Экз философия. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла
Скачать 0.89 Mb.
|
1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. -Философия возникла в результате осознания человечеством самого себя. На рубеже VII – VI веков возник конфликт мифологического знания с новым знанием и критическим мышлением, которое возникло у людей. Человечество простилось с мифами предков. Само греческое слово «философия» восходит к именам Фалеса, Гераклита и Пифагора. Его глубокий смысл впервые был подвергнут тщательному анализу Платоном и Аристотелем. На русский язык слово «философия» переводится как любовь (филео) к мудрости (софия), как любомудрие. Причем в различные эпохи человечества слову «философия» придавали не во всем одинаковый смысл. Поэтому необходимо дать определение термину философия: Философия – специфическая наука, изучающая всеобщие фундаментальные связи, принципы, законы и закономерности бытия и мышления, а также человеческое общество и отвечающая на вопросы: «Что есть мир, человек и каково место человека в этом мире?» Методы философии: диалектика, софистика, эклектика, метафизика, догматизм, герменевтика и др. Философское мировоззрение - это система объективно истинного понимания и ощущения мира, направленная на научные знания. Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), т.к. её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Мировоззрение — это особый способ духовного освоения мира, который осваивается с точки зрения взаимоотношений с ним человека. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию. Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Поэтому мировоззрение всегда субъективно. 2. Структура философского знания. Структура философского знания включает разделы: Онтология – философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах). Гносеология – философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях. Логика – философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука). Философская антропология – философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни. Социальная философия – философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития. Аксиология – философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества. Экологическая философия – философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса Этика – философская наука о нравственности (с античности ее называют практической философией). Эстетика – философская наука о прекрасном (древнейший раздел философии). Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность методологических принципов. На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими. Так, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) на передний план вышла гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской антропологии. 3. Специфика древневосточной философии. Основные понятия философии Древней Индии. Специфика ортодоксальных и неортодоксальных школ. Практически во всех философских учениях Востока можно выделить некоторые общие специфические черты: Во-первых, Философия Древнего Востока возникла и развивалась, опираясь на мифологию. (напр., «нирвана», «карма», – в Индии, «дао» – в Китае Во-вторых, в центре внимания мыслителей Древнего Востока всегда находился человек– его жизнь и смерть, внутренний мир. Для древневосточной философии характерен антропоцентризм. В-третьих, восточная философия носит религиозный характер, т.к по своему содержанию и последующему развитию всегда была связана с религией (западная философия – с наукой). На Древнем Востоке знание носило священный характер и не было таким общедоступным, как на Западе. Философ на Востоке – это учитель (Гуру – в Индии, Цзы – в Китае), постигший истину, зачастую, иррациональным способом (медитацией). Не случайно крупнейшие философские школы на Древнем Востоке со временем эволюционировали в религии (например, буддизм стал мировой религией, а даосизм и конфуцианство - национальными религиями Китая), а их основатели (Сиддхартха Гаутама, Лао-Цзы и Конфуций) стали объектами поклонения и религиозного почитания. Основные понятия философии Древней Индии Брахма – духовная субстанция (БОГ), единая, бессмертная душа. Брахма-это начало и конец всего.Мир-это воплощение Брахмы. Мир и есть Брахма. Душа человека – частичка Брахмы. Атман - божественная частичка в каждой части мира, в том числе в человеке. На высшем уровне Брахман и Атман тождественны. Сансара - круговорот бытия, цикл смертей и рождений, которому подчиняется все живое. Мокша — освобождение от круговорота рождений и смерти, синоним нирваны. Карма - закон воздаяния и награды, наказания и поощрения, который регулирует положение живых существ в сансаре. Специфика ортодоксальных и неортодоксальных школ. В Древней Индии выделялось шесть классических или ортодоксальных даршан, ориентирующихся на авторитет Вед (веданта, санкхья, ньяя, йога, вайшешика, миманса) и неортодоксальные (чарвака или локаята, джайнизм, буддизм). Ортодоксальные философские школы Древней Индии В Ньяя поднимаются вопросы логики, идея Брахмана и вера в Веды. Считается, что существует материальный мир, который познаётся человеком с помощью органов чувств. В вайшешике разделяют два мира: сверхчувственный и чувственный. В мимансе в основе Веды. Всё сосредоточено на правильности толкования вед, подчёркивается важность описанных в ведах ритуалов. В санкхья признаётся материальность мира. В веданте (конце Вед) всё сосредоточено на философии, которая изложена в Упанишадах. Неортодоксальные философские школы Древней Индии Буддиизм - религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее в Азии на основе идей Будды Шакьямуни. «4 истины буддизма» - Жизнь есть страдание; - Причина страданий – желание; - Чтобы избавиться от страданий, необходимо избавиться от желаний; - Есть восьмиричный путь освобождения от страданий – нирвана; Джайниизм — религиозно-философское учение, возникшее в Индии, которое отрицает авторитет вед и превосходство наследственной касты священников. Также в джайнизме есть Принцип у-вэй – недеяния как высшая форма поведения. 4. Основные понятия Древнекитайской философии. Конфуцианство и даосизм. В древней китайской философии господствовало религиозно-мифологическое мировоззрение. Древние китайцы полагали, что всё в мире зависит от предопределения Неба, главным управителем которого считался Шан-ди. Ему повиновались многочисленные боги и духи, многие из которых имели явное сходство с животными, птицами или рыбами, были полуживотными — полулюдьми. «Волю Неба» можно узнать через предзнаменования и гадания. ОСНОВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ -Даосизм. Вселенная является источником гармонии, поэтому всё в мире, от растения до человека, прекрасно в своём естественном состоянии. Лучший правитель — который оставляет людей в покое. -Конфуцианство. Правитель и его чиновники должны управлять страной по принципам справедливости, честности и любви. Изучались этические правила, социальные нормы и регулирование управления деспотическим централизованным государством. -Моизм: смысл учения заключался в идеях всеобщей любви и преуспеваемости, все должны заботится о взаимной пользе. - школа «инь-ян» (инь ян цзя) (натурфилософы). В древнекитайской философии просматриваются два типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы и Чжуан-цзы/. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной. ДАОСИЗМ В трактате Дао дэ цзин, излагающем идеи даосов, говорится, что принцип Дао требует познать древнее начало, при этом сами люди должны быть простыми и скромными, умерять личные желания и освобождаться от страстей. Древние, которые выдаются за образец, ограничивались тем, что они существуют, и не создавали ничего нового. Они жизни тем, что стремились сделать долговечное движение спокойным. В основе такого взгляда лежит представление о том, что в движении главное покой, устойчивость. КОНФУЦИАНСТВО Конфуций - древнекитайский философ. Сторонники Конфуция и его последователи были озабочены тем, как привести общественную и частную жизнь людей в состояние гармонии. Подчеркивая основополагающее значение древности для гармоничной жизни общества /господства справедливости, отсутствия междоусобных войн, бунтов, притеснения большинством меньшинства, разбоя и т.д./. конфуцианцы видели в качестве главного средства достижения всего этого ритуал и исправление имен. Ритуал дается от Неба, но в своем движении он следует земле. Он – основа устойчивости царства, клана, человека; сам ритуал есть плод долга, а долг - часть душевного совершенства. 5. Ключевые этапы развития античной философии. Натурфилософские и антропологические учения ранних греческих философов Ключевые этапы развития античной философии: 1. Натурфилософский этап (главная проблема – проблема устройства космоса, природы, вселенной). 2. Гуманистический этап (проблема человека). 3. Классический (или этап большого синтеза). 4. Этап эллинистических школ (проблема человеческого счастья и смысла жизни). 5. Религиозный этап (связан с переходом от язычества к христианству) 6. Зарождение христианства. Характерные черты: 1. цель познания - истина сама по себе. 2. многообразие философских систем, начало основных философских направлений. 4. сходство философских текстов с мифологическими художественными произведениями. 5. формирование основных принципов философского мышления. 6. человек рассматривается как нравственное существо и как гражданин. Натурфилософские учения древнегреческих мудрецов: -Фалес считал, что когда-то все вещи произошли из воды - из океана -Анаксимандр - ученик и последователь Фалеса, углубляет понятие первоначала. Для него вода, равно как и все остальные вещи и явления мира, являлись проявлением бесконечного и неопределенного «физиса», названного им апейроном. Апейрон не имеет границ, конца и начала, а значит вечен и неуничтожим. -Анаксимен, как и его учитель Анаксимандр, полагал, что первоначало бесконечно, но это бесконечное воздух, воздушная стихия -Гераклит в качестве первоначальной стихии признавал огонь. -В целом же в античной философии в качестве первосущностей так или иначе фигурировали четыре стихии: вода, воздух, огонь и земля. Их полный набор, в частности, мы находим у Эмпедокла. -Анаксагор, полагал, что четырьмя стихиями нельзя объяснить все многообразие мира. По его учению, существует «неопределенное множество» начал или семян. Семена вещей сугубо качественны, бесконечно разнообразны. Несколько особняком в натурфилософской традиции античной философии стоит Пифагор и его школа и Демокрита. Эти философы утверждали, что мир состоит из атомов и пустоты. Все изменения в нем происходят из-за соединения, разъединения, различных положений, притяжений и отталкиваний атомов. Атомы неделимы, непроницаемы, неизменны, вечны и невидимы из-за маленького размера. 6. Учение Платона о мироздании, человеке, познании и государстве. Платон - Крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной идеалистической философской школы. Большинство произведений Платона написано в форме диалогов, в которых выделялось три вечных начала мироздания: 1. Идеи – вечные образцы, которые из бесформенной и текучей материи формируют множество вещей. Реальные предметы могут возникать и уничтожаться, а идеи остаются и существуют независимо от жизни самих вещей. 2. Материя – чувственное начало (бесформенное пространство); 3. Мировая душа – Эрос – динамическое начало. Именно благодаря мировой душе, материальное начало стремится сблизиться с идеями, за счет нее связывается идеальное и чувственное, возникают единичные вещи. Дуализм идеального и чувственно-материального обнаруживается в платоновском понимании человеческой природы. Человек – двойственное существо, обладающее душой и телом. Душа – нечто самостоятельное, главенствующее в человеческой деятельности, состоящая из трех начал: • разумного; • аффективного; • вожделеющего. Душа изначально обитает в мире идей, затем вынуждена несколько десяток лет жить в теле человека. После смерти тела она приобретает другую жизнь в зависимости от того пути, который человек имел при жизни. Если он был мудр, то такая судьба и будет ей уготована: она вернется в мир совершенных идеальных сущностей. Если человек стал в этой жизни рабом чувственных удовольствий, то душа попадет в другую оболочку (обжору ждет неблаговидное переселение души в свинью и т.п.). То. Платон придерживается теории реинкарнации – повторное вселение бессмертной души в смертную оболочку Глубокая внутренняя связь прослеживается между учением Платона о человеке и его утопией идеального государств. Платон выделяет 3 слоя граждан идеального государства: 1. Высший слой – мудрецы (философы), которые должны управлять государством. 2. Воины, отвечающие за охрану и безопасность государства 3. Земледельцы, ремесленники – те, кто обеспечивает материальное благополучие Каждый социальный слой выполняет свою функцию. Главное назначение всех слоев – обеспечение Блага государства, Блага единого целого, Блага социального организма. В этом обществе недопустима частная собственность, брак и семья. В основе брака лежат отношения мужчины и женщины, направленные друг на друга, а не на благо государства. Семья – это источник формирования индивидуальных интересов, поэтому воспитание детей должно взять на себя государство. Получается, что в платоновском проекте государства приоритет принадлежит общему, целому, которому подчиняется все индивидуальное. Учение о познании делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. 7. Учение Аристотеля о мироздании, человеке, познании и государстве. Аристотель выступает против выделенного Платоном особого мира идей, и утверждает, что не существует «чистых» идей, не связанных с материей. Согласно Аристотелю, существуют лишь единичные материальные вещи, а не идеи. Мироздание выражается в категориях: 1. Количество, 2. Качество, 3. Место, 4. Время, 5. Отношение, 6. Положение, 7. Состояние, 8. Действие, 9. Сущность. -Идеальное начало существует как форма каждой вещи. Любая вещь - синтез материи и формы. Именно форма определяет, чем является вещь, т. е. её сущность. Учение о том, что всё состоит из материи и формы, получило название гилеморфизм. Учение Аристотеля о познании: Стремление к знанию - врождённое свойство людей и животных. Началом философии Аристотель считал удивление. Все науки делятся на теоретические и практические. Теоретические (математика, физика) существуют ради чистого познания; практические (этика, политика) - ради дальнейшего применения в жизни. Аристотель выступает против скептицизма софистов, утверждая, что мир познаваем Ступени познания, выделяемые Аристотелем: 1. Чувственное восприятие, 2. Опыт 3.Искусство 4. Наука Впервые сформулировал основные логические законы (тождества, недопущения противоречия) и разработал систему дедуктивных логических умозаключений (силлогизмов). Учение Аристотеля о государстве • Человек определяется как «политическое животное», стремящееся жить в разумном общении с себе подобными. Вне общества может жить лишь бог или зверь. • Этапы эволюции общества: 1. Семья, 2. Поселение, 3. Государство. • Выделил 6 типов политического устройства. Правильные - монархия, аристократия, демократия. Неправильные - тирания, олигархия, охлократия. • Выступал против предложенного Платоном проекта государства, утверждая недопустимость чрезмерного вмешательства государства в частную жизнь граждан, а также необходимость и благотворность частной собственности для развития общества. Учение Аристотеля о человеке Для Аристотеля человек — это общественное или политическое существо («политическое животное»), обладающее речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе. В человеке есть два начала: биологическое и общественное. Жизнь человека вне общества невозможна. |