Главная страница
Навигация по странице:

  • Принцип «Разум выше веры»

  • Принцип «Верую, ибо абсурдно»

  • Принцип гармонии веры и разума

  • Принцип двойственной истины

  • 10. Диалектика и гносеологическое учение в немецкой классической философии: И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах. Гносеология

  • Характерные черты немецкой классической философии

  • Фейербах

  • 11. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии. Диалектический и исторический материализм. Материализм

  • Диалектика

  • Основные положения диалектического материализма

  • Суть исторического материализма

  • 1) Классический позитивизм

  • 2) Эмпириокритицизм (махизм).

  • 13. Философия жизни: особенности и проблематика (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

  • 14. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, Н. Бердяев). Экзистенциализм

  • Экз философия. 1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла


    Скачать 0.89 Mb.
    Название1. Возникновение философии. Философия как наука и мировоззрение. Философия возникла
    Дата21.06.2020
    Размер0.89 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭкз философия.docx
    ТипДокументы
    #131825
    страница2 из 8
    1   2   3   4   5   6   7   8

    8. Проблема соотношения веры и разума в средневековой философии.

    Проблема соотношения веры и разума 3 основных подхода:

    Принцип «Вера выше разума» - Вера рассматривается как высшая способность познания, которая указывает разуму, что и как нужно познавать (Ансельм Кентерберийский);

    Принцип «Разум выше веры» - Рациональное освоение мира приводит нас к вере. Абеляр считал, что дело ученого состоит в том, чтобы, следуя путем разума, перейти от сомнения к истине. Это возможно только при последовательном и правильном применении диалектики (логики). (Пьер Абеляр)

    Принцип «Верую, ибо абсурдно» - Вера исключает разум и не нуждается в нем, вера в Христа и человеческое разумение не совместимы. Поэтому, чтобы прийти к Богу, не нужна никакая философская ученость, достаточно одной веры. (Квинт Септимий Тертуллиан)

    Принцип гармонии веры и разума - Вера и разум – равноправные познавательные способности, разными путями направленные на постижение одного и того же предмета - Бога и созданного им мира (Фома Аквинский);

    Принцип двойственной истины – Вера и разум – самостоятельные познавательные способности, имеющие различный предмет: Вера направлена на постижение Бога, разум – на познание материального мира (Уильям Оккам).



    9. Разработка методологии научного познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (Ф. Бэкон и Р. Декарт).

    Эмпиризм - философское направление, которое утверждает, что основой познания и критерием истинности является опыт или эксперимент.

    Рационализм - философское направление, которое утверждает, что основой познания и критерием истинности является разум или врожденные идеи.

    17 век - промышленная революция в Европе, в это время происходит изобретение машин, стремительно развивается наука и техника.

    Принципы и методы научного знания: аналитичность, механистичность, стремление постичь мир.

    Френсис Бекон является сторонником эмпиризма, поэтому выделяет важность опята и эксперемента, для обнаружения истины. Также устанавливает практический характер философии. Важнейшая цель науки-господство человека над природой. Знание-сила.

    На пути познания существуют препятствия: «идолы» или «призраки»

    -призраки рода (ошибки из-за того, что человек судит о природе по аналогу с жизнью людей)

    -призраки пещеры (ошибки индивидуального характера)

    -призраки рынка (в суждении мира используют ходячие мнения без критики)

    -призраки театра (слепая вера в авторитеты)

    Рэне Декарт является сторонником рационализма, где на первое место выступает разум. Его известное высказывание: «Я мыслю, следовательно, я существую».

    Декарт выдвинул принцип радикального сомнения (можно и нужно сомневаться в достоверности всех ощущений).

    Человек, по мнению Декарта, состоит из двух субстанций – материальной и духовной. Человек – единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.

    10. Диалектика и гносеологическое учение в немецкой классической философии: И. Кант, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах.

    Гносеология – философское учение о познании.

    Диалектика – метод философии, который изучает объект в динамике с точки зрения его внутренней противоречивости, опираясь на 3 основных закона:

    - закон перехода количественных изменений в качественные;

    - закон единства и борьбы противоположностей;

    - закон отрицания отрицания;

    Характерные черты немецкой классической философии: глобальность, системность, высокая степень обобщённости, гносеологизм, диалектичность, понятие человека как активного субъекта, классический характер.

    Иммануил Кант: Представитель объективного идеализма.

    Основные идеи:

    • дал объяснение возникновению Солнечной системы в силу естественных причин на основе законов Ньютона — из вращающейся туманности разряженных в пространстве частиц материи;

    • выдвинул теорию о наличии границ познавательной способности человека и невозможности познать внутреннюю сущность вещей и явлений окружающего ("вещей в себе");

    • выдвинул учение о категориях — основополагающих, предельно общих понятиях, которыми оперирует философия;

    • сформулировал моральный закон ("категорический императив");

    • выдвинул идею о "вечном мире" в будущем, основанном на экономической неэффективности войны и ее правовом запрете.

    Кант утверждал, что ни одно государство, ни одно познание не может быть положено в основу разума. Работа «Критика чистого разума» - соединение чувств и рассудка может произойти только в деятельности. Человек наделён удивительной способностью к воображению. Приступая к познанию, человек уже обладает сложившимися познавательными формами (априори).

    Гегель: Представитель объективного идеализма. Основная тема философии - разумное развитие мира (источник развития - разум, дух, абсалютная идея). Гегель утверждал, что абсолютная идея независима от сознания и является первопричиной всего сущего, материального мира, поэтому Гегеля считают основателем концепции объективного идеализма,

    В философии Гегеля, Бог – лишь мыслящий ум, достигший собственного абсолютного совершенства. Природа же является оболочкой, «чешуей» диалектической действительности.

    Основные принципы философии Гегеля заключаются в системном переходе от абстракции к конкретике.

    – Гегель представил развернутую, всестороннюю теорию идеалистической диалектики. Он исследовал весь естественный, исторический и духовный мир как процесс, т. е. в его беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;

    Фейербах является представителем материализма. В своей философии выступал как атеист, доказал отсутствие Бога, его выдуманность людьми, перенес на личность Бога нереализованные человеческие идеалы. Подверг критике идеализм и выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира.

    11. Соединение материализма и диалектики в марксистской философии. Диалектический и исторический материализм.

    Материализм - философское направление, которое утверждает, что основной субстанцией и первопричиной бытия является материя (материя первична по отношению к духу).

    Диалектика - учение о наиболее общих закономерностях становления, развития, внутренний источник которых рассматривается в единстве и борьбе противоположностей

    Марксизм - разработанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система философских, экономических и социально-политических взглядов, объединившая диалектику и материализм.

    Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из 2 больших разделов: диалектического материализма и исторического материализма. К. Маркс и Ф. Энгельс стали авторам исторического материализма.

    В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на материалистических (а не идеалистических) принципах.

    Основные положения диалектического материализма:

    • бытие определяет сознание;

    • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

    • материя находится в постоянном движении и развитии;

    • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

    • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

    • преобразование человеком окружающей действительности и самого себя;

    • развитие происходит по законам диалектики – единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

    Суть исторического материализма:

    1) на каждом этапе общественного развития люди вступают в особые производственные отношения;

    2) производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

    3) государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

    4) базис и надстройка взаимно влияют друг на друга: в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации:

    • первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества);

    • рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве);

    • феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян);

    • капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих);

    • социалистическое (коммунистическое) общество – общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

    5) рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

    6) уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

    12. Принципы научной рациональности в позитивизме: от О. Конта до Т. Куна.

    Позитивизм – это направление философии, которое стремится создать для философии твёрдую научную основу. Основателем этого направления является О. Конт.

    В своём развитии позитивизм имел несколько этапов:

    - Середина 19 века - Конт: философия не может ответить на вопросы, поставленные наукой. Философию надо отделить от науки, так как у науки своя философия.

    Существует три стадии познания:

    -— теологическая – знание из веры

    -— метафизическая – знание из абстрактных понятий.

    -— позитивная – знание из науки.

    - 19-20 века: наука не отражает объективной реальности («критика опыта»). Явления не надо объяснять, надо ограничиться их описанием.

    - 20-е года 20 века: неопозитивизм. Наука – сфера эмпирических исследований, а философия – сфера логического анализа.

    - 60-е года 20 века - Кун: постпозитивизм. Центральное понятие – парадигма (образец наиболее общей картины мира в данной научной сфере, с которым согласно большинство учёных).

    Можно что то добавить из того что ниже ->

    (Позитивизм – направление философии, сутью которого является стремление освободить философию от ненаучных черт и сделать в качестве опоры только достоверное научное знание. По мнению позитивистов, философия должна исследовать лишь факты и опираться на научный метод.

    В своем развитии позитивизм прошел четыре основные стадии:

    1) классический позитивизм (О. Конт и Г. Спенсер);

    2) эмпириокритицизм (махизм) (Э. Мах и Р. Авенариус);

    3) неопозитивизм (философы «Венского-кружка», Львовско-Варшавской школы, Б. Рассел и Л. Витгенштейн);

    4) постпозитивизм (К. Поппер, Т. Кун).

    1) Классический позитивизм. По мнению О. Конта, философия должна отказаться как от материализма, так и от идеализма и основываться на позитивном (научном) знании. Это значит, что:

    философское знание должно быть абсолютно точным и достоверным;

    для его достижения философия должна использовать научный метод при познании и опираться на достижения других наук;

    основной путь для получения научного знания в философии – эмпирическое наблюдение;

    философия должна стать конкретной наукой, опирающейся на научные средств.

    Также Конт выдвинул закон двойственной эволюции – интеллектуальной и технической.

    2) Эмпириокритицизм (махизм). Его создателями считаются Э.Мах Р. Авенариус. Основная идея эмпириокритицизма: в основе философии должен лежать критический опыт.

    Позиции Эмпириокритицизма: все предметы, явления окружающего мира представляются человеку в виде «комплекса ощущений». Поэтому изучение окружающего мира возможно только как опытное исследование человеческих ощущений. А т.к человеческие ощущения имеют место во всех науках, философия должна стать: достоверной наукой об ощущениях человека, перевести абстрактные научные понятия на язык ощущений (например, масса, размер существуют не сами по себе, а есть то, что человек ощущает массой, размером).

    Из-за своего субъективного идеализма эмпириокритицизм частично расходился с самими принципами позитивизма, в силу чего не получил широкого распространения.

    3) Неопозитивизм. Основными представители: Б. Рассел, философы «Венского-кружка»

    Основные идеи:

    -философия должна заниматься логическим анализом языка науки, поскольку язык, как и язык науки, является главным средством, через которое человек позитивно (достоверно, научно) воспринимает окружающий мир. Философия должна заниматься логическим анализом текста, знаков, понятий, связей внутри знаковых систем.

    -освобождение философии от метафизических (не имеющих достоверного научного решения) проблем.

    4) Постпозитивизм. Основные представители: К. Поппер, Т. Кун

    Основные принципы:

    • Отходит от приоритетности исследования символов (языка) и обращается к истории науки;

    • Главная цель - исследование не структуры (подобно неопозитивистам) научного знания (языка, понятий), а развития научного знания;

    • Обязательно исключать неверифицируемые (метафизические, ненаучные) проблемы из философии.

    • Наука развивается не строго линейно, а скачкообразно, имеет взлеты и падения, но общая тенденция направлена к росту и совершенствованию научного знания.

    Основная проблема: Проблема фальсификации – теории могут считаться научными, которые в принципе могут быть опровергнуты, т.е. могут доказать свою ложность.)

    13. Философия жизни: особенности и проблематика (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

    Философы, критиковавшие разум и рационализм, стали больше уделять внимания свободе человеческого духовного опыта. Такое направление в философии называют ИРРАЦИОНАЛИЗМ. Главные ее представители: А.Шопенгауэр, Ф.Ницше.

    А.Шопегауэр был первым, кто выступил против философии Гегеля. Согласно Шопенгауэру, разум не играет главной роли в деятельности человеческого сознания, т.к. он не действует по своему собственному плану, а по указаниям воли. Т.е выше разума он ставит волю. Если рассматривать мир в целом, то он как бы раскалывается на два мира: настоящий, но не воспринимаемый мир (некая «Мировая воля») и иллюзорный, данный нам в ощущениях мир (наши представления о нем). МИРОВАЯ ВОЛЯ - это абсолютное начало всего. Сам мир неразумен, т.к. его первопричина – Мировая воля — это нечто неразумное. Бессмысленна и воля к жизни, также, как и сама жизнь.

    Ярким представителем «философии жизни» был немецкий философ Ф.Ницше. В основании философской системы Ницше лежит понятие воли к власти. ВОЛЯ К ВЛАСТИ – это то, что составляет основу жизни, дает ей существование, определяет ее содержание, задает смысл и конечную цель.

    Раскритиковав и отбросив прежнюю мораль, как впрочем, и всю классическую, основанную на разуме, культуру, он объявляет себя первым в истории имморалистом. ИММОРАЛИЗМ – отрицание морали. Из воли к власти Ницше выводит новые основания морали, в основе которых лежать принципы:

    1) «ценность жизни» есть единственная безусловная ценность;

    2) существует природное неравенство людей, которое зависит от различия их жизненных сил и «воли к власти»;

    3) сильный человек свободен от моральных принципов

    Всем этим требованиям удовлетворяет сверхчеловек. СВЕРХЧЕЛОВЕК –в философии Ницше это тот, кто придет на смену современному человеку, существо свободное, с максимальной волей к власти, не связанное никакими моральными предрассудками. Вырастить такого сверхчеловека основная цель человечества.

    14. Экзистенциализм о проблемах человеческого существования (Ж.-П. Сартр, А. Камю, М. Хайдеггер, Н. Бердяев).

    Экзистенциализм – направление философии, главным предметом изучения которого стал человек, его проблемы, трудности, существование в окружающем мире.

    Расцвету экзистенциализма способствовали причины:

    • Нравственные, экономические и политические кризисы, охватывавшие человечество перед Первой мировой войной, во время Первой и Второй мировых войн и между ними.

    • Использование технических достижений во вред человеку (совершенствование военной техники

    • Распространение фашистских и тоталитарных режимов, подавляющих человеческую личность, бессилие человека перед природой.

    Философы-экзистенциалисты уделяли внимание следующим проблемам:

    -Противоречие между человеческим внутренним миром и окружающей жизнью.; Проблеме отчуждения человека, т.к. общество, государство стали для него реальностью, которая полностью пренебрегает человеком, подавляет его «Я».; Проблеме бессмысленности жизни, одиночества, заброшенности; Проблеме внутреннего выбора и поиска человеком своего как внутреннего «Я», так и внешнего — места в жизни.

    М. Хайдеггер - Экзистенция, по Хайдегтеру есть бытие, к которому человек сам себя относит, наполненность бытия Человека конкретикой; его жизнь в том, что ему принадлежит и что для него главное. Бытие человека происходит в окружающем мире. В свою очередь «бытие в мире» состоит из «бытия с другими» И «бытия самого себя». «Бытие с другими» засасывает человека, оно направлено на его полное обезличивание превращение в такого, как все». «Бытие самого себя» одновременно с бытием с другими» возможно только при отличии «Я» от других. Поэтому человек, желая остаться самим собой, должен противостоять «другим», отстаивать свою идентичность. Только в этом случае он будет свободен.
    1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта