Главная страница
Навигация по странице:

  • 11.Специфика и роль морали в условиях развития правового и, демократического общества

  • 12. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

  • Добро и зло

  • 13. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.


  • 14. Профессионально-значимые личностные качества будущего юриста

  • 15. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.

  • 16. Нравственная свобода выбора.

  • 17. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

  • 18. Моральное сознание и моральная практика.Моральное сознание

  • 19. Понятие и виды профессиональной этики. Соотношение профессиональной этики и деонтологии

  • 20. Юридическая этика – вид этики профессиональной.

  • 21.Особенности профессии юриста и их нравственное значение.

  • 22. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.

  • Документ Microsoft Office Word (3). 1. Этиканаука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей


    Скачать 426.81 Kb.
    Название1. Этиканаука о морали, ее предмет. Роль морали как всеобщего регулятора поведения людей
    Дата18.01.2019
    Размер426.81 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДокумент Microsoft Office Word (3).docx
    ТипДокументы
    #64195
    страница3 из 26
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26

    10.Общечеловеческие начала этики

    а) Добро. Знание и содержание понятия. Добродетель. Милосердие. Добрый ли ты?

    б) Совесть. Правдивость. Справедливость. Честность. Правдивый ли ты?

    в) Любовь к близким: матери, отцу, бабушке, дедушке, брату, сестре; к друзьям и близким знакомым, к слабым, ко всем, кто в нас нуждается, ко всему живому. Любовь к природе ( живой и неживой) как умение понимать, беречь и заботиться о природе. Кого и что ты любишь?

    г) Дружба и товарищество. Законы дружбы. Верность и самоотверженность в дружбе, бережное отношение к тем, кого мы «приручили». Твои друзья. Отношения мальчиков и девочек между собой.

    д) Трудолюбие. Посильный труд для себя и близких. Твоё отношение к труду.

    е) Отражение нравственности в поведении человека – в поступках, делах, деятельности. «Золотое правило» нравственности. Примеры для подражания.

    11.Специфика и роль морали в условиях развития правового и, демократического общества

    По какому бы пути не пошло дальше наше общество, оно неизбежно будет развиваться — это всеобщий закон, которому подвластно всякое общество, если, конечно, оно не становится на путь самоуничтожения. И главной доминантой этого развития должна быть демократизация общественных отношений и укрепление власти закона. Таким образом, если для современного общества нормальное развитие означает его эволюцию по пути прогресса, то нормальной системой его управления и функционирования является расширяющаяся демократия.

    Демократия как форма государственного управления вызывала и вызывает до сих пор неоднозначное отношение. В современном российском обществе по этому поводу ведется яростная полемика как между партиями, так и внутри самих партий. Однако эта полемика ведется, как правило, не по поводу самой демократии как формы государственного устройства, но вокруг вопроса о том, какая у нас демократия и есть ли она у нас вообще. Иными словами, вся политическая и идеологическая борьба ведется "за хорошую, настоящую демократию" против "демократии плохой" или "ложной". И если кто-то начинает выступать против демократии как таковой, против вообще демократии, то он немедленно объявляется "мракобесом", "тоталитаристом" или еще кем-нибудь похуже.

    Расширение демократии — это, прежде всего, повышение степени свободы личности, ослабление пресса принудительности, предоставление больших возможностей для предприимчивости и инициативы. Однако для установления принципов такого общества должен измениться и сам человек, ибо и в демократическом обществе сохраняются те же общественные потребности, а следовательно, и требования общества к каждой личности. Иными словами, в таком обществе личность должна выполнять те же самые обязанности и те же самые функции, что и в обществе, скажем, тоталитарном. Меняется лишь характер отношений по линии "общество — личность". И человек так же будет ответственен перед обществом за свои действия, только эта ответственность будет в значительной степени выполняться сознательно и добровольно, будет диктоваться сознательными интересами самой личности ("сознательными" здесь означает включение в свои интересы, в свою нравственную и культурную воспитанность социальной значимости своих действий), а не страхом перед властными санкциями суровых государственных законов. Иначе говоря, в этих условиях компетенция права сужается, но при этом она замещается сферой моральной ответственности личности.

    Чем руководствуется человек, ставя перед собой ту или иную конкретную цель? Он определяет ее под воздействием внешних и внутренних побуждений. К внешним относятся социальные, служебные, семейные и всякие иные обязанности, а к внутренним — потребности, интересы, желания, эмоции, страсти. Оставим в стороне достижение цели обычным, законопослушным путем и рассмотрим стремление достичь цели через свершение преступного деяния. И вот здесь перед личностью возникает ряд духовных барьеров. Первый — это эстетический барьер. Он — самый разносторонний, ибо посредует чуть ли не каждый шаг человека. Даже в таких буднично-бытовых действиях, как общение, принятие пищи, одежда и т.п., человек постоянно руководствуется критерием "красиво — некрасиво". Определяет выбор его в этом случае такая категория, как вкус. Но, допустим, человек преодолел этот барьер: цель представляется ему настолько заманчивой, что ради ее достижения он решается поступить "некрасиво". Тогда перед ним возникает другой барьер — нравственный со своей системой критериев, суть которых сводится к понятиям "хорошо — плохо". Он не столь обширен, как предыдущий, ибо с нравственными проблемами мы сталкиваемся реже, чем с эстетическими, и преодолеть его уже легче, ибо, как говорится, "лиха беда начало": процесс пошел, деформация духовного мира личности уже приобрела некоторый негативный "опыт", но время остановиться еще есть. Прекратить движение по этому пути помогает в данном случае такая категория, как совесть, благодаря которой человек способен испытать чувство стыда за свои действия, и это может стать решающим фактором для прекращения дальнейшей деформации личности. И только после преодоления этого барьера перед человеком возникает третий и последний барьер — правовой. Сравнительно с первыми двумя он уже представляется незначительным, ибо здесь действует критерий "законно — незаконно", с которым личность, как правило, на практике сталкивается редко, и социальный опыт, а следовательно, иммунитет в этой области невелик. И выбор теперь посредуется лишь страхом перед наказанием, которого человек надеется избежать.

    Следовательно, расширение роли и значимости морального фактора в демократическом обществе распространяется не только на общесоциальные, но на все, в том числе и на сугубо профессиональные, отношения, приобретая в каждой сфере деятельности свою специфику.

    12. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.
    Основными категориями этики являются: добро и зло, долг, совесть, честь, достоинство, счастье и т.д.
    Добро и зло — наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное.
    Добро — категория этики, объединяющая все, что имеет положительное нравственное значение, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящее злу. Со времен древности добро и зло истолковывались как две силы, господствующие над миром, надприродные, безличностные.
    Зло — категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали и заслуживающем осуждения.
    Добро и зло
     - центральные понятия этики, разграничивающие нравственное и безнравственное.
    Добро отражает наиболее общие интересы, устремления, пожелания и надежды на будущее: то, что должно быть и что заслуживает одобрения. Зло – категория этики, противоположная добру. В нем обобщены представления о безнравственных поступках и человеческих качествах, заслуживающих моральногоосуждения.Таким образом, мораль часто отождествляется с добром, с положительным поведением, а зло соответственно рассматривается как аморальное. Одним из проявлением социального зла является преступность, правонарушения. Без преодоления этого зла нельзя утверждать добро. Для сотрудников правоохранительных органов делать добро - это значит активно, беспощадно бороться со злом во всех его проявлениях.
    13. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.
    Профессиональный долг юриста - совокупность требований правового и морального характера, предъявляемых к юристу при осуществлении им своих служебных полномочий.
    Профессиональные долг юриста имеет объективную и субъективную стороны.
    Объективная сторона— долга состоит в том, что он подчинен решению высокой и справедливой задачи: защите личности, ее прав и законных интересов, обеспечения законности и правопорядка в стране. Объективная сторона долга представляет собой четко сформулированные задачи, поставленные государством перед работниками юридического труда.
    Субъективная сторона— долга проявляется в том случае, когда общественные обязанности, поставленные государством перед работниками юридического труда, воспринимаются как справедливые и истинные, осознаются ими как личные убеждения, исполняются добросовестно и целенаправленно. Субъективная сторона долга представляет собой внутреннее убеждение в справедливости • правоте дела, которому посвящается жизнь.
    Совесть иногда называют другой стороной долга. Совесть – самооценивающее чувство, переживание, один из древнейших личностных регуляторов поведения людей. Совесть – категория этики, характеризующая способность человека осуществлять нравственный самоконтроль, внутреннюю самооценку с позиций соответствия своего поведения требованиям нравственности, самостоятельно формулировать для себя нравственные задачи и требовать от себя их выполнения.
    Совесть – субъективное осознание личностью своего долга и ответственности перед обществом, другими людьми, выступающее как долг и ответственность перед самим собой.
    Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности.
    14. Профессионально-значимые личностные качества будущего юриста
    К профессии юриста, так же как и к любой другой профессии предъявляются различные профессиональные требования. Это значит, что юрист должен обладать необходимым комплексом качеств, профессиональных знаний, навыков и умений. К личным качествам относятся: высокая гражданственность, интеллектуальность, нравственность, развитое чувство долга и ответственности за исполнение своих обязанностей, преданность своему делу, чувство непримиримости с правонарушениями, справедливость, высокая гуманистическая направленность, следование нормам профессиональной этики и личная безупречность. К юристам – сотрудникам органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности и министерства обороны, кроме того, предъявляются повышенные требования к состоянию здоровья, предусмотренные законодательством о прохождении службы в перечисленных органах. К общим профессиональным требованиям, предъявляемым к юристу, относятся: обладание глубокими и прочными теоретическими знаниями. Современным правовым и экономическим мышлением, умением разбираться в политических течениях и государственной политике, знать действующее законодательство и уметь его применять, владеть практическими навыками по специальности. Любой юрист должен знать основы философии, психологии, экономических и политических учений, научной организации управления и труда в необходимом объёме. Юридическая деятельность требует знания содержания отраслевых и обще юридических наук, а также знания способов уяснения и толкования правовых норм, их реализации, процедуры принятия и исполнения юридических решений, актов совершения действий, имеющих правовое значение.
    15. Понятие и сущность морали. Соотношение морали и права.
    Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом. Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, и правоохранительной оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. С этой точки зрения дается моральная оценка всех общественных отношений, поступков и действий людей.
    Единство права и морали заключается в следующем:
    1. право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;
    2. право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;
    3. право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;
    4. право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и обществаобеспечения и возвышения достоинства человека;
    5. право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.
    16. Нравственная свобода выбора.
    Ситуация нравственного выбора рано или поздно встает перед каждым человеком. Моральный выбор - это выбор человека в пользу добра или зла, выбор этической альтернативы. Еще Аристотель говорил о том, что он должен отличаться от желаний, быть известным и актуальным для человека, выбор обязательно должен быть сознательным. Мы живем в свободном обществе, поэтому именно свобода является определяющим фактором нравственной позиции любого человека. В чем же она проявляется?
    Понятия «хорошо» или «плохо» являются абстрактными для каждого человека, несмотря на общепринятые нормы. Но в любом обществе нравственность человека рассматривают через его поведение, поступки, отношение к тем или иным вещам, к свободе его выбора. Именно в этих сферах человек показывает себя, проявляясь при этом как творческая и самостоятельная личность.
    Оказываясь в сложной жизненной или в любой экстремальной ситуации, человек способен проявить себя так, как никогда бы не поступил в другое время. Либо же, наоборот, его поведение будет таким, проблема выборакак обычно, и это также будет показателем его нравственности.
    Также огромным показателем нравственности является сила воли человека, она есть далеко не у каждого. Когда мы боремся за свободу собственного выбора, то зачастую забываем о том, что лучше вообще не иметь возможности приобретать что–либо, например, при алкогольной зависимости покупать водку, тратить на это все свободные деньги, в совокупности со своим временем, возможностями и здоровьем. Если человек обладает сильной свободой воли, которая на деле оказывается гораздо дороже и важнее многих факторов, то у него вряд ли встанет проблема нравственного выбора.
    Нравственную свободу выбора не могут проявлять: люди с психическими болезнями ЦНС, люди выросшие вне общества…
    17. Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.
    Социальные нормы - это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.
    Социальные нормы — правила поведения общего характера, которые складываются в отношениях между людьми в обществе в связи с проявлением их воли (интереса), и обеспечиваются разными способами социального влияния.
    Сущностью социальных норм являются не просто правила, ибо правила существуют и в несоциальных образованиях, таких, например, как математика, грамматика, техника и другие (технические нормы), о правила отчётливо выраженного социального характера.
    Признаки социальных норм:
    1. Правила (масштабы, образцы, модели) поведения регулятивного характера — социально-волевые нормы, исторически сложившиеся или целенаправленно установленные. Они направляют поведение людей в соответствии с заложенной в норме идеальной моделью общественных отношений, вносят одинаковость в регулирование общественных отношений и формируют непрерывно действующий механизм типичных масштабов поведения;
    2. Правила поведения общего характера, т.е. не имеющие конкретного адресата. Они рассчитаны на то, чтобы направлять поведение людей в рамках отношений данного вида; вступают в действие каждый раз, когда возникают соответствующие общественные отношения;
    3. Правила поведения предписывающего характера — общеобязательные. Они устанавливают запреты, дают эталоны поведения;
    4. Правила поведения, которые обеспечиваются определенными средствами воздействия на поведение людей (привычкой, внутренним убеждением, общественным влиянием, государственным принуждением).
    Основные виды социальных норм:
    1. Нормы права - это общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые установлены или санкционированы, а также охраняются государством.
    2. Нормы морали (нравственности) - правила поведения, которые сложившись в обществе, выражают представления людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести, достоинстве. Действие этих норм обеспечивается внутренним убеждением, общественным мнением, мерами общественного воздействия.
    3. Нормы обычаев - это правила поведения, которые, сложившись в обществе в результате их многократного повторения, исполняются в силу привычки.
    4. Нормы общественных организаций (корпоративные нормы) - это правила поведения, которые самостоятельно установлены общественными организациями, закреплены в их уставах (положениях и т. п.), действуют в их пределах и ими же охраняются от нарушений посредством определенных мер общественного воздействия.
    Кроме указанных, среди социальных норм различают:
    религиозные нормы;
    политические нормы;
    эстетические нормы;
    организационные нормы;
    нормы культуры
    18. Моральное сознание и моральная практика.
    Моральное сознание
     – человеческое сознание с его внутренними механизмами, смысловым и ценностным содержанием, в форме этических понятий и определений.
    Моральное сознание рассматривает явления и поступки людей не в плане их причинной обусловленности (почему человек сделал что-либо), а со стороны их достоинства, ценности. Моральное сознание оценивает действия и общественные явления, мораль дает возможность выбора между добром и злом, который человек делает в силу своего понятия о должном (о том, как должно быть). Совокупность определенных норм, запретов и требований, которые регулируют человеческую деятельность и поведение и составляют содержание морального сознания.
    Моральное сознание формируется в процессе воспитания и самовоспитания человека и проявляется в его поведении и нравственной культуре.
    Моральная практика состоит из моральных поступков (действие или отсутствия действия) и совокупности поступков (линии поведения).
    19. Понятие и виды профессиональной этики. Соотношение профессиональной этики и деонтологии
    Профессиональная этика – это совокупность определенных обязанностей и норм поведения, поддерживающих моральный престиж профессиональных групп в обществе. В задачи профессиональной этики входит выявление нравственных норм и оценок, суждений и понятий, характеризующих людей в роли представителей определенной профессии. Профессиональная этика вырабатывает нормы, стандарты, требования, характерные для определенных видов деятельности.
    20. Юридическая этика – вид этики профессиональной.
    Юридическая этика – предусмотренная нормами морали система требований к осуществлению юридической деятельности, установленной профессиональными кодексами юриста.
    Профессиональная этика юриста или юридическая этика является специфической формой проявления морали в целом. В данном случае речь идёт о совокупности конкретизированных общих нравственных принципов, норм применительно к правоохранительной и правоприменительной деятельности юриста.
    Предметом является осуществление юридической деятельности в соответствии с предъявленными к ней моральными требованиями. Если юридическая профессия осуществляется как государственная служба, то моральные требования к ее осуществлению могут выражаться в нормативно-правовых актах, либо приниматься представителями органов государственной власти.
    Юридическая этика включает в себя:
    - исследование своего предмета и стоящих перед юридической этикой задач
    - историю становления и развития такой разновидности этики
    - проблемы взаимодействия нравственных норм с другими социальными нормами, в том числе и с нормами права в юридической профессии и соответствующей форме деятельности
    - предъявляемые к личности юриста нравственные требования
    - основы общения юристов с представителями иных профессий
    - особенности проявления нравственных начал (норма морали) в условиях осуществляемой представителями определенной юридической профессии конкретной деятельности (в частности, уголовно-процессуальной)
    21.Особенности профессии юриста и их нравственное значение.
    Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.
    Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.
    Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.
    Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.
    Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, юрист опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое органами государства, "должно быть законно и справедливо; более того, законным может быть только справедливое решение, несправедливость не может быть законной"
    В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.
    22. Нравственное содержание конституционных норм о правосудии и правоохранительной деятельности.
    Правосудие как вид государственной деятельности, призванной обеспечить справедливость в отношении тех, чьи права и интересы оно затрагивает, базируется на правовых и нравственных началах. Законность и нравственность в правосудии, в деятельности правоохранительных органов находятся в неразрывном единстве. Правосудие, не связанное законом, не отвечающее требованиям права, вообще немыслимо. Правосудие – суд по праву, справедливости. Но сам закон должен отвечать требованиям нравственности, а его применение судом не должно противоречить нравственным нормам. Формальное применение закона вопреки требованиям справедливости извращает саму идею правосудия.
    В конституционном законодательстве всех государств при регулировании основ организации и деятельности судебной власти гуманные идеи нормативных актов мирового сообщества, отражающие общечеловеческие нравственно-правовые ценности, находят более или менее полное воплощение. Именно конституционное законодательство, как правило, формулирует принципы правосудия и правоохранительной деятельности.
    Конституция Российской Федерации 1993 года содержит развернутую систему норм, создающих гарантии прав личности, включая гарантии справедливого правосудия, которые отражают общечеловеческие правовые и нравственные ценности.
    Одна из ключевых статей Конституции России – ст. 2, помещенная в главе первой, где определяются основы конституционного строя, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства". Здесь мы имеем дело с формулировкой принципа гуманизма, выраженной в праве на высшем, конституционном уровне. Эта конституционная норма, воспроизводящая этический принцип, обязывает прежде всего последовательно реализовать идею гуманизма во всем законодательстве, начиная с самой Конституции. Гуманизм, человеколюбие должны пронизывать все отрасли права России. Все, что не соответствует признанию человека высшей ценностью, должно быть устранено из отраслевого законодательства, какую бы область общественной жизни оно ни регулировало. Гуманизм – ведущий принцип правопримени-тельной деятельности. Государство, его органы обязаны признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.
    Правосудие, деятельность судебной власти должны соответствовать принципу гуманизма. Процессуальное законодательство призвано создавать такой порядок судопроизводства, который обеспечивал бы защиту человека от правонарушений, в том числе от преступлений, восстановление нарушенных прав, охрану чести, достоинства, репутации честных людей. В то же время и те, кто подозревается или обвиняется в правонарушениях, преступлениях, должны быть ограждены от необоснованных обвинений и тем более необоснованного осуждения. Их свободы, права и законные интересы должны быть ограждены должным образом от необоснованного стеснения или нарушения, их человеческое достоинство не должно унижаться.
    Ст. 7 Конституции характеризует гуманистическую сущность Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
    Гуманизм права и правопорядка в России ярко выражает глава вторая Конституции – "Права и свободы человека и гражданина". Ст. 17 Конституции фиксирует, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других лиц. Ст. 18 Конституции устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления. Права и свободы обеспечиваются правосудием.
    Регулируя начала правосудия, Конституция России фиксирует их демократическое содержание, отражая требования справедливости и гуманности.
    Важнейшая этическая категория – категория справедливости означает прежде всего требование равенства между людьми. Ст. 19 Конституции провозглашает: "Все равны перед законом и судом". Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
    В ряде конституционных норм гарантируется охрана жизни, чести, достоинства человека, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни – важнейших благ, защита которых предусматривается документами мирового сообщества. При этом во многих случаях их гарантом является судебная власть.
    Ст. 20 Конституции устанавливает: каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
    В марте 1997 г. Государственная Дума Российской Федерации отклонила проект закона о моратории на исполнение смертной казни в России. Недавно представитель России в Совете Европы подписал протокол Европейской конвенции об отмене смертной казни. Но окончательное решение должна принять Государственная Дума.
    Ст. 21 Конституции посвящена охране достоинства человека. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Ст. 23 устанавливает право каждого на защиту чести и достоинства.
    В соответствии со ст. 22 Конституции каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
    Право каждого на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну устанавливает ст. 23 Конституции, а ст. 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
    Ст. 23 Конституции устанавливает право каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.
    Ст. 25 Конституции гласит: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения".

    Глава седьмая Конституции Российской Федерации устанавливает демократические принципы организации и деятельности судебной власти: осуществление правосудия только судом; независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и закону; несменяемость судей; неприкосновенность судей; гласность суда; состязательность. Ст. 32 Конституции установила право граждан Российской Федерации участвовать в отправлении правосудия, а ст. 123 предусмотрела возможность ведения судопроизводства с участием присяжных заседателей.
    Конституция России 1993 года, расширив круг прав и свобод человека, восприняв важнейшие положения международно-правовых актов, воплощающих общепризнанные нравственно-правовые ценности, и усилив судебные гарантии личности, основных человеческих благ, существенно усовершенствовала основы российского права, его нравственный потенциал.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   26


    написать администратору сайта