Главная страница
Навигация по странице:

  • 28. категории диалектики.

  • 29. детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

  • Ответы к экзамену по философии. 1. философия и мировоззрение. Место и роль философии в культуре


    Скачать 413.97 Kb.
    Название1. философия и мировоззрение. Место и роль философии в культуре
    АнкорОтветы к экзамену по философии.docx
    Дата17.04.2018
    Размер413.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #18153
    страница7 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20
    27. диалектика, ее законы и принципы.

    Диалектика (греч. dialegomai – веду беседу, рассуждаю) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Научному пониманию диалектика предшествовала долгая история, и само понятие диалектика возникло в ходе переработки и даже преодоления первоначального смысла термина. Уже античная философия с большой силой подчеркнула изменчивость всего существующего, поняла действительность как процесс, осветила роль, какую в этом процессе играет переход всякого свойства в противоположное (Гераклит, отчасти милетские материалисты, пифагорейцы). К подобным исследованиям еще не применялся термин «диалектика». Первоначально этим термином (dialektike techne – «искусство диалектики») обозначались: 1) способность вести спор посредством вопросов и ответов; 2) искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды [8; 120]. Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке мыслить понятия движения и множества. Сам Аристотель отличает «диалектику» от «аналитики» как науку о вероятных мнениях от науки о доказательстве. Платон вслед за элеатами (Элейская школа) определяет истинное бытие как тождественное и неизменное, тем не менее, в диалогах «Софист» и «Парменид» обосновывает диалектические выводы о том, что высшие роды сущего могут мыслиться только таком образом, что каждый из них есть и не есть, равен себе самому и не равен, тождествен себе и переходит в свое «иное». Поэтому бытие заключает в себе противоречия: оно едино и множественно, вечно и преходяще, неизменно и изменчиво, покоится и движется. Противоречие есть необходимое условие для побуждения души к размышлению. Это искусство и является, по Платону, искусством диалектики.

    В основании любой научной теории всегда лежат исходные положения, принципы, которые представляют собой теоретическую основу ее логической системы, объединяют все элементы последней и раскрывают самое существенное и общее в ее содержании. Научные теории опираются на различные принципы, что объясняется как качественными особенностями описываемых ими объектов, так и выбором способов их построения. Специфика философских принципов в отличие от конкретно-научных заключается прежде всего в их предельно общем философском содержании. Однако сам факт направленности философии на изучение всеобщего еще не гарантирует правильность тех принципов, которые лежат в основе того или иного философского учения. Как показывает история философии, в основе различных философских систем могут лежать разные исходные принципы. Так, у Гераклита в качестве всеобщего «начала» выступает становление, у Платона — идея, у Спинозы — субстанция, у Лейбница — монада.

    Нетрудно заметить, что выбор какого-либо принципа как «начала» философской системы зависит в первую очередь от того или иного решения основного вопроса философии. В то же время принципы содержат в себе указание на метод построения философской системы, или, как писал Гегель, при ее создании «... возникает потребность в соединении метода с содержанием, формы с принципом» [2; 124]. Сам Гегель, опираясь на принцип развития, разработал диалектический метод. Но идеалистически решая основной вопрос философии, в качестве другого принципа он выдвинул положение о тождестве бытия и мышления. В результате его философская система имела известные существенные пороки, которые были подвергнуты всесторонней критике К. Марксом, Ф. Энгельсом, В. И. Лениным.

    Основоположники марксизма впервые указали на подлинные исходные принципы единственно научной философии — диалектического материализма. Последовательно материалистически решая ими же сформулированный основной вопрос философии, они разработали учение, которое коренным образом отличается от различных метафизических и идеалистических направлений именно важнейшими принципами подхода к объяснению и преобразованию действительности — принципом материального единства мира и принципом развития.

    Вместе с тем наряду с указанными в марксистской философии активно разрабатываются принципы противоречия, детерминизма, отражения, объективности, партийности, историзма, структурности, восхождения от абстрактного к конкретному, единства диалектики, логики и теории познания и т. д. Однако они являются подчиненными по отношению к первым двум, ибо их содержание во многом обусловлено принципами единства и развития.

    Иногда принципы отождествляются с законами материалистической диалектики. Не считая правомерным резкое противопоставление принципов и законов диалектики, нельзя в то же время признать справедливой точку зрения, когда между ними не проводится различий. Методологическую основу правильного решения вопроса о взаимосвязи законов и принципов можно найти у Гегеля. Признавая тождественность принципов и «начал» науки в том смысле, что принцип должен быть также началом, он отмечал, что «...начало философии есть наличная и сохраняющаяся на всех последующих этапах развития основа, есть то, что остается всецело имманентным своим дальнейшим определениям» [2; 128]. Следовательно, уже эта характеристика принципов диалектики позволяет провести различие между ними с одной стороны и законами и категориями — с другой.

    Такое понимание содержания понятия «принцип», приводит к выводу, что по сравнению с законами, которые доказываются, выводятся в рамках данной теории, первоначальная формулировка принципов, лежащих в основании этой теории, в известной степени не зависит от нее. В то же время содержание самих принципов не является окончательным, заранее заданным, а раскрывается непосредственно в системе законов и категорий. Как показал еще Гегель, «...оказывается, что-то, что составляет начало, будучи еще неразвитым, бессодержательным, по настоящему еще не познается в начале и что лишь наука, и притом во всем ее развитии, есть завершенное, содержательное и теперь только истинно обоснованное познание его» [2; 128-129].

    Существующие различия между принципами и законами не абсолютны, ибо в определенных отношениях законы науки (и в первую очередь законы марксистско-ленинской философии) выступают в качестве принципов. Такая ситуация объясняется их логико-методологической функцией, когда они служат исходными положениями для построения научных теорий и являются основой систематизации знания.

    Двойственный характер философских законов, когда, с одной стороны, они выступают как законы материалистической диалектики и раскрывают содержание ее принципов, а с другой, сами являются «началами», лежащими в основе как региональных философских теорий, так и специальных наук, требует учитывать, в каком отношении они представляют собой принципы, а в каком — законы. Такое различение позволяет более четко выделить основополагающие, исходные положения марксистско-ленинской философии как теории.

    К их числу, прежде всего, следует отнести принцип единства мира как движущейся материи. В философской литературе его зачастую называют принципом всеобщей связи. В то же время некоторые авторы, указывая на близость этих принципов, возражают против их отождествления. Конечно, понятия единства и взаимосвязи не тождественны, хотя и близки друг к другу. Однако если с указанных выше позиций подойти к их анализу как к двум «началам» марксистской философии, то оба они как исходные оказываются сравнительно бедными по своему содержанию.

    Принцип единства в таком случае ограничивается констатацией материалистического монизма, согласно которому подлинное единство мира состоит в его материальности, в единстве всех конкретных форм и видов, свойств и состояний материи как единой и единственной субстанции. Он указывает на источник, основу, позволяющую говорить о наличии связи между различными фрагментами реальности. В то же время в приведенной выше трактовке он абсолютно не касается характера единства, которое раскрывается положением диалектики о всеобщей взаимосвязи.

    Аналогичная ситуация складывается и по отношению к принципу всеобщей связи, взятому в отрыве от принципа материального единства мира. Он указывает на наличие связи, ее характер, но не затрагивает вопрос о ее основе и не вытекает непосредственно из материалистического решения основного вопроса философии. Правильное понимание проблем соотношения единства и взаимосвязи возможно только в русле указаний основоположников диалектического материализма. Они рассматривали их не в отрыве друг от друга, а как хотя и различные, но взаимопроникающие и взаимодополняющие категории.

    Представляется поэтому возможным, а для целей нашей работы более целесообразным трактовать их не как два самостоятельных принципа, а как две стороны одного и того же принципа. Причем, когда требуется подчеркнуть тот факт, что этот принцип представляет собой непосредственное выражение материалистического решения основного философского вопроса, тогда он выступает как принцип единства мира, заключенного в его материальности. Когда же основной акцент делается на его диалектической направленности, можно говорить о принципе всеобщей связи, имея в виду, что всеобщая связь выступает как непосредственное выражение единства мира.

    Рассматривая взаимообусловленность и взаимозависимость явлений объективного мира как атрибутивное свойство материи, диалектика обосновывает существование бесконечного качественного своеобразия связей, присущих различным уровням структурной организации и формам движения материи. Всеобщая взаимосвязь, взаимодействие вещей представляется не как хаотичное их скопление, а как единое целостное образование, где качественно многообразные явления взаимообусловливают друг друга.

    К числу основных принципов марксистско-ленинской философии относится также принцип развития, неразрывно связанный с принципом единства мира. Выделяя их в качестве основных принципов материалистической диалектики, В. И. Ленин добавлял: «Кроме того всеобщий принцип развития надо соединить, связать, совместить с всеобщим принципом единства мира, природы, движения, материи еtс.» [4; 229] В противном случае рассмотрение любого вопроса с неизбежностью окажется односторонним, не полным, недиалектичным. Принцип единства выявляет как единство фрагментов действительности и их структурной организации, так и единство процессов изменения, движения, в том числе и процессов развития.

    В системном подходе принцип всеобщей связи выступает в виде внутренне противоречивого единства элементов и структуры, различения уровней структурной организации материи и выявления закономерностей их взаимодействия. Выработка общих представлений об уровнях структурной организации материальных систем и принципах их классификации рассматривается сейчас как одна из важнейших задач в развитии системных исследований в целом и системного подхода в частности53. Это связано прежде всего с тем, что последний, изучая фрагменты действительности с точки зрения соотношения элементов и структуры, в центр своего внимания ставит вопрос о взаимодействии, взаимовлиянии различных уровней структурной организации системы в процессе ее функционирования и развития.

    Под уровнем структурной организации обычно понимают дискретное, относительно устойчивое, качественно своеобразное состояние материальных систем, охватывающее объективную специфику форм и видов материи, а вместе с тем и взаимосвязь между различными формами движения материи, узловые линии ее развития. Качественная специфика материальных объектов определяется прежде всего их структурой и качественным своеобразием элементов, ибо сама структура в известной степени зависит от последних. Поэтому и качественная специфика уровней организации характеризуется закономерными соотношениями элементов и структуры, которые свойственны материальным объектам, принадлежащим к данному уровню.

    В то же время в силу диалектического единства структуры и функций каждый из уровней структурной организации материи обусловливает определенный, только ему присущий тип процесса функционирования. Поэтому можно говорить об уровнях структурно-функциональной организации систем. Это означает, что уровни структурной организации и типы процессов находятся в состоянии взаимного соответствия, т. е. каждому уровню соответствует вполне определенный тип процесса функционирования, который является главным, наиболее существенным при изучении специфики соответствующего структурного уровня и наоборот.

    Закон — это отношение между сущностями. В науке сущностные связи выражаются с помощью категорий. Законы науки, поэтому выступают как отношения между категориями.

    В законах науки отражаются необходимые, повторяющиеся связи явлений и предметов. В законах отражается инвариантность в связях предметов и явлений.

    Законы науки не остаются неизменными. Они уточняются и совершенствуются. В науке существует тенденция переходить от феноменологического описания событий к раскрытию причинной детерминации и от качественного описания явлений к их точному количественному выражению в математической форме.

    Законы материалистической диалектики носят детерминистский характер. Они раскрывают наиболее общие взаимосвязи материальных и духовных объектов и явлений, внутренние причины их развития.

    Различия категорий и законов возникает на основе предмета отражения.

    1. а) Категория отражают общие связи, отношения, свойства и стороны объективной действительности;

    б) Законы отражают только всеобщие связи и отношения объективной действительности, но не отражают свойства и стороны.

    2. Категории и законы различаются по форме отражения.

    а) Категории являются особым видом внимания;

    б) Законы диалектики, как и другие, представляют собой особый вид суждений.

    Существуют три закона диалектики:

    закон единства и борьба противоположностей;

    закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

    закон отрицания.

    Из этого нельзя сделать вывод о том, что будто бы законы этим и ограничиваются. Законов целое множество, есть и не познанные. Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон, свойств, тенденций в составе той или иной системы или между системами, процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

    Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой. Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимоисключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).

    Формула «единства и борьбы» противоположностей выражает напряженное взаимодействие «полярных» свойств, изложений движения, развития. Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не менее отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ, благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений, которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию в виде жизненных фаз: эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

    Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего вообще и любой объект в частности можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал – мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения – анатомической, психологической, философской – есть подвижный результат двух начал.

    Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

    Движение слева направо, вверх, от центра к периферии – мужское. Справа влево, вниз, от периферии – женское. Т.о., любое «слева» уже подразумевает «направо», а любое «вверх» имеет смысл, если известен «низ».

    Все направления легитимны тогда, когда имеется центр.

    Противоречие – выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов. Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей. Единство тождества и различия – такова диалектическая форма противоречия.

    Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия.

    Противоположности, по словам Гегеля, «имеют против себя» не просто иное, а «свое иное». Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого: 1. Единство противоположностей. 2.Их борьбу.

    Существуют следующие типы (виды) противоречий:

    а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия – это противоречия между элементами структуры; а внешние – это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

    б) Основные и неосновные, главные и неглавные. Например, взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома – полярность ядра, электронные оболочки остаются!

    В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

    Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

    Диалектическое отрицание включает в себя триединый процесс:

    1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания), прежнего;

    2) кумуляции (накопление, суммирование) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции);

    3) конструкции (формирования, создания нового).

    Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость и поступаемость.

    Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

    1. Качество – это совокупность свойств, указываемых на то, что представляет собой вещь, чем она является.

    2. Количество – это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

    3. Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

    4. Количество – характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

    каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых означает ее качество. В данном законе выделяют следующие понятия:

    Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная определенность предмета.

    Скачок – переход количественных изменений в качественные или переход из одного количественного состояния в другое в результате превращения меры.

    Свойство – сторона предмета, обуславливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ним.

    28. категории диалектики.

    Категории диалектики - общие понятия, отражающие наиболее существенные закономерные связи и отношения реальности. Можно сказать, что философские категории воспроизводят свойства и отношения бытия в максимально общем виде. Регулируя реальный процесс мышлени они в ходе его исторического развития постепенно вычленяются в особую систему, и именно система категорий оказывается наиболее устойчивой во всех преобразованиях философского знания, хотя и она претерпевает изменения, подчиняясь принципу развития. Современное представление фундаментальных категорий существенно отличается от того, как они мыслились в древности.

    В современной диалектике к базовым категориям относят:

    Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.

    Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.

    Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.

    Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.

    Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.

    Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

    И др.

    Категории диалектики как отражение универсальных связей бытия и как всеобщие формы мышления.

    Любая наука, какую бы область материальной действительности она ни изучала, представляет собой не только систему законов, но и определенных категорий, то есть наиболее общих понятий, которые вырабатываются в ходе развития каждой науки и являются ее фундаментом, основой. В механике, например, такими категориями являются понятия массы, энергии, силы; в политической экономии - товара, стоимости денег и т. д. Обобщая достижения науки и практической деятельности людей, философия выработала свою систему категорий.

    Философские категории - это такие понятия, которые отражают общие черты и связи, стороны и свойства действительности. Это, прежде всего категории материи и сознания, а также движения, пространства и времени. Такие категории, как противоречие, количество, качество, скачок, отрицание, отдельное и общее, содержание и форма, сущность и явление, причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность. Изучение этих категорий существенно дополняет наши представления о всеобщем развитии и связях материального мира, об основных законах диалектики.

    Законы и категории диалектики взаимосвязаны. Изучая основные законы диалектики, мы видим, что они представляют в сущности отношение, связь категорий. Например, закон перехода количественных изменений в качественные выражает определенную связь категорий количества и качества. Поэтому без знания категорий невозможно уяснить и законы. С другой стороны, знание законов позволяет понять сущность категорий диалектики. Так, закон единства и борьбы противоположностей дает возможность раскрыть действительный смысл таких противоположных категорий, как содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и т. д. Категории диалектики являются итогом, обобщением многовекового опыта людей, их трудовой деятельности и познания.

    Соприкасаясь в процессе практической деятельности с предметами и явлениями мира, познавая их, человек выделял в них существенное общее, а результаты выделения фиксировал в категориях, понятиях. Категории причины и следствия, содержания и формы и другие формировались в сознании по мере того, как человек миллиарды раз практически сталкивался с объективно существующими причинами и следствиями, содержанием и формой конкретных материальных тел и другими важнейшими сторонами действительности. Таким образом, категории представляют результат практической и познавательной деятельности человека, являются ступеньками познания человеком окружающего мира.

    Являясь итогом практики и познания, категории материалистической диалектики имеют огромное значение для практической и познавательной деятельности. Будучи ступеньками в познании, они помогают людям разобраться в сложной сети явлений природы и общества, раскрыть взаимную связь и зависимость вещей, определенный порядок, закономерность их развития и в соответствии с этим успешно действовать на практике.

    Диалектика, раскрывая сущность категорий, источники их возникновения, прежде всего, подчеркивает их объективный характер. Источником категорий являются вне человека существующие предметы и явления, наиболее общие, существенные черты которых они и отражают. Так, категории причины и следствия отражают такую объективно существующую связь предметов и процессов, при которой одни из них вызывают к жизни другие предметы и процессы, а эти другие являются их порождением. Одной важнейшей чертой категорий с точки зрения марксистской диалектики является их взаимосвязь, изменчивость, подвижность. Эти черты категорий отражают единство самого материального мира, всеобщую связь и взаимодействие его предметов и явлений. Связь категорий настолько тесна, что при некоторых условиях они могут переходить, превращаться друг в друга: причина становится следствием, а следствие - причиной, необходимость становится случайностью, а случайность - необходимостью. Но категории не только взаимосвязаны, но и изменчивы, подвижны. Отражая постоянно развивающийся материальный мир, они и сами изменяются. Метафизики извращают диалектическую природу категорий. Они обычно отрывают категории друг от друга, игнорируют роль одних категорий и абсолютизируют значение других. А это приводит к искажению действительности, к реакционным политическим выводам. Только с позиций диалектического материализма можно понять подлинную природу категорий, использовать их как орудие научного познания и практической деятельности. В дальнейшем при рассмотрении отдельных категорий мы попытаемся показать их научное и практическое значение.

    При изучении материального мира человеку прежде всего бросается в глаза бесчисленное множество отдельных, единичных предметов и явлений. Затем, сравнивая, сопоставляя их, человек выделяет в них общие, сходные черты и связи. Рассмотрим категорию единичное и общее. Всякий предмет обладает рядом особых, только ему присущих черт. Возьмем, к примеру, рябину, который растет возле нашего дома. Ему присущи свои размеры, определенное количество ветвей и их расположение, особая конфигурация корней и некоторые другие признаки. Свои особые, неповторимые черты, способности и привычки, интересы и склонности, походку и манеру говорить имеет данный конкретный человек. Они - то и выделяют этого человека из сотен миллионов других людей, населяющих нашу планету. Данная конкретная рябина, этот человек, индивидуальный предмет или явление материального мира и есть единичное, или отдельное. Однако любое отдельное, единичное не существует само по себе, вне связи с другими предметами и явлениями. Тот же самый человек живет на Земле, где множество других людей. Будучи связан с этими людьми тысячами самых разнообразных нитей, он имеет с ними много общего. Данный человек имеет ту или иную профессию, а это значит, что он обладает некоторыми чертами, присущими всем людям данной специальности. Человек принадлежит к определенному классу, нации, а потому ему присущи известные национальные и классовые особенности. Что касается анатомо-физиологического строения, а также способности чувствовать и мыслить, трудиться и говорить, то эти черты присущи всем людям.

    Точно так же и каждый предмет, кроме индивидуальных, только ему присущих признаков, имеет и признаки, общие с другими предметами. Общее и составляет то, что присуще множеству единичных, отдельных предметов. Если индивидуальные черты отличают данный предмет от других, то общее как бы сближает его с этими другими предметами, связывает их друг с другом, обусловливает их принадлежность к определенному виду, классу однородных предметов. Диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть, так или иначе общее. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот.

    29. детерминизм и индетерминизм. Динамические и статистические закономерности.

    Детерминизм и индетерминизм Философское учение, согласно которому всякое событие в мире имеет свою причину и совершается согласно вечным законам природы, называется детерминизмом (от лат. determino - определяю). Применительно к истории человечества детерминизм означает, что все исторические события подчиняются скрытым от человеческого сознания причинам и законам, что существует объективная, независимая от воли людей логика истории. Партию детерминистов в разное время возглавляли Демокрит, Спиноза, Гегель.

    Классическое обоснование принципа индетерминизма дал шотландский философ-скептик Дэвид Юм. Он доказывал, что вера в причинную взаимосвязь вещей проистекает из привычки человеческой души увязывать события, регулярно следующие одно за другим во времени и смежные в пространстве, в единый ассоциативный ряд. В дальнейшем наиболее влиятельной школой, отвергавшей понятие причинности как «метафизическое», стал позитивизм (Конт, Рассел и др.).

    В философском споре детерминистов с индетерминистами приняли участие и ученые. Хорошо известны дебаты Эйнштейна с Бором о действии законов природы. Эйнштейн доказывал, что «Господь Бог не играет в кости», имея в виду что законы природы не оставляют места для случайностей, и предлагал взять в судьи «старика Спинозу». Нильс Бор, со своей стороны, отстаивал вероятностную интерпретацию действия законов квантовой физики.

    Особенно широкое распространение индетерминистские воззрения получили в области исторических наук. Большинство историков во все времена держались мнения, что человек свободно творит свою историю и у нее нет никаких раз навсегда заданных законов, подобных законам природы.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   20


    написать администратору сайта