Главная страница
Навигация по странице:

  • 30. проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.

  • Проблема сознания

  • Творческая активность сознания

  • 31. структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.

  • Ответы к экзамену по философии. 1. философия и мировоззрение. Место и роль философии в культуре


    Скачать 413.97 Kb.
    Название1. философия и мировоззрение. Место и роль философии в культуре
    АнкорОтветы к экзамену по философии.docx
    Дата17.04.2018
    Размер413.97 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаОтветы к экзамену по философии.docx
    ТипДокументы
    #18153
    страница8 из 20
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20

    Динамические и статистические закономерности

    Человеческий разум не безграничен, он в состоянии охватить мыслью лишь бесконечно малую долю событий и вещей, которые существуют в природе. Этого достаточно, чтобы понять законы природы, но не достаточно, чтобы с абсолютной точностью описать хотя бы одну единичную вещь. Ибо существование всякой вещи в той или иной мере зависит от действия всех прочих вещей, т.е. от конкретного состояния бесконечной Вселенной в целом. По этой причине человеческий разум обречен «играть в кости» с матерью-природой, довольствуясь вероятностным знанием о существовании вещей, данных в чувственном опыте.

    Имея дело с сущностями вещей, разум получает знание, выражаемое строгими и всеобщими законами, которые иногда называют «динамическими». Относительно же существования предметов чувственного опыта знание такого рода невозможно, поэтому разум может приобрести здесь, в лучшем случае, вероятностные, или «статистические», закономерности.

    Динамические закономерности сопряжены с абстрагированием от множества второстепенных и случайных факторов, научные предсказания здесь имеют достоверный характер. Однако в большинстве физических, биологических и социальных процессов обнаруживаются множество случайных факторов, совокупный результат которых вскрывает определенную тенденцию, выражаемую статистическими закономерностями. Предсказания таких закономерностей имеют лишь вероятностный характер, обусловленный действием случайностей.

    Динамические и статистические закономерности

    Реальная действительность постоянно убеждает нас в том, что все совершающиеся в мире процессы – отнюдь не простое проявление стихийных сил. У мироздания существует свой «кодекс» законов, и все в мире, начиная от движения физических тел до общественных процессов и сферы развития духа, подчинено определенным закономерностям.

    Понятие закона находится в тесной связи с детерминизмом и принципом причинности. С точки зрения сферы применимости, законы подразделяются на всеобщие или универсальные (законы диалектики), общенаучные (закон сохранения энергии или закон всемирного тяготения) и частнонаучные (закон сохранения массы вещества, закон стоимости и т. д.). По своему внутреннему содержанию законы делятся на законы строения – законы, выражающие необходимые связи в системах; законы функционирования – отражают причинно-следственные связи и отношения; законы развития – раскрывают сущность происходящих явлений и изменений, способны прогнозировать будущее состояние предметов и явлений. По форме проявления законы подразделяются на динамические (обязательные) и статистические (вероятностные). Так, любой камень, брошенный вверх, обязательно вернется на землю в силу динамической необходимости, то есть однозначно действующего закона притяжения, а выпадение количества очков в брошенных игральных костях не является необходимым и обязательным, поскольку здесь действует статистическая вероятность.

    Поэтому в понятие закона входит, как составная часть, понятие закономерности. Закономерность, в отличие от закона, выражает только лишь ту или иную степень вероятности проявления закона. Закон как необходимость выступает в виде закономерности, а закономерность – это закон, проявляемый в ряде случайных событий. Вероятностный характер законов обеспечивает вариативное и свободное развитие мира, общества и человека. Источником развития всех видов реальности является противоречие, приводящее в движение весь мир конкретных явлений.

    Законы, которые фигурируют в механике, имеют универсальный характер по отношению к физическим явлениям. Их отличительная особенность заключается в том, что предсказания, которые можно дать на их основе, имеют однозначный характер.

    С середины XIX века наука столкнулась с другого рода закономерностями. Предсказания на их основе не яв­ляются однозначными, а имеют вероятностный характер. Это обстоятельство очень долгое время служило препятст­вием для того, чтобы эти законы признать в качестве пол­ноправных. Положение это коренным образом изменилось: после того как квантовая механика показала, что сущест­вование неопределенности коренится в самом фундаменте материи, в мире мельчайших частиц, поведение которых можно предсказать лишь с той или иной степенью вероят­ности.

    Вероятностными или статистическими они называются потому, что заклю­чения, основанные на них, не следуют логически из имеющихся фактов, а потому не являются однозначными. Поскольку эти законы выводятся из обработки неких ста­тистических данных, то такие законы носят еще название статистических.

    Статистические законы были найдены в физике, химии, биологии, социологии и не считались строгими законами, а рассматривались как удобное вспомогательное средство описания некоторых явлений. Отношение к статистическим законам принципиально изменилось после открытия законов квантовой механики, предсказания которой имеют вероятностный характер.

    Исследование статистики и выявление статистических законов широко используется в современной социологии, биологии, химии. В настоящее время статистические законы признаются полноправными законами наравне с законами классической физики.

    Статистическая закономерность существует объективно в массе единичных явлений. Она выступает связующим звеном между необходимым и случайным, возможным и действительным, единичным и общим, целым и его частями, причиной и следствием и т. д. Методы теории вероятностей и статистический подход приобретают все большее значение во всех областях современной науки. С помощью статистики и вероятностных отношений удается по-новому истолковать и осмыслить не только чисто научные, но и традиционные философские проблемы – соотношение случайного и необходимого в развитии мира и общества, связь закономерности и вероятности в сфере социальных отношений, по-новому рассмотреть проблему свободы воли и роль личности в историческом развитии человечества.

    Понятие вероятности, как и все другие категории диалектики, совмещает в себе и степень субъективной уверенности в появлении данного события, и меру объективной возможности свершения этого события. Оно раскрывает перед нами многообразие и динамичность развития природного и социального мира, превращает человека из пассивного общественного элемента в активную и творчески созидающую силу. Поэтому правильное понимание сути категорий возможности и действительности, закономерности и случайности имеет большое как теоретическое, так и практическое значение. В каждом конкретном процессе превращения возможности в действительность реализуются и необходимые, и случайные причинные связи. Отсюда вытекает, что реальная действительность воплощает в себе самые разнородные возможности, реализация которых во многом зависит от целенаправленных усилий человека.

    30. проблема сознания в философии. Сознание и познание. Самосознание и личность. Творческая активность сознания.

    Проблема сознания - одна из важнейших и загадочных Она как философская категория имеет сложную и противоречивую историю, характеризуется многозначностью подходов и толкований Это свидетельствует одновременно про пристальное внимание философов к проблеме сознания, актуальность которой объясняется тем, что:

    - без выяснения природы человеческого сознания нельзя определить место и роль человека в мире, особенности его взаимоотношений с окружающей действительностью;

    - вопрос о сущности сознания, о ее связи с бытием является одним из важнейших мировоззренческих и методологических аспектов каждого философского направления;

    - все проблемы современной общественной практики органически связаны с исследованиями сознания Это касается острых и актуальных проблем общественного развития, взаимодействия человека и техники, отношение научного-технического прогресса и природы, проблем воспитания, общения людей .

    Одним из важных философских вопросов всегда был и остается вопрос о связи между сознанием и бытием

    Материалистическая позиция, исходя из примата бытия над сознанием, не исключает того, что человеческая деятельность всегда предполагает сознание, что она \"пронизана\" сознанием Бытие выступает как более широкая система, внутри которой сознание является специфическим условием, средством, \"механизмом\" вписывания человека в эту целостную систему .

    Итак, вторичность сознания относительно человеческого бытия выступает как вторичность элемента относительно системы, вторичность условия и предпосылки относительно целостной структуры деятельности

    Сознание - это особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своих способов общения, которые возникают и развиваются на основе практично-преобразовательной деятельности.

    Материалистическая философия, исходя из принципа материального единства мира, органической включенности человека в целостность живой и неживой природы, рассматривает сознание как свойство высокоорганизованной материи - мозга Поэтому необходимо проследить генетические истоки сознания именно в тех формах организации материи, которые предшествуют человеку в процессе его эволюции.

    важной предпосылкой такого исследования является анализ отображения формы материального взаимодействия, на основе которой возникают психика и сознание

    Отражение - это способность материальных явлений, предметов, систем воспроизводить в своих свойствах особенности других явлений, предметов, систем в процессе взаимодействия с ними

    Подход в исследовании отражение должно быть последовательно генетическим, историческим Следует рассматривать развитие конкретных форм и видов отображения, их осложнения, совершенствование в процессе развития форм движения материй.

    Характер отражения зависит от:

    - природы воздействия;

    - особенностей, качественной специфики тела отражает есть появление более сложных материальных объектов предопределяет появление новых, более сложных форм отражения

    Так, наиболее простым материальным объектам соответствует физическая форма отражения С появлением белковых тел возникает биологическая форма отражения - чувственность

    Возникновение живого вещества сопровождалось появлением еще более сложной биологической формы отражения – раздражимости. Это свойство простой живого вещества отвечать на воздействие внешнего мира (поворот головки подсолнечника за солнцем в течение дня).

    Более сложным свойством живого вещества есть ощущение, возникающее на основе осложнения раздражимости Ощущение - это определенный внутреннее состояние живого вещества, который заключается в мобилизации возможностей организму, его ресурсов для осуществления реальных действий, необходимых для удовлетворения потребностей организму.

    Формы отражения в живой природе развиваются в направлении роста роли этого внутреннего состояния мобилизации, настройки организма на решение жизненных задач

    Возникновение ощущений связано с формированием особой материальной структуры, отвечающей за отображение, - нервной ткани, постепенно развивается в сложные нервные системы

    Сначала примитивные нервные клетки под воздействием внешней среды специализируются, происходит распределение функций между отдельными группами нервных клеток Затем возникает центральная нервная система, то действия организма регулируются из одного центра - головного мозга.

    Ощущение является элементарной формой психического Более сложной формой является восприятие и представления Восприятие - это синтез ощущений, полученных от различных органов чувств Представление - это способность сохранять образ предмета в мозге не только тогда, когда предмет непосредственно воздействует на органы чувств, но и тогда, когда этого влияния нет.

    Кроме ощущений, которые дают непосредственное знание о мире, человеку свойственна высшая форма проявления сознания - понятийное мышление Только человеку присущи высшие психические функции - мышление, память, воля, эмоции

    Сознания соответствует специфически человеческий способ бытия в мире, взаимодействие с миром Этим способом является практика, т.е. практически-преобразовательное отношение к действительности, с помощью которого человек создает с свое \"неорганическое тело\", \"вторую природу\" и вообще творит культуру Формирование культуры на основе практики влечет возникновение сознания В последний с необходимостью фиксируются навыки, способы, нормы практической деятельности Поскольку эти навыки, способы и нормы имеют общественную природу, т.е. возникают, реализуются и воспроизводятся в совместной, коллективной деятельности, то и формы отображения, в которых они закрепляются, всегда имеют социальный характер.

    навыки, способы, нормы практической деятельности всегда предполагают определенное общение людей, их кооперацию Отсюда - человеческое сознание имеет общественную природу

    Проблема сознания в философии одна из сложнейших, поскольку требует абстрагирования от предмета мысли. Познать сознание возможно, если занять позицию вненаходимости по отношению к нему, но в действительности это невозможно, т.е. нельзя «выйти» из собственного сознания, чтобы его познать. В этой связи философия рассматривает сознание через отношение его к чему-либо, например, в направленности к бытию (интенциональность), к самому себе (рефлексивность).

    Все формы психической деятельности, начиная с самой простой, элементарной - условного рефлекса, и заканчивая высшей - сознанием, выполняют функцию ориентации живого существа во внешней среде, в окружающем мире. Чем сложнее устроена эта среда, тем более сложной должна быть организация психики (души), позволяющая успешно ориентироваться в такой среде. Довольно сложно с философских позиций объяснить взаимосвязь сознания и психики.

    Сознание есть форма ориентации индивида в мире культуры, в окружающей среде. Эта среда формировалась в течение тысячелетий истории человечества, она создана трудом множества поколений людей. Каждый предмет в культуре имеет какое-либо идеальное общественное значение. Сознание позволяет человеку ориентироваться в этой идеальной среде, в мире значений.

    Функционально сознание понимают как мышление, т.е. операциональную систему. Весьма приблизительно сознание объясняется и через функцию мозга. Такой взгляд, распространенный в естествознании (биологии, медицине), не способен охватить ценностно-смысловую деятельность сознания, которая выходит за рамки физиологического описания и понимания явления.

    Для человека сознание представлено в познавательной деятельности. Человеческое познание начинается с усвоения значений простейших предметов культуры. Оперируя этими предметами, ребенок перенимает и заключенные в них значения, и учится оперировать этими значениями как таковыми (главным образом, в плане словесно-речевом), не трогая реальных предметов. Эта деятельность с чистыми значениями вещей и есть сознание.

    Направленность сознания на себя, выраженное в субстанциональном нахождении «Я» личности, есть самосознание. Самосознание (то, что мы зовем своим «я») - это атрибут личности, функция ее психики, позволяющая человеку ориентироваться в общественной, культурной среде. Но личность и сама - частица этой среды, феномен культуры. Направляя свое сознание на саму себя, стараясь разобраться в себе, личность обретает самосознание и определяет свое место в бытии. Однако личность есть нечто гораздо большее, чем ее самосознание, т.к. в отношениях с окружающим миром она образует свой индивидуальный мир, в центре которого находится Я, а на периферии различные социальные связи и общественно значимые предметы. В структуре самосознания личности условно можно выделить - «Я идеальное» и «Я реальное». Первое означает цель саморазвития и пределы личностного роста, заключенные в достижении желаемых качеств, положения в обществе, знаний и т.п. Второе складывается в противоречии мнений окружающих людей о личности и ее индивидуальных представлений о себе, их взвешенная оценка показательна для гармоничной личности.

    В социально-гуманитарных науках до конца не выяснен вопрос о приоритетах социального и биологического в человеке. Эта проблема относится и к личности, сформированность которой одни усматривают от рождения, другие от стадии взросления. В психологии и педагогике считается, что личностью становится каждый человек в процессе социализации, в философии же нет единства мнения о том, всякий ли человек становится личностью, обладающей иерархией ценностей, высоким чувством ответственности, потребностью в самосовершенстве, представлениями о смысле жизни.

    Творческая активность сознания

    В сознательных действия человека отчётливо выражена направленность поступков, их устремлённость к достижению конечного эффекта. Между каждым предыдущим и последующим этапами, равно как между началом и концом всего процесса, имеется чёткая согласованность: ход процесса предопределён планом, постановкой цели, которая предписывает направление действий, их последовательность между собой. Наличием идеального плана деятельности человек и отличается от животного.

    Если проанализировать, на чём базируется формирование практических действий, то окажется, что каждый значимый поступок человека представляет собой решение той или иной задачи. Но задача действия как запланированного результата, которого человек стремится достигнуть, есть то, что должно возникнуть, но чего ещё нет. Словом, задача действия есть закодированное так или иначе в мозгу отображение или модель желаемого будущего. Ясно, что жизненно значимое действие не может быть ни запрограммировано, ни осуществлено, если мозг не создал основы для направляющей предпосылки в виде модели будущего, т. е. цели. Таким образом, мы имеем перед собой два связанных процесса. Один из них - это прогнозирование, предвидение, вытекающее из наличной ситуации, другой - программирование действия, долженствующего привести к реализации цели. Существенная черта, характеризующая сознание, заключается в том, что оно осуществляет целеполагание: прежде чем что-либо сделать реально, человек «делает» это идеально, в своём представлении.

    Цель задаёт способ видоизменения вещей в реальной практике человека. Подчёркивая отличие трудовой деятельности человека от поведения животных, отмечалось, что человек «не только... изменяет форму того, что дано природой: в том, что дано природой, он осуществляет в то же время и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю» (Маркс).

    Сознание было бы ненужной роскошью, если бы оно было лишено целеполагания, которое является как бы желательным прототипом вещей, таких, какие нужны, какие должны быть как преобразование для общественных потребностей и по воле общества.

    На первый взгляд может показаться, что волевые усилия человека, преследующего определённую цель, ничем не обусловлены, будто конечная причина поступка рождается в недрах самого сознания. На самом деле это не так. Причина поступка лежит в потребностях людей. Цель есть отражённая в сознании потребность. Но потребность - это не конечная, а производная причина человеческих поступков. Исходя из диалектического понимания взаимодействия субъекта и объекта, мы должны признать, что в возникновении и развитии потребностей, стремлений и желаний определяющую роль играет внешний мир. Он обусловливает поведение людей не только непосредственно, но и опосредованно - через сложную сеть прошлых поступков, мыслей, чувств, и не только своих, но и других людей.

    Сознание обладает относительной самостоятельностью. Это значит, что человек имеет возможность логически связывать и развивать в своём сознании мысли таким образом, что они оказываются не только копией воспринимаемых предметов и их связей, а творчески преобразованным отражением, в котором мысль предвосхищает естественный ход событий. И в этом смысле сознание может отрываться от непосредственного отражения действительности. Такое отражение, если оно соответствует закономерностям реального мира, является субъективной предпосылкой преобразующей практической деятельности человека. Разум человеческий, по словам Гегеля, не только могущественен, но и хитёр. Его хитрость состоит в том, что человек с помощью технических изобретений заставляет предметы природы взаимодействовать, осуществляя при этом свою собственную цель. Силы природы он превращает в средства реализации своей цели. Человек создаёт то, что природа до него не производила. Ведь природа не строит машин, железных дорог и т. д. Всё это - овеществленные силы знания. Преобразованные человеком вещи, их конструкция, масштабы, формы и свойства продиктованы потребностями людей, их целям: в них воплощены идеи людей.

    Именно в творческой и регулирующей деятельности, направленной на преобразование мира и подчинение его интересам человека, общества, состоит основной жизненный смысл и историческая необходимость возникновения сознания. Конечная цель человека заключается не в знании самом по себе, не в приспособлении к действительности, а в преобразующем мир практическом действии, по отношению к которому знание выступает в качестве необходимого средства. Это совсем не означает, будто человеческий ум творит из себя. Все элементы мысленно творимого заимствуются им из наличного бытия, из окружающей природы. Суверенитет разума состоит не в его способности создавать произвольные мысленные конструкции, а в способности прежде всего правильно отражать существующее, а также предвидеть будущее и творить то, что практически осуществимо. Возможности человека воздействовать на материальное бытие, преобразовывать его в определённых целях осуществляются через правильное отражение и творческую переработку отраженного. Это значит, что сознание не только отражает объективный мир, но на основе отражения через практическую деятельность творит его.

    Когда говорят о творчестве, то зачастую имеют в виду гениальные произведения искусства, литературы, открытия в науке и изобретения в технике. Между тем творчество - это свойство сознания вообще. Вся история человечества связана с такой деятельностью людей, которая даёт новые результаты, имеющие общественное значение. А это и есть творчество.

    31. структура сознания в философии. Действительность, мышление, логика и язык.

    Структура сознания

    Понятие “сознание” не однозначно. В широком смысле слова под ним имеют в виду психическое отражение действительности, независимо от того, на каком уровне оно осуществляется - биологическом или социальном, чувственном или рациональном. Когда имеют в виду сознание в этом широком смысле, то тем самым подчеркивают его отношение к материи без выявления специфики его структурной организации.

    В более узком и специальном значении под сознанием имеют в виду не просто психическое состояние, а высшую, собственно человеческую форму отражения действительности. Сознание здесь структурно организовано, представляет собой целостную систему, состоящую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. В структуре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты, как осознание вещей, а также переживание , то есть определенное отношение к содержанию того, что отражается. Способ, каким существует сознание, и каким нечто существует для него, это - знание . Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окружающем мире и о самом человеке. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Отсюда обыденное, научное, философское, эстетическое и религиозное осознание мира, а также чувственный и рациональный уровни сознания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают всей его структурной полноты : оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно благодаря сосредоточенности внимания определенный круг объектов находится в фокусе сознания.

    Воздействующие на нас предметы, события вызывают в нас не только познавательные образы, мысли, идеи, но и эмоциональные “бури”, заставляющие нас трепетать, волноваться, бояться, плакать, восхищаться, любит и ненавидеть. Познание и творчество - это не холодно-рассудочное, а страстное искание истины.

    Без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины. Богатейшая сфера эмоциональной жизни человеческой личности включает в себя собственно чувства , представляющие собой отношение к внешним воздействиям (удовольствие, радость, горе и др.) , настроение или эмоциональное самочувствие (веселое, подавленное и т.д.) и аффекты (ярость, ужас, отчаяние и т. п.).

    В силу определенного отношения к объекту познания знания получают различную значимость для личности, что находит свое наиболее яркое выражение в убеждениях : они проникнуты глубокими и устойчивыми чувствами. А это является показателем особой ценности для человека знаний, ставших его жизненным ориентиром.

    Чувства, эмоции суть компоненты человеческого сознания. Процесс познавания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Истинное познание человеком мира содержит в себе как образное выражение, так и чувства.

    Познание не ограничивается познавательными процессами, направленными на объект (внимание) , эмоциональной сферой. Наши намерения претворяются в дело благодаря усилиям воли . Однако сознание - это не сумма множества составляющих его элементов, а их гармоничное объединение, их интегральное сложно структурированное целое.
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   20


    написать администратору сайта