Главная страница

диплом. история Ольга Т. 1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века


Скачать 55.78 Kb.
Название1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века
Анкордиплом
Дата15.03.2023
Размер55.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория Ольга Т.docx
ТипДокументы
#992825
страница1 из 4
  1   2   3   4

Тема 1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века.


  1. Население Казахстана в древности


Древним населением Казахстана, вошедшим впоследствии в состав казахского народа, являются племена канлы из Южного Казахстана. Затем они постепенно сблизились и смешались с племенами сарматов из Северо-Западного Казахстана. Все они являлись первыми этнополитическими сообществами, образовавшими основу казахского народа.


  1. Население Казахстана в эпоху средневековья: тюркский этногенез.


Казахская народность, сложившаяся на рубеже XV – XVI вв., стала преемницей духовной и материальной культур многочисленных племен и народов, издревле обитавших на территории современного Казахстана. Истоки происхождения казахов уходят вглубь веков, о чем наглядно свидетельствуют не только многочисленные источники, но и даже сами казахи, в чьем родстве с другими азиатскими народами сомневаться не приходится. На сегодняшний день, в условиях мировой глобализации и постепенного слияния культур, для отдельных народов становится особенно важным сохранить свою самобытность, не утратить своих исторических корней, точно знать историю своего происхождения и своих предков.

Для казахского народа, тем более после советского периода, когда старались все народы превратить в один, эта проблема – потери исторических корней – становится одной из первостепенных, что признано на высшем государственном уровне. Решение этого вопроса входит в официальную политику нашей республики, создаются и уже запущены в работу различные проекты, направленные на сохранение языка казахов, их культурного – духовного и материального наследия, а также на дальнейшее изучение происхождения и становления казахского народа.

В рассматриваемый период территория Казахстана по существу становится центром распространения так называемой «кочевничес¬кой триады», характерной для всех евразийских степей, т. е. ареалом повсеместного бытования классических предметов вооружения, кон¬ского снаряжения и «звериного стиля» в оформлении изделий. Исто¬ки этой триады, как полагают некоторые исследователи, восходят к древним казахстанским племенам андроновской культуры середины П тыс. до н. э.3. Однако с открытием аржанской фазы развития номадических культур в последнее время региональные особенности евразийских племен от Хуанхэ до Дуная стали рассматриваться на фоне общего взаимодействия всего кочевого мира в целом4. Однако этот обширный кочевой мир имел своеобразные локальные хозяйственно- культурные варианты. Одним из них являлись кочевые племена Казахстана эпохи раннего железного века. В этот период в евразийских степях в виде отдельных этнических Общностей зафиксированы индоевропейские племена под названием «скифы» («саки»). Эти термины, в сущности, отражают одну и ту же Общность кочевых племен. Современниками сако-скифского племенного союза были савроматы, обитавшие в Западном Казахстане и за его пределами. Вместе с тем в древних источниках упоминаются их многочисленные подразделения с довольно туманной локализацией в европейских степях. Да и современная литература пестрит противо¬речиями об их местонахождении. Наиболее широкую освещенность в литературе получили племена массагетов, исседонов, аримаспеев и др. Некоторые исследователи последних лет настойчиво подчеркива¬ют, что эти и другие этнонимы евразийских племен отражают не целостное этническое образование, а скорее обобщенное наименова¬ние нескольких определенных хозяйственно-культурных общнос-тей5. Поэтому этническое определение в древних письменных источ¬никах и современных археологических исследованиях относительно локализации различных кочевых объединений в евразийских степях эпохи раннего железа и античности становится слишком гипотетич¬ным и нуждается в серьезном критическом изучении, возможно, и в пересмотре. Несмотря на это, сако-скифский племенной союз в Казахстане сохранил индоевропейскую общность в своем этнокуль¬турном развитии до рубежа новой эры.

Тема 2. Этногенез и этнический состав казахов.


  1. Этногенез и этническая история казахского народа


В XIY - XY вв. на землях Казахстана и приграничной территории существовало несколько государств: Белая Орда, Могулистан, Ханство Абулхаира, Ногайская орда. Жителей этих государств называли узбеками, узбек-казахами, моголами (могулами) и ногаями. У этих названий было свое этническое и политическое значение. Если понятие «народ» рассматривалось в качестве этнического образования, то его обозначают термином «этноним» (узбеки, казахи, киргизы). Народ же, именовавшийся соответственно названию своего государства (территории проживания), определялся термином «политоним» (моголы-народы государства Могулистан, ногаи - народы, принадлежащие к Ногайской орде), т.е. это понятие этнополитическое. В историко-этнологической литературе население государства, созданного в историко-этнографическом регионе, называют этнополитическим сообществом.

Формирование казахского народа закончилось между второй половиной XY в. и началом XYI века, когда было создано самостоятельное независимое Казахское ханство. Таким образом, было достигнуто еще одно условие формирования народности - название собственного государства.В Казахском ханстве стало постепенно ослабевать родоплеменное сознание, усиливая общее для казахов этническое сознание. Так появились понятия: «казахская земля», «казахское государство», «казахская страна». Различают три вида этнических историко-хронологических формирований: родоплемена, народ, нация. В каждом из этих объединений существует свое этническое сознание. Этническое сознание - это сознание человеком себя как члена определенного этнического объединения.Традиции разделения на роды и племена сохранялись во все времена. У казахов и после, как они сформировались в народ, проявлялись все виды этнического сознания. Особенно на начальном этапе формирования казахов как народ, по сравнению с народным этническим сознанием, родоплеменное сознание было подавляющим. Например, на вопрос: «Из какого ты рода?» отвечающий должен сначала сказать о своем роде, затем о племени, потом о жузе. Обычно казахами они называли себя только тогда, когда выезжали за пределы страны.Существует много мнений о возникновении названия (этнонима) «казах». До сих пор исследователи дебатируют по этой проблеме. В науке нет точного утверждения, когда в письменной литературе появилось название «казах». В тюркском памятнике YIII века, найденном на Енисее, есть словосочетание «казгак углым» - «казахский сынок». В IX - X вв. у трех карлукских племен, живших на землях Семиречья и Южного Казахстана, было общее название - «хасаки». Известно, что карлуки имели непосредственное отношение к казахскому этногенезу.В арабских документах, относящихся X - XI вв., а также в русских летописях имеются записи: о городе Касаг на северо-востоке Черного моря, о стране касагов. По мнению некоторых ученых, здесь имеются в виду большое поселение казахов, которые объединились и остались в XI веке на берегах Дона и Днепра. Правивший в Х веке император Византии Константин Багрянородный сообщал, что на северо-западе Кавказа имеется «страна казахов». На западе Азербайджана по сей день существует большой район - Казахский.Одним из ранних упоминаний слова казах в мусульманских письменных источниках встречается в анонимном тюрко-арабском словаре. Он, вероятно, создан в мамлюкском Египте кыпчаками. Словарь известен по рукописи 1245 года и издан в Лейдене 1894 году. Здесь слово казах имеет значение «бездомный», бесприютный», «скиталец», «изгнанник», «свободный». Этому термину по этому словарю было придано социальное значение. Так называли группы людей, которые отделялись от своего рода, племени и стали жить по своим законам.Исходя из данного значения слова «казах» можно сделать вывод о том, что все вышеуказанные источники сообщают о тех свободных, бездомных - скитальцах, обосновавшихся в указанных регионах.Во второй половине XY века термин «казах» закрепляется за группой племен, откочевавших от узбекского хана Абулхаира в междуречье Чу и Талас.Откочевка Жанибека и Керея из Узбекского улуса в Семиречье сыграла решающую роль в этногенезе казахского народа. Но, эта роль заключалась не в образовании самого народа, а в его современном названии. Из Узбекского ханства выделилась и прикочевала в Семиречье не просто группа разрозненных племен, недовольных политикой хана Абулхаира, а объединение родов и племен, составлявших там, в Дешт-и Кипчаке, население улуса потомков Урус хана. Поэтому откочевка не определила возникновение казахской народности, а лишь ускорила уже шедший процесс ее сложения. Переходный характер этого процесса хорошо подтверждается термином «узбек-казах».Завершающий этап формирования казахской народности - это процесс выделения, обособления определенной группы племен из конгломерата родов, племен и формирующихся народностей, находившихся на различных стадиях своего развития, каким было население Восточного Дешт-и Кипчака к началу второй половины XY века. Этот процесс выделения произошло под влиянием целого комплекса факторов, в особенности политических.Таким образом, как видно из вышеизложенных фактов, формирование народности является очень длительным процессом. Его окончательное формирование охарактеризовать определенным временным периодом невозможно. Однако исторические, этнографические, антропологические и лингвистические источники, позволяют ученым - историкам Казахстана сделать вывод о том, что в XIV - XV вв. процесс формирования казахской народности завершился.


  1. Этнический состав, география расселения и численность казахов


Казахский этнос занимает по численности второе место после узбеков среди тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Так по данным Агентства Республики Казахстан по статистике общая численность казахов в 2003 г. составляла более 11 млн. человек, из них на территории Республики Казахстан 7985 тыс. человек.

В странах ближнего зарубежья проживают 1814300 казахов, в том числе в Узбекистане – 96200 чел., России – 687800 чел., Туркменистане – 87600 чел., Кыргызстане – 42600 чел., Украине 10500 чел., Таджикистане – 10000 чел., Азербайджане – 4000 чел., Грузии – 3000 чел., Молдове – 2000 чел., Армении – 500 чел., Беларусии – 300 чел.

В странах дальнего зарубежья: Китае – 1258500 чел.; Монголии – 83000 чел.; Афганистане – 28000 чел.; Турции – 20000 чел.; Иране – 3450 чел.; странах Балтии – 2500 чел.; Германии – 700 чел.; Японии – 40 чел.; Австралии – 40 чел.; Бельгии – 28 чел.; Саудовской Аравии – 28 чел.; Норвегии – 20 чел.; Кубе – 2 чел. Всего 1476228 чел. Кроме того, во Франции находятся 172 семьи; Щвеции – 51 семья; Пакистане – 36 семей; США – 23 семьи; Австрии – 18 семей; Щвейцарии – 4 семьи; Дании 4 семьи.

Характерной чертой казахского этноса является сложная и разветвленная внутриэтническая структура, пронизывающая сверху вниз весь социальный организм казахов. Структура казахов основанная на системе родства была чрезвычайно громоздкой и многоступенчатой. Каждое племя дробилось на множество иерархических организованных таксономических групп и более мелких подразделений и ответвлений, взаимосвязанных сложной системой родства и общественных отношений. Вследствие этого каждое звено родоплеменной структуры имело сложные генеалогические предания и родословные, возводившие обычно свое происхождение к одному общему легендарному предку. Традиция единого генеалогического древа обусловливала обязательную инкорпорацию чужих этнических элементов в состав каждого племени, включение их в традиционную генеалогию. Поэтому генеалогическая структура кочевого общества казахов была реальной лишь в низших звеньях и идеальной, легендарно-мифологической на высшем уровне. Иначе говоря, на уровне семейно-родовых групп господствовали кровнородственные, а на уровне всего социума – традиции в сфере общественного сознания, закрепленные в мировоззрении и идеологии. Они составляли ядро духовного единства общества, поскольку большинство казахов не мыслили себя вне какой-то генеалогической группы. В повседневной жизни принадлежность к тому или иному ру (род), особенно при межгрупповом общении, определяло в известной мере социальный статус индивида, его положение в обществе и не редко вплоть до мельчайших деталей регламентировала отношение к нему окружающих, систему взглядов и общение с другими индивидами.

Казахский этнос подразделялся на три жуза, своеобразные этнотерриториальные общности: Старший, Средний и Младший, каждый из которых состоял из определенного количества крупных ру (род, племя).

Каждое племя имело свой собственный уран, т.е. особый символ родовой принадлежности, в качестве которого обычно фигурировало имя предка, а также особую тамгу, т.е. знак собственности.

В масштабах рода осуществлялись все основные хозяйственные функции, а также он входил в военно-политическую организацию общества. В территориальном отношении крупные родоплеменные группировки, как правило, организовывались в территориальные общности «жұрт». Обычно более мелкие внутриплеменные подразделения, располагались по большей части смешанно, мозаично черезполосно. В отдельных случаях для некоторых крупных родоплеменных группировок свойственна своя самостоятельная политическая организация «улус».

Тема 3. Формирование мультикультурного и полиэтнического состава населения Казахстана (дореволюционный период).


  1. Военно- казачь и крестьянская колонизация Казахстана (ХVIII- первая четверть XIX в.)

Политические и экономические связи России с территориями, на которых сейчас расположены Казахстан и Средняя Азия, имеют многовековую историю и активизируются в XVI в. Взятие русскими войсками Казани в 1552 г. и сдача им без сопротивления Астрахани в 1556 г. приблизили границы Московского государства к землям кочевников, казахов и ногайцев в междуречье Яика и Волги. Московское государство взяло в свои руки не только путь по Волге, но и часть прибрежных степей, что открыло свободный путь в Каспийское море и создавало условия для торговли со странами Среднего и Ближнего Востока. Это способствовало тому, что в 60-х гг. ХVI в. активизируются дипломатические связи России с Казахстаном и Средней Азией.

Однако на пути расширения русско-азиатских торговых отношений и продвижения на восток стояло Сибирское ханство во главе с Кучумом, с которым у Московского государства отношения особенно обострились в 70-х гг. XVI в. Русское правительство начинает искать союзника в борьбе с ним. Им стал Казахстан. Русские и казахи ведут совместные военные действия против хана Кучума. Активизируется дипломатическая деятельность -- русские люди в составе посольств длительное время находятся в казахских степях. В ответ на просьбу казахского хана Тевеккеля о российском покровительстве царь Федор Иванович в 1595 г. направил к нему посольство во главе с Вельямином Степановым. В течении двух месяцев между Степановым и Тевеккелем велись длительные переговоры, но вопрос о присоединении подвластной ему территории к России тогда решен не был.

Полиэтничность населения с самого начала сопутствовала формированию российской державы. По мере ее укрепления все теснее переплетались исторические судьбы народов России, и огромную роль в этом сыграла вольная колонизация восточных территорий крестьянами, казаками, посадскими людьми, старообрядцами. Характерно это и для тех земель, которые соседствовали с казахской степью. В контакт с казахами, кочующими в районе рек Яик, Илек, Эмба, Сагыз вступала прежде всего та часть русского населения, которая, начиная с ХVI в., пыталась бежать от крепостничества, мигрируя из районов с наиболее тяжкими формами угнетения. В 1731 г. началось добровольное присоединение Младшего, Среднего и частично Старшего жузов к России. С 40-х гг. ХVIII в. русское правительство начинает постройку линий военных укреплений на границах с Башкирией и далее к югу вдоль Яика до Каспийского моря. Одновременно ведется строительство укрепленных линий вдоль Иртыша и на Алтае.

Параллельно с вольной миграцией нарастает правительственная волна колонизации на территорию современного Казахстана и смежные с ним районы и, хотя поток переселенцев был полиэтничным по составу, преобладали в нем русские. В среде Яицкого, Оренбургского, Астраханского, Сибирского казачьих войск большую часть составляли русские, а представители тюркских народов -- от 5,6% до 36% жителей казачьих станиц. Колонисты оседали в городах, крестьянских селениях, казачьих крепостях Яицкой, Оренбургской, Сибирской линий.

Во второй половине ХVIII в. часть земель вдоль побережья Каспийского моря была передана правительством в частное владение русским помещикам. Во владении помещиков Юсуповых находилось 131 000 десятин земли, а помещиков Безбородко -- около 2 млн. десятин. Эти земли отдавались на откуп купцам, которые организовывали на побережье рыбопромышленные ватаги. На традиционные зимовки казахи Младшего жуза теперь допускались приказчиками помещиков только за известную плату -- оброк скотом, деньгами.

Между I-й (1719 г.) и V-й (1795 г.) ревизиями (переписями) русское население, проживавшее в Казахстане и смежных районах, выросло в семь раз -- с 12,5 тыс. до 83,7 тыс. чел. Однако массового переселения русских в глубь казахских степей в это время еще не отмечалось.

Территорией самого раннего заселения стали земли по Яику, выделенные в ХVII в. Яицкому казачьему войску. Однако к ХVIII в. численность населения увеличилась здесь незначительно (с 12,5 тыс. до 30,2 тыс. чел.), лишь немного превышая средний прирост по стране, причем главную роль играл естественный прирост. Интенсивнее шло заселение Сибирской линии (Пресногорьковский участок, смежный с казахской степью). Заселение этих земель начинается с 20-х гг. ХVIII в. Число русских жителей в 40-90-х гг. этого столетия увеличилось с 2,1 тыс. до 53,5 тыс. чел.

К концу ХVIII -- началу XIX в. в западной части Казахстана проживало 1177,2 тыс.чел., из них казахи составляли 1017,8 тыс. чел., а 159,5 тыс. -- инонациональное население (в том числе -- 124,4 тыс. русских). В восточной части в указанный период проживало 492,7 тыс. чел., из них 4,8 тыс. русских. Всего русское население в указанный период составляло в Казахстане и на смежных территориях 129,2 тыс. чел. -- дворяне, штатские служащие, находившиеся на службе с семьями или без семей, мещане, купечество, крестьяне, горнозаводские рабочие, духовенство, старообрядцы, казаки.
  1   2   3   4


написать администратору сайта