Главная страница

диплом. история Ольга Т. 1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века


Скачать 55.78 Kb.
Название1. Этнокультурные коммуникации на территории Казахстана в древности и средние века
Анкордиплом
Дата15.03.2023
Размер55.78 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаистория Ольга Т.docx
ТипДокументы
#992825
страница3 из 4
1   2   3   4

Как известно, к основным функциям общественных организации относятся:

1. Общественные интересы граждан. В условиях становления новой партийно-политической системы. На постсоветском пространстве эта функция общественных организаций играли и играют особую роль.

2. Функция социальной интеграции и мобилизации. Эта функция имеет широкий контекст, выходящий за рамки конкретного общественного объединения. Общественные организации и движения привлекают внимание общественности к острым проблемам, выдвигают свои варианты решения, добиваются общественной поддержки своим начинаниям.

3. Функция социализации. Привлекая своих членов к решению общественно значимых проблем, общественные организации и движения способствуют формированию их активной жизненной позиции, повышению политической образованности и культуры, привлечению граждан к управлению государственными и общественными делами.

4. Репрезентативная функция или функция представительства и защита интересов своих членов во взаимоотношениях с другими политическими институтами. Общественные организации и движения не только способствуют осознанию и выражению специфических интересов и потребностей своих членов, но и берут на себя обязательство представительства этих интересов, доведения требований группы до сведения государственных органов, политических партий, правящих элит.

5. Еще одной функцией общественных организаций и движений является функция моделирования новых общественно-политических структур, поиск и испытание нетрадиционных форм социальных связей. Добровольные объединения в силу общественного, самодеятельного характера выступают как незаменимый канал народной дипломатии, поиска и осуществления новых самоуправленческих форм социальной активности населения.

Вместе с тем в развитии народной дипломатии особое значение имеют так называеме «Социальные движения». Социальные движения стали выступать как самостоятельный актор в 70-х гг. прошлого века, когда на место старых традиционных обединений пришли новые социальные движения. Их возникновение было обусловлено обострением глобальных проблем современности, вступлением западных стран в новый этап НТР, изменениями в массовом сознании, в ценностных ориентациях общества, кризисом доверия к государственным структурам и традиционным политическим институтам.


  1. Институт управления рисками политики мультикультурализма


Право на идентичность культурной формы стало очень популярно в Европе 1980-х гг. Предполагалось, что такая установка позволит легче адаптироваться иммигрантам, однако, по прошествии лет стало ясно, что такая установка не только проигрывает ассимиляционной модели, но и допускает растущую сегрегацию населения, которой не наблюдалось за последние 20 лет.

Сегодня страны-участники ЕС не перестают проявлять интерес в выстраивании полноценного диалога между представителями различных культур на собственном пространстве. Ключевым событием, по моему мнению, стала трагедия в Charlie Hebdo, которая показала, что население не готово смириться с тем, что представители других конфессий нагло диктуют европейцам, как жить и на что ориентироваться. Европа приходит к выводам о необходимости трансформации политики в отношении иммигрантов.

Дилемма мультикультурной политики на сегодняшний день состоит в том, как достичь подлинного единства без межкультурных противоречий. Можно предположить следующие сценария развития событий:

1. смена межкультурного диалога на модель «плавильного котла» (однако такой поворот событий мало вероятен, учитывая, что условия для протекания культурного взаимодействия в США и Европе различны)

2. изменение координат в мультикультурной политике.

Достичь гармонии между населением в условиях многообразия культур крайне сложно, но четкое понимание новых вызовов со стороны иммигрантов должно облегчить эту задачу. Страны ЕС должны изменить политику в отношении вновь прибывающих мигрантов, а предъявление требований должно рассматриваться со стороны выгоды европейского сообщества. «Включение» мигрантов в единое европейское пространство возможно в условиях принятие необходимых законов, концепций и регламентации политических шагов в данной сфере. Никто не говорит о полном отказе от мультикультурализма, наоборот, правительства стран должны способствовать сохранению толерантной среды среди граждан.

Жизненно необходимо понимать, что безопасность всех членов европейского сообщества лежит в сфере обязанностей властей, а это означает усиление контроля над лицами, причиняющие угрозу как внутренней, так и внешней безопасности. Прийти к обоюдному компромиссу необходимо не только политическим кругам, но и обычным гражданам. Модель эффективного мультикультурализма предполагает равное включение представителей всех культурных групп в общественную жизнь на условиях уважения. Однако, по мнению отечественного политолога А.М Демидова, политика мультикультурализма- модель, которая противоречит фундаментальным социально-политическим устоям общества, так как в государстве всегда есть доминирующая культура, а появление отличных от господствующей культур приводит к такому явлению как «параллельные общества», а в перспективе - «параллельные государства» Демидов А. М. Институциональные причины кризиса политики мультикультурализма в Европе // Молодой ученый. -- 2013. -- №7. . По его мнению «мультикультурализм является одним из фундаментальных постулатов современной либеральной идеологии, и отказ от него поставил бы под сомнение и другие её принципы. Европейские политики оказываются заложниками собственной системы ценностей, и предпочитают следовать однажды выбранному курсу, даже если он не достигает результатов. Однако подобная позиция создает риск дальнейшей дестабилизации социально-политической системы европейских стран, вплоть до возникновения вооруженных конфликтов».

Тема 7. История диаспор в Казахстане.


  1. Формирование уйгурской и дунганской диаспор


Переселение уйгур и дунган в Казахстан. 24 февраля 1881г. был заключен Петербургский договор, статья третья которого гласила: "Жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстановления китайской власти в Илийском крае. И тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края китайским властям. Китайская власть не будет чинить каких-либо препятствий к выселению их и вывозу их движимого имущества". Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Россию, царское правительство преследовало две цели: во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульдже;

во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая.

Уйгуры, в свою очередь, были заинтересованы в переселении из-за репрессий со стороны китайских властей за участие в восстании. Основную массу уйгуров предполагалось расселить на неорошаемых землях по берегам рек Шелек, Или и Тургень. К концу 1882 г. в Жетысу насчитывалось 5 тыс. уйгурских и дунганских семей. В конце мая здесь обосновалось 6 549 семей переселенцев. Переселение уйгуров в основном завершилось осенью 1882-весной 1883 г. Однако отдельные группы продолжали тянуться на новые места жительства вплоть до начала 1884 г. Всего к этому периоду в Жетысу насчитывалось 9 572 уйгурские семьи с населением 453 773 человека, в Илийском крае осталось 2 665 семей. Во главе вновь образовавшихся волостей были поставлены выбранные еще в Илийском крае волостные управители. На своих прежних должностях остались и аксакалы (старшины), кази (судьи), онбенши (десятники). Уйгуры-переселенцы на новых местах испытывали много лишений. Не было жилья, приходилось жить в землянках, шалашах. Строевой лес стоил очень дорого, к тому же его не хватало. Поэтому, переселяясь на новые места, уйгуры стремились сплавлять бревна и доски из разобранных жилищ по реке Или в виде плотов. В 1882-1888гг. жильем было обеспечено менее половины переселившихся в Жетысу уйгуров. Процесс переселения внес большие изменения в хозяйстве основной массы уйгуров. Расселение уйгуров и дунган по соседству с казахами и русско-украинскими переселенцами создавало условия для хозяйственного взаимовлияния. В основном занимались земледелием. Доминирующей культурой стал рис. Они оставили не только возделанные земли, сады, огороды, дома, но и некоторое количество скота. В большинстве своем они были лишены возможности быстрого налаживания производства сельскохозяйственных продуктов в необходимых для обеспечения своей семьи размерах. У уйгуров и дунган была многовековая развитая культура. Уйгурская литература в 19 в. обогатилась именами Низари, Гариби, Зия, Сабуру, Садыр Палвана. Поэт Билал Назым написал поэму об истории борьбы уйгуров против цинских правителей; Сеид-мухамед Каши в своей поэме изобразил переселение уйгуров в Семиречье; Мусса бен Айса Сайрами написал историю уйгуров «Двенадцать мукамов», вышедшую в 1905 г. в Казани. Ученые-путешественники Чокан Валиханов, В.И. Роборовский, Н.М. Пржевальский и другие исследователи оставили свои исследования о духовной культуре (музыке, песне, танце) уйгуров. Музыка и танцы, другие направления культуры дунганского народа также получают развитие. Тесное общение и совместная жизнь с казахами, русскими, кыргызами, узбеками обогатили духовную и материальную культуру уйгуров и дунган. Поселившись на новых местах, уйгурское и дунганское крестьянство, оказалось под тяжелым налоговым гнетом, не имея денег для погашения ссуд, нет возможности заработать многие переселенцы уже в 1883 г. начали бегство обратно в Кульджу. Русскому правительству не удалось достигнуть своей цели. Уйгурское население Жетысу не стало военной опорой режима края.


  1. Формирование татарской, немецкой, польской, чеченской, ингушской, армянской и др. диаспор


Наиболее употребляемое современное понятие диаспоры - обозначение совокупности населения определенной этнической или религиозной принадлежности, которое проживает в стране или районе нового расселения2. Однако это хрестоматийное понимание, как и более сложные дефиниции, встречающиеся в отечественных текстах3, малоудовлетворительно, ибо имеет ряд серьезных недостатков. Первое - это слишком расширенное понимание категории диаспора, включающее все случаи крупных человеческих перемещений на транснациональном и даже на внутригосударственном уровнях в исторически обозримой перспективе. Другими словами, косовские адыги, румынские липоване и русские в США- это безусловная российская внешняя диаспора, а московские осетины, чеченцы и ингуши - это внутренняя российская диаспора. Московские и ростовские армяне - это бывшая внутренняя, а ныне внешняя диаспора государства Армении в России.4

В этом случае под категорию диаспоры подпадают огромные массы населения, а в случае с Россией - это, возможно, цифра, равная нынешнему населению страны. По крайней мере, если следовать логике принятого в 1999 г. Федеральным собранием РФ закона "О государственной поддержке соотечественников за рубежом", это наверняка так, ибо закон определяет "соотечественников" как всех выходцев из Российской империи, РСФСР СССР, Российской Федерации и их потомков по нисходящей линии. А то, насколько можно предполагать, - около трети населения Израиля и около четверти населения США и Канады, не говоря уже о нескольких миллионах жителей других государств, даже если не считать население Польши и Финляндии, которое формально почти целиком попадает под эту категорию.

Если из общего числа исторических выходцев из нашей страны и их потомков исключить тех, кто полностью ассимилировался, не владеет языком предков, считает себя французом, аргентинцем, мексиканцем или иорданцем и никакого чувства связи с Россией не испытывает, все равно число "соотечественников за рубежом" остается не только крайне большим, но и трудно определимым по неким "объективным" характеристикам, тем более если эти характеристики относятся к сфере самосознания и эмоционального выбора, что тоже следует считать объективными факторами.

Подлинную проблему представляет не сам факт слишком большой численности диаспоры (такую проблему скорее создал для государства упомянутый выше закон, предусматривающий выдачу "удостоверений соотечественников" по всему миру). Диаспоры в их традиционном значении могут превышать население стран исхода, и у России в силу ряда исторических обстоятельств суммарная эмиграция была действительно многочисленной, как и у ряда других стран (Германия, Великобритания, Ирландия, Польша, Китай, Филиппины, Индия и др.). Проблема с традиционным определением диаспоры состоит в опоре этого определения на объективные факторы самого акта перемещения человека или его предков из одной страны в другую5 и сохранения особого чувства привязанности к "исторической родине".

Вторая слабость общепринятого определения диаспоры состоит в том, что оно основывается на перемещении (миграции) людей и исключает другой распространенный случай образования диаспоры - перемещение государственных границ, в результате чего культурно-родственное население, проживавшее в одной стране, оказывается в двух или в нескольких странах, никуда не перемещаясь в пространстве. Так создается ощущение реальности, имеющей политическую метафору "разделенного народа" как некой исторической аномалии. И хотя "неразделенных народов" история почти не знает (административные, государственные границы никогда не совпадают с этнокультурными ареалами), эта метафора составляет один из важных компонентов идеологии этнонационализма, который исходит из утопического постулата, что этнические и государственные границы должны совпадать в пространстве.

Однако эта важная оговорка не отменяет сам факт образования диаспоры в результате изменения государственных границ. Проблема только в том, по какую сторону границы появляется диаспора, а по какую - "основная территория проживания". С Россией и русскими после распада СССР, казалось бы, все ясно: здесь "диаспора" однозначно располагается за пределами Российской Федерации. Хотя эта новая диаспора (в прошлом ее не было вообще) тоже может быть исторически изменчивой и вариант самостоятельной "балтославянскости" вполне может заместить нынешнюю пророссийскую идентификацию данной категории русских.

Если в трактовке русских в Прибалтике и других государствах бывшего СССР как новой российской диаспоры на нынешний исторический момент существует высокая степень согласия, то вопрос с осетинами, лезгинами, эвенками (около половины последних живет в Китае) несколько сложнее. Здесь диаспора, в случае появления данного дискурса (по поводу, например, эвенков этот вопрос вообще пока не стоит ни для ученых, ни для самих эвенков), - это, прежде всего, вопрос политического выбора со стороны представителей самой группы и вопрос межгосударственных стратегий. Хорошо интегрированные и более урбанизированные по сравнению с. дагестанскими азербайджанские лезгины могут не чувствовать себя "российской диаспорой" по отношению к дагестанским лезгинам. Зато лишенные территориальной автономии и пережившие вооруженный конфликт с грузинами южные осетины сделали выбор в пользу диаспорного варианта, и этот выбор стимулируется Северо-Осетинским обществом и властями данной российской автономии.

Тема 8. Формы и модели культурной интеграции этносов в Казахстане


  1. Дуальная модель культурной интеграции этносов в контексте национальной интеграции в Казахстане

В начале своей независимости Казахстан массово покидали представители разных этносов.

В 1990-е годы из страны выехало более 1,5 млн граждан русской национальности. В результате их численность снизилась с 6 млн в 1989 году до 4,5 млн в 1999 году.

За годы независимости в стране численность немцев сократилась на 80%. С одного миллиона человек в 1989 году до 200 тыс. в настоящее время.

Число украинцев — с одного миллиона до менее 400 тыс. в настоящее время.

Почти в два раза стало меньше в Казахстане белорусов — с 200 тыс. в 1989 году до 100 тыс. в настоящее время.

Также в разы сократилась численность поляков, греков и евреев.

Массовый выезд из Казахстана некоренных этносов европейского происхождения в 1990-е получил заметное освещение в мировой литературе. Специалисты указали на политические, экономические, идентификационные и иные причины этого явления.

Оригинальное объяснение массового выезда русскоязычного населения в этот период дал известный американский политолог Дэвид Лэйтин на основе социологической концепции Tipping Model.

Эта концепция, основанная на теории игр, описывает массовые коллективные действия социальной группы людей, связанных общей идентичностью. Это неорганизованное массовое действие, разворачивающееся спонтанно.


  1. Национал-патриотическая модель культурно-языковой казахизации этносов в Казахстане


Обретение Казахстаном независимости заметно активизировало рост идей национал-патриотизма. После десятилетий идеологических рамок первые годы независимости стали периодом расцвета политических партий, движений и общественных объединений, взявших за основу идеи национал-патриотизма. В условиях становления государственности Казахстана, несформированности гражданской идентичности у значительной части населения, отсутствия четко выраженных интересов у формирующихся социальных групп, отсутствия традиций многопартийности в стране преобладала консолидация населения страны на основе этнической идентичности.

В силу указанных причин процесс партийного строительства на этнических основаниях оказался ведущим, что привело к формированию и росту потенциала этноориентированных партий и движений. До 1992 года на политическом поле Казахстана играли довольно заметную роль Партия национальной свободы "Алаш", Гражданское движение Казахстана "Азат", движение "Желтоксан", Республиканское славянское движение "Лад".

В последующие годы привлекательность этих организаций резко снизилась. Этому способствовали факторы объективного характера: экономические, политические, социальные. Кроме того, значительную роль в потере прежних политических позиций движениями национал-патриотического характера сыграла политика руководства страны, направленная на сохранение и поддержание общегражданского мира и межнационального согласия. Президент Нурсултан Назарбаев в стратегии "Казахстан - 2030" пишет: "Я бы хотел особо отметить толерантность и терпение казахстанцев, их радушие и приветливость. Это отмечают почти все иностранцы. Я благодарен своим согражданам за то, что они с пониманием и терпением переносят тяготы переходного периода, и считаю, что эти качества - серьезный залог нашего успеха, консолидации общества, привлечения иностранных инвестиций и вовлечения международного сообщества в решение наших проблем".
1   2   3   4


написать администратору сайта