филосифия. философия. 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления
Скачать 108.22 Kb.
|
Тема 2. Основные этапы и направления развития философии Вопросы темы: 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени. 2. Философия XVIII–XX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия). Цель и задачи изучения темы. Цели и задачи данной темы – получение студентами целостного представления о становлении и развитии основных философских направлений и проблем, законов и категорий, методов и принципов познания в процессе их исторической эволюции; знакомство с характерными особенностями основных периодов историко-философского процесса и учениями крупнейших представителей различных философских школ и направлений. Изучив тему 2, студенты должны: · Знать основные периоды историко-философского процесса и характерные особенности главных философских направлений и школ. · Уметь показать преемственность и дискуссионность в развитии основных проблем философии во взглядах и учениях наиболее ярких представителей этих школ: Демокрита, Платона, Аристотеля, Ф. Аквинского, Н. Кузанского, Д. Бруно, Ф. Бэкона, Р.Декарта, Л.Беркли, Г. Лейбница, И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, К. Маркса, Н. Бердяева, В. Соловьева; раскрыть своеобразие философии XX века, основные характерные черты и отличительные особенности ее главных направлении: неопозитивизма, экзистенциализма, неотомизма, герменевтики, постмодернизма. Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях: · логос; · космологизм; · софистика; · атомизм; · социальная этика; · индивидуальная этика; · скептицизм; · теоцентризм; · номинализм; · реализм; · пантеизм; · антропоцентризм; · индукция; · дедукция; · общественный договор; · монада; · комплекс ощущений; · сенсуализм; · априоризм; · категорический императив; · абсолютный дух; · антропологический материализм; · рационализм; · иррационализм; · «Богочеловечество»; · плюрализм; · верификация; · славянофильство; · экзистенциализм; · эклектика; · западничество; · плюрализм; · неотомнзм; · герменевтика; · постпозитивизм; · неопозитивизм; · позитивизм. Теоретический материал по теме Вопрос 1. Философия Древнего мира, Европейского Средневековья, Эпохи Возрождения и Нового времени. Исторической колыбелью древней философии являются рабовладельческие государства Востока. Философия древнего Востокапредставлена основными направлениями древнеиндийской(локоята и чарвака) и древнекитайской(даосизм, моизм и конфуцианство) философии, заключавшими в себе первые попытки поиска первоосновы и решения вопроса о соотношении материального и духовного. Европейскаяфилософская культура берет свое начало в Древней Греции, первыми философскими школами которой были милетская,основывавшаяся на стихийно-материалистическом и диалектическом взглядах на природу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и пифагорейская (Пифагор), объявившая числа первоосновой вещей. Особое место в древнегреческой философии занимает учение Гераклита (первого диалектика), суть взглядов которого в признании всеобщего движения и изменения путем превращения противоположностей друг в друга (диалектика) как мировой закономерности («логос»). Большую роль в популяризации знаний о древнегреческом обществе сыграли софисты (Протагор, Георгий), которые в рамках своей философско-просветительской деятельности основное внимание уделяли психологическим сторонам личности, развивая при этом идею относительности всякого знания. У истоков европейского материализма стоит атомистическая теория Демокрита и Эпикура, считавших, что весь мир состоит из совокупности движущихся атомов, определяющих возникновение и разрушение вещей, а в конечном итоге и причинную обусловленность всех без исключения явлений. Классическая триада греческой философии включает учения Сократа, Платона, Аристотеля. Сократ совершил своего рода поворот в греческой философии от проблем Космоса («космологизм» – характерная особенность всей древнегреческой философии) к проблемам человека: вопросам жизни и смерти, смысла существования, предназначения человека, счастья и т.д.; дал первое толкование диалектики как искусства диалога, где путем обнаружения противоречий достигается истина. Основные идеи Сократа получили логическое продолжение в трудах Платона, учение об идеях которого явилось отрицательной реакцией на атомизм Демокрита и стало первой формой объективного идеализма. Подлинное бытие, согласно Платону, принадлежит миру духовных сущностей (идей), частичкой которых является и душа человека, с учением о которой у Платона тесно связана теория государства. С критикой платоновского объективного идеализма выступил его ученик Аристотель,развивавший положение о неразрывной связи материи и формы, но при этом сам не избежавший идеалистического вывода о форме форм, как смысле всей действительности, где форма предмета – это его мысль, а мысль – Бог. В области социально-философской проблематики Аристотель, подобно Платону, был сторонником социальной этики, считая человека существом общественным, а смысл его бытия видел в служении обществу. Философскими взглядами Аристотеля заканчивается классический период греческой философии, за которым следует римско-эллинистический (I в. до н.э. – V в. н.э.), представленный эпикуреизмом,известным своим отказом от социальной этики Платона и Аристотеля в пользу индивидуальной этики Эпикура (общество – не цель, а лишь средство достижения личного благополучия индивида), основанной на его атомистической теории; стоицизмом – философией мудрости, достижения согласованности человеческой жизни с логикой мировой закономерности; скептицизмом,выражавшим сомнение в возможности действительного познания истины, и неоплатонизмом (Плотин, Прокл). Неоплатонизм как разновидность объективного идеализма стал переходной ступенью от древнегреческой к средневековой философии и одним из элементов в становлении христианской теологии. Знакомство со средневековой западноевропейской философией следует начать с ее периодизации: подготовительный этап (II–VIII вв.) – формирование данной философии; ранняя схоластика (IX–XII вв.) – знание и вера почти не разделены; средняя схоластика (XIII век) – философия окончательно отделяется от теологии; поздняя схоластика (XIV–XV вв.) – отличалась рационалистической систематизацией новых знаний и созданием логики и метафизики иррационалистического направления. Теоцентризм,основанный на догмате креационизма (учение о сотворении мира Богом из ничего), являетсяхарактерной особенностью средневековой философии, ее онтологии. Она базируется на христианской религии единобожия, где главной реальностью, создавшей все сущее, является Бог. Он актом своей воли сотворил мир из «ничто». Спаситель находится в центре Вселенной и с помощью своей Божественной воли постоянно и неустанно продолжает поддерживать бытие мира. Средневековая антропология (учение о человеке) утверждает, что природа человека как божественна (душа), так и греховна (тело). Для преодоления духовности человеку необходима поддержка христианской церкви. Средневековая гносеология (теория познания) утверждает, что истиной может быть признано не только то, что основано на разуме, но и то, что основано на вере. Однако, например, Фома Аквинский в своем учении о гармонии веры и разума утверждал, что вера выше разума и приводил пять рациональных доказательств существования Бога. Важной проблемой средневековой философии является проблема соотношения общих и конкретных понятий, в ходе обсуждения которых формировалось два направления – номинализм и реализм. Номиналисты (И. Росцеллин, У. Оккам) принижали значение общих понятий и полагали, что общее существует только в уме человека. Реалисты (Ф.Аквинский) утверждали реальность общих идей, а единичные вещи и соответствующие им понятия считали производными от общих. Особую позицию занимал Д. Скотт, рассматривающий вещь как единство общего и частного. Причем общее существует реально, в самих вещах, отражая их сущность, а независимого существования общего нет. Оценивая роль средневековой философии в развитии мировой философской мысли и культуры, следует подчеркнуть, что христианская философия способствовала утверждению идеалов гуманизма, помогала возникновению и развитию духовной культуры эпохи средневековья, внесла вклад в разработку философских проблем соотношения веры и разума, природы общих понятий. Главные особенности философии эпохи Ренессанса (Возрождения) – в освобождении духовной жизни от влияния религии и церкви, в активном использовании античного культурного наследия и развитии научного (натурфилософского) знания. Специфическими чертами философии этого периода были пантеизм – новая картина мира, отождествляющая Бога и природу, Бога и человека; и антропоцентризм, где главным объектом рассмотрения и центральным звеном космического бытия становился человек: его земное предназначение, разносторонность, своеобразие и уникальность каждой личности. Эти особенности нашли наиболее полное воплощение в философских концепциях Н.Кузанского и Д.Бруно. Воссоздание новой, отличной от средневековой картины мира и человека мыслителями эпохи Возрождения не только способствовало переходу европейской философии к Новому времени, но и нашло свое дальнейшее развитие в XIX – начале XX века в космических идеях К.Циолковского, в понятии «ноосферы» В. Вернадского, в идеях гелиобиологии А. Чижевского. Для философии Нового Времени характерен интерес к естественным наукам, обобщение их достижений и поиск нового метода познания. Материализм Нового Времени связан с именами английских философов Ф. Бэкона и Т. Гоббса, а также голландца Б. Спинозы. Родоначальником английской материалистической философии был Ф. Бэкон, выступивший с критикой средневековой схоластики в учении о «призраках» или «идолах» (рода и пещеры, как следствие «естественных свойств человеческого ума»; рынка и театра, приобретенных вследствие общения и воздействия на сознание ложных теорий и философских учений) – предрассудков человеческого сознания, задерживающих научный прогресс. Предметом философии у английских материалистов являлась природа, в основе которой была материя, тело, независимое от человеческого сознания (Т. Гоббс). Важное место в философии новоевропейских материалистов занимало учение о познании, включающее две ступени: чувственное и разумное знание и развивающееся на основе таких методов как индуктивный (Ф. Бэкон), анализ и синтез (Т. Гоббс). Учение о человеке, гражданине, обществе получило развитие в философии Т. Гоббса – последователя и сторонника теории общественного договора ввопросе о возникновении государства. Дуалистическая философия Нового Времени представлена взглядами французского философа-рационалиста Р.Декарта, чье имя связано не только с философией, но и с крупнейшими преобразованиями в естественных науках XVII в. Методом постижения истины Р.Декарт считал дедукцию и синтез, а критерий истинности или ложности идей всецело связывал со сферой сознания, не доверяя чувственному опытному знанию. Материализм XVII в., равно как и последующего XVIII века, носил метафизический и механистический характер, в то время как диалектика развивалась философами-идеалистами: Г.В. Лейбницем, Л. Беркли и Д. Юмом. Лейбниц считал, что мир состоит из мельчайших элементов – монад (особых простых субстанций, входящих в состав сложных субстанций), наделенных божественной силой, активностью, направляющей Вселенную ко все более совершенным и богатым формам (диалектический вывод). Основной тезис философских рассуждений Д. Беркли: существовать – значит быть в восприятии – предполагал, что предметы реальны постольку, поскольку их можно рассматривать как комплекс ощущений индивида (субъективно-идеалистический подход), а возникающие у него идеи как результат воздействия Бога на разум (близость к объективному идеализму). В философии французского материализма ХVШ в. прослеживаются два основных направления: естественно-научное (Ж. Ламетри и Д. Дидро) и социально-историческое (П. Гольбах и К. Гельвеций). Однако общими чертами материалистических учений этого периода были механистический и метафизический характер метода философского анализа, большой интерес к вопросу происхождения и сущности сознания и сенсуализм (акцент на чувственное постижение мира) в теории познания. В учении о человеке и обществе французские материалисты сводят социальное к индивидуальному, т.е. человек предстает у них лишь как физическое, природное существо, являющееся продуктом окружающей его среды. На этой основе делался вывод о необходимости разумного, соответствующего природе человека общественного устройства, которое они, однако, связывали, главным образом, с развитием человеческих идей и взглядов. Задания для самопроверки: 1. Раскройте роль античной философии в последующем развитии европейской культуры. 2. Охарактеризуйте гуманистический характер философии Возрождения. 3. Рассмотрите основную проблематику философии Нового времени. Вопрос 2. Философия XVIII–XX вв. (немецкая классическая философия, русская религиозная философия, Западная философия). Сложным и противоречивым явлением в духовной жизни Европы была немецкая философия конца ХVIII – начала XIX века, родоначальником которой считается И. Кант. В философской эволюции Канта различают два периода: «докритический», в который им выдвигалась космогоническая теория возникновения Солнечной системы из первоначального облака частиц, и «критический», когда были написаны его главные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Под «критикой чистого разума» Кант понимал выяснение возможностей и границ человеческого познания, а под «практическим» -нравственные основы поступков людей. Признавая существование действительных вещей вне субъекта, Кант, тем не менее, утверждал, что реальность состоит из двух миров – феноменов, «вещей для нас» (вещей, как они нам являются, т.е. мир как объект человеческого познания) и ноуменов, «вещей в себе» (вещей, как они есть на самом деле, недоступных чувственному познанию). Проявившийся здесь дуализм Канта определил основные принципы его гносеологии: склонность к агностицизму (учение о принципиальной непознаваемости сущности объективного мира) и априоризм (внеопытный источник подлинно научного знания). Исходным принципом этики Канта является принцип автономии морали, ее независимости от внешних побуждений и мотивов: подлинно моральный поступок совершается исключительно во имя долга, согласно требованиям нравственного закона – категорического императива (требования поступать так, чтобы норма поведения могла стать всеобщим законом, а уважение к другим субъектам не позволяло бы использовать их в качестве средства достижения своих целей). Продолжателем и критиком взглядов Канта был Гегель – создатель всеобъемлющей объективно-идеалистической философской системы и диалектического метода познания. Основой всего сущего Гегель считал абсолютную идею, безличный мировой разум, на процессе самопознания которого и строятся все три части его философской системы: логика,исследующая законы и категории мышления как законы бытия; философия природы – инобытие абсолютной идеи, отчуждающей себя в природу и производящей природу из себя, и философия духа,объединяющая учение о субъективном духе,включающее антропологию, феноменологию и психологию; учение об объективном духе – право, мораль и нравственность (как учение о развитии общественного сознания) и учение об абсолютном духе – искусство, религия, философия. Диалектика Гегеля нашла проявление в его представлении о развитии любого явления, вплоть до абсолютной идеи, в форме триады – тезис, антитезис (его отрицание). синтез (отрицание отрицания) и единства количественной и качественной определенностей, выраженного в понятии меры,нарушение которой в результате борьбы противоположных начал приводит к перерыву постепенности (количественных изменений) и появлению нового качества в форме скачка. В учении о гражданском обществе и государстве Гегель приходил к выводу об исторической необходимости всемирного развития, в основе которого лежит процесс познания мировым духом самого себя, т.е. поступательное развитие абсолютной идеи. Философия Гегеля получила логическое продолжение и своеобразное отрицание во взглядах представителей материализма Л. Фейербаха и К. Маркса. Л. Фейербах был первым философом, который выступил с критикой гегелевской идеалистической философии, а также христианской религии и ее догматов, противопоставив идеализму Гегеля антропологический материализм, основой является человек, а не абсолютная идея. Однако в понимании общества Л. Фейербах остался идеалистом,не отрицал необходимость религии вообще, а заменял ее религией любви к человеку, рассматривал человека как абстрактное, природное существо, вместе с критикой идеалистической системы Гегеля отбросил и гегелевскую диалектику. Философия марксизма как наследница немецкой классической философии – одно из направлений, вызывающее в настоящее время неоднозначную оценку. Для определения места и объективного анализа этого направления в истории философии важно учитывать различные его варианты (классический марксизм, ленинский вариант, сталинский вариант, социал-демократическая версия, неомарксизм), не отождествляя это учение с его различными версиями, прежде всего со сталинским вариантом догматизированного и идеологизированного марксизма. Рассматривая классический марксизм как развивающуюся теорию, необходимо выделить в нем и критически оценить идеи, выражающие ценности техногенной цивилизации и ее индустриальной стадии, а также открытия и идеи, выходящие за пределы техногенной культуры, имеющие непреходящее значение и важные для осмысления ее кризисного состояния и новых тенденций развития мировой цивилизации. Особенности марксистской философии в ее классическом варианте, отличающие от предшествующих учений: открытие материалистического понимания общественной жизни, детальная и оригинальная критика капитализма, исследование природы отчуждения человека, разработка диалектико-материалистического метода и др. Эти выводы являются обобщением условий прединдустриальной и индустриальной стадий развития капитализма, в том числе и выражением ограниченной исторической практики породившей их эпохи. В настоящее время осознается потребность творческого прочтения марксизма и критического пересмотра некоторых его положений с учетом данных новейшей истории. В конце XX в. возрос интерес к русской, прежде всего религиозно-идеалистической философии. Русская философия представляет оригинальное образование мировой философской мысли. Приступая к ее изучению, следует остановиться на периодизации русской философии: начальный этап – XI–XIII вв.; расцвет русской средневековой философии – XV–XVI вв.; в XVII в. – переход к русской философии XVIII и XIX вв. как отечественной философии Нового времени и Просвещения. Русская философия на протяжении XVI-XIX веков развивалась в атмосфере противоборства двух тенденций. Первая отстаивала самобытность русской мысли, вторая – выражала стремление вписать Россию в процесс развития европейской культуры. Противоборство славянофилов и западников – характерная особенность теоретической и общественно-политической жизни России XIX века. Славянофильство как духовное течение, возникшее в 30–40-е годы XIX века и развивавшееся в спорах с западничеством, отстаивало идеи самобытности отечественной эволюции, особой исторической миссии славян, соборности, превосходства внутренней свободы человека, основанной на совести. Западничество как течение в русской культуре выступило с критикой устаревших порядков патриархальной России, отрицало своеобразие русского исторического развития. защищало чувство здравого смысла человека и его умение действовать легально и лояльно. Один из самых глубоких и оригинальных философов XIX в. – В.С. Соловьев. Главное содержание философии В. Соловьева: цель новой философии – ориентация на добро с помощью универсального синтеза рациональных и эзотерических средств познания, идея о «Богочеловечестве», православное христианство как основа универсального единства русского народа. Раскрывая характерные черты русской философии, следует выделить ее православный, религиозный характер, антропоцентризм в сочетании с ориентацией на Божественное начало человека, опору не только на труды отечественных философов, но и другие русские общекультурные источники, тотальную критику идей западного классического рационализма с попытками сочетать его с иррациональными видами бытия, выработку концепции «русской идеи». Особое место в русской культурной жизни начала XX века занимает религиозно-идеалистическая философия, представленная такими именами как Н. Бердяев, Л. Шестов, П. Флоренский, С.Франка и др. Главная тема философии Н. Бердяева: философская антропология и онтология, православие, проблема эволюции христианства и гуманизма, проблемы отчуждения современного человека, власти коллектива и государства над личностью. Для философских размышлений Л. Шестова характерны идеи геоцентризма в сочетании с христианским антропоцентризмом, проблемы сущности и действенности веры и ее борьбы против мирового зла, философии жизни в единстве с экзистенциальной философией абсурда. В философии С. Франка привлекают внимание проблемы экзистенциальной онтологии – человек и культура, человек и бытие, человек и Бог, «духовной жизни человека» и его личности, сущности человеческой души, веры и поиска высшего смысла жизни человека. Новый этап в западной философии открыл XX век, который связан со становлением неклассического типа философии и представлен разнообразными школами и течениями, отличающимися от классической философии предметом исследования мировоззренческими и методологическими принципами. Наиболее авторитетные из этих направлений – позитивизм, экзистенциализм, неотомизм, герменевтика, постмодернизм. Главная задача позитивизма, в центре внимания которого находятся проблемы научного знания, состоит в отрицании традиционной философии и замене ее новой, позитивной философией, опирающейся только на опытные знания. Раскрывая эволюцию позитивизма, можно выделить основные этапы его развития и проследить тенденцию развития: от отрицания познавательной ценности философии ранним позитивизмом, к исследованию структуры научного знания, методов истинности научных теорий, критериев их сравнения, динамики науки, к признанию постпозитивизмом значимости философских положений и неустранимости их из науки. В целом позитивизм во всех своих формах плодотворно исследовал научную деятельность, ее основные принципы и методы. Экзистенциализм, появление которого связано с потрясениями XX века, усугубившими отчуждение человека от общества, обратился к проблеме индивидуального человеческого существования в кризисных ситуациях. Раскрывая особенности этого направления, отличающие его от классической философии, важно подчеркнуть разработку им нового понятийного аппарата, связанного с переживаниями отдельной личности, утверждение неповторимости каждого человека, его активной роли в осознании себя, своей ответственности за собственную судьбу, решение проблемы свободы как одной из центральных в данной философии. Необходимо подчеркнуть неоднозначность и противоречивость философии экзистенциализма, которая в определенном смысле оптимистична и может быть представлена как разновидность гуманистической философии, в то же время утверждение об абсурдности человеческой жизни выявляет ее пессимистический характер. Но при этом следует признать значимость и тех проблем человеческого существования, на которых эта философия сконцентрировала свое внимание. Проблема специфики человеческого бытия является важной и для современной религиозной философии и, прежде всего, для неотомизма – официальной философии современной католической церкви. Возрождая и развивая основные положения философии Фомы Аквинского применительно к современным достижениям науки и общественной жизни, неотомизм утверждает тезис о гармонии разума и веры, науки и религии, Отстаивая эти положения, неотомизм не признает их равноправие, рассматривает веру выше разума. Следует также подчеркнуть особенность современного томизма, отличающую его от традиционной схоластики, как интерес к проблеме человека, его активной роли и ответственности за свою судьбу, что сближает неотомизм с философией экзистенциализма. Проблема человека и прежде всего изучение субъективной стороны его деятельности получила развитие в таком направлении как герменевтика, которая отразила процессы усиления международной напряженности после II мировой войны и закономерно вывела на первый план проблему понимания в гуманитарных науках, трудностей социального познания. Раскрывая заслуги герменевтики в изучении субъективных аспектов человеческой деятельности, важно показать ее значение в выявлении смысла социальных процессов, роли интерпретации в гуманитарном знании, в решении проблемы перевода научной информации на естественный язык, а также в осмыслении проблемы понимания как взаимодействия и взаимообогащения различных культур. Одной из новейших форм современной философии, в которой отражается содержание всей современной культуры и новый стиль мышления, является постмодернизм. Отмечая неоднозначность определения данного термина, можно выделить такие характерные черты постмодернизма как отрицание всех форм философии монизма, отказ от фундаментальных принципов традиционной западноевропейской философии, утверждение философии плюрализма и метода диалога как важнейшего в отношениях между различными философскими направлениями, обоснование вариативности, многомерности в качестве основных характеристик природы и общества. Наряду с позитивным содержанием, философия постмодернизма обнаруживает опасность эклектики, т.е. смешения взаимоисключающих взглядов, позиций, что ведет к потере ориентиров. В заключение следует отметить важнейшие особенности неклассической философии: ее неоднородность, критическое отношение к классической философии, переключение внимания на иррациональные, бессознательные, мистические явления, плюралистическое и толерантное отношение к различным философским школам. Задания для самопроверки: 1. Продумайте, какой вклад внесла философия XVIII–XX вв. в развитие мировой культуры. 2. Раскройте место марксизма в философии XX в. 3. Рассмотрите своеобразие и особенности русской идеалистической философии. 4. Какие черты характерны для неклассической философии XX в.? |