1 Философия древнего индии и востока
Скачать 133.19 Kb.
|
4) Платон Платон (427—347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизы вающий своими тончайшими духовными нитями всю мировую. Здесь слово «Бог» впервые употребляется с большой буквы (применительно к языческим богам это не принято). Платон, говоря о Сократе, утверждает, что Сократ говорит о единственном Боге. Это очень существенно. Сократ явился про возвестником идеи единого личного Бога, т.е. монотеизма. Ксенофонт. лософскую культуру; он — предмет нескончаемых споров в исто рии философии, искусства, науки и религии. Платон был влюблен в философию: все философствование этого мыслителя является выражением его жизни, а его жизнь - выражением его филосо фии. Он не только философ, но и блестящий мастер художествен ного слова, умеющий затронуть тончайшие струны человеческой души и, затронув их, настроить на гармонический лад. По Плато ну, стремление к осмыслению бытия как целого дало нам филосо фию, и «большего дара людям, как этот дар Бога, никогда не было и не будет» (Г. Гегель). Космос. Об отношении идей к вещам. Платон говорит: «Мир — это не просто телесный космос, и не отдельные предметы и явле ния: в нем общее совмещено с единичным, а космическое — с чело веческим*. Космос — это своего рода художественное произведе ние. Он прекрасен, он — цельность единичностей. Космос живет, дышит, пульсирует, преисполненный различных потенций, а уп равляется он силами, образующими общие закономерности. Кос мос полон божественного смысла, являющего собой царство идей (эйдосов, как говорили тогда), вечных, нетленных и пребывающих в своей лучезарной красоте . По Платону, мир по природе двойст вен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Так, отдельные деревья появляются и исче зают, а идея дерева остается неизменной. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные, чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они только тени идей, их слабые копии Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не 1 По греч. «идея» означает «то, что видно», но не просто глазом, а «умным глазом». Для объяснения своего понимания идей Платон приводит как символ знаме нитую легенду о пещере. В ней сидят прикованные узники. Свет огня освещает вход в пещеру. Перед ней какие-то существа носят на длинных палках чучела зверей, птиц, людей, различные изображения. Узники не видят ни этих существ, ни манекенов. Они не могут повернуть головы, и лишь тени, рожденные в мерца ющем свете огня, скользят перед их глазами. Узники не знают другого мира, кроме мира теней. Если кому-нибудь из этих узников посчастливится в дальней шем освободиться от оков и заглянуть в мир действительных явлений, он будет несказанно поражен его богатством и разнообразием. И если в дальнейшем ему придется снова быть в этой пещере, он будет жить в мечтах о реальном красочном мире. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они об ладают регулятивной энергииностью и управляют Вселенной. Им свойственна регулятивная и формообразующая сила; они — веч ные образцы, парадигмы (от греч. paradigma — образец), по кото рым из бесформенной и текучей материи организуется все мно жество реальных вещей. Платон трактовал идеи как некие бо жественные сущности. Они мыслились как целевые причины, заряженные энергией устремления, при этом между ними суще ствуют отношения координации и подчинения. Высшая идея — это идея абсолютного добра — она своего рода «Солнце в царстве идей», мировой Разум, ей подобает название Разума и Божества. Но это еще не личный божественный Дух (как потом в христиан стве). Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы «вибрирует» в наших душах. Существенной составляющей мировоззрения Платона яв ляется вера в богов. Платон считал ее важнейшим условием устой чивости общественного миропорядка. По Платону, распростране ние «нечестивых воззрений» пагубно влияет на граждан, особенно на молодежь, является источником смут и произвола, приводит к попранию правовых и нравственных норм, т.е. к принципу «все дозволено», говоря словами Ф.М. Достоевского. Платон призывал к суровому наказанию «нечестивцев». 5) Аристотель Философская мысль Древней Греции достигла наибольшей вы соты в творениях Аристотеля (384—322 до н.э.), воззрения кото рого, энциклопедически вобравшие в себя достижения античной науки, являют собой грандиозную систему конкретно-научного и собственно философского знания в его удивительной глубине, тонкости и масштабности. Образованное человечество училось, учится и в веках будет учиться у него философской культуре. Аристотель — ученик Платона, но по ряду принципиальных вопросов он расходился со своим учителем. В частности, он считал, что платоновская теория идей совершенно недостаточна для объ яснения эмпирической реальности. Именно Аристотелю принад лежит изречение: «Платон мне друг, но истина дороже!» Он стре мился преодолеть платоновский разрыв между миром чувствен ных вещей и миром идей. Материя и форма (эйдос). Потенция и акт. Исходя из призна ния объективного существования материи, Аристотель считал ее См.: Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. Изд. 3-е. М., 1915. Ч. 2. С. 50—51. 60 Глава 1. Античная философия вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может воз никнуть из ничего, не может также увеличиться или уменьшиться в своем количестве Однако сама по себе материя, по Аристотелю, инертна, пассивна. Она содержит лишь возможность возникнове ния действительного многообразия вещей, как, скажем, мрамор содержит возможность различных статуй. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи соответст вующую форму. Под формой Аристотель разумел активный твор ческий фактор, благодаря которому вещь становится действитель ной. Форма — это стимул и цель, причина становления многооб разных вещей из однообразной материи: материя — своего рода глина. Для того чтобы из нее возникли разнообразные вещи, не обходим гончар — бог (или ум-перводвигатель). Форма и материя 6) Эллинтническая философия Киники и скептики Наиболее видные представители школы киников — ученик Со крата Антисфен (ок. 450 — ок. 360 до н.э.) и Диоген (ок. 400 — ок. 325 до н.э.). Антисфен проповедовал опрощение жизни (чем-то это напоминает Л.Н. Толстого), отказ от каких-либо потребностей. Он общался с простыми людьми, говорил и одевался, как они; проповедовал на улицах и площадях, считая утонченную филосо фию никчемной. Он призывал к тому, чтобы быть ближе к приро де. По Антисфену, не должно быть ни правительства, ни частной собственности, ни брака. Его последователи резко осуждали раб ство. Не будучи полным аскетом, Антисфен презирал роскошь и стремление к наслаждению. Призывы киников к простой жизни, которая сделалась слиш ком уж простой, не вызывали симпатии. По преданию, один киник сказал богачу: «Ты даешь щедро, а я принимаю мужественно, не пресмыкаясь, не роняя никогда своего достоинства и не ворча». Что касается того, кто берет взаймы, то киники всячески пре уменьшали его обязательства по отношению к заимодавцу. Эпикур и эпикурейцы Выдающимися представителями эпикуреизма являются Эпи кур (341—270 до н.э.) и Лукреций Кар (ок. 99—55 до н.э.). Это философское направление относится к рубежу старой и новой эры. Эпикурейцев интересовали вопросы устроения, комфорта личнос ти в сложном историческом контексте того времени. Эпикур развивал идеи атомизма. По Эпикуру, во Вселенной существуют только тела, находящиеся в пространстве. Они непо средственно воспринимаются чувствами, а наличие пустого про странства между телами следует из того, что иначе было бы невоз можно движение. Эпикур выдвинул идею, резко отличающуюся от трактовки атомов Демокритом. Это идея об «отклонении» ато мов, когда атомы движутся в «связном потоке». По Демокриту, мир образуется вследствие взаимного «удара» и «отскакивания» атомов. Но уже просто тяжесть атомов противоречит концепции Эпикура и не позволяет объяснить самостоятельность каждого атома: в этом случае, по Лукрецию, атомы падали бы, наподобие капель дождя, в пустую бездну. Если следовать Демокриту, без раздельное господство необходимости в мире атомов, будучи пос ледовательно распространенным на атомы души, сделает невоз можным допущение свободы воли человека. Эпикур решает вопрос так: он наделяет атомы способностью самопроизвольного отклоне-ния, которую он рассматривает по аналогии с внутренним волевым актом человека. Получается, что атомам присуща «свобода воли», которая и определяет «непременное отклонение». Стоики Марк Аврелий — это в основном римляне. Их труды дошли до нас в виде полных книг. Уже при одном слове «стоик», по словам А.Ф. Лосева, возни кает представление о мудром человеке, который весьма мужест венно выносит все невзгоды жизни и остается спокойным несмотря на все неприятности и несчастья, им переживаемые. Действитель но, стоики в своих воззрениях, безусловно, выдвигали на первый план понятие спокойного и всегда уравновешенного, даже «бес чувственного» мудреца. В этом проявлялся идеал внутренней сво боды, свободы от страстей, который лелеяли почти все стоики. Согласно Хрисиппу (ок. 280—208 до н.э.), существует мировая душа. Это чистейший эфир, самый подвижный и легкий, женст венно-нежный, как бы тончайший вид материи Представитель позднего стоицизма Марк Аврелий (121—180; римский император с 161 г. н.э.) был убежден, что Бог дает каж дому человеку особого доброго гения в руководители. (Эта идея возродилась в христианстве в образе ангела-хранителя.) Для него Вселенная — тесно связанное целое; это единое, живое существо, обладающее единой субстанцией и единой душой. Приведем неко торые из афоризмов Марка Аврелия: «Чаще размышляй о связи всех вещей, находящихся в мире, и об их взаимоотношении», « Чтобы ни случилось с тобой — оно предопределено тебе из века. И сплетение причин с самого начала связало твое существование с данным событием». И еще: «Люби человечество. Следуй Богу... И этого достаточно, чтобы помнить, что Закон правит всем». НЕОПЛАТОНИКИ Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники Неоплатонизм — направление античной философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее основные идеи Пла тона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неопла тонизма является учение о сохранении внутреннего покоя личнос ти и ее защите от различного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее дрях лением и распадом. Философской сердцевиной неоплатонизма являлся Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М., 1988. Т. 1. С. 362. §17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники ляется разработка диалектики платоновской триады единое — ум — душа и доведение ее до космического масштаба. Так, разви валось учение Аристотеля об «уме-перводвигателе» и о его само сознании, в силу которого он выступал одновременно и субъектом, и объектом, содержа в себе свою собственную «умственную мате рию ». Основатель школы неоплатонизма — Плотин (ок. 205 — ок. 270). Согласно Плотину, центральная выдающаяся фигура всего неоплатонизма — душа, как отмечает А.Ф. Лосев, не есть тело, но зато душа осуществляется в теле и тело есть предел ее существования. Ум тоже не есть тело. Но без ума вообще не су ществовало бы никакого организованного тела. Материя нахо дится также в самом уме, поскольку ум есть всегда некоего рода организация, а всякая организация требует для себя материал, без которого нечего было бы организовывать, потому что всякая организация потеряла бы смысл. Поэтому не удивительно, что кроме чувственной материи существует, по Плотину, еще и «умо постигаемая материя», а ум тоже есть известного рода тело, а именно смысловое тело. Плотин развивал идею действия «миро вой души» по всему Космосу. Неоплатоники оставались на стадии орфико-пифагорейского учения о переселении и перевоплощении душ. Они много внима ния уделяли разработке логических проблем — определениям по нятий и классификациям, а также филологическим исследова ниям. 7) Специфика и периодизация средневековой христианской философии. Патристика
|