной ответственности. Достоинство — категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества,окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Сознание человеком собственного достоинства есть форма самосознания и самоконтроля. Достоинство — выражение ответственности человека за свое поведение перед самим собой, форма самоутверждения личности. Достоинство обязывает совершать нравственные поступки, сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности. Понятие достоинства личности опирается также на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, на запрете унижать его достоинство независимо от того, какое социальное положение он занимает. Достоинство человека - одна из высших нравственных ценностей. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признанием за ним моральных заслуг (честь офицера, честь судьи, честь следователя, честь оперативного работника, честь адвоката). Честь и достоинство тесно взаимосвязаны, однако в отличие от достоинства, основанного на признании равенства всех людей, честь оценивает людей дифференцированно. Понятие «честь» означает чтить, почитать, в современных условиях она является синонимом «Родины», «славы», «верности». В России в офицере всегда видели настоящего рыцаря, а в его чести — высшее проявление всех добродетелей. В офицерской среде было распространено убеждение: «Армия погибает, если теряет честь». Офицер обязан избирать такой круг знакомств, где преобладают нравственные начала. Особенно требуется офицеру избегать распутства, пьянства, азартных игр, наживы сомнительными путями, опрометчиво давать честное слово. Эти твердые жизненные устои в не меньшей степени необходимы в системе правоохранительной деятельности. Например, «Кодекс чести...» сотрудника ОВД, принятый в 1993 г., обязывает в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о своей чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб его репутации. |