Главная страница

диплом. история Ольга Т. 1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века


Скачать 55.78 Kb.
Название1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века
Анкордиплом
Дата15.03.2023
Размер55.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория Ольга Т.docx
ТипДокументы
#992825
страница4 из 4
1   2   3   4

На современном этапе ситуация с развитием идей национал-патриотизма не так актуальна, как на заре независимости. Тем не менее, в обществе существует устойчивая социальная группа, разделяющая и поддерживающая идеи национального патриотизма. Именно этим, вкупе с приближающимися выборами можно объяснить возникновение общественных движений, уделяющих значительное внимание национал-патриотической риторике.

Уместно вспомнить слова профессора Кембриджского университета, мирового специалиста в области социальной антропологии Э. Геллнера: "Не нации порождают национализм, а национализм порождает нации". Дело в том, что в казахстанском обществе до сих пор не утихают споры о несформированности казахов в качестве нации, и приводятся такие аргументы, как развитой трайбализм, отсутствие опыта построения государственности, недостаточно внимательное отношение казахов к родному языку и т.д., И, надо признать, все это имеет место быть. Сейчас главная задача, которую могли бы решить национал-патриоты, - нивелирование трайбализма, разработка общенациональной идеи и формирование казахстанского патриотизма, взвешенное решение языкового вопроса в РК.

Кстати, данная проблема характерна для всех многонациональных обществ. Например, в развитых западных странах признают существование проблемы национал-патриотизма, более того, абсолютно свободно и непринужденно обсуждают ее на всех уровнях, включая международный. Тем самым снимается напряженность в обществе, вопрос рефлексивно переходит из разряда "требующего особого внимания" в разряд "вполне решаемых". Западная практика доказывает: частое муссирование проблемы не только не усугубляет, но даже и ведет к потере актуальности самого вопроса. Естественно, такой подход нам неприемлем, основной целью таких дискуссий должен стать поиск взаимоприемлемых путей и способов разрешения проблемы, а одними разговорами проблемы, как известно, не решаются. Еще одной отличительной чертой западного общества от нашего является то, что там этот феномен не просто открыто обсуждается - он изучается. К примеру, функционирует, такая программа магистерского обучения по специализации "nationalism studies", в переводе это звучит как "национализмология"

Следует помнить, что национал-патриотизм условно делится на "воинствующий" и "просвещенный". Надо заметить, что признаки последнего имеются в Казахстане. Просвещенный национал-патриотизм ставит целью решения сугубо культурно-гуманитарных вопросов одной нации, например, вопросов развития государственного языка, причем не ущемляя интересов других этносов.

Вообще, национал-патриотизм предполагает либо любовь к родине через свою нацию, либо любовь к нации через свою родину. Следует отметить, у нас преобладает первое.

Рассмотрим одно удивительное явление, происходящее в современном казахском языке. По-казахски "национализм" можно перевести и как "ултжандылык", и как "ултшылдык". Однако первое имеет более позитивную смысловую нагрузку, употребляется в качестве "мягкого" национализма и имеет тенденцию тяготеть к патриотизму, нежели к национализму. Касательно второго, то это слово многие стараются не употреблять, избегают его. Он как раз-таки соотносится с "отрицательным" национализмом, поэтому даже национал-патриоты не используют его на официальных мероприятиях. Таким образом, можно констатировать: у казахов деление "национализма" на "позитивный" и "негативный" происходит на семантическом уровне.

В целом, для национал-патриотизма в его современном состоянии характерны следующие проблемы. Во-первых, несерьезное отношение национал-патриотов к политическим вопросам. Обычно центральной темой национал-патриотов является вопрос государственного статуса казахского языка. Соответственно, одни выступают за его полное и форсированное внедрение, а другие - за придание такого же статуса русскому языку. Таким образом, национал-патриотизм иногда принимает формы "шоу-патриотизма", думается, этого никто оспаривать не будет. Во-вторых, отсутствие единства в рядах национал-патриотов. Сейчас эти группы аморфны и структурно раздроблены. В-третьих, отсутствие грамотной политической платформы, харизматичных и сильных лидеров.


  1. Русификаторская модель культурной интеграции этносов в Казахстане


Казахстан отличается от других постсоветских стран более выраженной степенью русификации. Успешная русификация Средней Азии привела к тому, что у этих мусульманских народов до сих пор сохраняется русский стиль жизни, язык и мораль, а ислам бытует лишь в виде определённых ритуалов и традиций. Инерционные силы русификации и результатов этой политики продолжают существовать, многочисленные носители русского языка присутствуют во всех коммуникативно важных сферахШаблон:Sfn. Русифицированные некоренные и в то же время нерусские меньшинства страны являются препятствием на пути этнонационализации в Казахстане.

После распада СССР выявилась зависимость Казахстана от России в плане культуры. Несмотря на объявление казахского языка государственным, русский язык и культура продолжают доминировать в стране. Казахский язык так и не стал де-факто государственным языком.

Русификация перестала существовать в виде сознательной политики, но сохранилась как культурный феномен. По мнению Рустема Кадыржанова, русификации казахов в современном Казахстане способствуют несколько факторов: доминирование русского языка; значительная доля русских среди населения практически по всей стране; представление среди казахов о русской культуре как о более «высокой»; лучшая осведомлённость городских казахов о русской культуре, нежели о казахской; кириллица как единственная письменность для всех языков Казахстана; обучение существенной доли казахской молодёжи в русскоязычных учебных заведениях; доминирование русскоязычной литературы, изданной как в России, так и в Казахстане; доминирование российских СМИ в информационном пространстве Казахстана; представление об общем советском прошлом Казахстана, России и др. постсоветских стран; ностальгия по советскому прошлому у старшего поколения, которая влияет на молодое поколение, не жившее во времена СССР; внешнеполитическая и экономическая ориентация на Россию. Текущая глобализация всего мира ещё более укрепляет положение русского языка и культуры в Казахстане.

Тема 9. Проблемы казахстанской идентичности


  1. Философия идентичности в глобальной реальности.


Глобализация приобрела устойчивый характер и основание. Ее экономические преимущества настолько очевидны, что технократия стремится максимально преодолеть фактор национальных границ и тем самым получить доступ к огромному потребительскому и информационному рынку.

Универсализация жизнедеятельности человечества связывает культурно-исторические общности и актуализирует проблему идентичности, в первую очередь цивилизационной идентичности, за которой скрывается фактор самодостаточности социокультурной системы (геополитической, экономической, религиозно-духовной).

Цивилизация знаменует государственно-политический уровень консолидации социокультурной общности. Имея необходимый арсенал защитных средств, ресурсов цивилизационная общность культивирует свою идентичность и даже стремится к освоению трансграничных цивилизационных пространств. В этом смысле цивилизационная активность напоминает тектоническую. Каждая из цивилизаций имеет свою плиту, и эти плиты иногда находятся в очень активном сопряжении.

Проблема цивилизационной идентичности заключается в том, что ее устойчивость испытывают не только внешние факторы в виде той же глобализации, но и внутренние, связанные с неоднозначной цивилизационной сродностью этнических групп, нередко симпатизирующих близлежащим цивилизациям и глобалистским ценностям.

В любой цивилизации вследствие этого имеет место этнический сепаратизм (ирландский, баскский, корсиканский, албанский, крым-ский, чеченский и т.д.).


  1. Формирование казахстанской идентичности как социально – политический процесс


Казахстанская модель межэтнического согласия явилась реакцией на кризисы идентичности, порожденные новыми социально-экономическими условиями, информационными и коммуникационными технологиями.

Логическим стержнем межэтнических отношений стала политика Первого Президента Республики Казахстан, направленная на общественное согласие.

Парадигмы мультикультурного общества, этнического плюрализма в определенной степени стали ориентиром для Казахстана, учитывающим свои исторические особенности и специфику. Президент страны ее емко сформулировал в виде «модели сохранения и укрепления межнационального согласия и формирования казахстанской идентичности», которая была стала одним из «100 шагов» дальнейшего развития страны.

Именно национальное единство и общественное согласие являются индикаторами Независимости и целостности государства, обеспечивая формирование единой сплоченной нации в лице народа Казахстана. Приверженность этим базовым ценностям стала мощным консолидирующим фактором казахстанского общества. Эти гуманистические ценности в качестве идеологической платформы заложены в основу Казахстанской модели межэтнической толерантности и общественного согласия Нурсултана Назарбаева.

Достаточно краткая история развития Казахстана уже показала, что в стране найдена наиболее оптимальная форма взаимодействия государства и этносов в виде этнических сообществ. И государство осуществляет всемерную поддержку процесса культурного развития всех этносов. Именно это даёт положительные результаты в обеспечении стабильности и общественного согласия. В настоящее время в республике проживают представители свыше 130 этносов. Вопросы самоорганизации и самоуправления каждого из них не могут не волновать общество. Сегодня этнические сообщества проводят комплекс мероприятий, направленных не только на просвещение своего этноса, но и на сохранение ее в культурном и этническом плане в структуре полиэтнического государства. Этнокультурные объединения благодаря своей самоорганизации и самоуправлению представляют один из наиболее реальных и оптимальных вариантов возрождения и сохранения этнической самобытности, служат фактором стабилизации межэтнических отношений.

Процесс включения этнокультурных объединений и сообществ как субъектов политической системы, в общественную и культурную жизнь происходил в тесной взаимосвязи с политическим и социально-экономическим развитием Казахстана. Для установления стабильных межэтнических отношений внутри государства следует и в дальнейшем развивать этнокультурные объединения, так как они выступают наиболее доступной формой этнического самосознания и общественно- политической активности масс в условиях гражданского общества.

Национальное единство народа Казахстана - это не только достижение прошлого и настоящего, но и важнейшая задача будущего.
1   2   3   4


написать администратору сайта