|
функции. лекция 1. 1. Философия как мировоззрение
1. Философия как мировоззрение
Под мировоззрениемпонимается система взглядов, представлений, оценок, принципов, определяющих самое общее видение мира, место в нем человека и программы поведения, действия людей. В мировоззрении обычно выделяют познавательную, ценностную и поведенческую компоненты. Познавательная представлена сложным взаимодействием эмоционально-психологических и рациональных компонентов, т.е. мироощущением и миропониманием. Узловые моменты мировоззрения становятся убеждениями и ценностями, которые, в свою очередь, определяют направленность действий людей.
Формирование мировоззрения определяется социальными, культурными особенностями эпохи, страны, социальной общности, в которой формируется человек.
С исторической точки зрения выделяют мифологический, религиозный и философский типы мировоззрения.
Мифология характеризуется:
нерасчлененностью знаний, эмоций, оценок; приписыванием явлений природы и общества божественным силам, героям; высокой степенью эмоциональности, образности; отсутствием поиска законов мира; неверием в возможности и способности человека самому познавать мир и его преобразовывать без помощи скрытых в природе божественных сил.
Религия характеризуется:
верой в сверхъестественные силы, Бога или богов, которые управляют миром и стоят над миром; выработкой образцов поведения, заповедей, которым должен строго следовать человек; неверием в силы и возможности человека познавать мир и его преобразовывать самому без божественной помощи; отсутствием поиска естественных законов мира; высокой степенью эмоциональности.
Существовали религии древности (анимизм, тотемизм, фетишизм, магия), политеистические религии (язычество), национальные религии (иудаизм). Ныне существуют монотеистические мировые религии: христианство и ислам, нетеистическая мировая религия – буддизм.
Термин философия происходит от греческого phileo люблю, cophia - мудрость. Буквально означает любовь к мудрости. По некоторым историческим данным впервые термин был применён греческим математиком и философом Пифагором (580-500 гг. до н.э.), причём мудрость в понимании древних была прерогативой бога, а человек мог обладать лишь стремлением, любовью к мудрости. С развитием рационального подхода мудрость стали связывать с объективно-истинным отражением, познанием мира с помощью разума. Тогда философия стала связываться со знанием, истиной и наукой.
Философия как тип мировоззрения характеризуется:
а) теоретической обоснованностью содержания и способов достижения обобщенных знаний, идеалов и принципов, определяющих цели и средства деятельности людей;
б) меньшей, чем в мифологии и религии, степенью эмоциональности;
в) стремлением к познанию закономерностей функционирования и развития мира;
г) обоснованием интеллектуальных способностей и возможностей человека самому познавать мир и себя, искать свое место в мире и разумные способы построения мира. В философии обращенность к миру дана через человека, через его понимание мира. Этим определяется многообразие философских систем (философия стран, народов, общностей, субъектов), плюрализм мнений, учений как необходимое условие развития философской мысли.
Высшим этапом развития мировоззрения является научно-философское мировоззрение. Это система понимания мира, места в нем человека, которое опирается на науку, корректируется и развивается вместе с наукой, оказывая активное влияние на развитие науки. Научно-философское мировоззрение – это система объективно-истинного миропонимания и мироощущения. История философии представлена многообразием философских учений, однако, не все они имеют статус научной философии.
Предметом философии как системы знания в отличие от конкретных наук являются наиболее общие законы мира, законы понимания и познания мира в целом, которыми должен руководствоваться человек, а также законы мышления.
2. Структура и функции философского знания. Возникновение философии
Структура философского знания
В результате длительного развития философское знание на современном этапе включает в себя ряд разделов.
Онтология - философское учение о бытии (от греч. Ontos – сущее и logos – учение). Бытие понимается как материальная и идеальная реальность, имеющая свои формы существования. Выделяют:
бытие природы вне человека и бытие природы, созданной человеком; бытие человека как природного существа и как существа сознательного, социального; бытие общества как сложноорганизованной, саморазвивающейся и самоорганизующейся системы и бытие его структурных элементов. бытие идеального в виде индивидуального сознания и бытие вне индивидуального, объективированного в формах общественного сознания, продуктах духовного производства: например, в художественных произведениях.
Гносеология ( от греч. Gnosis – знание, познание и logos – учение) - философское учение о познании, его целях, методах, формах, результатах, о субъекте и объекте познания. Ныне синонимов гносеологии считается понятие эпистемологии.
Социальная философия - раздел философии, изучающий наиболее общие вопросы функционирования и развития общества как целостной, саморазвивающейся и самоорганизующейся системы и её структурных элементов.
Философская антропология - раздел философии, изучающий сущность человека, его место в объективном мире, его деятельность, различные философские подходы к пониманию человека и т.д. называется
Праксеология – часть философского учения, изучающего практику, ее роль как цели и основы познания, и критерия истинности знания.
Под практикой понимается материальная целенаправленная деятельность людей, в процессе которой человек познает и преобразовывает мир и самого себя.
Основные виды социальной практики:
материальное производство; практика по преобразованию общественных отношений; эксперимент (научный, лабораторный, социальный) и проч.
Аксиология – часть философского учения, изучающая, что такое ценность, значение ценностного отношения человека к миру, его влияние на развитие общественных отношений и природы.
Методология – срез философского знания, раскрывающий, что такое методы познания, преобразования мира, взаимосвязь методов различных наук. Метод – это способ, путь познания. Методы составляют суть любой научной системы и вычленяются из неё. Можно сказать, что метод – это теория в действии. В зависимости от сфер их приложения выделяют всеобщие, общие и частные методы. Диалектический метод относится к всеобщим, ибо применим в познании любых сфер и используется всеми науками, в том числе и частными. Методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, общие, ибо применяются во многих сферах научного познания. А метод определения жирности молока – частный, поскольку применяется в узкой области познания – животноводстве. Конкретные науки используют как всеобщие диалектические методы, так и общие и частные методы научного познания. Всеобщие и общие методы познания могут проявляться через частные методы познания.
История философии – часть философского знания, изучающего историю развития самого философского знания, закономерности этого развития, взаимосвязь и отличие различных этапов философского знания. Философия возможна лишь в постоянном процессе самоотраженности, самовоспоминания, самопознания как акта рефлексии. Историю философии иногда называют основой, сутью философии, её самопознанием.
Эстетика – часть философского знания, изучающего прекрасное и его противоположность, безобразное; трагическое, комическое и т.д. По мнению Гегеля, вся философия эстетична, а высший акт разума есть акт эстетический.
Этика – раздел философского знания, изучающий мораль, нравственность, добродетели человеческого поведения, определяющий действия различных слоёв общества и общества в целом. Она оперирует понятиями добро и зло, справедливость и несправедливость, совесть.
Философия культуры – учение о сущности, структуре, этапах развития и особенностях культуры как способа человеческого существования.
Функции философии
Философия, как мировоззрение и как система знаний, выполняет функции:
мировоззренческая – способствует формированию целостной картины мира, представления о его устройства, месте человека в мире и принципов взаимодействия с окружающим миром; гносеологическая – формирует достоверное знание об окружающей действительности; методологическая – вырабатывает всеобщие методы познания и преобразования мира; критическая – вскрывает противоречия в развитии мира, особенно общества, позволяет разрушить догмы, устаревшие идеи; социальная функция – объясняет сущность общества, его эволюцию, структуру, движущие силы развития, вскрывает противоречия и указывает пути устранения их в обществе; прогностическая – на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке позволяет предвидеть тенденции развития общества, человека и познания.
Возникновение философии
Проблема возникновения философии включает в себя вопросы географического места, времени, источников и причин возникновения философии (где, когда, из чего и почему).
Вопрос где предполагает определение географического места возникновения – Восток или Запад: а) представители восточной, особенно индийской философии, считают, что философия первоначально возникла на Востоке; б) некоторые ученые считают, что философия возникает в Европе – в Древней Греции и Риме; в) большинство современных авторов, признавая наличие философских идей на Востоке, полагают, что подлинной родиной этой формы мировоззрения является все же Европа.
Вопрос когда.Если признать, что генезис философии начинается с Древней Греции, то античная философия возникает примерно в VII-VI вв. до н.э. Ее конец формально датируется 529 г. н.э., когда император Юстиниан закрывает греческие языческие школы, а христианство становится официальной религией государства.
Вопрос из чего. Существует несколько концепций возникновения философии. Мифогенная объясняет возникновение философии в результате преодоления формы мифологического мировоззрения: личностно-образная форма сменяется на безличностно-понятийную. Гносеогенная объясняет возникновение философии на базе положительных знаний, накопленных предыдущей эпохой. Философия и наука отождествляются, возникая практически одновременно. Гносеогенно-мифогенная объясняет возникновение философии на основе трех источников – мифологического мировоззрения, знания и обыденного сознания. Существуют концепции возникновении философии, строящиеся на простом перечислении условий и оснований появления философии.
Вопрос почему требует раскрытия причин появления новой формы мировоззрения. Общепринято мнение, что возникновение философии связано с возникновением классового рабовладельческого общества, благодаря особым экономическим, политическим и культурным факторам. Можно также считать, что философия возникает лишь на определенной ступени развития классового общества, в начале т.н. «века железа», когда происходит вытеснение бронзовых изделий железными орудиями труда. В этом процессе огромную роль играло появление монеты как воплощения меновой стоимости абстрактного труда. Распространение монеты – своего рода предметной абстракции – способствовало развитию абстрактного мышления на уровне обыденного и массового сознания, возникновение философии определяла социальная потребность, интересы новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновал свое право на власть и привилегии, опираясь на мифологическое мировоззрение.
Способствуют формированию философии искусство, религия и социально-политические факторы. К последним относится превращение Греции из аграрной страны в центр ремесла и торговли. Дух свободы порождал активность разума. Имела место борьба за преобразование старых аристократических форм в новые республиканские. В городах-полисах понятия «человек» и «гражданин» совпадали, свобода государства рассматривалась сквозь призму свободы личности, что стимулировало развитие новых форм мировоззрения. Греки видели также потребность в развитии философии в самой природе человека, в его изумлении ликом природы.
2. Понятие основного вопроса философской системы и основного вопроса философии
В разные исторические периоды философов занимали вечные, предельные вопросы о сущности мира и человека, о его движении и т.д., но каждая философская система имела вопросы и проблемы, которые были основополагающими в ней, и на основе решения которых строилась вся система. Их называли основными вопросами философской системы. Так, в элейской школе это был вопрос о сущности бытия, у Гераклита Эфесского – вопрос о диалектике мира, в средневековье – вопрос о бытии Бога, у Сократа и Фейербаха – о сущности человека и т.д.
Но во все времена, решая вопрос о человеке, философы поднимали вопрос о соотношении души и тела, материального и духовного в человеке, который приобретал характер вопроса о сущности мира, его первоосновы в целом. В 19 веке Ф. Энгельс сформулировал его, назвав основным вопросом философии, вопросом о соотношении материального и духовного.
Основной вопрос философии имеет две взаимосвязанные и взаимообусловленные стороны: 1) что первично – материя или сознание? 2) может ли человеческое сознание познать мир?
При ответе на первый вопрос выделились материалистическое, идеалистическое, дуалистическое направления.
Материализмом называется философское направление, признающее первичным, определяющим материю, природу, бытие, а вторичным и определяемым материей – сознание, дух, мышление.
Первоначально слово материализм употребляли в 17 веке для физического представления материи. Термин материализм в общефилософском смысле (от лат. вещественный) был введен идеалистом Лейбницем для обозначения взглядов своих противников. Материализм развивался и развивается многочисленными философскими школами в разнообразных формах. Материалистическое направление в философии античности назвали линией Демокрита, обосновавшего идею строения мира из материальных неделимых частиц – атомов. Она была развита в древности Эпикуром, Лукрецием Каром. Эта линия нашла продолжение в метафизическом механистическом материализме 17-18 вв. (Гельвеций, Гольбах, Ламетри и др.), в антропологическом материализме Фейербаха, в материализме русских революционных демократов, в диалектическом материализме К. Маркса и Ф. Энгельса. Ныне в западной философской традиции материализм принято называть реализмом.
Выделяют последовательный материализм, признающий первичным материальное начало в природе, обществе, в определении сущности человека и всего мира в целом, а духовное выводящий и объясняющий из материального. Последовательный философский материализм неразрывно связан с научным знанием и, как правило, противостоит религии, мистике и идеализму.
Непоследовательный материализм проявляется в том, что материалистически объясняются лишь какие-то сферы, области мира, тогда как другие объясняются с позиции первичности духовного, либо же не учитывается специфика духовного, либо признается духовный первотворец мира, затем развивающегося независимо от этого творца. Так, французские материалисты, Л. Фейербах, русские революционные демократы материалистически понимали природу, оставаясь идеалистами в объяснении общества. Вульгарный материализм (К. Фохт, Я. Молешотт, Л. Бюхнер), опираясь на достижения естествознания XIX века, отрицал идеальность сознания, рассматривая его как вещество. Ф. Бэкон, будучи материалистом в понимании природы, не отрицал Бога. М.В. Ломоносов, будучи деистом, признавал Бога как некоего основателя мира, который затем стал развиваться по своим законам. Натуралистический материализм Спинозы растворял Бога в природе, субстанции (пантеизм).
В литературе встречается понятие материализма, характер которого определяется связью с какой-либо из важнейших характеристик философии. Так, с точки зрения использования метода, выделяют диалектический и метафизический материализм. С точки зрения связи с различными ступенями или сторонами познания, говорят о сенсуалистическом и рационалистическом материализме. По пониманию практики и отношению к ней выделяют созерцательный и действенный материализм. По степени осознанности и оформленности в систему выделяют наивный и философски сформированный материализм.
Идеализмом называется философская система, утверждающая, что сознание, мышление, дух первичны, а материя, природа, физическое вторичны и порождены сознанием или высшим духовным началом. Идеализм также метафорически называют линией Платона.
Термин идеализм (от фр. идеализм и греч. идея) прозвучал в трудах Лейбница, который писал об Эпикуре, как о самом крупном материалисте, а о Платоне, как о самом крупном идеалисте.
Идеализм, как и материализм, представлен множеством школ и направлений. Главные его формы – объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм– философское учение, признающее первичным духовное первоначало в виде сознания вообще, абсолютного духа, идеи, существующего вне и независимо от материи и сознания отдельного человека. Первым объективным идеалистом считают Платона, линию которого продолжили в средние века реалисты, в Новое время – Лейбниц, затем немецкие философы Шеллинг, Гегель и философские системы ХХ века.
Субъективный идеализм – философское учение, признающее первичным, определяющим и творящим все сознание отдельного человека. Зародыш субъективного идеализма можно найти в софистическом тезисе Протагора о том, что человек – мера всех вещей в том, что они есть и в том, что их нет. Но классическую формулировку он получил в XVII веке в философии Беркли, развит Юмом и Фихте.
Последовательный субъективный идеалист – солипсист признает существующим только свое сознание. Теоретически такая точка зрения неопровержима, но встречается редко. Даже Беркли допускал существование вне своего сознания сознание других людей, а затем признал Бога. Более последовательным был субъективный идеализм Юма, оставившего открытым вопрос о том, могут ли существовать вне впечатления субъекта какие-либо объекты.
В пределах этих двух форм идеализма существуют их вариации, определяемые тем, как понимается духовное первоначало: как мировой разум (панлогизм), или мировая воля (волюнтаризм), как единая духовная субстанция (идеалистический монизм) или множество духовных первоэлементов (монадология), как разумное логически постигаемое начало (идеалистический рационализм), как чувственное многообразие ощущений (идеалистический сенсуализм, эмпиризм, феноменализм) или как "свободное начало", не доступное рациональному пониманию (иррационализм).
Материализм и идеализм, признавая первичным одно начало, называются монистическими учениями. Дуализмом называется философское учение, признающее "параллельное", независимое существование двух начал – материального и духовного. Как правило, дуализм не был последовательным и склонялся либо в сторону материализма, либо идеализма (Декарт).
В истории философии наблюдается противостояние материализма и идеализма по важнейшим проблемам.
При решении второй стороны основного вопроса философии выделяют гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм. Гносеологический оптимизм – признает возможность познания внешнего материального мира. Агностицизм – отрицает возможность познания внешнего мира. Скептицизм – выражает сомнение в возможности достоверного познания внешнего мира.
| |
|
|