Документ Microsoft Office Word (3). 1. Этиканаука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей
Скачать 426.81 Kb.
|
25.Понятие истины. Установление истины по уголовному делу как нравственная цель доказывания. Этические системы имеют отношение не только к поведению человека в обществе. Они принимают участие в формировании ряда понятий, в том числе и самого важного из них — понятия истины. Глубокая связь понятий истины и справедливости ощущалась людьми всегда. Лучше всего эта связь выражена в русском языке, где существует слово правда, имеющее одновременно гносеологический и этический смысл. Более того, гносеологическое значение (правда как «истина», "соответствующее действительности высказывание") само имеет этическую сторону: стремиться к правде хорошо, искажать ее — плохо.[42] (Впрочем, русский язык в этом отношении не уникален: достаточно посмотреть на параллели в европейских языках, чтобы убедиться в этом.) "Истиной" мы называем всякое представление, мнение или высказывание, соответствующее чему-то во "внешнем мире". При этом предполагается, что в самом этом высказывании содержится исчерпывающая информация относительно того, чему оно соответствует. Короче говоря, истина — это «эквивалентность» каких-то явлений в реальном мире и какого-то содержания сознания. Однако, сознание и реальность — слишком разные вещи, чтобы говорить о каком-то соответствии между ними. Чем бы ни было сознание, оно устроено иначе, нежели реальность. Говорить о том, что "в уме" существуют какие-то «картинки», «отображающие» реальность (правильно или неправильно) — нельзя. В таком случае, представление о «соотвествии» приходится пересмотреть. Предположим, что содержание сознания ни в каком смысле не «эквивалентно» явлениям во внешнем мире. Достаточно предположить, что между ними есть какая-то связь, или какое-то соотношение. Так вот, эта связь может быть двусторонней: наши представления как-то соотносятся с реальностью, и реальность как-то соотносится с нашими представлениями. Эти два соотношения можно сравнивать. В частности, они могут быть эквивалентны: наши представления относятся к реальности так же, как реальность относится к нашим представлениям. Поскольку и то, и другое — отношения между одними и теми же объектами (сознанием и реальностью), их сравнение возможно. "Истина", в таком случае — это ситуация, при которой отношение сознания к миру и мира к сознанию одинаковы. Напротив, «ложным» можно назвать любое представление, для которого это условие не выполняется. Например, если мы считаем, что во внешнем мире нечто есть, а мир относится к нам так, будто этого нет, то из этого следует, что мы находимся в заблуждении. Это не значит, что все «ложное» обязательно ошибочно. В мире есть много непознанного, а в сознании есть много неистинного, но и не «ошибочного», а просто не соответствующего ничему в мире — например, наши цели и идеалы. Итак, истина — это соответствие иному, прежде всего — симметричное соответствие бытия и сознания.[43] Как только мы заговорили о симметрии, мы обязаны ввести критерии симметричности, удостоверяющие ее наличие. Эти критерии, сформированные в рамках этики, переносятся в область познания. Остается рассмотреть, как это происходит. В процессе познания речь идет не об отношении человека и общества, а об отношении человека и мира. Поэтому в дальнейшем изложении будет применяться константа M (лат. mundus ‘мир’ ) вместо O. Ниже мы изложим ряд соображений о понятии истины в рамках первой, второй и третьей этической систем. Понятие истины в рамках первой этической системы (Юг) f(I, M) = f(M, I) Я должен вести себя по отношению к миру так, как мир относится ко мне. Я должен уподобиться реальности. Это определение истины как точного подобия мира. Чем точнее это подобие, тем лучше. В рамках подобного понимания мира нет места абстрактному знанию: общие утверждения не соответствуют ничему конкретному, а потому и не могут претендовать на истинность. В рамках подобного понимания истины самыми верными и надежными знаниями являются хорошие чувственные восприятия. Разумеется, чувства часто обманывают — поэтому их следует изощрять, усиливать и развивать. Это касается как ушей и глаз, так и интуиции. Знание такого рода слишком конкретно, чтобы быть выразимым и описуемым. Да оно и не нуждается в описании. Это знание охотника, чующего добычу, знание крестьянина, угадывающего завтрашнюю погоду. Поскольку обстоятельства меняются слишком часто, бессмысленно пытаться описывать или передавать это знание кому-то еще. Можно только научить узнавать — что достигается прежде всего опытом. Если говорить об истине как о симметричном соответствии реальности и сознания, то данная формула утверждает, что наилучший способ достичь этого соответствия — совпадение сознания и реальности, их соединение. Если между человеком и окружающей реальностью ничего не стоит, а его сознание полностью открыто и познает действительность "как она есть", то такая ситуация наилучшим образом обеспечивает истинность его мнений. Всякое несовпадение бытия и сознания оценивается сразу же негативно — как причина возможных ошибок при познании. Основным принципом познания в рамках Первой этической системы выступает, таким образом, принцип аналогии. Его некорректное использование приводит к тому, что мы называем "магическим мышлением", то есть к представлению о "всеобщей взаимосвязи" явлений. Понятие истины в рамках Второй этической системы (Восток) ^f(I, M) = ^f(M, I) Я не должен вести себя по отношению к миру так, как мир не относится ко мне. Я не должен противоречить реальности. В данном случае истиной является не только то, что точно соответствует фактам, но вообще все, что не противоречит фактам. Здесь уже возникает возможность появления теоретического знания. Общие положения не являются точным описанием конкретных фактов — но они (если только они истинны) не противоречат никаким фактам. Общие утверждения даже в чем-то предпочтительнее конкретных, поскольку уменьшают вероятность ошибки: существуют такие общие суждения, против которых не поспоришь. Появление второй этической системы сделало возможным философию и теоретическую науку (например, языкознание). Однако она не дает возможности развиваться экспериментальному естествознанию, поскольку отказывает в истинности знаниям, добытым "противоестественным путем" (то есть, например, в ходе экспериментов, последовательно нарушающих "естественный ход вещей", а не воспроизводящих его). Не допускается и перенос принципов и методов одной науки на другую. Опыт как источник познания никоим образом не игнорируется, но имеет совершенно другой смысл, нежели в предыдущем случае. Опыт не рассматривается как нечто подтверждающее то или иное мнение: опыт может только опровергнуть его. В этом смысле мнение не должно противоречить опыту — но не обязательно прямо ему соответствовать. Таким образом понятие истины отступает от реальности, как бы делая шаг назад. Реальность и представление больше не совпадают. Приоритет, тем не менее, на стороне реальности — представление не имеет права противоречить ей ни в чем. Реальность, однако, оставляет место для того, чего в ней самой нет (например, для общих понятий или для богословия), и соответствующие познания тоже истинны (то есть, по крайней мере, не ложны). Понятие истины в рамках третьей этической системы (Запад) f(M, I) = f(M, O) Мир должен вести себя по отношению ко мне так, как я веду себя по отношению к нему. Реальность должна уподобиться мне. Здесь происходит гносеологический переворот: само понятие истины радикально меняется. Теперь «истинным» считается не только то, что соответствует фактам (такого рода рабское подражание реальности становится малоинтересным) или не противоречит им (это важнее, но все-таки еще не все), но и то, что позволяет создавать новые факты (в том числе и никогда ранее не происходившие). Новые факты — это не более и не менее чем изменение мира. И западная цивилизация к этому действительно стремиться. Если цивилизации Юга пытались адаптироваться в рамках существующей природной среды, а цивилизации Востока — хотя бы не идти против природы, то Запад пытается покорить природу, переделать ее под собственные нужды. Рецепты этой переделки и являются научным знанием в западном смысле слова. Знание — это знание того, как вызвать некий эффект. Чем меньше шансов наблюдать этот эффект "просто так", в окружающем мире, тем ценнее это знание. Сутью западной науки является не высокая теоретическая культура (хотя она, безусловно, имеет место), даже не математизация большинства наук (как бы ни был важен этот шаг), а экспериментальный метод. Эксперимент — отнюдь не воспроизведение природных явлений (в таком случае можно было бы ограничиться просто наблюдением таковых), но прежде всего попытка создать явления внеприродные, не встречающиеся в природе, проверить прочность "естественного порядка вещей" — с явным намерением взломать его хотя бы в одном месте, и получить знание о внеприродном. Когда экспериментальное знание называют опытным, это означает только одно: возможность проведения успешного эксперимента (чего бы этот эксперимент не стоил). Опыт здесь понимается не как созерцательный опыт, но как опыт по преобразованию реальности. Назвать это «практическим» опытом, пожалуй, нельзя — поскольку практика тоже бывает разная. Она может даже принципиально исключать всякое преобразование мира. В рамках данного подхода понятие истины еще больше отступает от реальности, делая второй шаг назад. Реальность и сознание здесь расходятся еще сильнее, поскольку приоритет на сей раз принадлежит сознанию: все, что оно способно непротиворечиво помыслить, может быть реализовано, даже если этого еще никогда не было в мире. В этом смысле не стоит заблуждаться в вопросе об аналогичности восточного и западного теоретического знания. Формулы и уравнения, "описывающие реальность", описывают на самом деле то, что можно и чего нельзя сделать с реальностью, границы нашей власти над ней. В этом смысле западная техника является наиболее адекватным выражением этого понимания истины — в то время как западная наука во многом сохраняет архаические черты. Разумеется, атомная физика, синтезирующая новые частицы, продвинулась дальше, чем, скажем, языкознание, не способное на синтез новых языков, или социология, не могущая ставить масштабные эксперименты на обществе. Тем не менее экспериментальная тенденция пробивается и в этих науках — хотя бы в форме "машинного моделирования" языка и общества. Можно даже представить себе "Абсолютный эксперимент" (то есть научный опыт, который дал бы максимум познания о мире) как искусственно созданную ситуацию, не встречавщуюся доселе во Вселенной. Очевидно, это было бы равносильно творению нового мира — но именно таким путем можно было бы узнать о существующем мире все самое важное. Установление истины - непременное условие справедливого правосудия по уголовному делу. Именно истины, правды требует общество от судей; истина, правда образуют сущность приговора суда как акта правосудия. Требование установления правды, истины постоянно присутствует в отечественном законодательстве, регулирующем деятельность суда. (Употребление термина "правда" как синонима термина "истина" свойственно и современному русскому языку.) В "Кратком изображении процессов" Петра I аудитору вменялось в обязанность поступать в деле "сущею правдою". Александр II, вступая на престол, в марте 1856 года провозгласил: "Да правда и милость царствуют в судах". Ст. 613 Устава уголовного судопроизводства 1864 года обязывала судью, председательствующего по делу, направлять ход дела "к тому порядку, который наиболее способствует раскрытию истины". В первом советском Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР, принятом 25 мая 1922 года, ст. 261 почти без изменений воспроизводила это положение. В последующем и вплоть до наших дней эти законодательные нормы оставались непоколебленными. Проблема установления истины при производстве по уголовному делу имеет разные аспекты, в том числе и нравственные. М. С. Строгович писал, что "... проблема истины в уголовном процессе - это не только юридическая, но и в не меньшей мере этическая проблема". Он отмечал, что в "... этическом плане она исследована очень мало и слабо" Подлинное правосудие невозможно без установления истины. Поэтому в уголовном процессе истина "котируется как одна из самых высоких моральных ценностей" Обязанность суда устанавливать истину по уголовному делу, прямо возложенная законом на судей, представляет собой не только юридический, но и нравственный долг деятелей правосудия. Судья не имеет нравственного права осудить невиновного, против которого обвинение собрало какие-либо доказательства, а защита не смогла убедительно противостоять обвинению. Но и оправдание действительно виновного вследствие формального отношения судьи к исследованию обстоятельств дела, его безразличия и пассивности делает приговор необоснованным и несправедливым. Такой приговор является следствием отступления судьи от требований его нравственного долга. В законодательстве России, в трудах российских ученых как до революции, так и в советский период требование устанавливать в суде истину не подвергалось сомнению. Правда, философская характеристика истины (материальная, судебная, объективная и др.) была далека от единообразия. Однако в последнее время стал пропагандироваться взгляд, что суд не в состоянии установить истину и что требовать от суда по каждому делу ее выяснять нет оснований. Подлинно научная аргументация на этот счет отсутствует, но декларативные заявления в печати, хотя и немногочисленные, могут оказать определенное воздействие на общественное мнение, а также, что уже небезобидно, на правоприменителей. Следует согласиться с Л. Д. Кокоревым, который, критикуя тех, кто выступает за освобождение судей от обязанности устанавливать истину, пишет: "За такими рассуждениями скрывается не столько профессиональная несостоятельность, сколько нравственная неспособность осуществлять доказывание на основе своего внутреннего судейского убеждения, базирующегося на материалах уголовного дела, страх перед ответственностью за ошибку. Следователь, прокурор, судья должны быть уверены в своих нравственных силах, независимо осуществлять доказывание, устанавливать истину, принимать обоснованное, справедливое решение и не бояться никакой ответственности за свои нравственно оправданные действия и решения" Отрицание возможности установить по делу истину, правду лишает правосудие нравственной цели и содержания и может служить оправданием любой несправедливости. Установление истины, а следовательно, справедливое разрешение дела: осуждение только виновного и в соответствии со степенью его вины и безусловное оправдание невиновного - нравственный долг судьи. Установление истины - высоконравственная цель доказывания, без достижения которой справедливое правосудие невозможно. На судье в российском процессе всегда лежал нравственный долг установления истины, правды. Попытки представить суд пассивным наблюдателем схватки между противоборствующими сторонами не соответствуют исторической правде и предназначению суда как органа правосудия. Следует напомнить мнение глубокого знатока и горячего защитника Судебных уставов 1864 года А. Ф. Кони, который считал, что судья призван прилагать все силы ума и совести, знания и опыта, чтобы постигнуть житейскую и юридическую природу дела, должен напрягать свои душевные силы "для отыскания истины". По мнению А. Ф. Кони, обвинитель и защитник при состязательном начале процесса - помощники судьи в исследовании истины *. Попытки снять с суда ответственность и лишить его возможности устанавливать истину, отдав все на усмотрение сторон под флагом развития состязательности, - не что иное, как доведение до абсурда самой плодотворной и гуманной идеи состязательного начала в процессе. 26.Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста. Профессиональная этика юриста или юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идет о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики. Рассуждая о сущности юридической этики, необходимо очертить круг вопросов о ее задачах. Их можно выделить несколько, как это делают, например, Л.Д. Кокорев и Д.П. Котов. Кокорев Л. Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. - Воронеж: Юрист, 1993.- 352 с. Так, по мнению ученых, к задачам профессиональной этики юриста в области, например, уголовного процесса следует отнести: «Решение проблем, связанных с необходимостью полного, широкого внедрения общих принципов и норм морали в уголовный процесс; разработка проблем регулирования профессиональной деятельности следователей, судей, прокуроров, адвокатов и управления ею в соответствии с нравственными основами судопроизводства; выявление и определение нравственных принципов и норм деятельности юриста в уголовном процессе; создание учения о его профессиональном долге. Всестороннее раскрытие нравственной сущности уголовно-процессуального закона; содействие дальнейшему совершенствованию процессуальных норм. Исследование роли нравственных начал в обеспечении законности в уголовном процессе; раскрытие высоконравственного смысла принципа законности в деятельности всех участников уголовного процесса. Исследование нравственных отношений участников уголовного процесса, взаимосвязи правовых и нравственных отношений; определение должных взаимоотношений между всеми участниками уголовного процесса с точки зрения моральных принципов; изучение моральных норм как основы нравственных отношений в уголовном судопроизводстве. Разработка требований, которым должно соответствовать нравственное сознание следователя, прокурора, судьи, адвоката; содействие формированию необходимых для данной профессии нравственных черт; предупреждению и искоренению деформационных качеств, появляющихся в результате длительного выполнения профессиональных функций, а также вследствие невысокой общей, правовой и нравственной культуры отдельных лиц. Изучение проблем, связанных с повышением эффективности нравственного воспитания в уголовном процессе. Исследование проблемы взаимоотношений общественных и личных интересов в уголовном процессе». Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. - Воронеж: Юрист, 1993, С. 8-9. То есть, круг этических вопросов в уголовном процессе весьма широк, но уголовный процесс это только часть деятельности юриста. В литературе, посвященной проблемам этики работников юридической профессии, нет единства терминологии. Можно встретить следующие термины: этика представителей права, профессиональная этика юриста, юридическая этика, правовая этика, судебная этика. Ряд авторов пишут о следственной этике, экспертной этике, адвокатской этике. Обычно под юридической этикой понимается как сам свод нравственных требований, которые распространяются на работников юридической профессии, так и соответствующая отрасль знания, наука, изучающая эти правила. В принципе, не может быть возражений и против конкретизации этических требований применительно к определенной юридической специальности в рамках единой правовой профессии (этика судьи, прокурора, следователя, адвоката). Кобликов А.С. Юридическая этика. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2004, С.5. Таким образом, юридическая этика - это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. В понимании содержания юридической этики, пределов ее действия также есть немало дискуссионного. Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции. Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем. Принятый в 2004 году Кодекс судейской этики Российской Федерации Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.). ГАРАНТ. Информационно-правовой портал. вполне определенно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную деятельность. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Например, судья не вправе ни в какой форме разглашать тайну совещания судей; адвокат, узнавший от подсудимого, что именно он совершил преступление в условиях, когда подзащитный на суде лживо настаивает на своей невиновности, не вправе выступить свидетелем против подсудимого и т.д. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. Халиулина В. П. Профессиональная этика юриста: Учебное пособие - М.: Изд-во РУДН, 2004, С.4. К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники -- правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др. Наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста. Вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специальностей научная разработка их нравственных принципов находится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно складываются и соблюдаются на основании единых для всех нравственных норм. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием. Профессиональная этика юриста способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации. Особенности профессиональной деятельности юриста настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения законности. Профессиональная этика юриста является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста. Они и составляют основное содержание этого вида этики. В России начало основательной разработке судебной этики и ее преподаванию было А. Ф. Кони в 1902 г. Его по праву можно назвать отцом судебной этики в России. В советский период юридическая этика длительное время не разрабатывалась. Ее последовательным и влиятельным противником был Вышинский. Наряду с мнением, что юридическая этика представляет собой применение общих понятий о нравственности в сфере юридической деятельности, существует и мнение, что она охватывает специфические нравственные нормы профессиональной деятельности и внеслужебного поведения юристов. Представляется, что в основе решения этой проблемы должны учитываться некоторые принципиальные позиции. Все требования морали, присущей данному обществу, полностью, без каких-либо изъятий распространяются на представителей юридической профессии. Эти требования определяют все поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни. Судья, прокурор, следователь и вне выполнения должностных функций остаются судьей, прокурором, следователем. Принятый в 2004 году Кодекс судейской этики Российской Федерации вполне определенно распространяет требования этики судьи и на его непрофессиональную деятельность. Специфика профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя, адвоката сопряжена с особыми нравственными ситуациями, которые обычно не встречаются в деятельности представителей других профессий, но обычны в сфере судопроизводства. Следовательно, профессиональная этика юриста должна включать и специфические нравственные нормы, определяющие поведение людей этой профессии в свойственных только для нее ситуациях. Специфические нравственные правила, адресованные работникам юридической профессии, не могут противоречить общим для всех принципам и нормам морали. Они лишь дополняют и конкретизируют их применительно к условиям юридической деятельности. К работникам юридической профессии предъявляются повышенные моральные требования, что объясняется особым доверием к ним со стороны общества и ответственным характером выполняемых ими функций. Люди, решающие судьбы других, требующие от них соблюдения закона и морали, должны иметь на это не только формальное, служебное, но и моральное право. Юридическая этика — это вид профессиональной этики, представляющий собой совокупность правил поведения работников юридической профессии, обеспечивающих нравственный характер их трудовой деятельности и внеслужебного поведения, а также научная дисциплина, изучающая специфику реализации требований морали в этой области. Профессиональную этику юриста можно назвать нравственным кодексом юристов различных специальностей. В пределах единой юридической профессии существуют специальности: судья, прокурор, адвокат, следователь, юрисконсульт, арбитр, нотариус; сотрудники органов внутренних дел, сотрудники органов контрразведки, выполняющие правоприменительные функции; работники органов Министерства юстиции, судебные приставы, научные работники — правоведы, преподаватели правовых дисциплин и др. Профессиональная этика юриста представляет собой совокупность нравственных представлений и установок, находящих своё проявление в поведении представителей определённой социальной группы общества – юристов, обусловленных их принадлежностью к данной профессии. Причём, наряду с общими нормами моральных отношений в любой профессиональной деятельности, юридическая этика формулирует дополнительные требования и нормы, вытекающие из качественного своеобразия профессии юриста. В то же время вполне правомерно говорить отдельно об этике судьи, о прокурорской этике, следственной этике, этике адвоката. Наряду с этим существует и этика арбитра, юрисконсульта, нотариуса и т. д. Правда, для ряда юридических специальностей научная разработка их нравственных принципов находится лишь на начальной стадии, хотя они стихийно складываются и соблюдаются на основании единых для всех нравственных норм. Значение профессиональной этики юриста состоит в том, что она придает нравственный характер деятельности по осуществлению правосудия, выполнению прокурорских функций, следственной работе, а также и другим видам деятельности, осуществляемой юристами-профессионалами. Нравственные нормы наполняют правосудие и юридическую деятельность в целом гуманистическим содержанием. Профессиональная этика юриста, раскрывая и пропагандируя гуманные начала правоотношений, складывающихся в различных областях жизни, оказывает позитивное воздействие как на законодательство, так и на правоприменение. Профессиональная этика юриста способствует правильному формированию сознания, взглядов работников юридической профессии, ориентируя их на неукоснительное соблюдение нравственных норм, обеспечение подлинной справедливости, защиту прав, свобод, чести и достоинства людей, охрану собственной чести и репутации. Профессиональная этика - это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу. Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика. Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей. Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми и способы обоснования данных кодексов. Профессиональная этика изучает: - отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности; - нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга; - взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии; - особенности профессионального воспитания. Те ситуации, в которых оказываются люди в процессе выполнения своих профессиональных задач, оказывают сильное влияние на формирование профессиональной этики. В процессе труда меду людьми складываются определенные моральные отношения. В них есть ряд элементов, присущих всем видам профессиональной этики. Во-первых, это отношение к общественному труду, к участникам трудового процесса. профессиональный этика юрист Во-вторых, это те моральные отношения, которые возникают в области непосредственного соприкосновения интересов профессиональных групп друг с другом и обществом. Профессиональная этика не является следствием неравенства в степени моральности различных профессиональных групп. Просто к некоторым видам профессиональной деятельности общество проявляет повышенные моральные требования. В основном это такие профессиональные сферы, в которых сам процесс труда требует согласованности действий всех его участников. Уделяется особое внимание моральным качествам работников той сферы, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей, здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии из сфер услуг, транспорта, управления, здравоохранения, воспитания). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп усложняют моральные отношения и к ним прибавляется новый элемент: взаимодействие с людьми - объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Таким образом, профессиональная мораль должна рассматриваться в единстве с общепринятой системой морали. Нарушение трудовой этики сопровождается разрушением общих моральных установок, и наоборот. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном счете и к деградации самой личности 27.Методы изучения профессиональной этики юриста. Как и в классической этике, в профессиональной этике применяются общие и конкретные методы отношении общих, то они остаются неизменными и в профессиональной этике. А специфика трудовой деятельности накладывает является отражение и это фиксируется и в процессе изучения профессиональной этики и раскрытия ее особенностей. Поэтому в данном случае стоит отметить значимости конкретных методов исследования. Специфические методы применяются главным образом для исследования конкретных нравственных проблем, в том числе и профессиональной деятельности. Принципиальной особенностью является то, что они применяются на основе методологии и возникают реальным проявлением общего в конкретном. Особенно большое значение для исследования профессиональной этики имеют социологические методы исследования (анализ различных статистических материалов, личные беседы, опросы, анкетирование и т.д.) Как и другие гуманитарные науки, социология обращается также и к математике, кибернетике, лингвистики, психологии и др. С помощью структурного подхода можно моделировать структуру морали. Профессиональная этика юриста (юридическая этика) - учение о требованиях к морально-нравственным качествам работников юридического профиля, о правовой культуре правоприменительной деятельности. Предмет юридической этики-проявление морали в профессиональной деятельности юриста. Методы-способы, приемы, с помощью которых изучается предмет науки, получаются новые знания о нем: 1. Логический метод -- это логический метод научного воспроизведения развития сложного объекта (системы) средствами теоретического анализа. Направленный на анализ определённого (как правило, высшего) исторического состояния объекта, логический метод включает воссоздание исследуемого объекта именно в качестве системы (то есть во всей сложности и во всем многообразии образующих его структурно-функциональных связей и зависимостей) и в качестве системы именно исторической (то есть во всей сложности и во всем многообразии его исторических связей и зависимостей). 2. Социологический (опросы, анкетирование, экспертные оценки проявления морали в профессиональной деятельности юриста) 3. Метод моделирования (создание идеальных моделей и их сопоставление с реальностью) 4. Системный метод (проявление морали в профессиональной деятельности юриста посредством представления последней в качестве системы и ее составных частей) 5. Функциональный метод (проявление морали в профессиональной деятельности юриста посредством изучения функций работников) 6. Формально-юридический (толкование содержания правовых предписаний, анализ текстов НПА) Среди методологических оснований анализа этических учений можно выделить принцип конкретно-исторического подхода, который требует учета всех особенностей, дающих начало тому или иному этическому феномену и принципу развития. Можно выделить два основных метода этической науки: теоретико-логический и эмпирико-исторический. Каждый из данных методов имеет свои плюсы и минусы. Теоретико-логический метод позволяет выявить в истории этики закономерность, но при этом может привести к пренебрежению эмпирическим материалом. Эмпирико-исторический метод ориентируется на тщательное изучение фактов, но это может привести к утрате логики исторического развития. На основе этого можно сделать вывод, что для полноценного развития этической науки необходимо синтезировать эти два метода, обеспечить их работу в гармонии. Иногда также выделяют дескриптивный (описательный) и проблемный подходы при изучении этики. Установка на один из методов изучения этики зависит обычно от задач исследования и конкретных обстоятельств, но наиболее актуальным является проблемный подход, который предполагает и глубокое знание эмпирического материала. Большое значение при изучении этических учений имеет проблема классификации ее основных направлений. Учитывая наиболее общие подходы к определению и пониманию морали, часто выделяют такие главные направления, как натуралистическое и идеалистическое, в котором различают течения субъективно-идеалистического, объективно-идеалистического и религиозного характера. Натуралистическое направление объединяет стремление объяснить мораль и высшие нравственные ценности с учетом природы человека, которая рассматривается преимущественно в биопсихологическом плане. Мораль, определяемая этой природой, должна быть адекватной формой ее проявления. Натуралистический подход распадается на несколько течений, в основе которых лежит более конкретное упоминание источника морали: эвдемонизм связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем, гедонизм - с удовольствием, наслаждением, утилитаризм - с пользой, выгодой. На некотором этапе развития этики как науки складываются такие методологические ориентации исследования, которые способны выходить за пределы двух основных направлений. Данная типологизация методов исследования этических систем не считается единственно возможной. При изучении методов следует иметь в виду, что отнесение мыслителя в области этики к тому или иному направлению часто бывает условным. Заявляя, например, о своей приверженности конкретной традиции и разделяя ее основные взгляды, философ своим творчеством не только выходит за ее границы, но и способен разрушить ее фундамент. 28.Кодексы профессиональной морали, их значение в профессиональной деятельности. Кодексы профессиональной морали возникают на основе обобщения профессионалами эмпирического опыта своей профессиональной группы: производится отбор специфических моральных обязанностей, закрепляются в качестве норм профессиональной морали те способы решения типичных нравственных проблем, коллизий в профессиональной деятельности, которые позволяют выполнить специалисту свою профессиональную роль и потому получили общественное одобрение. В каждой сфере профессиональной деятельности имеются возможности для злоупотреблений, использования своих профессиональных знаний в узкоэгоистических целях. На основе обобщения профессиональным сообществом типичных ошибок и уловок, позволяющих некоторым профессионалам втайне от непрофессионалов нарушать моральные нормы, формулируются специфические запреты. Профессиональные кодексы представляют собой совокупность моральных обязательств, которые принимает на себя профессиональное сообщество, для того чтобы защитить общество от некомпетентных специалистов, а то и просто мошенников и шарлатанов, как пишет Р. Де Джордж, и таким образом поддержать престиж профессии, доверие к членам профессиональной группы. Уровень требований норм кодекса должен быть выше, чем уровень требований обычных моральных норм и закона, иначе в них не было бы смысла. Поскольку разоблачить профессионалов могут только профессионалы, обладающие такими же или большими знаниями, знающие возможные ошибки и уловки, которыми склонны пользоваться коллеги по цеху, кодексы должны разрабатываться с участием опытных специалистов высочайшей квалификации. Те же требования и к членам этических комитетов, комиссий, судов чести. Цель кодекса - способствовать выполнению профессионалом своей профессиональной миссии, блокировать искушения использовать профессиональные знания в корыстных целях во вред потребителям профессиональных услуг. Кодексы могут ограничивать и неморальные, но подспудно корыстно мотивированные действия, например, запрещать необоснованное завышение уровня требований к знаниям абитуриентов и соискателей диплома об образовании, которое может ограничить доступ в профессию и конкуренцию внутри профессионального сообщества (и тем самым гарантировать членам профессиональной корпорации сохранение высоких гонораров). Структура профессиональных моральных кодексов разнообразна и зависит от того, какую роль в профессиональном сообществе они выполняют. Существуют декларативные кодексы, состоящие только из идеалов профессии. Существуют кодексы, включающие только дисциплинарные требования. Большинство кодексов содержат и свод идеалов, и нормы профессиональной морали, и даже некоторые нормы корпоративной морали (например, врач не должен критиковать действия коллег в присутствии пациентов). Некоторые кодексы включают и профессиональный этикет. Наиболее разработанными и осмысленными являются кодексы саморегулирующихся профессиональных сообществ, как, например, ассоциации врачей или адвокатов в США. Эти ассоциации с целью легитимизации своей деятельности берут на себя ответственность за выполнение норм профессиональной морали членами ассоциации, контролируют их исполнение и применяют к нарушителям санкции, вплоть до лишения лицензии на профессиональную деятельность. В США же в рамках профессиональной этики разработаны основные требования к профессиональным кодексам и другим инструментам морального регулирования в профессии. Кодекс защищает не только население от недобросовестных и злонамеренных профессионалов, но и профессионалов от общества. Как правило, профессиональные нормы превышают и уровень требований корпоративных кодексов, и тот уровень требований, который был бы желателен для руководителей фирм и собственников компаний. Работодатели могут ожидать или даже требовать от специалиста действий, которые запрещены профессиональным кодексом (например, под видом социологического обследования получить информацию о мнениях и настроениях конкретных работников). Кодекс является официальным нормативным документом, к которому могут при необходимости апеллировать члены профессионального цеха: он фиксирует границы моральной ответственности, нравственные обязанности и запреты в профессиональной деятельности. Социолог может не получить объективную информацию и, следовательно, не выполнит свою профессиональную задачу, если не гарантирует респондентам анонимность опроса. Кодекс, таким образом, и обеспечивает условия выполнения профессионалами своей роли, и поддерживает высокие стандарты профессиональной компетентности, и тем самым обеспечивает поддержание высокого социального статуса профессии, и защищает профессионалов от внешнего давления. Для того чтобы кодекс был не просто декларацией о намерениях, а выполнял свою регулирующую функцию, что особенно важно для саморегулирующихся профессиональных сообществ, он должен отвечать определенным требованиям и поддерживаться соответствующей "инфраструктурой". Р. Т. Де Джордж перечисляет эти требования. В кодексе должны быть четко разделены идеалы, ценности профессии и нормы, поскольку недостижимость идеалов подразумевается, а вот нормы должны быть выполнимыми, их нарушение наказуемо, и они должны быть также известны населению, чтобы оно имело возможность контролировать выполнение профессионалами норм кодекса. Особые требования предъявляются к членам профессиональных групп, которые являются эксклюзивными обладателями труднодоступных знаний и умений. Они, - пишет Де Джордж, - своего рода монополисты: оценить уровень знаний и проверить правильность профессиональных действий, разоблачить злонамеренные поступки могут только такие же или еще более квалифицированные специалисты. Монопольное положение такой профессиональной группы создает предпосылки для всевозможных злоупотреблений: круговой поруки, снижения уровня требований внутри профессии, защиты высоких гонораров и т.д. Поэтому нормативную базу профессиональных кодексов необходимо проверять на ее соответствие интересам общества: кодекс не должен содержать положений, прямо или скрыто допускающих возможности использования профессиональных знаний в корыстных целях профессиональной группы или отдельных ее членов и во вред потребителям услуг. "Тем самым, - пишут В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов, - профессиональная этика вносит существенные изменения в конфигурацию властных отношений современного общества и предназначена для уменьшения зависимости одного лица от другого, возникающей ввиду различий их общественных функций и профессиональных статусов, для преодоления патерналистских моделей в отношениях между людьми. Поэтому профессиональная этика открывает своеобразное пространство власти для тех, кто лишен властных функций, создавая феномен "власти безвластных" (X. Арендт)". Нормы и запреты должны быть сформулированы конкретно, точно и честно. В кодексе должны быть перечислены возможные специфические ошибки и не соответствующие моральным критериям методы деятельности, которые запрещены и наказуемы. За нарушение требований кодекса должны быть предусмотрены наказания, вплоть до исключения из состава профессионального сообщества (дисциплинарные меры, порицания, осуждение коллегами, сам факт предъявления обвинений и обсуждения на этической комиссии - уже наказание). Моральное поведение внутри профессии определяется не только сводами профессиональных моральных норм, но и культурными традициями, институциональной поддержкой права и других социальных норм. Чем детальнее регламентируется профессиональная деятельность законом и чем полнее воплощаются в законах моральные ценности и требования, тем меньше потребность в специальном моральном регулировании профессиональной деятельности. Этот процесс прослеживается в работе А.Г. Рихтера "Правовые основы журналистики", который, однако, показывает, что по причине несовершенства законов и правоприменительной практики, быстро изменяющихся условий деятельности потребность в моральном регулировании профессиональной деятельности никогда не исчезает полностью даже в тех сферах, которые довольно подробно регламентируются законодательно. Выбор профессии В.И. Бакштановский и Ю.В. Согомонов рассматривают не только как одно из важнейших жизненных решений человека (к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни вести и т.д.), но и как акт морального самоопределения: "выбирая профессию, человек выбирает и ее ценностный мир, и ее миссию". В современном динамичном обществе довольно часто изменяются не только сфера занятости, положение работника в сфере труда, ио и переформатируется его профессиональная идентичность. Еще совсем недавно профессия, а нередко и место работы, выбирались, как правило, раз и навсегда. Сейчас профессионал в течение всей своей трудовой жизни вынужден непрерывно заниматься своим образованием, может неоднократно менять и сферу занятости, и место работы, и специализацию, и профессию, а вместе с ними и профессиональную и корпоративную идентичность. На рынке труда возникают новые виды специализированной деятельности, а любая из традиционных профессий (в сфере науки, образования, медицины, юридических услуг и т.д.) может стать бизнесом, если нет на то законодательных ограничений. Вхождение в бизнес раскалывает профессиональное сообщество, разделяет его на различные группы, которые начинают конкурировать на рынке, бороться за ресурсы, влияние и т.д. В профессиональных корпорациях выделяются субкорпорации, каждая из которых отстаивает свое представление об общественной миссии и о векторе развития профессии. Под давлением организационных ценностей сдает свои позиции профессиональная мораль. Н. Аберкромби, С. Хилл и Б.С. Тернер называют три типа конфликтов, которые возможны между профессиональными и организационными ценностями: "(1) между профессиональной этикой и организационной практикой; (2) между ориентацией индивида на широкое профессиональное сообщество и ожиданиями того, что он или она будет идентифицировать себя с организацией; (3) между профессиональной автономией в работе и бюрократическими контролем и управлением". Все эти изменения не могли не сказаться на положении профессионала. В условиях коммерциализации, усложнения трудовых функций профессионала институционализация требований общества к профессиональным сообществам в форме кодексов профессиональной этики является дополнительным инструментом обеспечения высокого уровня выполнения профессионалами своей социальной роли. А реализация ценностей профессиональной морали в значительно большей мере, чем раньше, начинает зависеть от морального выбора каждого профессионала, его личной нравственной ответственности. |