Главная страница
Навигация по странице:

  • 2) Философия досократиков. Атомизм Демокрита

  • Милетская школа

  • Элейская школа

  • ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

  • 3) Демокрит софисты .Сократ

  • 1 Философия древнего индии и востока


    Скачать 133.19 Kb.
    Название1 Философия древнего индии и востока
    Анкор1_Filosofia_drevnego_indii_i_vostoka.docx
    Дата02.05.2017
    Размер133.19 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1_Filosofia_drevnego_indii_i_vostoka.docx
    ТипДокументы
    #6673
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8

    1) Философия древнего индии и востока

    Главная идея философии древней Индии состоит в том, что живое едино, тесно связано друг с другом, может перетекать, менять формы и превращаться.

    Души могут переселяться в разные оболочки в соответствии с накопленной кармой. Карма представляет собой некий вариант небесной бухгалтерии: все мысли и поступки человека за множество жизней, которые он проживает на земле, относятся в дебет или кредит. В конце жизни подводится сальдо: если карма вышла со знаком минус — человек может потерять свой высокий общественный статус, а то и вообще возродиться животным или растением; если карма получается со знаком плюс, человек имеет возможность в следующей жизни родиться, например, в семье, относящейся к более высокой касте.
    Чем лучше карма у человека, тем больше у него шансов в один прекрасный момент соскочить с житейской карусели постоянных смертей и рождений — сансары и получить мокшу (в буддистской традиции она называется нирваной), то есть просветление и блаженство. Чтобы повысить свои шансы на просветление человеку надо следовать дхарме — или пути благочестия.

    Основные философские тексты древних индусов Веды написаны на санскрите — мистическом языке, на котором с человеком говорит вселенная. Веды создавались в 15 веке до нашей эры (само слово веды в переводе с санскрита означает знать, ведать). Одна часть Вед шрути — это записи откровений, стенография космических истин, которая доступна только посвященным. Другая часть Вед — смрити — адаптированные тексты для людей не столь одаренных — женщин, рабочих и представителей низших каст (к смрити относятся индийские саги Рамаяна и Махабхарата).

    Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами мимамси, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика и неортодоксальными - чарвака, буддизм, джайнизм.

    Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара, колесо перевоплощений живых существ,- бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

    Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

    Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

    В древнекитайской школе выделяют шесть школ:

    конфуцианство;

    моизм;

    школа закона;

    даосизм;

    школа "инь-янь" (натурфилософы);

    школа имен.

    Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность. Философы обращали внимание на разработку проблемы человека, его нравственного идеала и путей достижения нравственного идеала.

    Наиболее влиятельной школой стало конфуцианство. В ней разработана концепция идеального человека, благородного мужа - не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Человек идеальный должен обладать гуманностью, человечностью, любовью к людям. Проявлениями этого являются справедливость, верность, искренность.

    2) Философия досократиков. Атомизм Демокрита

    Древнегреческая (античная) Ф охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.

    Милетская школа

    Фалес из Милета (ок. 625—547 до н.э.) — родоначальник ев­

    ропейской науки и философии; кроме того, он математик, астро-26 Глава 1. Античная философия

    ном и политический деятель, пользовавшийся большим уваже­

    нием сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского

    рода. Он много путешествовал, а свои знания старался применять

    на практике. Он — автор многих технических усовершенствова­

    ний, осуществил измерения памятников, пирамид и храмов в

    Египте Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдви­

    нув идею субстанции — первоосновы всего, обобщив все многооб­

    разие в единосущее и усмотрев начало всего во влаге: ведь она

    пронизывает собой все. Аристотель сказал, что Фалес впервые по­

    пытался найти физическое начало без посредства мифов. Влага и

    в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в воду

    же обращается. Вода как естественное начало оказывается носи­

    телем всех изменений и превращений. Это же и в самом деле ге­

    ниальная идея сохранения. Хотя идея Фалеса о «первосущности»

    представляется нам сейчас наивной, но с исторической точки зре­

    ния она чрезвычайно важна: в положении «все из воды» была дана

    «отставка» олимпийским, т.е. языческим, богам, в конечном счете

    мифологическому мышлению, и продолжен путь к естественному

    объяснению природы. В чем же еще состоит гениальность отца

    европейской философии? Ему впервые пришла мысль о единстве

    мироздания. Эта идея, однажды родившись, никогда уже не уми­

    рала: она сообщалась его ученикам и ученикам его учеников...

    Фалес, как и его преемники, стоял на точке зрения гилозоизма

    воззрения, по которому ясизнь — имманентное свойство материи,

    сущее — само по себе движущееся, а вместе с тем и одушевленное.

    Фалес полагал, что душа разлита во всем сущем.

    Элейская школа

    Представители: Парменид, Зенон.

    Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.

    Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.

    Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.

    Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.

    Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.

    ПИФАГОРЕЙСКАЯ ШКОЛА

    Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.
    Союз отличался строгими обычаями и высокой нравственностью. Образ жизни пифагорейцев вошел в историю: как рассказывают легенды, учеников Школы всегда можно было узнать по их внешнему облику и благородному поведению.
    Однако и облик, и поведение были лишь следствием взглядов философов на человеческую душу и ее бессмертие, подразумевавших в здешней, земной жизни определенное воспитание. В этом они близки к своим предшественникам - орфикам, последователям учения, проповедывавшего чистейшую нравственность и суровый аскетизм; основателем его считается легендарный Орфей. Согласно этим воззрениям, душа человека проходит в своем развитии несколько этапов, в частности ряд воплощений на физическом плане, смысл которых - приобретение внутреннего опыта, достижение катарсиса, очищения от наследия ранних этапов развития.
    Этому служили нравственные принципы, которым следовали пифагорейцы: "Быть всегда в словах и поступках стремись справедливым", "Пусть - что важнее всего - твоим главным судьей станет совесть". Утром и вечером - в часы, наиболее подходящие для размышлений - следовало окинуть мысленным взором все, что сделано и что предстоит еще сделать: "В успокоительный сон не должно тебе погружаться прежде, чем снова не вспомнишь о каждом сегодняшнем деле, в чем провинился? Что мог совершить? И чего не исполнил?"
    Пифагорейская школа положила начало математическим наукам. Числа понимались как суть всего существующего, им придавался мистический смысл. Основу пифагорейской математики составляет учение о декаде: 1+2+3+4=10. Эти четыре числа описывают все процессы, происходящие в мире. В частности, декада отображает законы музыкальной гармонии: через нее выражаются основные музыкальные интервалы - октава (2:1), квинта (3:2), кварта (4:3). Математический метод в современной науке в этом смысле является следствием популяризации и демистификации пифагорейского учения.
    Пифагорейцам принадлежит учение о музыке сфер и о музыкальном звукоряде, отражающем гармонию Солнечной системы, где каждой планете соответствует определенная нота, а все вместе они создают интервалы музыкальной гаммы. Ими же положено и начало музыкальной психологии: музыка использовалась как средство воспитания и исцеления души и тела.
    В пифагорейской школе начали развиваться астрономия и медицина. Ею создано множество аллегорических комментариев Гомера, а также грамматика греческого языка.
    Таким образом, пифагорейцев можно считать родоначальниками гуманитарной, естественной, точной и систематической наук.

    Атомизм проявился как движение античной мысли к фило­

    софской унификации первооснов бытия. Интересно, что эта гипо­

    теза, развитая Левкиппом (V в. до н.э.) и особенно Демокритом

    (ок. 470 или 460 до н.э. — умер в глубокой старости), связана с

    Древним Востоком

    Таким образом, первоначала других античных мыслителей Де­

    мокрит и его последователи сводили к атомам. И вода, и воздух,

    Фейнман Р., Лейтон Р., Сэндс М. Фейнмановские лекции по физике. М.,

    По ряду свидетельств, Демокрит обучался у халдеев и магов, вначале у при­

    сланных в дом его отца для воспитания детей, а затем в Мидии. Демокрит не

    приписывал себе авторства атомизма, упоминая, что атомизм заимствован им у

    мидян, в частности у магов, жреческой касты, господствовавшая идея которых —

    внутреннее величие и могущество, сила знания и мудрости. Античная философия

    и земля, и огонь состоят из большого количества атомов, различа­

    ющихся по своей качественной специфике, но по отдельности чув­

    ственно не воспринимаемых. Атомисты рассматривали мир как

    единое целое, состоящее из бесчисленного множества мельчайпгих

    неделимых частичек — атомов, движущихся в пустоте. В самом

    понятии атома (неделимый) высвечивается его элеатское проис­

    хождение. Атомы, согласно Демокриту, неделимы вследствие

    своей абсолютной плотности, отсутствия в них пустых промежут­

    ков и исключительной малости. Атомы и пустота — единственная

    реальность. Атомы вечно носятся в беспредельной пустоте, не

    имеющей ни верха, ни низа, ни конца, ни края, сталкиваясь, сцеп­

    ляясь и разъединяясь. Соединения атомов образуют все многооб­

    разие природы. Атомы обладают силой самодвижения: такова их

    извечная природа. Стоит отметить, что и душа, согласно древним

    атомистам, состояла из тончайших круглых и особо подвижных

    атомов, т.е. идеальное мыслилось наравне с материальным — с

    единой субстанцией. Атомы складываются в различные конфигу­

    рации, которые мы воспринимаем в качестве отдельных вещей,

    различность же структур этих конфигураций, т.е. качественное

    разнообразие мира, зависит от разных типов взаимодействий

    между атомами. Так была создана существующая более двух ты­

    сячелетий дискретная картина мира, в котором бытие мыслится

    состоящим из мельчайших и обособленных (дискретных) частичек

    вещества, а отношения между этими частичками (т.е. принцип

    взаимодействия) считается не самим бытием, а лишь свойством

    атомов.

    3) Демокрит софисты .Сократ

    Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик

    В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию исти­

    ны ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объ-

    единяли духовные интересы. В спорах они делились своими идея­

    ми, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не

    создавали аудитории слушателей. В V в. до н.э. ситуация измени­

    лась. Во многих городах Греции на смену политической власти ста­

    ринной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой

    демократии. Возникали новые выборные учреждения — народные

    собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей,

    владеющих искусством политического и судебного красноречия,

    силой убедительного устного слова и логической доказательностью

    своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэ­

    там стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учите­

    ля — сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже

    словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

    Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя

    умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрос­

    ти, в том числе учености. Таким почитали Солона и Пифагора, а

    также знаменитых «семь мудрецов». Впоследствии смысл этого по­

    нятия сузился, хотя и не заключал еще негативного смысла.

    Софистов было немало, но мы остановимся на трех наиболее

    характерных для сути этого направления — Протагор (ок. 480 —

    ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483—375 до н.э.), Продик (род. между

    470 и 460 до н.э.). Каждый из них обладал неповторимой индиви­

    дуальностью, но в целом они разделяли схожие воззрения.

    Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только техни­

    ке политической и юридической деятельности, а заодно обучали

    и вопросам философии. Важно подчеркнуть, что софисты сосредо­

    точили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на

    проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и поли­

    тической деятельности, а также конкретно-научным и философ­

    ским знаниям. Некоторые софисты обучали приемам и формам

    убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности

    доказываемых положений и даже прибегали к нелепым ходам

    мысли, например: «То, что ты не потерял, ты имеешь; ты не поте­

    рял рога, следовательно, ты их имеешь». В своем стремлении к

    убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко

    и нужно, доказать все, что угодно, и также что угодно опроверг­

    нуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к

    безразличному отношению к истинности в доказательствах и оп­

    ровержениях. Так складывались приемы мышления, которые

    стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди

    прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

    По этому вопросу Платон в своем трактате «Горгий» утверждал,

    что искусство софистов является более великим благом, чем все

    другие искусства; оно есть «мастер убеждения: в этом вся его суть

    и вся забота... Оно обладает способностью убеждать словом и судей

    в суде... и во всяком ином собрании граждан... а что до нашего

    дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого

    и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу»

    . Отсюда, кстати, и название сродного с софистическим демагогичес­

    кого типа мышления (от греч. demos — народ), ориентированного

    на угождение публике, а в дурном смысле — толпе. Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор.

    Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех

    вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих,

    что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей

    Сократ

    Поворотным пунктом в развитии античной философии явились

    воззрения Сократа (469—399 до н.э.). Его имя стало нарицатель­

    ным и служит для выражения идеи мудрости. Сам Сократ ничего

    не писал, был близким к народу мудрецом, философствовал на

    улицах и площадях, всюду вступал в философские споры

    Мастерство диалога. Неоценимая заслуга Сократа состоит в

    том, что в его практике диалог стал основным методом нахождения

    истины. Если прежде принципы просто постулировались, то Со­

    крат критически и всесторонне обсуждал всевозможные подходы.

    Его антидогматизм выражался, в частности, в отказе от претензий

    на обладание достоверным знанием. Сократ применял так назы­

    ваемое повивальное искусство, именуемое майевтикой — искус­

    ство определять понятия при посредстве наведения. С помощью

    искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и

    находил правильные. Обсуждая смысл разнообразных понятий

    (благо, мудрость, справедливость, красота и т.д.), Сократ, по сло-

    вам Аристотеля, впервые начал использовать индуктивные дока­

    зательства и давать общие определения понятий, что явилось бес­

    ценным вкладом в формирование науки логики.

    Родоначальник диалектики. Сократ прославился как один из

    родоначальников диалектики в смысле нахождения истины при

    помощи бесед и споров. Метод диалектических споров Сократа за­

    ключался в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседни­

    ка и приведения его к истине посредством вопросов и ответов. Он

    первый увидел в отчетливости и ясности суждений основной при­

    знак их истинности. В спорах Сократ стремился доказать целесооб­

    разность и разумность как мира, так и человека. Он совершил по­

    ворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего фи­

    лософствования человека, его сущность, внутренние противоречия

    его души. Благодаря этому познание переходит от философского со­

    мнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посред­

    ством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаме­

    нитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!»

    Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, по­

    колебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ

    сделал ее своей возлюбленной. Его неугомонная душа неподражае­

    мого спорщика стремилась трудом непрестанным и упорным к со­

    вершенству общения, дабы уяснить истину. Софисты не считались

    с истиной ради денег и богатства, Сократ же оставался верен истине

    и жил в бедности. Софисты претендовали на всезнание, а Сократ

    твердил: он знает только то, что он ничего не знает.
      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта